Вглядитесь внимательно.
Вот оно – наше автомобильное будущее. Новые условия промсборки вынудят
производителей ориентироваться на массовые модели, которые скупаются
автовозами, за которыми стоят очереди, короче те, что расходятся
сотнями тысяч в год (а это условие «промсборки по-новому»).
И пока исконно российский
автопром с его «Калинами» и «Приорами» постепенно увядает, на смену
идут они – «Сандеры», «Солярисы», «Поло Седаны». Последний стал главной
новинкой уходящего года, вот с него и спросим – какое ты, наше
автомобильное будущее?
Как сделан?
Не было бы счастья... Пока
моей машине закрашивали небольшую царапину на бампере (а заняло это
четыре дня), я взял подменный автомобиль в компании EuroCar, убив двух зайцев – и без колес не остался, и с машиной познакомился.
Вживую Polo Sedan смотрится чуть хуже,
чем на первых фото – пропорции портит задранный кузов, что особенно
заметно на виде сзади.
Иноземных «штампиков» на «Полике» – как
марок на чемодане путешественника. Тут и там выгравировано: Made in
Slovakia, ...India, ...Portugal, ...Poland, ...Germany, ...Japan, и,
конечно, ...in Russia. С миру по нитке – получился калужский Polo
Sedan. Но если Volkswagen подпишет новое соглашение о промсборке,
штампиков Made in Russia добавится, ведь требования к локализации будут
выше, и коснется она даже двигатели и (или) коробки передач: пока и те,
и другие приходят из Европы (двигатель – из Германии, «автомат» – из
Японии).
Визуально качество сборки и окраски
впечатляет, и единственная придирка – неравномерный зазор на стыке
переднего бампера и крыльев. Допускаю, что это дефект конкретной
машины, ибо задний бампер выведен по линейке.
Я против причисления Polo
Sedan к клану бюджетных авто. Какой же он бюджетный при цене 567 тысяч
рублей, причем, в не самой навороченной комплектации? Да, есть
кондиционер, автоматическая коробка передач, АБС, подогрев сидений, 2
подушки безопасности, но при этом – никаких излишеств. Так что оставим
иллюзии: Polo Sedan стоит вполне взрослых денег, а когда вы будете
читать эти строки, цена, вероятно, уже подрастет: базовые 399 тысяч
рублей будут просить за автомобиль с мотором 1.4 литра вместо нынешнего
1.6...
Но даже с такой, приподнятой планкой,
ожиданий придраться к нему непросто. Двери закрываются с правильным
звуком, сиденья держат каждый квадратный сантиметр спины, а посмотрите
на эти увесистые «крутилки» системы вентиляции – бюджетность, где ты?
Пусть все по «фольксвагеновски» скучновато, но солидно, ровно и
добротно.
Конечно, нет-нет да и
проглянут следы «секвестра бюджета» – пластик жесткий, что особенно
чувствуется на руле, нет подсветки бардачка, ткань на сиденьях
серенькая, непритязательная. Щетки стеклоочистителей – точь-в-точь как
на моей первой «шестерке». Задние тормоза – барабанные.
Но пусть у вас не сложится
впечатления, что «Поло» облупили до металла. Напротив, под
экономическим рубанком выжили не только принципиальные вещи, как
регулируемый в двух плоскостях руль или регулировка сиденья по высоте,
но даже мелочевка. Допустим, потолочные ручки – с микролифтами, в
солнцезащитных козырьках – зеркала со шторками, между передними
сиденьями – подлокотник с боксом. Подумаешь, спинка кресла регулируется
не плавно, как в Polo 5d, а ступенчато, зато откинуть ее можно в один
мах. Задние электростеклоподъемники есть уже в базе, складная спинка
заднего сиденья – тоже. Подогрев сидений – двухступенчатый.
Я нашел лишь один пример необоснованной
экономии – отсутствие индикатора температуры охлаждающей жидкости. В
морозы это особенно неудобно. Когда включать печку на полную мощность
после старта? Не переохладился ли от нее мотор? Копеечный узел, а не
хватает.
