Удивительная штука – человеческий мозг. На плоском листе
бумаге он может увидеть трехмерный куб, а у параллельных рельсов - точку
пересечения. Он заражен предвзятостью, склонностью все абсолютизировать и делать
поспешные выводы. И это дает неограниченный простор для рекламщиков, политтехнологов
и прочих манипуляторов. Как ввести в заблуждение, не искажая фактов? Вариантов
множество, и вот лишь самые азбучные из мира рекламы.
1. Реклама боится эпитетов в превосходной степени, вроде «лучший»,
«самый первый», «эффективнейший». Во-первых, по закону о рекламе любое
экстремальное высказывание требует ссылки на независимое исследование, и на
билбордах его часто печатают мелким шрифтом внизу (Лучший внедорожник Европы -
*По версии журнала Off-Road в категории внедорожников
японского производства с двигателем 168 л.с., где он был единственным
претендентом). Во-вторых, любая заявка на лидерство порождает скепсис. Поэтому
лучше использовать формулировку «один из…», которая снимает все вопросы. «Один
из лучших чаев в мире…», и не важно, что он находится на 14 месте в табеле о
рангах. Но ведь он один, и как минимум лучше 15-го, значит, все верно. Или так:
«Как мне кажется, лучший виски на планете». Ощущение, будто заявили про лучший
виски в галактике, но, с другой стороны, это лишь кажется вот этому чуваку с
фотографии по соседству.
2. Для простого человека факт
– антоним всего плохого, что есть в рекламе и СМИ. Это обратная величина домыслам,
слухам и субъективным заключениям. Факт зачастую можно проверить. Поэтому ключ –
в правильном наборе фактов. Можно сказать: на митинг пришло 35 тысяч москвичей.
А можно – 10 миллионов 965 тысяч жителей столицы проигнорировали митинг. Или
так – митинг заинтересовал менее 0,35% населения. Все факты отражают
действительность.
3. Мутные понятия – спасение в случае, когда ни убедительных
фактов, ни превосходных эпитетов не осталось. Мне, к примеру, особенно нравится любимое автомобильными
маркетологами сочетание «оптимальная цена». По Ожегову, оптимальный – это наиболее
благоприятный. Благоприятный – это способствующий чему-либо. Ну, так что такое
оптимальная цена? Одно дело сказать «самая низкая цена при одинаковых
комплектация и технических характеристиках» - это утверждение еще можно
проверить. А что является критерием оптимальности? Другой пример: почти
повсеместно в автомобильной рекламе искореняется базарное слово «скидки»,
уступая место туманной «выгоде». Выгода от использования кредита – 50 000 рублей.
Как в старой сказке: сломал галке крыло, вылечил галку, выгода галки составила
1 крыло.
4. Акцент на мифических достоинствах производит на абонента
гипнотическое действие. Самый банальный пример – это «цена от…», единственная
цель которой – заманить клиента в зону поражения менеджерами. Однако успехи RenaultLogan, HyundaiSolaris и FordFocus свидетельствуют, что
прием работает прекрасно, а обвинить кого-то во лжи почти невозможно, ибо
где-то в палате цен и прайсОв стоит эталонный Solaris за 419 тысяч рублей с пометкой «Руками не трогать, автомобиль в
единственном экземпляре, страховая стоимость 550 тысяч рублей». Или когда в
рекламе пива делают упор на новую форму бутылки, как будто после опорожнения она
станет вазой.
5. Человеческий мозг любит заполнять пустоты, поэтому хорошо,
если он делает это нужным нам образом. Этот прием неплохо работает при
антирекламе, когда мы не можем обвинить кого-то явно, но используем инерцию
сознания. К примеру, можно написать в форуме: «Когда я выходил из зала для
голосований, председатель сидел с напряженным лицом, а потом стал быстро
заполнять какие-то бумаги». И даже если на самом деле он решал кроссворд, большая
часть читателей домыслит – ага, рисовал галочки, где надо.
Мы все жертвы манипуляций сознанием, больших или
маленьких. Мы живем в мире тщательно отобранных фактов и чужих мнений, но сила
манипуляторов в том, что их действие незаметно, как ультрафиолет.
