Моя профессия не предполагает скуку, и все-таки,
иной раз, отправляясь на встречу с новым автомобилем, я испытываю
неуместное чувство безразличия. Почему?
Виновата предсказуемость, ведь сегодня трудно встретить автомобиль, вызывающий удивление или восторг.
А все потому, что современные автомобили создают не
архитекторы, а каменщики. Тсссс, об этом нельзя говорить, так что уж
лучше вам меня не слушать. Я перехожу на шепот. Так вот, похоже,
автомобили перестали рождаться в муках творчества, окончательно
превратившись в продукт потребления. Гениальный архитектор творит
шедевры, которые превосходят наши ожидания, а потому восхищают.
Каменщик вынужден использовать отформованные кирпичи, и его работа
редко вызывает удивление.
К
примеру, что такое Audi Q5? В его фундаменте лежит первый кирпич –
платформа Audi A4. Сверху еще один блок – салон от Audi A4. Тут же
притирается кирпич под названием «трансмиссия от моделей Quattro». Не
забудем про компоновку типичного паркетника: этот кирпич есть сегодня
на складе почти всех производителей. Венчает все фирменный дизайн Audi
с трапецевидной решеткой радиатора. Если архитектор может три года
терзаться поиском новых форм, а потом за два часа набросать гениальный
эскиз, то каменщик приступает к работе без колебаний, и тратит время на
тщательную подгонку кирпичей друг к другу – процесс трудоемкий, но
предсказуемо успешный.
С тех пор, как марки занялись «кровосмесительством»,
меняясь платформами, двигателями и дизайнерскими концепциями,
автомобили стали вырождаться.
Хочу нравиться всем
Поймите меня правильно: если мы говорим об
автомобиле, как продукте потребления, такой подход вызывает только
одобрение. Мы получаем безопасный, комфортный, легкий в управлении
автомобиль по обоснованной цене. Но ведь вы хотите чего-то большего, не
так ли? Сознательно или бессознательно вы ищите в автомобиле
вдохновения. Вы хотите, чтобы он взывал не только к разуму, но и к
чувствам. Если я ошибаюсь, не читайте дальше.
Автопроизводители
учитывают наше стремление к ярким эмоциям, но делают это по-своему.
Знаете, что написано в рекламном буклете последнего Seat Ibiza? «…
новая Ибица оборудована по последнему слову техники, чтобы помочь
пробудить ваши чувства. Возьмем, к примеру, электронную систему
компании SEAT обеспечения устойчивости автомобиля (ESP)... Имеется
также рулевое управление с усилителем, изменяющим степень усиления с
изменением скорости движения». Оставим в стороне «утонченный стиль»
сеатовских пиарщиков (или русских переводчиков), но непонятен сам
посыл: ESP должна пробудить наши чувства? Рулевое управление с
переменным усилием заставит нас влюбиться в Ибицу?
Проблема почти любого современного автомобиля – это
болезненное желание нравиться всем. А нравиться всем может нечто столь
же невнятное, как и абстрактный образ среднестатестического потребителя.
В автомобилях исчезает творческая составляющая,
потому что творческий процесс всегда эгоистичен. Автор творит для себя,
и его творчество «цепляет» только определенную группу людей, сходных с
ним по темпераменту, мировоззрению или жизненному опыту. Творчество –
это риск, и нередко его результаты помимо аплодисментов влекут волну
непонимания или критики. Нравиться всем творчество не может, иначе это
конформизм. Поэтому креативность добавляется в современный автомобиль,
как приправа, вкус которой слишком специфичен, чтобы делать ее основным
блюдом.
Именно из-за навязчивого стремления очаровать
каждого платежеспособного клиента автопроизводители так болезненно
реагируют на субъективную критику своих продуктов. Мне интересно,
услышу ли я когда-нибудь в ответ на «разносную» статью об автомобиле
следующие слова: «Мы очень рады, что автомобиль тебе не понравился. Это
просто замечательно! Ведь ты не наш клиент. Посмотри на себя: ты живешь
в промышленном городе, не занимаешься спортом и не любишь тусоваться.
Наш кроссовер-кабриолет рассчитан на совсем другую аудиторию, и если бы
он тебе понравился, это означало бы провал нашего проекта!»
Если желание нравиться всем простительно для
недорогих малолитражек, то чрезмерная попсовость многих премиум-марок
кажется моветоном. В конце концов, люди переплачивают именно за
индивидуальность.
Бывает ли по-другому?
