Когда вижу FIAT 500, этого красного
чертенка, похожего на каплю свежей крови, желание прокатиться затмевает
разум. Думаю, это лучший комплимент создателям. И пусть у машины явно
женское амплуа, которое выставляет меня в двусмысленном свете, мне
наплевать.
Дверь кажется непомерно большой для
этакой табакерки. Сажусь. Как стильно смотрится кремовая панель,
сделанная словно из бакелита, в сочетании со вставками в цвет кузова!
«Пятисотка» создает ощущение хорошо отреставрированного ретро, в которое
мастера добавили современных фишек вроде окраски металлик, приличных
колес и кожаного руля. Если ретрокары бюджетных авто (а FIAT 500 –
такой) смотрятся обычно слишком тонкостенными, хрупкими, то новая
«пятисотка» ощущается крепенькой, ладной и очень гламурной.
Впрочем, подражание старине не прошло
бесследно. Руль не регулируется по вылету, сиденье – по высоте, поэтому
найти удобную посадку высокому человеку не так-то просто: эргономика,
как и дизайн, отдает шестидесятыми, так что рослые водители вспомнят
велосипедную посадку с коленями враспор. А вот дамам должно понравиться –
уютненько.
Не знаю почему, вдруг возникает ассоциация с фильмом «Римские каникулы». Хотя разве там был FIAT 500? Гм... Запишем в загадки.
Эргономическое своеобразие «пятисотки»
подчеркивают причудливые приборы в виде концентрических тахометра и
спидометра с неразборчивой оцифровкой. А внутри – дисплей
борт-компьютера, да еще куча пиктограммок по периферии – перегруз!
Впрочем, из таких вот милых недочетов и состоит обаяние итальянских
машин: немцы бы себе такого не позволили и оцифровку сделали военным
шрифтом. Было бы скучно, зато удобно.
А FIAT 500 – это антоним скуки. Сев в
него, хочется опустить стекла, сдвинуть шторку стеклянной крыши и ехать,
точно на... скутере Vespa! Так вот откуда ассоциации с «Римскими
каникулами» – там же была хулиганская «Веспа», удирающая от полиции! А
может, мозг так тонко уловил связь с FIAT 500C Topolino, который
участвовал в съемках, но был лишь предшественником Nuovo 500 конца 50-х,
под который косит современная «пятисотка»?
Не суть, главное – ощущения. Несешься
через город, ветер треплет рукава майки и гоняет по салону сквозняки,
окружающие смотрят на тебя с любопытством и высокомерным осуждением: они
сами еще не поняли, какая эмоция доминирует. Ой, поглядите, гей... А
может, мажор... А может просто придурок какой-то... Дикая ты, Россия,
дикая...
Это летний автомобиль. У него есть крыша
и печка, но ассоциации с Италией делают невозможным его появление среди
сугробов или демисезонной слякоти. В разгар буднего дня он создает
отпускное настроение, подталкивая свернуть со знакомого маршрута к
природе, воде, к друзьям.
Жаль, ощущение свободного полета
спотыкается о мешканья роботизированной коробки передач. Переключения
случаются с паузой, «робот» то зависнет на повышенной передаче, то
затеет переключение в середине разворота. Я бы выбрал механику, хотя
супруга запротестовала: мол, никаких нюансов «робота» она не замечает, а
две педали лучше трех – это закон. Ну что тут скажешь – целевая
аудитория...
Ручной режим спасает отчасти, и если
сбрасывать газ перед переключением, коробка работает шустрее и не так
назойливо. Но тогда сложновато ориентироваться, какая именно передача
включена, и при интенсивных торможениях приходится считать про себя:
«Пятая, четвертая, третья...»
