В Крыму каждая мелочь подталкивает к
прелюбодеянию. Морской воздух пропитан влагой чьих-то поцелуев, буйная
зелень гор проколота строгими вертикалями кипарисов, и если кто-то идет
по набережной Ялты не парой, то наверняка согласится поболтать...
Дорога к вершине горы Ай-Петри на южном
побережье Крыма напоминает каракули пятилетнего художника, который еще
не умеет рисовать прямые. Это узкий коридор между теплолюбивыми
деревьями и каменными откосами, сложенными из увесистых булыжников. С
изломов дороги открывает шикарный вид на прибрежный город со смешным
названием Алупка.
Мы бредем к вершине, вдыхая туманный
воздух, и своды деревьев безмятежно плывут поверху, закрывая нас от
душного солнца. Это напоминает обычную прогулку, за исключением того,
что моя партнерша – это Mazda MX-5. «Тебе очень идет белый», – делаю я
мысленный комплимент.
Едва медленная машина впереди отъехала
достаточно далеко, мы позволяем себе немного неприличия. Газ в пол,
двигатель берет высокую ноту, и «Мазда» притискивает мой затылок к
подголовнику. Нестройное мелькание деревьев возбуждает. Из открытого
кузова скорость кажется такой близкой, пьянящей и опасной, что ты вдруг
захлебываешься впечатлениями. Через борта утлого кокпита перехлестывает
ветер, его прохладные пальцы проникают под майку и шевелят волосы.
Дорога струится, как удирающая в камыши змея. На руле появляется мелкая
дрожь – «Мазде» щекотно от неровностей дороги. Двигатель возбужденно
заливается при переключениях вниз, впадая в экстаз на 7000 об/мин, и
окружающие знают о нашем приближении гораздо раньше, чем мы выныриваем
из очередного глухого поворота.
Подобная острота ощущений казалась
забытой со времен первой любви к велосипеду, ведь ни мощные
внедорожники, ни суперседаны не способны подарить чистого восторга,
который испытываешь весной, сев на велик после скучной зимы. Mazda MX-5
способна. Еще два поворота – мы утыкаемся в медленную машину и снова
переходим на шаг. Как тут легко дышать...
Курортные
мимолетности строятся на спонтанном взаимопонимании двух незнакомцев.
MX-5 из породы фривольных барышень, с которыми находишь общий язык с
противоестественной легкостью, опасной для семейных устоев. За
скоротечные 12 секунд она откидывает крышу и замирает в интригующей
позе. Ее тесный салон настраивает на интимный разговор, и хотя ты
теряешься от низкой посадки и слишком чувственных объятий сидений
Recaro, неловкость быстро сменяется ощущением новизны и азарта. Каждое
нажатие на газ заводит ее, как тонкий и неожиданный комплимент. С ней
легко чувствовать себя героем.
Поворачиваешь руль – словно натягиваешь
тетиву. Прицелился, нажал на курок акселератора, и машина с
повизгиванием минует каменистый апекс, а боковой ветер выдувает из
головы любые назидания. Сама голова инстинктивно склоняется внутрь
виража, и по телу пробегают мурашки от близости вальсирующих буков,
тисовых деревьев и каменных сводов. Если ты оказался слишком горяч,
«Мазда» не будет лупить тебя по рукам и осуждать недостаточной
поворачиваемостью. Она скользнет задней осью и податливо довернет в
поворот, разрешая немного больше, чем ты привык за годы семейно-офисной
жизни. Она умеет льстить мужчине сговорчивостью своего шасси и
предохраняется от случайностей системой стабилизации, подначивая на
поиск острых ощущений снова и снова. Она любит отвечать «да» на самые
непристойные просьбы. Ее подвеска удивительно хорошо справляется с
мудреным профилем горных дорог и не пасует даже перед трамплинами. Она
вся соткана из кусочков подростковых снов и фантазий.
На яйле Ай-Петри, представляющей собой
относительно горизонтальное плато, делаем передышку. Смотровая площадка
открывает вид на бесконечное облако, и лишь небольшие прорехи обнажают
кусочки съежившейся в серпантин дороги, по которой мы совершали
головокружительное восхождение над Таврией. В тысяче метрах внизу лежит
Черное море, где водится камбала, барабулька и раки-отшельники. Где-то
там, за туманом готовится к вечернему пробуждению праздная Ялта.
