Пока Максим Ахтямов забирал Opel, я
отправился за KIA Cerato Koup, гадая, в каком колере достанется
автомобиль. Оба-на – в красном! Цвет артериальной крови так удачно
подчеркивает его имиджевую доминанту.
На фотографиях скульптурная Astra GTC
смотрится не менее сногсшибательно: точно ртутный терминатор, принявший
форму автомобиля, она отсвечивает своими зловещими гранями. Блеск в
самом прямом смысле.
Я еду к месту встречи на Cerato Koup,
когда сзади накатывает Astra, буровя зеркало заднего вида прищуром
голодных глаз. Сейчас они сойдутся в бескомпромиссной битве на гоночной
трассе, но для начала мы останавливаемся, переводим дух и разглядываем
их под разными углами, выбирая победителя номинации...
...дизайн
Победитель – KIA Cerato Koup.
Если судить по студийным фото, это очень
спорный вывод: в лучах софитов Astra прямо-таки гипнотизирует соцветием
иллюзорных бликов. Но посмотрите на наши фотографии без прикрас:
сложные подштамповки боковин требуют специального освещения и в обычной
жизни малозаметны, а пропорции автомобиля достаточно традиционны. В
быту, увы, она выглядит не такой уж броской, хотя мне нравится ее
коренастая осанка: от Astra веет уверенностью в себе.
Но Cerato Koup еще лучше: даже в
сумерках его поджарый купейный силуэт будоражит кровь, и алмазная
огранка не теряется при уличном освещении. Его дизайн читается с листа,
он менее студийный, а потому из кучи припаркованных автомобилей глаз
выбирает именно его.
Балет на льду
Победитель – Opel Astra GTC.
В 10 метрах впереди Astra GTC крутит
своей крепенькой попкой, потом стабилизируется и несется по ледяному
желобу. Мы на ледяной трассе BoikoMotorSport, что находится на выезде из
Челябинска в сторону Кургана (слева за Вахрушево).
Я пытаюсь поспеть за «Астрой», тем более
Cerato Koup обут в шипованную резину Bridgestone Ice Cruiser, тогда как
у оппонента – фрикционные шины Hakkapeliitta R.
Не тут-то было. Без объявления войны
Cerato Koup срывается в резкий занос, который с аппетитным хрустом
подрезает система стабилизации, растрачивая весь запас кинетической
энергии. В медленном повороте «кореец», наоборот, скользит передком, а
система стабилизации панически душит машину тормозами так, что разгон на
выходе почти прекращается. Я топлю газ в пол, но ESP не ослабляет
хватки. Приходится отпускать педаль и нажимать снова, нащупывая «зацеп».
ESP у Cerato работает резковато и хотя
спасает от фатальных последствий, но гасит скорость слишком уж рьяно.
Поэтому выключаю электронику и еду максимально сосредоточенно. В таком
режиме Cerato Koup кажется даже более покладистым, но в его душе живет
затаенная обида.
Он подкарауливает момент и метет хвостом
на изломах рельефа, в быстрых поворотах и знакопеременных связках. При
этом занос нередко сменяется таким же яростным сносом, и ты все время
оказываешься заложником этих крайностей, теряя скорость.
«М-да, на льду у «Церато Куп»
наблюдается нервозность, и реакции автомобиля расходятся с ожиданиями и
действиями водителя: занос то и дело переходит в хлыстовой снос и
обратно», – скажет позже наш эксперт по управляемости Максим Ахтямов.
Также он отмечает, что при слишком
быстром вращении руля гидроусилитель «затыкается», и руль становится
дубовым. В общем, езда в скольжениях – не конек Cerato Koup.
Astra GTC интеллигентнее. Ее система
стабилизации работает мягче, быстрее и точнее, поэтому не препятствует
активной езде. В лучших традициях современных ESP, она допускает технику
«на дурочка», когда ты просто давишь педаль газа и указываешь рулем
направление поворота.
С отключенной ESP Astra отличается более
плавными и предсказуемыми скольжениями, хотя резкий занос в одном
кочковатом месте трассы свойственен и ей. Но в целом поведение машины
более понятно, и порой удается протянуть ее через затяжной поворот в
очаровательном скольжении.