Колин
Чэпмен разработал Lotus 7 в 1957 году всего за неделю, а через месяц
запустил в производство. Автомобиль оказался настолько удачным, что в
модернизированном виде выпускается по сей день – наиболее известные
реплики строит Caterham и Donkervort. Чэпмен нашел уникальную формулу
спорткара не только быстрого, но и предельно азартного в управлении, и
в последнем аспекте он не имеет равных и по сей день.
Чэмпен полагался на внутреннее чутье, но представим,
что за дело бы взялись расчетливые дельцы, озабоченные прибылями.
«Салон стоит сделать четырехместным, ведь тогда машину смогут покупать
семейные люди, а это 27% потребителей». «Капот лучше укоротить, чтобы
автомобиль выглядел привычнее, так как 19% людей считает длинный капот
фаллическим символом». «Колеса необходимо полностью закрыть кузовом,
потому что у 33% опрошенных открытые колеса ассоциируются с довоенными
машинами». И получился бы какой-нибудь Rover P4 – много ли вы слышали
об этом четырехместном автомобиле с коротким капотом и закрытыми
колесами?
Кстати, Lotus 7 оказался коммерчески успешным, так
что креативность бывает выгодной. Но в современном мире место личности
заняли коллективы, и время «чэпменов», судя по всему, в прошлом.
Я не против стандартизации и оптимизации расходов,
однако меня настораживает чрезмерная зацикленность производителей на
формализации проектирования машин и стремлении найти формулу
«идеального кефира», который бы удовлетворил запросы всех: и
спортсменов, и обывателей, и язвенников, и трезвенников.
Я убежден: чтобы сделать подлинно гениальный
автомобиль, проект должен возглавлять не расчетливый и дальновидный
финансист и тем более не компьютер, а человек с ярко выраженной
индивидуальностью, умением отстаивать свое мнение и идти наперекор
обстоятельствам. Человек вдохновения, а не только расчета. Стандартные
кирпичи перестают быть проблемой, когда за дело берется талантливый
архитектор.
Личность отражается в собственном творении, и тогда
творение обретает душу. Разве вы не согласны, что у некоторых машин
есть душа, тогда как другие больше похожи на армию клонов?
Проблема
в том, что клонов создают не личности, а толпы. Маркетологи опираются
на мнение большинства, но мнение большинства не может выйти за рамки
тех идей, воплощение которых они видят ежедневно. Разумеется, в хоре
голосов звучат меткие и остроумные предложения, но они не в состоянии
перекричать звучащие в унисон крики среднестатистических покупателей.
Получается замкнутый круг – корпорации спрашивают совета у тех, чье
мнение они же и формируют.
Эту мысль развивает в своей книге «7 законов
Крайслера» Боб Лутц, возглавлявший в свое время американскую компанию
(сейчас он работает в GM). Например, Лутц описывает процесс создания
харизматичного Dodge Viper – спорткара с мотором от грузовичка Dodge
Ram. Когда стало ясно, что бредовая на первый взгляд идея построить
культовый спорткар при минимальных затратах сработала, все задались
вопросом: каким образом Лутц рассчитал успех автомобиля? Вот цитата из
книги: «Была еще одна категория людей, которых Viper ошеломил, пожалуй,
точнее, даже озадачил: японские производители автомобилей. До сих пор
ко мне обращаются японские коллеги с вопросом: «Скажите, мистер Лутц,
какие маркетинговые исследования помогли вам разработать Viper? Они,
без сомнения, были очень изощренными и глубокими». Мой обычный ответ:
да не было никаких исследований. Мы просто взяли и сделали это!»
Нелогичные решения приводят к большим прорывам?
Иррациональность,
которую так усиленно изживают в современном мире, иногда может быть
полезна. Например, когда спаниель Питера Уиллера откусил кусочек от
полноразмерной мастер-модели будущего TVR Chimaera, Уиллер оценил вклад
собаки в проектирование машины и сделал симметричный «надкус» на второй
стороне автомобиля. Укушенные места стали местом установки
поворотников, и дизайн приобрел большую выразительность.