На
вершине торгуют горным чаем, в котором на самом деле нет чая, а есть
лишь травы и цветы – мелисса, душица, шиповник, чабрец, лаванда, роза,
ежевичный лист. Я отдаю добродушному торговцу 500 рублей, забираю пакет
пахучего зелья и спешу к машине. Хочется поскорее сесть за руль, потому
что остальное – лишь декорации. Начинается нисхождение по горной змее,
где максимальная скорость изредка достигает 100 км/час, а средняя –
каких-нибудь 40. В результате тормоза нагреваются так, что шипят от
плевка.
Петляя по горным склонам, дорога
распрямляет русло и вливается в приморскую трассу, ведущую к
Севастополю. Магистраль вдоль южного побережья Крыма двухполосная, но
очень щедрая: расстояние между сплошными линиями разметки метра два, а
ширина каждой полосы такая, что бок о бок входят легковушка и автобус.
И эта дорога открывает новые грани наших отношений. «Мазда»
концентрирует на себе все внимание и оставляет за бортом любую
скованность. На 100 км/час ветер не просто треплет волосы – он
устраивает на голове американский футбол. На 170 км/час ты сидишь у
подножья воздушного водопада, который пенится и бушует вокруг, норовя
вырвать заклепки на джинсах. Это момент наивысшей страсти, когда ты
сливаешься с машиной в полном экстазе, осуждаемом общественной моралью
и правилами дорожного движения. На коже выступает пот, но ты чувствуешь
лишь мурашки, потому что влагу сносят мощные завихрения. И ты
понимаешь, что с первого раза дольше полуминуты в таком ритме не
выдержать. Ты слишком перевозбудился. Это нормально.
В засыпающем от жары Севастополе
горожане смотрят на нас с нескрываемым любопытством и толикой
жеманности – ох, пижоны... Но южане более чувственны, чем суровые
уральцы, поэтому принимают нас вполне открыто. Они тоже хотят быть
причастными к этой мелодраме, и с удовольствием подсказывают дорогу,
непонятно жестикулируя и косясь на белую избранницу. Несмотря на теплый
климат, кабриолетов в Крыму не так уж много. Причина не климатическая –
экономическая.
Улицы Алупки, куда мы заехали на
обратном пути, напоминают о Средиземноморье – та же каменная теснота
улиц и дома, съезжающие с горных круч к морю. Видя заблудших туристов,
горожане охотно направляют нас к Воронцовскому замку в обмен на
стриптиз с опусканием крыши. Мальчишки возбуждаются и с придыханием
шепчут: «Мазда, мазда...» Теперь они будут думать, что японская марка
родовита, как Mercedes. Они уже хотят ее, и в пубертатном возрасте это
столь же нормально, как и в зрелом.
По
набережной Алушты отдыхающие гуляют до самого заката, и мы среди них.
Мы катимся в пешеходном ритме, откуда-то сверху ловим удивленные
взгляды, слушаем пульсирующий шум прибоя. Можно купить черешни, не
выходя из машины.
Компания Mazda Motor Rus не
ограничилась гражданским тест-драйвом. На горных склонах где-то над
Алуштой был перекрыт спецучасток ралли «Ялта» длиной 2,5 километра, где
можно было ехать на все деньги под присмотром раллийных судей и точного
хронометра. Мчаться по стенограмме получается гораздо быстрее, чем на
видимость. Поворот кажется «затычным», но штурман утверждает, что это
«единичка», поэтому ты просто давишь на газ, и черешневые деревья
волшебным образом расступаются именно в тот момент, когда ты потерял
последнюю надежду выйти сухим из воды. «Двоечки» требуют
кратковременного сброса газа, «тройки» – небольшого торможения и более
аккуратного выбора траекторий, а «шестерки» - это «тещины языки», перед
которыми нужно тормозить от души и не спешить с разгоном. Предыдущие
машины часто оставляли на траектории камни и грязь, из-за которых пара
«Мазд» поцеловалась с кустами.
Но знаете что? Вся эта раллийная
чехарда показалась мне излишней. Это прикольно и азартно, но как будто
противоречит моему восприятию машины. Секс тоже можно превратить в вид
спорта, но разве смысл в секундах? Мне приятнее быть с ней наедине без
судей, которые держат свечку стартового светофора и вгоняют в краску
итоговыми ведомостями.
