Презентация
АВТОВАЗа была назначена на 14:00, и я опоздал на пару минут – свободных
мест вокруг стенда уже не было. На карачках я прополз сквозь сплоченное
кольцо треног и просто ног, потом пять минут искал место в «партере»
под пшиканье задних рядов. Ажиотаж понятен: АВТОВАЗ обещал показать
радикально новый концепт, который определит внешность «Лад» на несколько
лет вперед.
Сначала Игорь Комаров,
генеральный директор АВТОВАЗа, произнес торжественную речь, главная
мысль которой заключалась в том, что АВТОВАЗ оставил позади этап
«Выживание» и приступил к выходу на новую орбиту. Почему-то в тот момент
я ему верил.
Девушки
сдернули покрывала с двух рестайлинговых «Калин», в которых вполне
узнавалась прежняя модель, но «лицо» стало более актуальное и местами
даже напоминает Volkswagen. К сожалению, задняя часть изменилась
не так значительно. Интерьер автомобиля напоминает «грантовский», и в
целом машины сблизились: на «Калину» будут устанавливать тот же набор
силовых агрегатов, включая версию с «автоматом» Jatco.
Но
не «Калина» была шоу-стоппером. Игорь Комаров отступил назад и поманил
журналистов рукой к цилиндрическому экрану. Когда кольцо сомкнулась и
наступило торжественное затишье, экран отъехал вверх, открывая кроссовер
Lada X-Ray. Из салона выбрался главный дизайнер АВТОВАЗа англичанин Стив Маттин
и сказал несколько слов о машине: «Это кроссовер, но не обращайте
внимание на тип кузова – в этом концепте отражена ДНК новых автомобилей
«Лада», их новое лицо».
Концепт
выглядит актуальным, и если прежние работы АВТОВАЗа были либо страшные,
либо отставшие на декаду, то теперь появился дизайн, достойный лучших
образцов ММАС-2012. К тому же стилистика получилась законченной,
лаконичной: признаться, работы некоторых именитых концернов показались
более эклектичными, вымученными, чем новая «Лада». Наконец, концепт
сделан с потрясающим внимание к качеству деталей: стоящие на стендах
Lamborghini не все выглядели так добротно.
Стив Маттини Игорь Комаров
Когда
вспышки фотоаппаратов сделали сотню залпов, а Комаров и Маттин
закончили позировать, я заметил, что Стив остался в странном
одиночестве: с ним говорил лишь один немецкий журналист. Дождавшись
очереди, я напал на господина Маттина.
Все-таки
это прототип автомобиля или просто шоу-кар? «Больше шоу-кар, – ответил
Маттин. – Сейчас главная задача – найти собственный, актуальный стиль,
который мы сможем использовать в других моделях и создать неповторимое
лицо марки «Лады», позволяющее узнавать ее даже без логотипа».
Что
было главной сложностью? «Понимаете, когда я работал на «Вольво», было
понятие шведский дизайн, была некоторая отправная точка. Была история
дизайна и некое внутреннее чувство, с которым можно было сверяться – то
ли ты делаешь. Когда я взялся за бренд «Лада», по сути не было ничего.
Нужно было создать не просто новую, красивую оболочку, но некий образ,
который бы ассоциировался у людей с привычной им маркой».
Дизайн
получился дорогим, говорю. То есть он достаточно сложен технологически,
тогда как «Лада» – бренд бюджетный. Не является ли эта модель
абстрактной скульптурой, которую нельзя применить к серийным «Ладам»?
Кажется, что Стив воспринимает вопрос с легкой досадой, вроде как
критическое замечание.
«Да,
это автомобиль – шоу-кар, задача которого – обозначить смену курса. Да,
в нем есть элемент шоу... Но не нужно думать, что X-Ray – это что-то
абстрактное. Хороший дизайн от плохого отличается не стоимостью штампов,
а закоченностью линий, правильностью всех ракурсов, и хороший дизайн
может быть недорогим – это тот случай. Конечно, серийная машина, даже
кроссовер, не будет в точности вот такой – мы и не ставили такой задачи.