В остальном если и
«бюджетили», то с осмотрительностью разведчиков, и после Renault Logan
или даже Chevrolet Lacetti садишься сюда с чувством глубокого
удовлетворения. Получился этакий Polo-light, очищенный от буржуазного
жирка, но еще не одряхлевший от недоедания.
Сколько вмещает?
По продольным размерам
Polo Sedan можно записать в гольф-класс, но «усушенный» в поперечнике.
Соответственно, два могучих молодца сядут враспор, но нам, простым
смертным, не тесно. Хотя «Логан» с его тоненькими обшивками все же шире.
Впрочем, «Полик» отстает ненамного:
человек ростом 180 см сам за собой садится с приличным запасом по
коленям, а крыша высокая – хоть кивер надевай. К тому же профиль задних
сидений весьма удобен. Из элементов «роскоши» на втором ряду, правда,
лишь единственный подстаканник на двоих, но и на том спасибо.
Багажник понравился: пусть
не такой исполинский, как у «Логана» (460 литров против 510), зато с
большой погрузочной площадью. Хотя легкое обюджечивание есть и здесь:
простые петли-крюки не позволяют грузить отсек по крышку, а на ее
внутренней части проглядывает голый металл. Зато спинку заднего сиденья
можно сложить по частям буквально за минуту, а под полом уместилась
полноразмерная запаска и лотки для мелочевки. Правда, у базовых Polo
Sedan спинка заднего сиденья складывается только целиком.
Как едет?
Едет он прекрасно, и
отдельное спасибо – за мягкую поступь. Народный автомобиль должен
заботиться о спокойствии своего народа, не так ли?
Подвеска – не
«логановская» перина, но все же мягче, чем у Polo 5d или Golf.
Поразительное чувство: проносишься через знакомые трамвайные пути и
вглядываешься в зеркала: а были ли рельсы? Или дорожная революция уже
закатала их в асфальт? Нет, на месте, родимые, просто Polo Sedan
отрабатывает их не только податливо, но и бесшумно.
Шумоизоляция вообще неплоха, и может
быть поэтому низкочастотное бормотание мотора на разгоне кажется таким
контрастным: если обычно оно сливается с негармоническим хором других
звуков, то в «Полике» солирует само по себе. Правда, отчасти тишина
объясняется нешипованной резиной Bridgestone Blizzak MZ-01, но дело не
только в ней. Взять хотя бы пухлый мат шумоизоляции, приклеенный к
обратной стороне капота – на шумке, похоже, не экономили.
При этом звуки почти беспрепятственно
просачиваются через стекла Polo Sedan. Разговор соседей по стоянке
слышен подозрительно четко, а когда чистишь машину от снега, музыка из
салона звучит, будто выкрученная на полную громкость. Не просто
«утс-утс», а прямо с лирикой, припевами и даже бэк-вокалом... Видимо,
либо тонкие сами стекла, либо их уплотнители. На ходу, к примеру,
хорошо различаешь бряцанье кусочков льда по лобовому стеклу. И ощущения
скорости «Полик» скрадывает не слишком умело: после 100 км/час шумовой
фон нарастает прогрессивно, так что 120 км/час с восьмьюдесятью не
спутаешь. Но до «стольника» он более чем комфортен: «Лачетти» или даже
«Ситроен С4» на его фоне – рассадники шумов.
Рулевое управление понравилось чистотой
реакций. Благодаря электроусилителю в стояночных режимах руль невесом
даже в морозы, но по мере разгона прибавляет в весе, и обратная связь,
пусть и эскизная, не теряется даже в скользких поворотах. Причем ни
вибраций, ни реакции на колейность на руле нет.