Вероятно, лучшая точность в
«пограничных» состояниях у Astra достигается за счет задней подвески с
механизмом Уатта, которая имитирует работу независимой подвески. Плюс у
GTC передние стойки McPherson с отдельными поворотными кулаками, как на
горячих хетчах (и Opel Insignia OPC).
«Astra GTC – это самый драйверский из
«обычных» хетчбэков, – восторгается Максим. – Легкость, с которой
передняя ось автомобиля заходит в повороты, кажется нереальной, и по
ощущениям машина килограммов на триста легче своего паспортного веса.
«Передок» активно цепляется за скользкую поверхность, а задняя часть в
большинстве случаев уходит в занос, который стабилизируется газом».
Ощущения подтвердил секундомер: как
видите, Astra GTC даже на нешипованной резине опередила Cerato Koup. За
рулем в обеих попытках был Максим Ахтямов, хорошо знающий трассу.
Также отметим, что на обеих машинах
система стабилизации не отключается полностью: в критические моменты она
помогает водителю избежать полного фиаско.
Результаты хронометрируемых заездов по трассе BoikoMotorSport
Автомобиль
Время прохождения круга
ESP активирована
ESP выключена
Opel Astra GTC
2:39,30
2:35,80
KIA Cerato Koup
2:48,80
2:42,40
Настройка органов управления
Победитель – KIA Cerato Koup.
С некоторым облегчением покидаем трассу,
потому что гонки по льду на гражданских шинах – занятие крайне
специфическое. Мы с Максимом пристреливаем симпатичный виадук с
завитками-пандусами, на которых можно оценить интерактивность
автомобилей.
И неожиданно выигрывает Cerato Koup. На
парковке его руль казался чересчур увесистым, но на ходу гидроусиленная
баранка дает очень натуральную обратную связь. В напряженных поворотах
это позволяет чувствовать запас сцепления передних колес и вносить в
траекторию микрокорректировки. Отлично настроены и тормоза: педаль
правильно «весит», и усилие растет прогрессивно.
«Педаль тормоза тут «твердая», с
линейным дозированием замедления, – заключает Макс. – Акселератор –
словно точный прибор по взвешиванию мощности двигателя. В городе очень
легко забыть о нервозности, которую «Церато» проявлял на ледовой
трассе».
«Астральное тело» оставило не такие
однозначные впечатления. Руль очень остр около нуля: качни его, и машина
отскочит в соседнюю полосу, словно налетела на резиновое заграждение.
Весело, но порой даже чересчур. Обратная связь по рулю хотя и
присутствует, кажется более искусственной: руками ты чувствуешь не
только настроение передних колес, но и сокращения мышц электоусилителя,
который не может обеспечить той прогрессивности возвратного усилия,
которой щеголяет «гидрач» Cerato Koup.
Педаль тормоза имеет приличную зону
холостого хода прежде, чем суппорты закусят тормозные диски
по-взрослому. Сцепление у Opel весьма длинноходное, а педаль газа
легковата.
Эргономика и практичность
Победитель не выявлен.
Покончив с заездами, мы с Максом решаем взглянуть на автомобили глазами каждодневных юзеров.
Если вы никогда не ездили на трехдверках
или купе, приготовьтесь к шоку от того, какие у них массивные двери. Не
двери, а прямо амбарные ворота. Их размах настолько велик, что на
стоянках близко припаркованные автомобили порой вынуждают просачиваться в
салон змейкой, и в этом смысле оба автомобиля противопоказаны людям с
пышной комплекцией. В день теста было ветрено, и это создало другую
проблему: открывать день нужно аккуратно, иначе при такой парусности
сильный порыв впечатает дверь в соседнюю машину или вырвет ее петли с
корнями.
У Cerato Koup двери безрамочные, что
добавляет шарма. Макс обнаружил, что на дверных подлокотниках корейского
авто есть «кармашки», за которые удобно держаться при закрывании, а
Opel имеет лишь традиционные ручки. Кстати, чтобы вытянуть ремень
безопасности, в обеих машинах нужно хитро изогнуть руку: задняя стойка
отнесена далеко за водительское сиденье.