А мотор-то неплох – целых 100 л. с.! Для
машины массой 930 кг и размерами немногим более «Оки» этого вполне
достаточно, особенно если включить провокационный спортрежим. Когда
стоишь на светофоре, другие водители смотрят на тебя скептически и
готовятся обогнать мобильную «шикану». Загорается зеленый, поток
стартует, и выясняется, что «пятисотка» ускоряется куда быстрее
«Матизов» или «Сенсов», а то и «настоящих» машин. Конечно, потом тебя
настигают и обгоняют, и для многих проучить алую шмакодявку становится
делом чести. Но все же она отнюдь не тихоходна, а что обогнали – это
пусть: за рулем FIAT 500 не хочется лезть в бутылку. Это
автомобиль-пацифист, душа потока, проповедник неги и благодушия. И если
он рванул со светофора первым, так это от жизнелюбия, и никак не ради
доминирования над кем-то. Вы только намекните, и я вас пропущу, а потом
поскачу красной клюквиной по правому ряду. Кайф!
Шумоизоляция у «пятисотки» достаточна
для А-класса, но с открытыми окнами какофония в салоне объяснима:
горбатенький кузов рвет воздушный поток в лохмотья, точно аэроплан. И
где-то там, далеко, забавно бормочет стосильный мотор, словно подражая
двухцилиндровому «воздушнику» оригинального Nuovo 500.
А вот подвеска достаточно мягкая,
комфортная, с одним изъяном: на плохих дорогах машина пускается в
раскачку, хотя амплитуды колебаний небольшие. Ей больше нравятся ровные
дороги.
Все это вкупе с легковесным рулем
создало впечатление, что шасси у FIAT 500 рыхловатое для активного
драйва. И все же ради интереса мы посетили гоночную трассу, где
«пятисотка» проявила себя неожиданно стойко: в пределе она не скользит
наружу поворота, как большинство переднеприводных хетчей, а стремится
довернуть внутрь, цепляясь за асфальт из последних сил. Малая масса,
компактный кузов и короткая база делают ее верткой, а для активных
водителей это плюс. Эх, будь у меня такая, да на механике – я был бы
претендентом на лидерство в городском потоке, по крайней мере с 9 до 10
утра.
В Европе FIAT 500 является хитом продаж с
2007 года, когда модель дебютировала. Его ценят за компактные размеры,
но особенно за позитивные ассоциации с той, оригинальной «пятисоткой»,
которая стала для итальянцев символом новой жизни, раскрепощенной и
беззаботной. Нам сложно понять эту ностальгию, потому что отечественный
аналог «пятисотки» – горбатый «Запорожец» – стал, скорее, героем
анекдотов, чем символом. И девственность в нем потеряло гораздо меньше
советских граждан, чем итальянцев – в «пятисотке». У нас мало аргументов
в пользу компактных машин, поэтому в России удел FIAT 500 – это женщины
с состоятельными отцами или мужьями. Ведь на роль подарка миловидная
«пятисотка» подходит не хуже бриллиантов. Покажите эту статью мужу
(отцу, брату, возлюбленному), и ваши шансы получить настоящий подарок, а
не очередной кухонный комбайн, повысятся в разы.
Касаемо цены, она начинается от 552
тысяч рублей за автомобиль с 1,2-литровым мотором (69 л. с.) и в
достаточно зрелой комплектации: есть кондиционер, легкосплавные диски,
семь подушек безопасности, аудиосистема, противотуманки, АБС. Это на 100
тысяч дороже, чем близкий по оснащению KIA Picanto, но что делать –
имидж бесплатным не бывает. FIAT 500 с автоматом стоит от 592 тысяч, а
стосильные версии стартуют от 665 тысяч. А самая топовая версия
переваливает уже за 800 тысяч рублей! Но ведь если разобраться, вы не
найдете ему прямых конкурентов: соразмерные машины скучнее, а столь же
яркие – заметно дороже.
FIAT Punto – стиляга
После разрыва с «Соллерс» FIAT
пересмотрел модельный ряд для России: если раньше акцент делался на
бюджетные Albea и Linea, то нынче их продажи свернуты, и марка
представлена двумя совершенно иными автомобилями – FIAT 500 и Punto.
«Пятисотка» в Челябинске дебютирует, а Punto теперь избавился от
приставки Grande и прошел освежающий рестайлинг нестареющего дизайна от
Джуджаро. Изменились бампера, немного интерьер и цветовая палитра, но
привлекать покупателя FIAT намерен... технологиями.