Сидя в аэропорту, я снова и снова
переживаю наиболее яркие моменты. И я отдаю себе отчет, что феерии
чувств я обязан не только машине, но и мягкому черноморскому климату,
легкому воздуху, серпантинам дорог и отчаянным видам со стратегических
высот близ города-героя Севастополь. В таком антураже все кажется чуть
ярче и перспективнее. Но в этом и смысл курортных романов, не так ли?
Избавленные от бытовых проблем и мрачных мыслей о соотношении курсов
валют, вы возвращаетесь к своему естеству и снова воспринимаете мир с
юношеским максимализмом. Вы перестаете понимать смысл слова
«неприлично», потому что приличным становится все, что в принципе
возможно. Природа не может ошибаться.
Если
бы я судил Mazda MX-5 челябинским умом, то не оставил бы от нее камня
на камне. В ее бардачок не влезает лист формата А4, багажник едва
вмещает две небольшие сумки, которые нагреваются от близко
расположенной выхлопной трубы. Посадка при поднятой крыше требует
занятий фитнесом, а салон принимает лишь двоих. Сцепление на версиях с
механикой хватает так мощно, что езда в пробках превращается в азартную
игру – успеешь потом затормозить или нет? И Mazda MX-5 стоит более
миллиона рублей. Это вообще что?
Простите меня, но, если вы думаете
именно так, – вы просто сухарь. Вы так обалдели от ежедневного чтения
новостных лент и разных страшилок, что напрочь убили в себе всякую
романтику. Женщины вас больше не любят, ну разве что уважают. Ваши дети
перестали понимать вас. Вам срочно нужен отдых от работы и от
идеологически выверенного «Фокуса», «Е-Класса» или «Рафа-четыре»...
От любого автомобиля, у которого еще не
съехала крыша. Вам нужно оторваться, иначе ваше сердце не продержится
до очередного юбилея – оно либо остановится, либо сморщится как старый
финик. Возьмите напрокат кабриолет и проведите два дня в горах. Эта
форма измены вполне законна. Ваш «Фокус» рано или поздно простит (если
вообще узнает).
Да, у «Мазды» два места и тесный
багажник, но это громадный плюс, потому что вы, наконец, избавитесь от
искушения перевезти что-то или кого-то. Вы насладитесь собственным
эгоизмом и удивитесь, когда прибытие в некий пункт станет лишь побочным
продуктом вашей поездки, смысл которой – в самой поездке.
От курортной пассии не требуют умения
готовить. Она должна заводить. И Mazda MX-5 меня заводит. Но я улетел
на Урал, а она осталась в Крыму, и это логичное завершение спонтанных
отношений. Все правильно – мечта должна оставаться мечтой.
Обновленная Mazda MX-5
Mazda
MX-5 третьего поколения дебютировала в 2005 году, а в прошлом году
перенесла рестайлинг. Весьма заметно изменилась внешность – если раньше
машина напоминала Молнию МакКвина из «Тачек», то сейчас получила более
агрессивное маздовское лицо, став солиднее (хотя МакКвина все равно
напоминает). Из технических изменений – новая геометрия передней
подвески, которая снизила припадание машины на заднее колесо в
напряженных поворотах и улучшила плавность хода. Последняя
действительно впечатляет. Немного снизился уровень шума, хотя для такой
машины это не самое принципиальное.
Двухлитровый мотор теперь можно
заказать с шестиступенчатым «автоматом», знакомым по Mazda6 и Mazda3.
Он адаптивный, достаточно шустрый и имеет кнопки переключения передач
на руле. Однако честного ручного режима нет – машина все равно
переходит на верхнюю ступень, когда обороты переваливают за 7000 (у
машины с «механикой» лимит на 7500). Зато скидывать передачи вниз перед
поворотами можно даже в автоматическом режиме. Если рассматривать Mazda
MX-5 как прогулочный автомобиль, то «автомат» – идеальный вариант.
Сколько стоит Mazda MX-5?
Дорого.
Базовый автомобиль с мотором 1.8 л (126 л.с.) и пятиступенчатой
механикой обойдется в 1,061 млн рублей в комплектации с кондиционером,
ABS, системой стабилизации, четырьмя подушками безопасности,
16-дюймовыми легкосплавными дисками и аудиосистемой.
С двухлитровым мотором (160 л.с.) она
предлагается в двух комплектациях – Sport и Comfort. Отличаются они
весьма существенно. «Спортивная» комплектация подразумевает только
шестиступенчатую механику, спортивные амортизаторы Bilstein, более
толстые стабилизаторы поперечной устойчивости, сиденья Recaro и
аудиосистему Bose. Стоит такая машина 1,233 млн рублей и позволяет в
полной мере раскрыть драйверские черты MX-5.
