Этот автомобиль трудно взять на тест –
очередь из желающих растянулась на недели вперед, и за первый месяц
тестовый Highlander накатал 1200 км. Я понимаю, когда люди стоят в
очередь на тест-драйв Volkswagen Polo Sedan с его попсовой ценой, но
«Хайлендер» за 1,8 млн рублей... Неужели он настолько хорош?
206 мм – это сколько?
Несмотря на внушительный вид,
Highlander ближе к паркетникам. Минимальный просвет – 206 мм, а углы
въезда и съезда точь-в-точь как у Toyota RAV4 (29 и 24 градуса), и,
выехав на замерзшую в кость пахоту, мы осторожничали.
Но для города большего и не надо.
Давайте оценим, что такое 206 мм дорожного просвета с точки зрения...
метеорологии. В среднем в зимние месяцы в Челябинске выпадает порядка
20 мм твердых осадков. Самый снежный район области – Златоуст, где
ноябрьская норма – аж 45 мм. Конечно, случаются сильные снегопады, под
которыми понимается выпадение более 20 мм осадков за 12 часов. К
примеру, первый ноябрьский снегопад в нашей области «принес»
двухмесячную норму за первые сутки, и некоторые районы – тот же
Златоуст – оказались в сугробах.
Не забудем, что при измерении
количества снежных осадков их предварительно топят. Плотность
свежевыпавшего снега примерно в 5-10 раз меньше плотности воды, и
получается, что сильный снегопад дает реальную глубину покрова порядка
10-20 см за ночь. В этом случае средняя легковушка уже будет грести
бампером, а «Хайлендер» пробьет себе путь. В таком контексте становится
понятен смысл «паркетного» клиренса: пресловутые 20 см как будто
специально подбирали под силу снегопадов на Урале. Опять же, если
сунуться в поле, где около каждого пня по метру «беленького»,
Highlander окажется бессилен (впрочем, как и любой неподготовленный
автомобиль).
Другая проблема зимой – снежный накат
на дорогах и гололед. И тут «Хай», у которого постоянный полный привод,
свысока смотрит на большинство паркетников с их электромагнитными
муфтами или «Халдексами». Даже на нешипованных шинах «Хайлендер» резво
стартует на обледенелой грунтовке и весьма стабилен на высокой
скорости. Не забудем и психологический фактор – подспудно водитель
больше доверяет механической связи, чем самым крутым электронно
управляемым муфтам. Конечно, помогает и ESP, просто за счет полного
привода Highlander стабилен по своей природе.
Но все-таки это не хардкоровый
внедорожник – нет понижающей передачи, все три дифференциала свободные,
так что вывешивание одного колеса может посадить машину – нет даже
имитации блокировок средствами ESP. Из внедорожных примочек
предусмотрен только зимний режим (меняются реакции на газ и алгоритм
работы коробки передач) и помощник спуска/подъема на кручи.
Highlander vs седаны
С одноклассниками Highlander мы уже сравнивали,
и общий вывод такой: с учетом комплектации цена вполне
конкурентоспособна, хотя среди больших вседорожников есть варианты и
дешевле: Kia Mohave и гигантский Honda Pilot.
А если посмотреть на ситуацию шире? Тестируя Highlander, заочно я сравнивал его с... премиум-седанами и универсалами вроде Volvo S60/V60, Audi A4, A6, BMW 3 или 5. Парадоксально? Да. Но по ценам они сопоставимы.
Кроме того, одна из задач «Хайлендера»
– удовлетворить запросам тех, кто ждет от машины статуса и повышенного
комфорта, но при этом не желает переплачивать за настоящий внедорожник
вроде Land Cruiser Prado, а тем более LC200. То есть клиентов, которые
в принципе могут выбрать седан за два миллиона, но колеблются.
Итак, начальный счет 0:0. По ездовому
комфорту, пожалуй, «Тойота» обставит многие седаны, ибо большинство из
них заточено на спортивную езду и фан-ту-драйв. У «Хая» таких амбиций
нет, и больше всего впечатлила способность отфильтровывать мелкие
вибрации. Стыки, заплатки, надолбы – их больше не существует, а на
грунтовке энергоемкость подвески позволяет ехать раза в полтора
быстрее, чем на «обычной» машине. Так что в зачете «Виброкомфорт» – 1:0
в пользу «Тойоты».
С шумоизоляцией тоже порядок – после
рестайлинга (а нам поставляют именно такие машины) «Хайлендеру»
добавили 200 кг шумоизоляции, кажется, решив характерную для некоторых
«Тойот» проблему поющих арок и звонкого днища. Но у большинства
бизнес-седанов «шумка» не хуже, так что 2:1.
Добавим Toyota очко за повышенную
проходимость, а сборной легковушек – за лучшую управляемость и
интерактивность: Highlander, как ни крути, ощущается кораблем с не
самым информативным штурвалом и подрастянутыми реакциями. Пока 3:2 в
пользу Toyota.
Динамика разгона? При прочих равных
легковушка, конечно, динамичнее – в среднем «Тойота» проигрывает
250-300-сильным седанам секунду-другую в разгоне до 100 км/час, так что
3:3. Хотя если забыть про сравнения, Highlander динамичен, и на обгонах
двухтонной массы не ощущается – выстреливает вперед с прытью горячего
хетча. К нам поставляются автомобили только с топовыми 3,5-литровыми V6
мощностью 273 л. с. и пятиступенчатыми автоматами.
