А у вас есть автомобиль мечты, который вы готовы купить вопреки рациональным доводам, семье и общественному мнению?
Вот трехлетний Jeep Wrangler – очень
странный автомобиль. Вроде бы серьезного вида «внедор», а багажник
смехотворный, как у микролитражки Citroen C1 – так, женскую сумочку
кинуть. Задние места настолько тесные и неудобные для посадки, что
загнать сюда домочадцев можно только в наказание. И даже если загонишь,
долго они не вытерпят: от пронизывающей тряски через десять минут тело
зудит, а говорить ровным голосом невозможно в принципе. Разумеется, на
гладком асфальте все не так драматично, только кому интересен асфальт,
когда под пятой точкой – настоящий Jeep Wrangler? «Но ведь в доме и
саду, грязи нет... Так я найду!»
А эти очаровательные замки капота,
торчащие наружу пластмассовыми клыками? А брезентовый хлястик,
выполняющий роль ограничителя двери? Да и «железо» не менее аутентично:
рама, два тяжелых моста, раздаточная коробка, которая принципиально не
отличается от агрегатов 20-летней давности, а еще 200-сильный двигатель
объемом 3,8 литра и с соответствующим расходом. По меркам современного
обывателя, этот автомобильный «мамонт» вообще непонятно на кого
рассчитан.
И тем не менее находятся чудаки. Более
того, в мире почти не осталось непремиальных брендов, имеющих такую
армию поклонников, как у Jeep. Поклонников, которые не просто «отдают
предпочтение», а болеют этими машинами и мечту о них вынашивают годами.
В нашем мини-тесте участвует и другой
герой – 17-летний Jeep Cherokee, владелец которого Антон грезил покупкой
лет этак пятнадцать. За это время он изучил матчасть, перепробовал с
десяток «Джипов» на тест-драйве, отсмотрел кучу объявлений и, наконец,
дерзнул. Именно дерзнул, ведь если следовать обывательской логике, то за
150 тысяч рублей разумнее было купить более-менее свежий Daewoo Matiz
или Lada Samara, которые экономичнее, проще в обслуживании, да и вообще
привычнее.
А Jeep – машина иррациональная. Вот
Wrangler – он тоже «дитя любви». Владелица Оксана и ее муж Сергей
присматривались к нему в Челябинске, но у дилера не оказалось тестовой
машины, и тогда они отправились в Екатеринбург, где менеджеры устроили
импровизированный внедорожный тест-драйв. После этого пути назад уже не
было – купить, нельзя забыть. «Мы тут же заказали первую машину, которая
была в салоне, – рассказывает Оксана. – У нас было очень много
автомобилей, но Jeep – это нечто из ряда вон. Я езжу на нем ежедневно
вот уже три года, и даже мыслей не было поменять на что-то еще. В
выходные муж берет его на охоту, так что машина живет в своей стихии».
Вы можете излазить все технические
характеристики, но так и не понять причин восхищения «Джипами». Может
быть, все дело в проходимости? Отчасти да. Просвет «Рэнглера» – до 26
см, угол въезда – до 41 градуса (в зависимости от модификации и колес).
Какой еще серийный автомобиль может похвастаться такой «геометрией»?
Добавьте к этому командирскую посадку, хорошо видимые габариты,
тяговитый движок, и... И неожиданно для себя проникаешься какой-то
удивительной легкостью движения. Ты перестаешь всматриваться в тени на
дороге в поисках ухабов, не боишься снежных переметов и скользких
склонов. Наоборот, ты ищешь коварные места, чтобы проверить машину и
самого себя. Мозг перестраивается довольно быстро, и новая степень
свободы ему нравится.
При этом не стоит переоценивать
проходимость Jeep: все же не гусеничные вездеходы, и засадить любой из
этих автомобилей – дело пяти минут. Въехал в снег поглубже, шлифанул
неосторожно колесами или повис на снежной подушке, и готово. Собственно,
для любителей погорячее существует множество офф-роад модификацией
«Джипов», включая заводскую Wrangler Rubicon и полчища нестандартных
«биг-футов». Но дело даже не в этом. Одна из составляющих мастерства
истинного «джипера» – это умение трезво оценивать возможности автомобиля
и ходить по бровке его талантов. Но в этом и прелесть: ты открываешь
его, он открывает тебя. Jeep – это эффективное оружие, которым надо
уметь пользоваться.