У Punto есть как минимум две фишки,
которые обычно свойственные куда более дорогим машинам. Во-первых,
система Start-Stop, которая входит в базовое оснащение и незаметно
глушит мотор на светофорах: по заявлению производителя, это экономит до
15% топлива в плотном городском потоке. Замеры не проводил, но вот
незаметность работы подтверждаю: отпускаешь тормоз или переходишь с
нейтрали в «драйв» – и стрелка тахометра подпрыгивает к 800 об/мин.
Такая же система была у «пятисотки».
Ну и второе – возможность установить
современные двигатели MultiAir с хитрой гидравлической системой
изменения фаз газораспределения. Фактически FIAT заново изобрел
газораспределительный механизм и добился того, к чему автопроизводители
стремились последние лет сто – абсолютно гибкого изменения фаз в
зависимости от нагрузки и частоты вращения. Если эти слова ни о чем вам
не говорят, просто знайте: за счет новой технологии FIAT сумел снять с
мотора объемом 1,4 литра 105 л. с., но главное, обеспечить хорошую
эластичность и экономичность. Более того, 1,4-литровый «мультиэйр»
доступен в турбоверсии мощностью 135 л. с., пик крутящего момента
которой (206 Н*м) начинается с 1750 об/мин.
Впрочем, популярностью будут
пользоваться более доступные Punto с 1,4-литровым мотором без
«заморочек», мощность которого – 77 л. с. На тесте был именно такой
автомобиль, оснащенный роботизированной коробкой передач. И к ней были
определенные претензии: передачи включаются с паузами, а при резком
нажатии педали в пол, например на 90 км/час, коробка не желает
скидываться до второй передачи, вынуждая мотор крутиться с низов.
Впрочем, через какое-то время я понял смысл этой коробки: она подойдет
тем, кто ездит плавно и страсть как не любит механические коробки.
Например, женщинам. А если вдруг за руль сядет муж, есть ручной режим,
который обеспечивает куда более расторопные переключения, причем
алгоритм работы рычагом – как на раллийной машине: качнул вперед –
передача вниз, на себя – вверх. Довольно забавно, кстати.
А машина вообще не располагает к
активной езде. Подвеска у нее показалась мягковатой, расслабленной,
виброкомфорт – хороший, и шумоизоляция неплоха, за исключением гула шин
по неровному асфальту. Впрочем, последнее характерно почти для всех ее
конкурентов.
Интерьер смотрится весьма прилично, хотя
пластик тут разнофактурный: «попона» на панели приборов пухлая, а
дальние части панели – твердые. И приборы в отличие от «пятисотки» здесь
традиционные, придраться можно разве что к нечетной оцифровке.
На второй ряд сам за собой я сажусь с небольшим запасом по коленям. Багажник объемом 375 литров – среднестатистический.
Что касается прайса, то если раньше
Grande Punto был явно переоценен, избавление от пафосной приставки пошло
на пользу: теперь он стоит на уровне конкурентов. К примеру, базовая
версия Punto 1.4 оценивается в 555 тысяч рублей, а сравнимая по
комплектации и характеристикам Opel Corsa 1.2 (86 л. с.) стоит 570
тысяч. Доплатив от последней суммы 15 тысяч, можно взять уже Punto с
«роботом».
Цена на автомобиль с двигателем MultiAir начинается от 665 тысячи (105 л. с.) или 685 тысяч (135 л. с.).
Кстати, уже в этом году FIAT планирует
начать строительство собственного завода под Петербургом – у компании
есть соглашение с Минпромторгом о промышленной сборке, в рамках которой
FIAT должен обеспечить выпуск 120 тысяч автомобилей плюс организовать в
России производство двигателей. Правда, на первых порах предприятие
займется машинами марки Jeep, которая входит в принадлежащий «Фиату»
Chrysler. Впрочем, продавать в России по 120 тысяч «Джипов» в год –
задача практически нереальная, поэтому, вероятно, FIAT еще вернется к
вопросу о выпуске бюджетных машин.
Источник: http://autochel.ru/text/testdrive/520331.html |