Но в целом в этом концепте нет чего-то невыполнимого. Все эти
подштамповки, хромирование – это не так дорого».
Принимали ли участие в разработке русские дизайнеры? «Да, несколько человек, но большую часть работы я выполнил самостоятельно».
Самостоятельно?
Сколько это заняло? «Я работаю на АВТОВАЗ с октября прошлого года –
примерно столько времени и понадобилось. Это была стрессовая работа в
очень сжатые сроки, без права на ошибку».
Он
также говорит, что макет делала итальянская компания – отсюда
великолепное качество. Спрашиваю, не чувствует ли Стив некой
скованности, ведь у АВТОВАЗа дизайн никогда не был на первом месте, а
потому и финансирование дизайнеров, наверное, не такое большое, чем
бюджеты, к которым он привык в Mercedes-Benz и Volvo…
«О
нет, нет, – протестует он. – Отныне все будет по-другому: теперь дизайн
для нас становится приоритетным направлением. Судите сами, раньше завод
никогда не работал более чем над одной машиной, а теперь мы
разрабатываем фирменный стиль, создаем новые поколения следующих машин,
делаем рестайлинги существующих. Пока у нас очень маленькая команда, но
она будет расти до полноценного отдела, и дизайн-студия АВТОВАЗа будет
располагаться в Москве».
Я
благодарю Стива, но не даю никаких оценок его работе. В тот момент
казалось, что это излишне: ведь он, известный дизайнер, и без того знает
свою цену. Но через некоторое время я вспомнил вдруг какое-то
сдержанное волнение в лице Стива Маттина, может быть, даже легкую
раздраженность, и вдруг подумал – а ведь он, наверное, волновался. Он
хотел знать, какое впечатление производит его творение, потому что
работа с АВТОВАЗом – это личный вызов для него. Думаю, ни в «Мерседесе»,
ни в «Вольво» его личный вклад в дизайн моделей не был так велик, как
сейчас, и конечно, начиная с чистого листа, он не уверен. Впрочем, потом
подошли еще иностранцы и сразу же высказались о работе очень тепло. И я
был с ними согласен.
Lada C-Cross2008 года
Пожалуй,
дело за малым: чтобы АВТОВАЗ нашел силы достойно воплотить идеи Маттина
в серийном металле. На этот счет многие испытывают скепсис: был же
четыре года назад концепт кроссовера Lada C-Cross, который на тот момент
тоже выглядел достаточно свежо (по меркам АВТОВАЗа), но он так и
остался концептом.
Впрочем,
я оптимист. Сам факт приглашения матерого практикующего дизайнера
говорит о серьезности намерений АВТОВАЗа, да и изобилие новинок –
больших и малых – хороший признак. На ММАС-2012 представили и Lada
Granta с «автоматом», и ее спортивную версию Granta Sport со 120-сильным
мотором, и электрическую Ellada. Лед тронулся? Эх, сколько раз мы
испытывали подобные надежды и обманывались. Попробуем еще разок?
Чуть
дальше стояла Nissan Almera, первая модель с иностранным шильдиком,
которую будут делать на АВТОВАЗе. Правда, внешность ее оставила
неоднозначные впечатления: чувствуется закос под Nissan Teana и
Bluebird, но масштабирование привело к искажению пропорций, поэтому
автомобиль не цепляет взгляд. С другой стороны, концептуально схожий
Chevrolet Cobalt да и Peugeot 408 также не сражают наповал стилистикой –
у этих машин другие приоритеты, измеряемые в сантиметрах пространства
на втором ряду и литраже багажника.
Андрей
Винников принялся снимать «Алмеру», когда к ней подошли два человека и
стали что-то изучать на втором ряду сидений. «Слышь, Артем, отгони вот
этих двух», – попросил Андрей.
«Я
не знаю, кто второй, но один из них – это Франсуа Гупиль де Буйе», –
ответил я, давясь смехом. – «Глава «Ниссана» в России. Отогнать?».