Toyota набирает следующее очко за
вместительность салона. Даже в зимней одежде он не жмет в плечах двум
рослым седокам и не трет их спины ненужной боковой поддержкой. На
втором ряду просторно, почти как в «Супербе» – рекордсмене класса по
этому показателю, но у «Хайлендера» есть еще и третий ряд. Он
складывается и раскладывается буквально за минуту, но в поднятом
состоянии почти не оставляет места для багажа – эта проблема характерна
для всех семиместных вседорожников и минивэнов длиной до пяти метров. А
еще полноразмерная запаска «Хайлендера» находится под задним свесом –
правда, от грязи ее защищает кофр.
Зато сравните грузовместимость в
пятиместном варианте: в Audi A4 войдет полкуба груза, в A6 Allroad –
около кубометра по крышу, в Highlander – 1,2 кубометра! А при
необходимости второй ряд опрокидывается плашмя буквально за секунду:
потянул два рычажка – и готово. Итак, 4:3 в пользу «Тойоты».
До конца матча остается совсем немного
– осталось сравнить внешность. О вкусах не спорят, но легковушки в
целом более стильные и грациозные, да и интерьеры у них дороже. С
другой стороны, вседорожник Toyota переигрывает по критерию
«Брутальность»: джип есть джип, и у нас ценят машины массивные и
высокие. Тем более стилистически «Хайлендер» близок к престижному LC200.
Конец второго тайма – счет 5:4 в пользу
большого вседорожника. «Тойота» выиграла. Я понимаю, что приведенное
сравнение – весьма и весьма грубое, что есть много исключений и
всяческих оговорок, и все-таки оно дает некоторое понимание
покупательской логики, которая делает класс «проходимцев» самым
быстрорастущим сегментом рынка. Тем более, в отличие от футбола, очки
здесь неравноценные. К примеру, с учетом российских реалий баллы
«Тойота» за проходимость и статусный внешний вид имеют больший вес, чем
управляемость, ибо не так уж много соотечественников ценят отточенные
ездовые повадки.
Мнение потенциального покупателя
Пожелавший остаться неизвестным клиент,
тестировавший машину накануне, похвалил Highlander прежде всего за
размеры салона и динамику разгона. «Очень мощный автомобиль, – сказал
он. – Я бы даже сказал, слишком мощный: во-первых, не так часто эти
«лошади» нужны, во-вторых, с меньшей мощностью машина попала бы в более
выгодную налоговую нишу».
По тарифам 2010 года транспортный налог
на Highlander составит 15 534 рубля. К этому можно добавить акцизный
рубль в топливе, который при среднем расходе 15 л/100 км и годовом
пробеге 30 тысяч километров даст еще 4500 рублей, итого 20 тысяч.
Впрочем, вряд ли эта сумма будет принципиальна для владельца, ведь
стоимость страховки каско составит порядка 100 тысяч рублей (калькулятор), еще 100 тысяч уйдет на топливо. А сколько стоит зимняя резина на девятнадцатые катки? Так что налог – это пчих.
«Сиденья третьего ряда тесноваты для
взрослых людей, и садиться на них – мучение, но детям там должно
понравиться, обзор неплохой, – продолжает потенциальный
«хайлендеровод». – На втором ряду очень просторно, я даже удивился. До
того, как я увидел его вживую, «Хайлендер» казался очень крупным
автомобилем, но на фоне Land Cruiser Prado выглядит компактным,
особенно по ширине и высоте. На ходу машина ощущается солидно, уровень
комфорта мне понравился, и нет «грузового» чувства, как от управления
некоторыми машинами для американского рынка. Главное, что заставляет
меня колебаться, – это высокая цена. Да, комплектация хорошая, но ряд
опций лично мне ни к чему – электропривод сидений, зачем он? Машина по
своей задумке и исполнению хорошая – я имею в виду само «железо» –
поэтому я бы предпочел купить его не под соусом престижного
внедорожника, а как автомобиль для большой семьи с набором лишь
необходимых опций и не таким мощным мотором. Тогда бы цена составила
порядка 1,5 миллионов рублей. Но это мое личное мнение».
Отчасти с этим мнением можно
согласиться – Toyota решила поставлять в Россию только навороченные
комплектации Highlander, у которых уже в базе трехзонный
климат-контроль, электропривод передних сидений, перфорированная кожа,
легкосплавные 19-дюймовые диски, семиместная компоновка салона,
полноразмерная запаска, система стабилизации VSC, камера заднего вида и
еще с десяток «излишеств». Но опять же, кроме Kia Mohave, так поступили
и все конкуренты, посчитав, что автомобили такого размера и мощности
покупать в недокормленном виде не принято. Впрочем, если дорого, но
хочется Toyota – есть длиннобазные RAV4.
В целом Highlander точно соответствует
представлениям россиян о том, каким должен быть универсальный
автомобиль для небедных. Помогает и бренд Toyota – во вне/вседорожной
номинации он заслужил репутацию почти премиального. Так что очереди на
тест-драйв, да и на сам автомобиль наверняка сохранятся, несмотря на
цену и транспортный налог. Лишь бы не кризис.