Первый Porsche 911 Turbo появился в 1974 году в
разгар нефтяного кризиса. Учитывая уровень технологий тех лет, чтобы
обеспечить мотору необходимый ресурс, степень сжатия пришлось понизить
до 6,5 единицы, поэтому экономичность машины была аховой. Выпускать ее
в тех условиях было нелогично. Однако Porsche возглавляли сильные и
решительные лидеры, которые сказали: «Если мы не сможем продать такой
замечательный автомобиль даже в условиях кризиса, нам нечего делать в
этом бизнесе». Проект был запущен, и 911 Turbo открыл новые высоты для
небольшой немецкой компании. Подобные решения рискованны, и вы никогда
не получите на них «добро» путем всеобщего голосования. Но зато они
приносят большие дивиденды, ведь скопировать личностный подход куда
сложнее, чем технологию. Подобные машины восхитительны, и именно они
остаются в памяти людей.
Можно
даже высказать спорное предположение, что нельзя спроектировать
по-настоящему красивую машину, подстраиваясь под вкусы толпы и следуя
бизнес-плану. Иногда удачный дизайн получается случайно. Jaguar E-Type
возглавил список самых красивых автомобилей XX века по версии Daily
Telegraph, но его создатели преследовали цели, не связанные с
эстетическим совершенством. Jaguar E-Type должен был стать самым
быстрым и управляемым спорткаром своего времени, поэтому имел необычные
пропорции с длинным капотом и смещенной назад кабиной, плюс обтекаемый
кузов. Однако результат превзошел ожидания, и сугубо функциональный
облик, лишь слегка сдобренный дизайнерскими штрихами, обусловил
половину успеха модели. В современном мире искусство случайного успеха
почти утрачено – теперь в моде успех запрограммированный. Формальный
подход может разрешить любой известный вопрос, тогда как творчество –
это ответ на вопрос, который еще даже не сформулирован.
Тут следует оговориться. Нередко под творчеством
понимают любую иррациональность или необычность. Я не поклонник такой
теории. Я не считаю творчеством бессмысленную абракадабру, которую поет
«Мумий Тролль». Я убежден, что творчество всегда целесообразно, просто
цель достигается неформальным путем, гарантируя неформальный результат.
Поэтому я бы не хотел, чтобы производители бросились строить
автомобили, необычные исключительно ради необычности. «А давайте
разместим спидометр на потолке, а люк под ногами задних пассажиров.
Такого нет ни у кого, значит, это креативно…» Не дай бог!
Слава богу, у нас полно примеров целесообразного
творчества. Скажем, интерьер Honda Civic 5d. Двухярусная передняя
панель необычна, но удобна: показания самого важного прибора –
спидометра – находятся на линии взгляда и визуально доминируют над
показаниями тахометра и второстепенных указателей. Нетрадиционный пульт
управления микроклиматом расположен как раз под правой рукой и
позволяет настраивать параметры почти вслепую.
Автомобиль мечты
А зачем нам креативные автомобили? Ведь если машина
нравится всем, то она нравится и мне, пусть не на 100%, но достаточно,
чтобы я не чувствовал себя обманутым. Но это напоминает жизнь в
питомнике: если не видеть мира за его пределами, он кажется вполне
сносным местом обитания.
Поройтесь
в себе и представьте автомобиль своей мечты. Я вижу примерно следующее:
компактный двухместный кабриолет (или купе), построенный на агрегатах
какого-нибудь VW Polo. Он легкий, юркий, очень непосредственный в
управлении. У него нет гидроусилителя, литых дисков,
электростеклоподъемников, а панель приборов незамысловатая, как у
мотороллера. Но стоит разок пройти поворот, поставив автомобиль на три
колеса, как все сомнения отпадут – это мой автомобиль!
Его создал незнакомый мне единомышленник, который
сейчас сидит где-то в инженерном центре Volkswagen и проектирует
кронштейн для запаски Touareg, тайно мечтая о проекте гениального
кабриолета. Он представляет свою (и мою) мечту так же отчетливо, как
Колин Чэпмен видел пространственный каркас и подвески Lotus 7. Но кто ж
позволит этому парню отвлекать ресурсы от создания нового Polo, который
будет построен на платформе успешного Audi A1, который, в свою очередь,
получит начинку от Seat Ibiza? Эти машины разойдутся миллионными
тиражами, а мнение миноритариев никому неинтересно.
А где-то есть человек, который изобретает автомобиль
вашей мечты. Он спит и видит машину, которую вы полюбите с первого
взгляда и которую возненавидит ваш сосед. Но последнее обстоятельство
совсем не помеха, ибо вы тоже недолюбливаете этого скучного и вечно
озабоченного человека.
Мы ведь не хотим однажды проснуться и прочитать в Интернете, что изобретен автомобиль, который нравится абсолютно всем?
Источник: http://vipautochel.ru/art/14837.html |