Это машина для креативных людей. Для
тех, кто не привык ходить одной дорогой два раза. Проехав на «Рэнглере»
по краю целины, я тут же задаюсь вопросом – а если взять немного правее?
Ого! Снег поднимается выше ватерлинии ступиц, машину стаскивает
«вглубь», ты выворачиваешь руль, поддаешь газу и... ничего. «Все
пропало, шеф!» И вдруг, словно опомнившись, автомобиль начинает
выбираться из пучины, да так, что мосты ходят ходуном, а в подвеске
что-то лязгает и вибрирует. Все четыре колеса лопатят снег, и в этот
момент по управляемости Wrangler похож на катер: слушается руля с
задержкой, то и дело доворачивает вокруг вертикальной оси, но главное –
неутомимо движется в сторону спасительной тверди. Руль порой приходится
перекладывать из стороны в сторону в настолько бешеном темпе, что
потеешь под одеждой. Класс!
Опять же, чтобы реализовать возможности
Jeep'ов, нужно быть человеком, скажем так, решительным. Нередко
застревания и перевороты – результат чрезмерной осторожности. Вот наш
Wrangler уже с Сергеем за рулем свесился вниз с края карьера и
неожиданно заскользил в сторону от протоптанной колеи прямо в «целину»,
уклон которой – градусов 30. Что делать? Тормозить? Ни в коем случае –
есть риск развернуться поперек склона с почти неминуемым переворотом.
Сергей наоборот поддает газу и машину торит в нетронутом снеге новый
съезд. Делов-то!
А вот старичок-Cherokee пытается одолеть
склон уже снизу. Разгон, пробуксовка колес, плавное скатывание назад.
Подводят всесезонные шины, для которых обледенелый 60-процентный уклон –
за гранью понимания. Но попробовать стоило.
Тем временем Wrangler заезжает в снег
метрах в трех от дороги и, кажется, садится наглухо. Но спасает
качество, отличающее настоящий «проходимец» от «паркетника»: если первый
едет лишь до застревания, то Jeep, даже встав, оставляет варианты.
Может быть, включить понижающую передачу? Или раскачать его? А потом
дать побольше газу, чтобы «Рэнг», поднимая столбы снежной пыли, пополз
назад по своей же колее. Сработало – даже трос доставать не пришлось.
Впрочем, тест – не тест, если не
засадить хотя бы одну из машин. Алгоритм у меня стандартный – а давайте
сфотографируемся вот тут... И Cherokee благополучно садится в «пухляке»,
наросшем около зарослей камышей. Собственно, будь он на зимней резине,
скорее всего, выпрыгнул бы, но лоснящаяся всесезонка стала скользкой,
как кусок мыла. Ничего – дернули второй машиной. И подобная
взаимовыручка – тоже часть удовольствия. У «Рэнглера», кстати, на
бампере есть боевой шрам от лопнувшего альпинистского троса, которым он
вытягивал другую машину накануне. А бампер, хоть и не крашенный, стоит
25 тысяч рублей...
На ходу Cherokee ощутимо мягче коллеги, и
вообще очарователен. Да, у него тесноватый по современным меркам салон и
архаичные органы управления – к примеру, рычаг коробки передач завален
назад, как у «Волги». Но рулить большим рулем на удивление удобно, а
педаль газа обладает приятной резкостью, недоступной для современных
«озеленевших» автомобилей.
На неоднородном покрытии оба автомобиля
норовисты. Wrangler прыгает по траектории из-за жесткой подвески и
короткой базы, вынуждая подруливать. Если включить ESP – она спасет от
роковой ошибки, но ESP у «Джипов» тоже своеобразная, в чем мы убедились
еще во время теста нового Cherokee. В отличие от многих систем, она не подавляет заносы полностью, позволяя без особых усилий скользить в повороте.
Старый Cherokee тоже любит порыскать
носом, так что расслабляться на бездорожье не стоит. Пусть у вас не
сложится превратного впечатления, что «Джипы» плохо управляются – нет,
по меркам внедорожников все в пределах нормы, просто если за рулем
седана на ровной дороги тянет спать, то Jeep на бездорожье бодрит не
хуже кофеина. И в этом – отдельное удовольствие, ибо ты не чувствуешь
себя пассажиром, за которого полдела выполнила электроника. Ты крутишь
руль, поддаешь газку, время от времени включаешь понижайку, и когда все
получается – испытываешь тот несравненный кайф, ради которого, видимо,
такие машины и покупают. Пожалуй, современные «Джипы» лишились части
своей самобытности, а уж про непонятные пародии, вроде «паркетника» Jeep
Compass, и вспоминать не хочется.