Посадка и там, и там показалась чересчур
высокой, гражданской, а в Cerato сместиться вниз хотелось в том числе
из-за близости головы к потолку: при моем росте 180 см запас остается
сантиметра четыре.
Зато сиденья в обоих машинах удобнее,
чем в их гражданских аналогах, и имеют боковую поддержку. Сиденья Opel
уже и жестче, и вопрос о том, удобно ли в них людям с широкими спинами,
остался открытым. Cerato Koup имеет более мягкие и широкие валики, при
этом «держак» в повороте неплох за счет шершавой ткани с рельефной
текстурой.
Посадка в обоих машинах удобная, а руль
можно притянуть к себе под правильный хват. Салон Cerato Koup проще по
дизайну, а я придрался к расположению рычажков открывания капота и
багажника, ютящихся на полу возле направляющей сиденья. В весеннюю
слякоть они зарастут грязью за три поездки. Макс, в свою очередь, нашел
просчет и в Opel: если резко отпустить рычаг ручника, есть риск
прищемить палец. Кроме того, центральная консоль Opel явно перегружена
кнопками.
За счет широких шин и колеи (на 4 см
больше, чем у обычной «Астры») GTC оказалась замарашкой: пачкаются
крылья, пороги, даже двери.
По удобству заднего ряда выигрывает
Opel. «Астронавтам» просторно, а спинки завалены назад, что обеспечивает
более расслабленную посадку. Ну, разве что немного давит на психику
высокая подоконная линия, и дети без специальных кресел (допустим,
старше 12 лет) будут постоянно спрашивать: «Папа, а где мы едем?»
В Cerato Koup места по коленям – лишь с
небольшим запасом, а головой я подпираю потолок. Посадка более
вертикальна, а проникнуть на второй ряд можно лишь через правую дверь.
В обоих автомобилях для манипуляций с
передними сиденьями требуется определенная физическая сила и сноровка.
Особенно тугими показались кресла Opel.
С точки зрения практичности правильнее
было сравнить Astra GTC c KIA Pro Cee'd, но тестового автомобиля мы не
нашли. KIA Cerato Koup чуть длиннее «Астры» (на 64 мм), и багажник у
него больше: 415 л против 380. Преимущество, как видите, не разгромное,
однако Opel имеет меньшую погрузочную площадь и более массивный, высокий
порог, так что по грузовместимости с небольшим перевесом выигрывает
Cerato Koup. У обоих автомобилей под полом багажника докатка, а спинки
задних сидений можно сложить.
В целом они вполне пригодны для
ежедневного использования, если речь не идет о регулярной
транспортировке большой семьи или грузов. В отличие от иных «спорткаров»
вроде Peugeot RCZ, на второй ряд можно поставить детское кресло, а
багажники так и вовсе на уровне лучших машин соответствующего класса.
Ездовой комфорт
Победитель – Opel Astra GTC.
Astra тише, мягче и лучше справляется с
плохими дорогами. Единственное, что обращает на себя внимание, – громкие
стуки 18-дюймовых «лаптей» шириной аж 235 мм по стыкам покрытия:
ты-дык, ты-дык, точно рядом идет товарный поезд. Кажется, будто машина
жестковата, на самом деле вибраций почти нет, только их акустические
тени. Но в остальном Astra GTC едет обволакивающе-деликатно, как и
должен ехать автомобиль ценой за 800 тысяч рублей.
«На «Астре» слышишь каждую кочку, но не
чувствуешь ее пятой точкой, – подтверждает мои ощущения Максим. – Зато
энергоемкость у ее подвески почти кроссоверная. На лесной дороге не было
и намека на пробой».