Генеральный директор «Ниссан Мотор Рус»Франсуа Гупиль Де Буйе
Решили
вызвать главу Nissan на беседу. Первый вопрос господину Гупилю де Буйе
был такой: на какой все-таки платформе построена «Алмера»? Он как-то
иронично усмехнулся: «Ну вот, все спрашивают про платформу. А что такое
платформа? Ну что это?»
Ну…
Платформа это… Я пытаюсь как-то лаконично сформулировать мысль. «Вот
видите – платформа это просто набор каких-то общих деталей, которые
могут меняться от модели к модели».
В
этих адвокатских речах мне мерещатся попытки скрыть что-то. «Но
все-таки, что за платформа? Хорошо, я сформулирую проще – это платформа
Renault Logan?»
«Это
наша платформа В-класса, – поправляет Франсуа. – Наша – в смысле
альянса Renault-Nissan. Только не говорите, что это платформа «Логана» –
на платформе, о которой я говорю, построено множество автомобилей, даже
Nissan Juke. Платформа – это просто набор деталей».
Окей,
но интерьер-то напоминает о «Логане»… Вот центральная консоль с
отрицательным уклоном, вот ручки микроклимата, управление зеркалами,
даже «слепой» подогрев сидений – все от «Логана»... «Правда? Нет, не
заметил», – настырничает глава «Ниссана».
Ну
бог с ним – видимо, маркетологи настаивают на позиционировании машины
выше «Логана», отсюда нежелание говорить о платформе. «Это будет машина,
конкурирующая с Hyundai Solaris», – подытоживает мой собеседник.
И
все же сложилось впечатление, что Almera – это немного удлиненный Logan
в стилистике Nissan и с несколькими японскими «фишками», вроде
опционной мультимедийной системой Nissan Connect.
БагажникNissan Almera
Машину будут собирать в Тольятти. Я шучу: «У нас тут говорят, мол, место проклятое. Не слышали анекдота?»
«Нет,
не так, – опять не соглашается Франсуа. – Машину будут производить на
линиях «Ниссан» – вот так правильно. А место не имеет решающего
значения».
Предыдущие
Almera, особенно Almera Classic, особой славы не снискали: за те же
деньги можно было купить более современные и стильные модели. Не
повторит ли «Алмера Нью» той же участи, ведь толкучка в лоу-кост
сегменте намечается приличная?
Ответ
на вопрос могла бы дать цена. «Продажи начнутся в 2013 год, так что
цена пока неизвестна», – говорит Франсуа Гупиль де Буйе.
Но будет дороже «Логана»? «Ммм… Как я сказал, «Алмера» будет конкурировать с Hyundai Solaris», – отвечает он.
Это
можно перевести так: умеренно оснащенные версии Almera с кондиционером
будут стоить от 500 тысяч рублей, богато оснащенные – до 650 тысяч.
«Газель Next»,бортовой грузовичок
Посетили
мы стенд еще одного российского производителя – ГАЗа, где презентовали
новую надежду завода, «Газель Next». По сути это прежнее шасси с новой,
более просторной кабиной, но, к сожалению, и новой ценой. Первым в
производство пойдет бортовой грузовичок, и представители завода сказали,
что ценник будет на уровне 700 тысяч рублей, правда, дизель Cummins
устанавливают уже в базе. Но ведь и конкуренты вроде Ford Transit,
Peugeot Boxer или Renault Master тоже идут с дизелями, а цены начинаются
от 900 тысяч. Хватит ли этого зазора, чтобы клиент предпочел российский
автомобиль?
18-местный салон маршрутки позволяетвставать в полный рост
Новая
«Газель» будет выпускаться и в маршрутном варианте, внешне напоминающем
масштабированный гольф-карт. Зато по сравнению с предшественницей она
стала гораздо удобнее: 18 пассажирских мест, широкий салон, возможность
стоять в полный рост, аккуратная автоматическая дверь. Но и цена в
хороших комплектациях, надо полагать, приблизится к миллиону рублей, а
это значит, что «Газели» придется практически на равных конкурировать с
импортными автомобилями. Сдюжит ли?