Утром сгустился такой туман, что, сидя в
машине, ощущаешь себя под колпаком, без места и времени. В этой рыхлой
вате ничего не происходит, не видно ни пейзажа, ни местных жителей, и
автомобиль едет нехотя, близоруко щупая фарами молочную пелену. Ох,
какая жалость-то: мне ведь достался горячий хетч Fabia RS, для которого
такой туман – что телега для скакуна: не побежать, ни развернуться.
Ладно, дай бог, выберемся из южной Богемии, рассосется.
В прошлом году знакомство с «зажигалкой»
Fabia RS ограничилось заездами по разгонной прямой полигона со странным
названием Ухельнице, где «эрэска» выдала честные 220+ км/час, но ничем
особенно не поразила. Виновата была, скорее, широченная полоса с
отбойниками, которая обесценила ядреную скорость до прогулочного темпа, а
отсутствие гоночного рыка двигателя сделало разгон совсем уж
неосязаемым. Тогда мы пожалели, что не было возможности испытать
«эрэску» на обычных дорогах, где соотношение компактного кузова и
180-сильного турбомотора обещало веселящий коктейль.
Ну вот, извольте. Стартуем от конезавода
Вондров (Vondrov) в городе Глубока над Влтавою в сторону чешской
столицы пивоварения Пльзени по самым обычным дорогам, по российским
меркам узковатым, зато с хорошей разметкой. Странное дело: снег, дожди,
открытая почва – все это есть и в Чехии, но разметка присутствует везде,
даже в самом захудалом городишке, где и жителей-то, по-моему, нет,
только транзитники. Из чего они делают эти белые полоски, которые не
пачкаются и не слезают каждую весну?
В салоне RS отличается от обычной
«Фабии» разве что более спортивными сиденьями и накладками на педали.
Причем боковая поддержка у кресел не слишком назойлива. В общем, если не
сказать, что это спортивная «Шкода», пассажир и не заметит.
Fabia RS больше не выпускается с
механической коробкой передач, и в качестве единственного варианта –
7-ступенчатый «робот» DSG. Что приятно, при старте с места диски
нечетного сцепления схватываются расторопнее, чем в среднем у коробок
этого типа, поэтому ехать в режиме старт-стоп на RS-ке даже проще. Нажал
– и тут же поехал.
А еще в Европе нет нужды так часто мыть
машину. Вот тоже удивительное явление: даже после дождя вода, поднятая
колесами идущих впереди фур, достаточно прозрачна, так что машина сереет
едва-едва. У нас же после любых осадков любой автомобиль превращается в
БТР с маскировочной окраской.
Безальтернативность «автомата» на
горячем хетче выглядит спорным моментом, к примеру, подавляющее
большинство конкурентов (Opel Corsa OPS, Renault Clio Sport) наоборот
предлагаются только с механикой. Наверное, в этом и смысл: хотите делать
все сами, а попутно воевать с тугой педалью сцепления – добро
пожаловать к конкурентам. А Skoda ориентируется на клиентов, которые
хотят машину быструю, но несложную в управлении.
Легкость управления Fabia RS такова, что
если вы посадите за руль вчерашнего выпускника автошколы и не
предупредите о потенциале мотора, он может посчитать автомобиль обычным
хетчем, вроде своей учебной машины. При спокойной езде Skoda Fabia RS
демонстрирует гражданскую мягкость характера: мотор не басит на низах,
коробка шелестит передачами, руль не кажется тяжелым, а повадки –
острыми. К этому добавляется характерная для Fabia высокая посадка и
хорошая обзорность, да и подвеска вкупе с низкопрофильной резиной хоть и
простукивает о неровностях дороги, но с малыми амплитудами. В самолете и
то трясет сильнее. Если вы ищите горячий хетч, который предполагается
использовать каждый день, – то вот он.
Наверное, мы поднимаемся в гору, потому
что туман стал клочковатым и вдруг расступился, обнажая перспективу
сельской Чехии. В это время года луга еще зеленые, деревья затянулись
краснотой, а поверх нее лег белый иней. Это сочетание лета, осени и зимы
вгоняет мозг в ступор, и он принимает происходящее за некую
компьютерную симуляцию. В России ведь как: серо, серо, серо, бело, серо,
серо. Европа даже в самое слякотное время года кажется куда более
колоритной и насыщенной, так что от одного созерцания этой чистоты
поднимается настроение. Хотя выйдешь на улицу, ощутишь эти мокрые плюс
три и подумаешь – а наши сухие минус двадцать переносятся легче. В такую
погоду на Чехию приятнее смотреть через стекло автомобиля или отеля.