Если считаете свой мозг незараженным, проведите простой
эксперимент. Попытайтесь сказать что-нибудь действительно оригинальное, некую
мысль, которую вы не слышали от других людей. Ну? Получилось?
PS: моя любимая оптическая иллюзия. Клетки с оранжевыми точками - одного цвета, как и сами точки. Говорите, мозг вам не врет?
PPS:
наш оператор Андрей Винников снял клип для конкурса компании Kia. Посмотреть можно здесь,
а если понравится – проголосовать, нажав сердечко слева от экрана. У Андрея
хорошие шансы выиграть фотоаппарат. Такая
вот бесхитростная манипуляция.
Ну вот, опять. Все правильные хорошие ответы разобрали, а клип мне обси...ать???
По клипу - идея и правда интересная. Но с реализацией не очень. Актер, именно как актер, слабоват. Фальшиво сыграл. Мне вот честно, глаз режет. Мимика в "ответственный" момент наигранная и не естественная. Но все равно желаю Андрею победы.
По сабжу. Все верно впринципе сказано. Манипулируют все кто только может, и как может. Если чисто для себя покапаться поглубже, думаю совсем страшно может стать. А самый гавный манипулятор на блоге, это Артем.
А вот Коту кажется, что енто все от недостатка образования что ль, ну или вернее определенных знаний. Вот плин даже на рекламных щитах счас висит полный бред типа "0+0+0=12". Ну и как долго прийдется объяснять, например, своему ребятенку начальных классов, который енто видит большими буквами каждый день на улице и спрашивает "а почему так?". Или фразы типа "бесплатный кредит". Да епрст, основа кредита - срочность, платность и возвратность - енто базовые принципы. Как в свое время говорил один товарищ - если реклама на вас не произвела никакого впечатления - маркетологи трудились зря. А позитив или негатив если вызвала - то не зря, ибо вы уже высказываете какое-то отношение. P.S.: а шо мозг - его используют-то на 3 % поентому и имеем что имеем. Кстати кто может доказать что 2+2=100 ?
"У Андрея хорошие шансы выиграть фотоаппарат." - похоже что нет. На первом месте ролик с 5 тысячами, против 227 у Андрея. В таких голосовалках накручивают рейтинги часто. Если бы организаторы просто взяли и выбрали из числа всех, а не набей больше цифру. В честности этих рейтингов приходится сомневаться. На всех проектах 74 вывесить просьбу срочно проголосовать и не поразу если возможно, то может и получится чего.
По поводу рекламы. Хотите загадку (хотя может вы это уже читали)? Что это за автомобиль (взято с сайта оф. дилера):
Автомобиль ХХХ – это показатель респектабельности, уверенности и благосостояния своего владельца. Неординарный, но в тоже время аскетичный дизайн ХХХ разработан с учетом высокого уровня надежности и безопасности не только для водителя, но и для всех пассажиров. Обивка салона ХХХ выполнена из практичных, износоустойчивых материалов, что совместно с эргономично расположенными элементами управления, позволяет водителю и пассажирам наслаждаться удобством автомобиля. Автомобили ХХХ можно смело назвать самыми комфортабельными семейными авто. Эта модель стала незаменимой для семейных поездок на любые расстояния благодаря большому салону и вместительному багажнику, а также высокому уровню надежности и безопасности. Кресла водителя и пассажира выполнены с учетом всех законов эргономики, и они полностью соответствуют физиологическим особенностям человеческого тела. автомобиль ХХХ доказал свою надежность, безопасность и удобство, стал одной из самых любимых моделей для многих автомобилистов. Для многих это автомобиль продолжает оставаться эталоном красоты, изысканности и безопасности.
Просьба не искать текст в тырнете, просто напишите, что рисует воображение.
конкретно данной рекламы усомнюсь в квалификации манипуляторов: это ж что они такое курили, чтоб на полном серьезе и ни капли не стесняясь назвать 2107 эталоном красоты и вообще респектабельной, комфортной, безопасной семейной машиной, подчеркивающей статус ее владельца.