Cerato Koup не так рафинирован. У него
более голосистый мотор, громче поют колеса (хотя это можно объяснить
шипованной резиной), и если на умеренно ровных дорогах он кажется
комфортным, то при проезде крупных зазубрин пихается сильнее. Дело даже
не в жесткости подвески – она не запредельная. Скорее, сказываются
вторичные вибрации. К примеру, на грунтовой дороге нам встретился
каменный гребень, пересекающий дорогу поперек. На «Астре» я миновал
ощетинившуюся породу, не заметив ничего необычного. На обратном пути
Cerato на этом же участке содрогнулся всем кузовом, словно его купейная
сущность возмутилась против подобных экспериментов. Он детальнее
информирует водителя о качестве дороги и охотнее скачет на неровностях.
Шум мотора на разгоне для «как бы
спорткара» – явление некритичное, но, к сожалению, на Cerato
двухлитровый движок бубнит весьма немелодично. Opel в смысле
музыкальности ушел недалеко, но он попросту тише.
Динамика разгона и эластичность
Победитель – KIA Cerato Koup.
Пока Максим настраивает измерительную аппаратуру и готовится к серии заездов, я собираю в кучу субъективные ощущения.
Машины имеют близкие по характеристикам,
но разные по сути моторы. У Cerato Koup – двухлитровый атмосферник, у
Astra – турбодвигатель объемом всего 1,4 литра. По мощности они
различаются несильно (150 л. с. против 140 л. с.), по крутящему моменту
легкий перевес в пользу «Опеля»: свои 200 Н*м он развивает в широчайшем
диапазоне частот.
Причем у Opel – механическая
шестиступенчатая механика, у Cerato Koup – шестиступенчатый автомат.
Нетрудно догадаться, кто из них выиграет.
Но знаете что? KIA Cerato Koup, несмотря
на «автомат» (или благодаря ему), разгоняется очень правильно,
канонически. Субъективно он кажется веселее, а шестиступенчатая
гидромеханика проявляет редкую чуткость, вовремя скидывая передачу при
ускорениях. Не езда, а сплошной кайф.
«Ручной режим «автомата» также классный,
– вспоминает Макс ощущения от ледовой трассы. – Щелкать передачи
подрулевыми переключателями можно, как на настоящем спортивном авто».
А турбодвигатель Opel воспринимается...
скорее, как обычный 1,6-литровый атмосферник. В ускорениях нет «изюма».
Мотор не подхватывает заполошно с низких частот, не зачаровывает
ураганной тягой, нет оживления к высоким оборотам. Тянет себе и тянет.
Тем временем Максим настроил аппаратуру и
начинает серии заездов. Для измерения каждого параметра он несколько
раз дубасит по участку полигона в двух направлениях, чтобы исключить
влияние ветра и уклона дороги.
Измерение динамики разгона с места
требует некоторой пристрелки, особенно в случае с «механизированной»
Astra: Максим пробует разные алгоритмы работы сцеплением,
экспериментирует со временем переключения передач. Тем не менее
результат Astra в спринте 0–100 км/час оказывается хуже заявленного
показателя: 11,6 секунды. Может быть, сказались зимние шины или не до
конца обкатанный автомобиль. Cerato Koup, на удивление, заводскую норму
практически выполнил и своего оппонента опередил на 1,7 секунды.
Доминирование в разгоне 0–140 км/час
также на стороне «корейца», кроме того, он оказался чуть шустрее в
разгоне на четвертой передаче в диапазоне 60–100 км/час, хотя на шестой
при разгоне с 80 до 120 км/час вперед вышла Astra: видимо, высшая
передача у Cerato Koup очень длинная, экономичная.
В любом случае и по удобству управления
динамикой, и по абсолютным показателям выиграл Cerato Koup. Возможно,
ему помогла меньшая масса: он легче Astra на 170 кг. Максим думает, что
дело не только в этом: «Его двухлитровый мотор и «автомат» живут
счастливым браком. По современным меркам двигатель KIA старомоден, но
это лучший комплимент ему: он отлично тянет с холостых оборотов,
мгновенно реагирует на добавление или сброс газа и отрабатывает каждую
лошадиную силу. Вызывает уважение и тот факт, что он уложился в
паспортные показатели разгона. А вот двигатель Astra оказался ниже
ожиданий: с 2000 об/мин начинается подхват, но к 3500 об/мин темп
разгона спадает».
Правда, Astra GTC доступна и с более мощным турбомотором объем 1,6 литра (180 л. с.).