Версия Comfort поставляется только с
шестиступенчатым «автоматом», мягче на ходу и стоит 1,236 млн рублей
или 1,252 млн при отделке салона кожей и алькантарой. Все двухлитровые
машины имеют климат-контроль, подогрев сидений, круиз-контроль,
ксеноновые и противотуманные фары, легкосплавные 17-дюймовые диски.
Если честно, тратя более миллиона рублей на такую игрушку, я бы не стал
рассматривать вариант с мотором 1,8 – разница в цене не так уж велика,
а в динамике и оснащенности – заметная.
Все российские MX-5 имеют кузовов
купе-кабриолет с жесткой раскладывающейся крышей. Кстати, Mazda MX-5
является одним из рекордсменов по скорости трансформации: весь процесс
занимает всего 12 секунд. Машины для других рынков бывают с мягким
верхом.
Уникальность Mazda MX-5
Собственно,
насладиться крымскими (сочинскими, чебаркульскими) дорогами можно на
любом другом кабриолете, которых в Россию поставляется не менее дюжины.
Тонкость в том, что большинство из них построено на платформах
«гражданских» машин, пусть и значительно переработанных. За основу
обычно берется хетчбэк или седан, вроде VW Golf (купе-кабриолет Eos),
Ford Focus или Peugeot 308.
Они более практичные, часто –
четырехместные. Но такие кабриолеты скованы компромиссами компоновки
гражданской машины, они тяжеловаты (Eos весит почти 1,5 тонны) и
зачастую имеют неидеальную развесовку и жесткость кузова.
Mazda MX-5 изначально строилась как
компактный двухместный автомобиль, что развязало руки конструкторам. В
результаты имеем заднеприводный, относительно легкий (от 1150 кг)
родстер с жестким кузовом, многорычажными подвесками и близкой к
идеальной развесовкой. Поэтому ехать на МХ-5 так приятно – к
удовольствию от съехавшей крыши добавляется азарт интуитивно-понятной
управляемости.
Автомобильный журналист и гонщик Максим Ахтямов, ездивший на всех поколениях Mazda MX-5, рассказывает об эволюции автомобиля: «Для
начала разберемся в «азбуке» «Мазды». Кузов NA (крайний слева) – первый
кабриолет, продажи которого начались в 1989 году, и уже тогда он стал
хитом. В 1998 году эстафетную палочку подхватило второе поколение (NB),
которое лишилось открывающихся подъемных фар и получило более жесткий
кузов. Третье поколение (NC) построено на совершенно новой платформе.
Кабриолет имел самые разные названия
(Miata в США, MX-5 в Европе, Roadster в Японии), но это не меняло его
сути: вы покупаете карт, на котором можно легально ездить по дорогам
общего пользования, при этом относительно комфортно перемещаясь в
пространстве и получая удовольствие от самого процесса управления.
Есть ли различия в управляемости у этих
трех поколений? После общения со всеми кабриолетами я бы
охарактеризовал парадигму каждого из них так: NA – это картинговая
управляемость, но с дефицитом мощности; NB – великолепная
управляемость, дополненная достаточной мощностью; NC (05-09 гг.) –
наевшись стероидов, автомобиль потерял азарт предыдущих поколений.
На
шаг дальше от кабриолета NC стоит MX-5 c жесткой крышей – именно такие
машины и продаются в России. Главная проблема – автомобиль потерял
мгновенный отклик на поворот руля, за что любили первые два поколения.
Впрочем, даже третье поколение для многих стало откровением, а
благодаря жесткой крыше «железный занавес» продаж в России пал.
Интересно, что, проехав на Mazda MX-5
последнего поколения, многие не могут поверить, что может быть что-то
лучше. Такие же ощущения человек испытывает, когда первый раз пробует
Советское шампанское, оно пьянит и веселит, но через некоторое время,
продегустировав Martini & Rossi Asti, он понимает настоящий вкус
игристого вина.
Не хватает миллиона на новую МX-5? На
рынке появились 2-3-летние машины за 600-800 тысяч рублей с
минимальными пробегами (использовалась как третья машина в семье) и в
хорошем состоянии. Чем не повод открыть для себя мир настоящего
контроля над автомобилем?
Источник: http://autochel.ru/autostop/298466.html |