Нравится? Конечно, нравится. Если кому-то не нравится –
подсказывайте, забаню на две недели :).
Вы, верно, думаете, что речь о безумно дорогой машине. Ну да, оригинальные AC Cobra
стоят сейчас под полмиллиона долларов и годятся в основном для музейного хранения.
Скучно.
Но я не расстаюсь с винтажной мечтой. Изображенный на фото
экземпляр можно купить за $9.990 в виде «кита», а стоимость готовой машины с
двигателем 300-400 л.с. составляет $15-20 тысяч! То есть, примерно как базовый Hyundai Solaris. Ну? Уже теплее?
Кто в детстве не собирал железяки в надежде построить самоделку? А кто не пытался «оттюнить» свой первый вазик? Я
лично писал статьи про людей, которые вкладывали в подержанные «девятки» по 300
тысяч рублей – бюджет, достаточный для строительства собственной «Кобры»,
гораздо более мощной, харизматичной и управляемой, чем тазик с «губой», растяжкой
и амортизаторами Monroe.
В Европе и США выпускаются реплики десятков классических машин,
но для примера я выбрал одну из тех, от одного вида которой мне хочется взять
автокредит. Оригинальная AC Cobra выпускалась в 60-х и была гениальной помесью двух
автомобильных школ: легкий английский спорткар получил американский двигатель V8,
мощность которого доходила до 425 л.с., а то и 600 л.с. Таким образом, один из
соучастников проекта Кэррол Шелби хотел унизить Ferrari, и AC Cobra действительно была
хитом, хоть на гоночной трассе, хоть в гражданской жизни.
Дизайн и конструкция шасси оказались нестареющими, и сегодня десятки фирм выпускают репликары AC Cobra. Среди них есть те, что очень точно воспроизводят механику
и внешний облик оригинала, есть и более вольные интерпретации. Но не думайте,
что репликары – это хлипкие пластиковые кузова на примитивной раме, которые
годятся только для ретро-шоу. Многие репликары имеют
великолепную динамику и управляемость: скажем, разгон от 0-100 км/час за 4-5
секунд – это норма для легкой (менее тонны) «Кобры». Они ездят лучше, чем современные премиум-автомобили с 10-кратными ценниками, и в этом нет
особого секрета. К примеру, малая масса и удачная развесовка делают «Кобры»
не склонными к недостаточной поворачиваемости, добавьте к этому задний привод и
сумасшедшее соотношение мощности к массе. Повадки машины ближе к «формулам», чем
современным переднеприводным хот-хэтчам.
В основном реплики продаются в виде «китов» - наборов для
самостоятельной сборки разной комплектности. В принципе, тысячи за полторы
долларов специалисты соберут вам машину, но для большинства фанатов сборка –
это отдельное удовольствие. Есть киты, которые человек без опыта способен собрать за летний отпуск, есть и более сложные варианты, на
строительство которых уходит год и более. При этом одна из прелестей кита –
возможность индивидуализировать машину. Вот здесь вы можете выбрать комплектацию своей будущей реплики производства Factory Five. Скажем, заднюю подвеску
можно выбрать из четырех вариантов: зависимая от Ford Mustang, независимая
оригинальной разработки, независимая с улучшенными характеристиками, зависимая
(цельный мост). Далее – четыре варианта апгрейда подвески, если требуются
специфические характеристики (например, возможность регулировать жесткость и
углы установки колес). Можно выбрать тормоза, материал рычагов подвески,
покрытие рамы, тип выхлопной системы (а она очень влияет на эстетику «Кобры»),
приборы (оригинальные или современные), руль, сиденья и множество мелких
деталей, вроде «кармана»-воздухозаборника на капоте. Само собой можно выбрать
раскраску и колесные диски: я бы заказал в классическом британском
зеленом.
Киты бывают разной степени готовности, но двигатель и
трансмиссия в них не входят: их чаще берут от машины-донора.
На самом деле, купить мотор, даже мощный, от разбитого автомобиля – это не так
и дорого. Большинство реплик «Кобры» проектируется под
использование больших V8
производства Ford или Chevrolet, мощность которых
составляет 250-500 л.с.
