Если Audi не постеснялась
поставить на новейшую модель мотор мощностью 85 л.с., то чего ждать от
Volkswagen? Встречайте – новый Polo. Младший мотор – 1,2 литра. Старший
мотор – 1,2 литра. Младший без наддува и развивает 60 или 70 л.с.
Старший с наддувом – 105 л.с.
А есть еще средний – 1,4
литра и 85 атмосферных «лошадей», который и попал к нам на тест.
Представляете, у автомобиля ценой под 700 тысяч энерговооруженность
сопоставима с ВАЗ-2115! Однако, однако...
Я уже сталкивался с таким феноменом на Skoda Yeti
– преселективный автомат DSG действует на мотор, как допинг, и по
ощущениям добавляет 20-30% мощности. Ощущение не обманчиво. Вопреки
обывательскому мнению, разгон автомобиля никогда не идет только на
максимальной мощности, ведь при переключениях передач обороты, а вместе
с ними и мощность, падают. Чем больше передач, чем они короче, тем
ближе значение реальной мощности к максимальной. 7-ступенчатый автомат
DSG в этом смысле очень хорош – в режиме газ в пол обороты мечутся
около максимальной отметки, и Polo отлично шустрит на разгоне, требуя
минимума усилий от водителя. Даже при обгонах, где недостаток мощности,
казалось бы, должен был проявиться, автомобиль звенит двигателем и
набирает скорость с олимпийским рвением. Моменты переключения не
ощущаются в принципе. А при равномерной езде коробка тут же переходит
на седьмую передачу ради экономии топлива.
Из минусов, которые относятся ко всем
DSG, – туговатый старт с места. После нажатия на газ доли секунды
машина размышляет, и вместе с ней размышляешь ты: не нажать ли
посильнее? Давишь сильнее, и Polo прыгает вперед с пробуксовкой. Это
мешало при попытках развернуться в три-четырех захода на узкой
раллийной трассе с колеями, где нужно точное дозирование газа на малом
ходу. Плюс селектор DSG имеет невнятную фиксацию при переключении
режимов, так что егозить вперед-назад с DSG не слишком удобно. А еще,
если ехать с минимальной скоростью и придерживать машину тормозами,
«автомат» придушивает мотор, и тот похрюкивает, словно вот-вот
заглохнет . В этом смысле DSG чуть-чуть уступает гидромеханикам по
комфорту в пробках, но зато на голову переигрывает их на открытом
пространстве.
Стиляга
Новый
Polo выглядит солидно, и я бы отдал ему титул «Самый стильный
автомобиль В-класса». На фоне игриво-женственных или
одутловато-семейных конкурентов он смотрится увесисто, взросло,
по-мужски. Но одновременно он и один из самых скучных, с минимумом
эпатажа. Машины вроде «Фиесты» и «Мазды2» часто покупают на эмоциях:
«У-тю-тю, какая прелесть», но Polo в свой адрес такого не услышит. С
другой стороны, «Фиесты»-«Мазды» часто не покупают из-за их фривольного
облика, и тут Polo козырнет своей зрелостью. Он этакий «бизнес-класс»
среди компактов.
Зрелость еще сильнее чувствуется в
салоне. Кнопочки – по линеечке, приборы – по циркулю: все очень удобно,
функционально, интуитивно понятно. И, естественно, скучновато. Впрочем,
я бы не ставил это в минусы: игривые салоны приедаются, а сдержанные
почти не подвержены моральному износу. Тем более качество материалов на
пять баллов: так и хочется лишний раз покрутить «барашки», понажимать
кнопочки – Das Auto!
«Поло» компактен, но внутри это
ощущается в основном за счет более вертикальной посадки и меньшей
ширины салона, чем, к примеру, у «Гольфа» или «Джетты». В целом места
достаточно, руль регулируется в двух плоскостях, расположение органов
управления – логичное. Да и обзорность за счет не слишком широких стоек
неплоха. Зеркала заднего вида многоугольной формы вроде бы небольшие,
но вполне «зрячие».
На втором ряду тоже
неплохо – выемки в спинках передних сидений увеличивают запас для
коленей, хотя места поменьше, чем, к примеру, в Nissan Note или Skoda
Fabia. Да и плоская спинка сиденья коротковата для высоких людей.
Багажник в новом поколении стал больше,
но на несущественные 10 литров (итого 280). Высокий порог осложняет
погрузку тяжестей, а спинка заднего сиденья складывается целиком и в
неровный пол (со ступенькой). Правда, это особенность версии Trendline,
а в более дорогой Comfortline есть и раздельные спинки, и ровный пол с
подполом. Вы же знаете девиз «Фольксвагена»: лучшее – за доплату.
Акселерат
Самое
парадоксальное при езде на «Полике» – это впечатление, что автомобиль
на 1-2 класса крупнее, чем на самом деле. Привычная корреляция между
компактностью и простоватостью уже не работает, и если сравнивать
«Поло» с тем же «Гольфом», то за исключением разницы в «ростовке» они
весьма похожи.