Параметр
Opel Astra GTC
KIA Cerato Koup
Результаты измерений на сухом асфальте (Racelogic Driftbox)
Разгон 0–100 км/час, сек
11,6
9,9
Разгон 0–140 км/час, сек
22,4
18,9
Разгон 60–100 км/час (IV передача)
9,3
8,9
Разгон 80–120 км/час (VI передача)
17,4
20,5
Заводские характеристики автомобилей
Силовые агрегаты
Бензиновый турбомотор 1,4 л (140 л. с.), механическая шестиступенчатая коробка передач
Бензиновый мотор 2,0 (150 л. с.), шестиступенчатый «автомат»
Максимальный крутящий момент, Н*м, при об/мин
200 при 1850–4900
194 при 4300
Паспортный разгон 0–100 км/час
9,9
9,8
Снаряженная масса, кг
1393
1225
Габариты, мм
4530 × 1775 × 1460
4466 × 1840 × 1482
Шины
Nokian Hakkapeliitta R 235/50 R18
Bridgestone Ice Cruiser 205/55 R16
Эмоции?
В обеих машинах чувствуешь прилив сил, и
благодарить стоит не их как бы спортивную направленность, а имидж. Обе
нет-нет да и сорвут чей-то любопытный взгляд, в котором читается много
вопросов: от «сколько жмет» до «сколько стоит».
Современные машины неприлично похожи
друг на друга, но эта парочка хоть и построена на платформе массовых
моделей, держится особняком. С утра, подходя к такому автомобилю на
стоянке, неизменно испытываешь вдохновение и легкую гордость за самого
себя: видали, какой я оригинал? За эти деньги я мог бы полгода ждать
топовый Renault Duster, но мне не нужен его большой салон и
проходимость. Мне нужна машина, которая, как дорогая рубашка, близка к
телу и вызывает восхищение или даже зависть окружающих. Astra GTC и
Cerato Koup именно такие: проворные, броские, не обремененные
обязательствами. Машины для тех, кто еще (или уже) может позволить себе
быть немного эгоистом.
И даже семейный человек, оказываясь в
них, чувствует себя более ветреным и свободным, чем в каком-нибудь
седане или, не дай бог, минивэне.
Сравнение с конкурентами
Наша парочка приятно удивляет ценой: это
одни из самых доступных имиджевых автомобилей на рынке, и в тестовых
(то есть достаточно богатых) комплектациях стоят порядка 800 тысяч
рублей. Дорого? Сегодня немногим дешевле обойдется среднестатистический
Ford Focus, если брать не прайсовые цены, а реальные, на наиболее
востребованные версии. Цена на базовую Astra GTC стартует и вовсе от 611
тысяч рублей, а Cerato Koup можно купить 719 тысяч (на некоторые версии
действуют скидки до 40 тысяч рублей для машин 2011 года выпуска).
Но если расширить ценовой диапазон
поиска, то искушений – пруд пруди. Можно глянуть в сторону премиального
сегмента, где пасутся Volvo C30 и новый BMW 1-серии: при прочих равных
последний дороже, зато «автомат» – аж восьмиступенчатый, а привод –
задний.
Если наши претенденты кажутся
недостаточно броскими, а деньги – no question, есть вариант в виде Mini
Cooper и Alfa Romeo MiTo, правда, оба куда более компактны и
непрактичны.
Наконец, есть Peugeot RCZ, который хоть и
построен на платформе 308-го, отличается от него серьезнее, чем Cerato
Koup от обычного Cerato. В плане имиджа трудно найти что-то более
броское, но Peugeot подводит высокий ценник: 1,2 млн за непрактичного
«француза» готовы платить далеко не все.
Ну и совсем уж нишевой вариант – Hyundai Genesis Coupe с ценником 1,3 миллиона.
Скоро на рынок выйдут и новые купе
Toyota GT86 и Subaru BRZ, построенные на одной платформе, однако
стоимость ожидается на уровне 1,2-1,4 млн рублей.
Сравнение цен на имиджевые купе/хетчбэки (версии с «автоматами»)