"но тут речь не о владельцах, а о рекламщиках." - ну так они же рекламу делают с расчетом на будущих щщщасливых владельцев ТАЗоф. Прочтет такую рекламу будущий тазовод, и почуйййствует свое превосходство над владельцами...... Хм, а над владельцами чего собственно? Раньше можно было бы смело сказать - над владельцами более старых ВАЗов, или Москвичей, или Запорожцев. Сейчас интересно какой над кем гордяк испытают?
Согласен. Разница между безлошадностью и ТАЗом гораздо сильнее, чем между ТАЗом и Майбахом, а первая машина это вообще любовь на всю жисть. Так что Эд прав, рекламщики просто в свою аудиторию метили.
ну ненай-ненай... 2107, конечно, сильно лучше проездного на автобус, но, чтоб ее покупатель сегодня действительно мнил себя владельцем статусного и безопасного автомобиля, а не банального средства передвижения 30-летней давности за относительно небольшие деньги (6 тыс. баксов, на мой взгляд, все же много за такой раритет).... ну если только он все это время на луне прожил, то, возможно, так и есть
я это вес к тому, что сие лестные эпитеты относятся к авто, как минимум, д-класса
Nana, просто представь, кореша на великах, а ты на тонированной семерочке с антеной, согнутой в триумфальную арку, на литых дисках, музыка орет так, что ветхие здания осыпаются... Это ли не статус?
у меня, должно быть, очень снобистское представление о статусе и, тем не менее, нет, это не он. Хоть с дисками, хоть с ксеноном. Просто попытка хоть как-то улучшить доставшееся уныние.Знаю владельцев этих чудных авто - покупались от безисходности чтобы ездить и только.
Кот боится сбаянить но все же: Один чел разместил объявление о продаже своей Лада-2105 на одном из европейских автосайтов. Вот его перевод: "Не пропусти свой шанс! Продается Лада 1987 года, долговечный русский автомобиль. Нуждаюсь в приличном внедорожнике 4х4, могу также обменять на цифровую фотокамеру. Но вначале немного об автомобиле. По-честному прошла техосмотр! Окрашена в "городской камуфляж" чтобы подчеркнуть своей русское происхождение. Наверняка на 90% произведена из переплавленных остатков русских танков и нефтяного оборудования из Сибири. Тщательно собрана на конвейере русскими рабочими, так что их немецкие коллеги плачут от зависти, глядя на результат. Мотор: 1,5 литра русской злости, которая выдает 75 лошадиных сил. Заводится в любую погоду! Мужественный звук выхлопа наводит на мысль о некоторой педерастичности современных V-tek моторов, например от Хонды. Коробка передач: 5 вперед и одна назад. Максимальная скорость составляет всего110 км/час, но управляется довольно легко. Само собой, посвистывает на высокой скорости, но покажите мне любой другой автомобиль, скрещенный с бульдозером, который не делает этого! Внутренняя отделка: Приятное сочетание бежевого и цвета свежего говна. Дополнительное оборудование: Эээээээ... как говорим мы, оптимисты: ничего такого, что может легко сломаться!" Машина была продана за несколько минут!
Тока при всей красоте и стараниях маркетологов по факту имеем отвращение покупателей от производителей/продавцов. Поют сладко - приходишь в салон - ентого нет, того нет, будет хз когда и тд... Ну и нафига козе баян спрашивается? Пришел поплевался и в жизнь туды больше ни ногой...
Меня высадила недавно ситуация: пришел выбирать и заказывать машину в салон. Подписал договор, ждал 2,5 месяца. В назначенный срок машина пришла, но некоторые элементы комплектации не соответствовали той машине, которая была выставлена в шоу-руме на момент заказа. На мои возражения менеджер заявил, что завод изменил комплектацию...В частности, речь идет о потолочной консоли с очечником, материале обивки потолка, наличии ручек в нем. Вот такой маркетинг на уровне автоконцернов. Причем в Etis комплектация бьется именно аутентичная, которую я заказывал. Кроме того, прокатился еще раз на тестовой машине, в ее салоне ощутимо тише и ходовка помягче. Это при том, что комплектация одинаковая с моей! На мой вопрос "Че за ...х?" менеджер беззастенчиво заметил, что тестовые машины "проходят некоторую доработку", вот только не уточнил, чья эта инициатива - дилера или производителя.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]