Другое дело, что сами
повадки лишены какой бы то ни было горячности: в пределе машина уходит
в безнадежный снос, вытащить из которого ее можно лишь «пассивными»
мерами: уменьшением угла поворота руля или сбросом газа. Возможно,
виноваты нешипованные «близзаки», которые скользят издевательски рано и
резко. Впрочем, если постараться, можно прописать поворот на грани
сцепления, и тогда задние колеса работают более активно, но проблема в
том, что грань эта действительно тонкая: чуть перестарался и снова
«плужишь» наружу поворота. Впрочем летом на соответствующей резине,
вероятно, «Поло Седан» раскроет новые грани своего характера, а пока
поставим ему плюс за понятность в докритических режимах.
Двигатель и автомат
работают отменно. По абсолютным цифрам Polo Sedan середнячок – 12,1
секунд до «сотни» (10 секунд с механикой), но главное, управлять тягой
очень удобно. Большая часть недорогих В/С-классников комплектуется
четырехступенчатыми автоматами, длинные передач которых убивают всякую
прыть. А у Polo автомат шестиступенчатый, и незаметно для водителя он
всегда находит нужную передачу. В городе при 60 км/час, к примеру,
подтыкает пятую, прожимаешь газ – падает на третью, щелк – уже
четвертая. В режиме D реакции мягкие, если хочется немного остроты –
предусмотрен спортивный режим S или ручное переключение. Правда,
пользоваться селектором не очень удобно (это проблема всех
«Фольксвагенов») – прямой паз осложняет включение режимов вслепую, а
подсветка режимов становится невидимой на ярком солнце. Конечно, можно
смотреть индикацию режима на передней панели, но при парковочных
маневрах это не очень удобно. Не слишком удобны, кстати, и зеркала
заднего вида: угол «захвата» мог бы быть и побольше.
Резюме такое – на фоне бюджетных
моделей, вроде Renault Logan или того же Solaris, Polo несколько
дороже. Красивая базовая цена 399 тысяч рублей предполагает автомобиль
без кондиционера, хотя и с двумя подушками, четырьмя
электростеклоподъемниками, усилителем руля и двигателем 1.6 (105 л.с.).
А минимальная стоимость версии с кондиционером – 501 тысяча рублей без
учета дилерского допоборудования, и это – одна из основных проблем
«Поло»: кондиционированные конкуренты ощутимо дешевле (Logan 1.6 – от
423 тысяч в Челябинске, Solaris – от 399 тысяч).
То же самое относится к версиям с
«автоматом» – Polo стоит от 546 тысяч (с кондиционером), Renault Logan
1.6 – от 479 тысяч, Hyundai Solaris 1.6 – от 484 тысяч (а есть еще
Solaris 1.4 AT, который на 10 тысяч дешевле). Короче говоря, чем лучше
комплектация, тем больше ценовая разница Polo с конкурентами.
Впрочем, Polo Sedan может стать
альтернативой даже таким машинам, как Ford Focus: по вместительности
салона немец уступает только по ширине, а багажники и вовсе идентичны.
Что касается остальных качеств, то у «Поло» есть и свои преимущества:
мягче ход, современнее автомат, и т.д. При этом по цене «Полик»
выигрывает – к примеру, минимальные версии с автоматом и кондиционером
у «Поло» примерно на 80 тысяч рублей доступнее, чем у Focus 4d.
В любом случае цена «Поло» не выглядит
неоправданной. Поездив на нем, я лучше понял, за что просят эти уже
небюджетные деньги (надеемся, грядущее подорожание будет не слишком
серьезным). А если Polo Sedan подтвердит начальный посыл в длительной
эксплуатации, то рискует завоевать лавры одного из лидеров по
соотношению цены к качеству. Первым свидетельством его талантов
является крэш-тест журнала «Авторевю», в котором Polo Sedan набрал максимальное число баллов.
Если есть желание протестировать автомобиль – добро пожаловать в компанию EuroCar, где его могут предоставить даже на двухдневный тест.
Жаль только, очередь на Polo Sedan
растянулась до середины следующего года. По прогнозам, даже после
выхода производства на заявленную мощности «Поло» останется в дефиците
и срок ожидания сократится лишь до 3-4 месяцев.