Мы догнали вереницу грузовиков. На
чешских дорогах встечаются фуры, правда, не так часто и не такие
медленные, как на трассе М-5, но все же. Педаль в пол, доля мгновения
уходит на переключение вниз, и понеслась... Разгон лишен явных
подхватов, мотор тащит всегда и везде, звуки выхлопа, аэродинамики,
колес – все на обыденном уровне. О реальной быстроте перемещения говорит
скорость, с которой колбаса фуры исчезает за боковым окном. Прямо как
бритье «Джилеттом» – вжих, и нету. Вжих – и еще одна фура позади.
Что приятно, даже такие прострелы не
требуют корректировки траектории рулем: Fabia остается стабильной и не
страдает от паразитных подруливающих моментов. Другое дело, если дорога
станет совсем разбитой, даст о себе знать жестковатая подвеска, однако
на умеренных неровностях машина не пляшет.
В режиме S коробка старается держать
мотор в зоне высоких оборотов, и реакции на газ становятся более
острыми, быстрыми. Все равно по меркам горячих хетчей Fabia разгоняется
как-то слишком покладисто, без гарцевания, но если же сравнить ее с
обычными одноклассниками, это пуля. Мало того, что мотор обладает
приличной мощностью (180 л.с.), он еще и весьма моментный, поэтому на
любой разумной скорости машина может добавить на спидометр 20-30 км/час
практически мгновенно. Если вспомнить опыты на полигоне, темп разгона
ощутимо сникнет лишь после 180 км/час. Соответственно, даже на чешском
«автобане» с разрешенной скоростью 130 км/час Fabia RS воспринимается,
как один из самых быстрых авто в потоке.
Кстати, в Чехии весьма строгие
скоростные лимиты: в городе – 50 км/час, на трассе – 90 км/час, на
магистрали – 130 км/час. За несоблюдение – штраф от 500 до 2000 крон
(1000-4000 рублей), для особенно непонимающих – 5000 крон (10 000
рублей). Соответственно, время от времени приходится испытывать на
прочность тормоза: нет-нет, да и проворонишь знак населенного пункта, а
впереди уже маячит камера с индикатором скорости, чтобы водители могли
сравнивать точные значения с показаниями спидометра. Так вот, тормоза у
Fabia отличные: с одной стороны, педаль не тяжелая, с другой – усилие
растет прогрессивно, и в пределе машина «встает колом», позволяя
останавливаться быстрее, чем ожидаешь.
В Чехии есть изумительные горные дорогие
с перепадами высот и серпантинами, которые соединяют две точки на
расстоянии 10 км сложной кривой общей протяженностью километров в 30.
Тебе кажется, что ты уже видишь замок, обозначающий промежуточную цель
маршрута, но вот он скрывается за холмом, оказывает где-то справа, затем
снова выныривает из-за леса, но уже слева... Эти дороги словно
создавали для горячих хетчей и единственное, что умеряет пыл – наличие
двустороннего движения и отсутствие отбойников.
Пока используешь 80% возможностей Fabia
RS, она снова демонстрирует гражданский характер: руль не тяжелеет сверх
меры, входить в поворот получается плавно, а в середине машина не
стремится сорваться в занос. Кроме того, система стабилизации не
отключается полностью, так что случить какой казус, под хруст тормозов
машина выкарабкается обратно на траекторию.
Fabia – достаточно высокий хетч, но за
счет ужесточенной подвески крены ощутимо меньше, чем в обычных версиях. В
пределе она скользит передком, но если как следует затормозить перед
поворотом, а в середине наоборот поддать газу, реакции на руль
заостряться и машина обретет ту собранность, которую ждешь от автомобиля
с претензией на спорт. Система стабилизации Fabia умеет имитировать
работу блокируемого дифференциала, притормаживая вывешенное колесо, а
посему, если плавно прижать газ внутри поворота, машина легкими рывками
устремится к центру виража
В общем, к плюсам Skoda можно отнести ее
многогранность: она быстра, лишь когда этого просишь. А если нужно без
приключений добраться из дома на работу или наоборот, RS-ка прячет зубы и
ведет себя, как типичная Fabia, спокойно и уверенно.
Здоровый дух Fabia RS подкреплен
здоровым телом: в отличие от большинства хот-хетчей у Fabia RS пять
дверей, довольно вместительный багажник и впечатляющий простор на втором
ряду: места здесь – как в ином автомобиле гольф-класса, разве что
посадка совсем уж вертикальная.