Компания Shell Valley
предлагает за $9900 готовое шасси: плоская стальная рама,
стеклопластиковый или более прочный кевларовый кузов (он дороже), подвески
собственной разработки, проводка, тормоза, интерьер, приборы. За эти деньги вы
получаете «тележку», способную самостоятельно ездить с горки, и остается
укомплектовать ее двигателем и трансмиссией. Причем на стадии формирования
заказа вы можете указать тип мотора и трансмиссии, чтобы производитель сделал
правильные посадочные места. Обычно сборка китов не требует сложных операций,
вроде сварки или механической обработки частей: основная часть манипуляций сводится к
прикручиванию гаек и соединению разъемов.
Компания Factory Five предлагает более сложную
и дорогую пространственную раму, поэтому готовое шасси стоит $19.990, но можно
за те же $9.900, что и в предыдущем случае, приобрести кит для сборки на основе
машины-донора Ford Mustang: от него берутся тормоза, проводка, часть подвески, рулевое и так далее. Энтузиасты из журнала KitCar построили вот эту «Кобру» и вот во что она им обошлась: сборочный
кит ($9.900), битый «Мустанг», включая 5-литровый 250-сильный мотор ($2.300), колесные
диски ($1.450), окраска ($1.200), классическая панель приборов ($720), впускная
система ($430), другие расходы ($2.029). Итого – $18 029. Еще примерно $1000
долларов ушла на доставку и административные расходы. В любом случае, для автомобиля такого уровня
сумма посильная, тем более первый тест-драйв превзошел ожидания.
А компания Kirkham предлагает уникальные реплики, шасси которых сделано
полностью из алюминия: несущая часть из точеного (!) металла, кузов – из листового,
как у оригинальных «Кобра». Интересно, что идея владельцам компании пришла
случайно: один из них увидел алюминиевый польский самолет времен Второй Мировой
и, будучи энтузиастом «Кобры», послал на авиазавод запрос, смогут ли они сделать
алюминиевый автомобиль. «Легко», - ответили ему, и так родился проект на
стыке автомобилестроения и авиации. Как делают полностью алюминиевые кузова
можете посмотреть здесь – сказка. Цена алюминиевого
шасси высока: от 35 тысяч евро. С другой стороны, вот этот (на фото ниже) полностью собранный
автомобиль был продан за $98,5 тысяч, правда, с 632-сильным движком. Подлинный
суперкар. Конечно, любую реплику можно заказать в крытом варианте или в
кузове купе, например, вот такую Shell Valley Daytona.
Осталось не так уж много материальных вещей, о которых
хочется написать Деду Морозу. Реплики «Кобры» - одна из них, по крайней мере,
для меня. Можно сколько угодно рассуждать о непрактичности, но открытые
суперкары – а это без преувеличения они – и не должны быть слишком
хозяйственными. Но звук многолитрового мотора, открытый кузов и гоночная управляемость вряд ли оставят равнодушным человека, хотя бы немного
болеющего машинами. А внешний вид будет смотреться безупречно даже через десять
лет, когда «Солярисы» и «Фокусы» превратятся в старую, унылую безвкусицу.
Конечно, в России пыл убавляет необходимость платить 15% (но
не менее 5000 евро) пошлины с кузова и проблемы с постановкой на учет: насколько
я понимаю, автомобиль необходимо сертифицировать в НАМИ или аналогичной
организации как самоделку, что возможно, но стоит денег.
Но помечтать-то можно, а?
PS: компания
AC (кстати, самый
старый английский производитель автомобилей – с 1901 года) три года назад
начала выпуск шестого поколения AC Cobra Mk VI с
мотором мощностью 427 л.с. или 630 л.с., причем, на совершенно новом и
полностью современном шасси. ESP
и трекшн-контроля по-прежнему нет, но есть кондиционер. Цена – 93 тысячи фунтов
(4,8 млн рублей).
Еще одна похожая машина
|