Наше автомобильное будущее
Такую машину россияне ждали от АвтоВАЗа: в чем-то простую, но в принципиальных вещах – продуманную и щедрую.
Polo Sedan называют
моделью, разработанной специально для России. В этом заявлении есть
доля лукавства: все-таки сделан он не с чистого листа, а на готовой
платформе (кстати, «Европейского автомобиля года 2010»).
И все же девиз «For Russia Special» имеет место быть: отличий от
обычного «Полика» немало, а, главное, многие из них действительно
делают Polo про-российским автомобилем. Большой багажник. Строгая
внешность. Просвет 170 мм. Аккумулятор на 60 А*ч. Оцинкованный кузов с
12-летней гарантией от сквозной коррозии.
Обрусевает Polo и в производственном
смысле – текущая локализация превысила 30%. Сиденья, некоторые детали
подвески, бензобаки, бампера, пластиковые панели интерьера, воздушные
фильтры, шины частично или полностью делаются в России. Большая часть
русифицированных компонентов выпускается на совместных предприятиях с
мировыми лидерами, включая Magna, и в будущем поставщики
сконцентрируются подле завода в технопарке Грабцево. Требования
Volkswagen к партнерам весьма высокие, и при заводе работает
лаборатория, которая тестирует пластики на пахучесть, металлы – на
тягучесть, стекла на прочность, электрооборудование – на
морозоустойчивость и т. д. и т.п.
Летом заработал цех штамповки кузовных
панелей на совместном предприятии испанского «компонентщика» Gestamp
Automocion и российской «Северстали». Прокат пока поставляется с
европейских заводов ArcelorMittal, но «Северсталь» интенсивно работает
над улучшением качества российского листа. Пусть идеи не наши, но
металл будет наш.
В Калуге планируется выпускать до 75
тысяч «Поликов» в год, оставшиеся 75 тысяч разбавят другие модели
Volkswagen и Skoda. Но по новому соглашению о промсборке, к которому,
Volkswagen, вероятно, присоединится в феврале, объем выпуска должен
достичь 350 тысяч автомобилей в год к 2015 году.
Volkswagen планировал нарастить
мощности калужского завода, и просил под эту задачу послаблений от
правительства, в частности, продления текущего режима промсборки.
Похоже, не вышло – новые условия промсборки предполагают не только
локализацию в 60% через пять лет после заключения нового соглашения, но
и организацию производства двигателей и трансмиссий. Впрочем, для
Volkswagen в этой задаче нет ничего невообразимого: потенциал роста
есть у калужского завода, присматриваются немцы и к производственным
линиям ГАЗа. Поэтому наклепать 350 тысяч машин они смогут, и главный
вопрос в другом – смогут ли они их продать?
В прошлом году Volkswagen и Skoda
реализовали в России 73 тысячи автомобилей на двоих, но в 2010 динамика
просто сногсшибательная – почти серьезный прирост и реальные шансы
перейти рубеж 100 тысяч. И это – практически без учета Polo Sedan,
производство которого в «пристрелочном» темпе началось только осенью,
из-за чего очереди растянулись на 9 месяцев. Так что в следующем году
ожидается новый прирост, возможно, до 130-150 тысяч.
С другой стороны, крепчает и
конкуренция, а в последнее время особенно сильно в сегменте
полубюджетных авто. Renault Logan получил новый интерьер, вышел Renault
Sandero, дебютировал Hyundai Solaris – и по первым впечатлениям
он будет серьезным конкурентом «Полику». А в будущем на рынке станет
еще теснее: появится тольяттинский семиместный Logan MCV, Renault
Duster, возможно, начнется выпуск глобального Nissan Sunny в кузове
седан, появится недорогой KIA на платформе «Соляриса». Да и другие
производители подумывают о выпуске полубюджетной модели для России.
Так что машины, вроде Polo Sedan – действительно наше автомобильное будущее. И, скажем прямо, далеко не худший его вариант.