А за окном красота, правда, уже
рукотворная. Европа отличается от нас умением не отрицать свое прошлое с
каждым рассветом. Большую часть России занимают «новострои», возникшие
при жизни наших отцов или, максимум, дедов, а все, что старше, обычно
находится в плачевно-ветхом состоянии. В Чехии же вдали от крупных
городов нет-нет да и наткнешься на костел, замок или старинный дом XIX, а
то и XIII века, в таком состоянии, будто еще вчера здесь колдовали
каменотесы и черепичных дел мастера. Со своей обывательской колокольни я
не могу понять одного: где они берут деньги на содержание тысяч
исторических строений, которые не всегда коммерциализуются?
Мы приближаемся к крупному по чешским
меркам городу: в Пльзени живет аж 170 тысяч человек. Скоро мы оставим RS
на парковке перед отелем, поэтому самое время суммировать впечатления.
Для машины выходного дня она, пожалуй,
недостаточно провокационна. Fabia RS даже с двухнаддувным мотором не из
тех машин, садясь в которые, ты ощущаешь прилив адреналина еще до
поворота ключа. Ведь что такое спорткар? Это неудобная посадка, никакая
обзорность, возможно, дребезжание обвивок, тугое сцепление, тяжелый
руль, утробный звук выхлопа, переходящий на верхах в оглушительную
провокацию. Нет, если мерить Fabia RS по таким меркам, она чересчур
понятна и лишена интриги, чтобы владелец встал в шесть утра, и не выпив
кофе, тайком от семьи прокрался в гараж с единственной целью – просто
посидеть за рулем.
Нет, Fabia – это горячий хетч для того,
чтобы ездить всю неделю, и ездить много. Если нужна универсальная
«зажигалка», ничего лучше вы не найдете. Будучи типично городским
автомобилем, она не скисает на трассе, где важная эластичность и
мощность мотора, а также скорострельность коробки передач, – все это у
Fabia RS есть, причем в избытке. Для сравнения, она ускоряется быстрее,
чем Audi A4 2.0 TSI (180 л.с.) с механической коробкой передач. Обгоны,
встраивания в поток, переставки – все это выполняется по щелчку пальцев.
Новичок, поезди он на Fabia RS чуть дольше, впоследствии счел бы
обычный хетчи слишком медлительными, а потому опасными.
Fabia RS – это средний вариант между
хардкоровой «зажигалкой» и мощным гражданским автомобилем. Отражается
это и в цене: среди собратьев по мощности «Шкода» – одна из самых
недорогих. Цена составляет 799 тысяч рублей, причем комплектация сразу
богатая: автомат, климат-контроль, аудиосистема, ESP, 4 подушки
безопасности. Ее конкуренты, вроде Renault Clio RS и Opel Corsa OPC
стоят за 900 тысяч рублей, Mini Cooper S – свыше миллиона, равно как и
«горчичники» на платформах автомобилей гольф-класса.
В конкуренты Fabia RS можно записать и
«нувориша» Nissan Juke с его 190-сильным турбомотором. Багажник у него
поменьше, сам автомобиль чуть теснее, зато просвет на 4 см выше и дизайн
эпатажнее. Правда, самый доступный «Джук» со 190-сильным мотором стоит
на 26 тысяч рублей дороже Fabia RS (от 825 тысяч рублей), при этом, если
нужен «автомат», придется раскошеливаться уже на 970 тысяч. И вот тут
Fabia RS на коне: у нее все необходимое уже в базе, динамика разгона
лучше, да и по практичности она выигрывает у «Джука».
Можно посмотреть на Fаbia RS еще и под
таким углом. К примеру, вы хотите купить хорошо оснащенный автомобиль
гольф-класса с 2-литровым мотором. Ваш бюджет как раз и составит 800
тысяч рублей, и если выбрать «Фабию», то вы проиграете чуть-чуть по
размерам салона, зато выиграете в удовольствии от вождения. Комплектации
при этом будут примерно одинаковы, то есть почти топовые.
Отель, где мы оставили нашу зеленую
Fabia RS, располагался как раз напротив входа в пивоварню «Пльзенский
Праздрой», известную благодаря пиву Pilsner Urquell. Его варят здесь уже
третий век из местной воды, ячменя, жатецкого хмеля и секретных
дрожжей. Варят на современном оборудовании, для обслуживания которого
нужно менее 30 человек, которые большую часть времени смотрят в
мониторы. Тем не менее технологию и вкусовые качества здесь стараются
хранить на «историческом» уровне, ради чего в подвалах зреет пиво в
старинных бочках, сваренное по технологиям XIX века, для получения
эталонных образцов. Его же в нефильрованном виде дают попробовать
туристам прямо из бочки: вкус насыщенный, сложный, трехмерный и такой…
Такой, что баночное пиво той же марки после него кажется горькой
жижицей. Увы.
Источник: http://autochel.ru/testdrive/458815.html |