Оба тестирумых автомобиля имеют систему
полного привода Part-Time: «передок» подключается жестко, центрального
дифференциала нет, а потому ездить в режиме 4WD можно только в условиях
бездорожья. Однако даже с включенным полным приводом «Джипы» не тупят
при повороте руля, хотя склонность к недостаточной поворачиваемости
время от времени все равно ощущается, особенно под газом.
При этом Jeep – все же не внедорожное
багги, а полноценный автомобиль. Оба героя нашего теста используются
ежедневно, и их владельцы уверяют, что отнюдь не чувствуют себя
ущербными на обычных дорогах. «Поначалу я боялась ездить на Wrangler по
трассе быстрее 80 км/час – казалось, что можно улететь, – говорит
Оксана. – Потом осмелела и езжу, как на любой другой машине. В городе и
вовсе удобно, ведь он очень компактный».
«Когда есть настроение, Cherokee позволяет «повыжигать» по городу не хуже любой другой машины», – добавляет Антон.
Скептики, конечно, приведут тысячи
контраргументов, ведь Jeep – легкая мишень. Вспомнят про неважное
соотношение вместимости к внешним габаритам, расход топлива под 20 л/100
км (а что вы хотите от четырехлитрового движка?), недружественную
подвеску, которая вибрирует неподрессоренными массами еще пару секунд
после того, как вы проехали выбоину. И вобьют решительный гвоздь –
стоимость ремонта, если, к примеру, во время внедорожных подвигов
накроется какой-нибудь агрегат.
Те, для кого эти нюансы критичны,
никогда не выберут Jeep, и таковых большинство. Но оставшееся племя
«джиповодов» – люди счастливые. Да, они мирятся с некоторыми «нюансами»,
но точно знают, ради чего. И это наполняет владение автомобилем
какой-то особенной полнотой, недостижимой с Daewoo Matiz за те же
деньги.
Когда я прощаюсь с участникам теста, на
ум вдруг приходит странная мысль о том, что истинные фанаты Jeep в
России чем-то похожи на советских стиляг. Те ведь тоже тянулись к
американскому чуду и тоже были вне генеральной линии. И им тоже
приходится выживать, чтобы не быть сметенными большинством.
И это большинство снова готовится в
атаку. Новые правила промсборки ориентируют иностранные компании на
выпуск в России массовых, мейнстримовых автомобилей в огромных
количествах, и в этом смысле нишевые модели, вроде Jeep, неудобны,
идеологически не выверены и подлежат, в общем-то, запрету. Конечно,
официальные дилеры предлагают Jeep в России, но цена того же «Рэнглера»
начинается от 1,7 миллиона рублей (правда, в «крутой» версии Rubicon). И
это ломает всю концепцию, ведь истинный «джипер» – это в массе своей не
тот толстосум, что колеблется между покупкой Audi Q5 и Jeep Wrangler,
потому что последний понтовее.
Истинный «джипер» – этот недоигравший в
детстве любитель приключений, сумасброд, фанат грубого железа и
множество вариаций на тему. Совсем не факт, что он уже заработал своей
первый миллион и вообще когда-нибудь заработает. В США цена того же
Wrangler начинается от $22 тысяч (644 тысячи рублей), но при трехкратном
увеличении ценника он играет в лиге, где его достоинства уже не так
весомы, а недостатки слишком заметны.
И в этом, пожалуй, главный изъян новой
стратегии развития нашего автопрома: если вы любите массовые машины, то
выбрать вариант из десятков локализованных «Фокусов», «Дастеров» и
«Солярисов» не будет проблемой. А вот если душа просит чего-то этакого,
можно наткнуться на стену непонимания. Ведь цена растаможки
американского Wrangler составляет более 500 тысяч рублей – то есть почти
еще один Wrangler. Есть желающие?
А с другой стороны, для марки Jeep,
пронизанной духом бунтарства, любые запреты только на руку. Ведь
настоящим фанатам и пошлины не преграда, и пример Антона – в
подтверждение. Было бы желание.
Источник: http://autochel.ru/autostop/367100.html |