Polo впечатляет качеством шумоизоляции
– мотор пробивается только на высоких оборотах, шины и аэродинамика
поют весьма умеренно. Поступь у «Полика» типично «фольксвагеновская»,
то есть подвеска не мягкая, но сильные удары не могут пробиться выше
«ватерлинии» и вязнут где-то в недрах ходовой части. Очень понравилась
устойчивость автомобиля при быстром проезде вспученных участков дороги:
«Поло» не проявлял склонности к рысканью или раскачке, не было и дрожи
на руле, словно это не компактный автомобиль, а увесистый паркетник.
Причем в отличие от того же «Гольфа» Polo имеет полузависимую заднюю
подвеску, да и в целом проще старшего брата.
Руль автомобиля легкий и
непосредственный, но порой казалось, что в околонулевой зоне реакции
слишком смягчены: резко выкручиваешь руль, а машина следует за ним с
едва заметной ленцой. Но зато обратная связь чувствуется весьма
неплохо, поэтому на высокой скорости или при езде в быстрых поворотах
машина ведет себя очень самоуверенно.
Что немцу gut, то русскому – «маловато будет!»
Нам
трудно понять, как такой маленький и не самый новаторский автомобиль,
мог получить титул «Автомобиль 2010 года» в Европе. Он получил его не
за открытие новых горизонтов, а за свой тотальный перфекционизм.
VW Polo – хорошая иллюстрация «смены
парадигмы» городских автомобилей, которая произошла в последние
десятилетия. Раньше компактность автомобиля была «побочным продуктом»
погони за снижением стоимости: чем меньше машина, тем меньше
металлоемкость, меньше деталей, проще конструкция. Эту тенденцию
заложили микрохиты, вроде Volkswagen Beetle, Mini, FIAT 500. А раз
главной цель была дешевизна, проявлялась она во всем: компакты были
примитивнее, шумнее, медленнее полноценных автомобилей.
Но как только Европа
задохнулась в автомобильном смоге, миниатюрность машины обрела
самоценность: и парковаться легче, и налоги меньше, и расход топлива
скромнее. А раз люди готовы платить за компактность, «малыши» перестали
быть недоавтомобилями, при создании которых экономили на всем.
Появились представители В и даже А-класса, по уровню технологий дающие
фору иному полноразмерному седану.
Еще наглядней тенденцию
иллюстрируют новинки премиум-брендов: Audi запускает новый A1 (кстати,
на базе Polo), BMW замыслила машину компактнее своей «единички»,
Mercedes-Benz не оставляет попыток популяризировать Smart. А чего стоит
Aston Martin Cyget на платформе букашки Toyota iQ?
Вот и Polo, несмотря на скромные
размеры, оставляет впечатление абсолютно взрослого автомобиля. И все бы
было ничего, вот только в России менталитет иной. Для нас маленький
автомобиль — это по-прежнему синоним дешевого автомобиля, который
покупают лишь потому, что не хватило на нормальный. И платить за
компактность у нас не готов практически никто.
Поэтому
Polo, как и многочисленные его конкуренты, выглядит переоцененным.
Судите сами, хорошо упакованный Polo со 105-сильным мотором стоит более
700 тысяч рублей, а это уже территория паркетников или седанов
C/D-класса, причем более мощных (см. таблицу). В принципе цена «Полика»
начинается от 472 тысяч рублей, но проблема всех VW – недешевые опции.
Поэтому за минимальную цену вы получите трехдверный автомобиль с
60-сильным моторчиком и с минимумом оборудования – даже кондиционера
нет.
Относительно конкурентов Polo не
выглядит дорогим, проблема относится скорее к B-классу в целом: чего
только стоит Toyota Yaris с ценником от 705 тысяч рублей – вот уж
действительно предложение для фанатов марки. Большинство конкурентов
Polo имеют базовую стоимость менее 500 тысяч, но даже эта относительная
доступность рассеивается при попытках собрать нескучную комплектацию.
Посмотрите таблицу под текстом: ради
интереса я включил в нее абсурдный вариант в виде Toyota Camry, которая
при схожей комплектации дороже Polo всего на 12%, хотя она на три
размера больше и в полтора раза мощнее.
И где найти аргументы, чтобы человек
отказался от покупки, к примеру, Volkswagen Golf в пользу Polo с учетом
опасной близости их цен (менее 5%)? Такие аргументы можно написать на
немецком, французском или японском языках, но в русском их, похоже, не
существует. Не зря Nissan передумал выводить на российский рынок новую
Micra – неактуальна.
Лично мне Polo понравился прежде всего
своей неосязаемостью: сел, и машина растворилась – так идеально
подогнанные кроссовки сливаются с ногой спринтера. Не трет, не жмет, не
мешает стремлению к высоким целям. «И все-таки Golf не хуже, а багажник
больше...» – бубнит внутренний голос. Так что наиболее вероятным
покупателем Polo мне видится бизнес-леди, ищущей небольшой, но удобный
и презентабельный автомобиль, который настроит бизнес-партнеров на
деловой лад, а не весенний флирт.
Сравнение Volkswagen Polo с моделями других классов