Местные машины – а это преимущественно
«Жигули» или иномарки-десятилетки – ползут в гору, точно мухи,
обмазанные медом. Какое парадоксальное место для тест-драйва –
высокогорье Армении. Заоблачные серпантины и разреженный воздух бросают
вызов любому мотору, а атмосферному – тем более.
Почему у Mazda CX-7 атмосферный мотор,
хотя «издревле» был турбированный, 238-сильный? Потому что это новая
версия, облегченная и подешевевшая. Отличий три: передний привод,
безнаддувный 2,5-литровый мотор (163 л.с.) и пятиступенчатый «автомат»
(у турбоверсий – шестиступенчатый).
Комплектацию «зарядили» по максимуму:
ESP, 6 подушек, климат-контроль, МР3-магнитола, автоматическая коробка
передач уже в базе. Цена такой машины – 1,130 млн рублей, то есть на 150
с лишним тысяч дешевле нынешней турбоверсии. Или – на 450 бутылок
трехлетнего армянского коньяка. Забавно, что такое количество алкоголя
как раз заполнит весь объем немаленького багажник Mazda CX-7. Это,
кстати, в пять раз больше среднестатистической годовой «нормы» алкоголя
для России... Впрочем, к чему это я? Армения постоянно сбивает с мысли.
Мы стартуем из Еревана с высоты примерно
1000 м над уровнем моря, но очень быстро дорога забирает вверх, и хотя
глазами реальной высоты не увидишь, ее чувствуют заложенные уши. Уклоны в
некоторых местах достигают 9%, то есть, проезжая километр по
горизонтали, мы поднимаемся на 90 метров. Давление при этом падает
примерно на 1%. Вроде бы немного, а уже через пару часов, миновав
высокогорное озеро Севан, мы обнаруживаем себя на высоте 2400 метров.
Здесь давление ниже нормального на 25% – всего 572 мм рт. ст.
Дыхание сбивается не только у местных
машин, но и у нашей Mazda. Из-за разреженного воздуха 2,5-литровый мотор
выдает здесь 120 л.с. вместо 163 л.с. А добавьте к этому восхождение на
9-процентный уклон, который на бумаге выглядит безобидно, но в
реальности съедает у нас 70 л.с.! В итоге на горизонтальное перемещение
остается какие-то 50 л.с., поэтому наша «максималка» составляет 110
км/час из 173 возможных. Впрочем, мы еще держимся бодрячком: иные
шушлайки едут внатяг 40 км/час!
Да, горы – то еще испытания для мотора, и
чувство тяжести под педалью не покидает на протяжении всего
восхождения. На равнинах проще: пусть мощность атмосферника умеренная,
зато переднеприводная CX-7 на 200 с лишним килограммов легче топовой
версии, а пик крутящего момента атмосферника смещен к 2000 об/мин.
Поэтому в режиме «педаль в пол» «семерка» выдает честные 10 секунд до
сотни, и для ареала ее использования – а это преимущественно город –
этого достаточно.
Единственное, нужно приноровиться к
«электронной» педали газа. Обычно всплеск ускорения можно вызвать,
просто утопив педаль газа до пола, но здесь управляющая электроника
реагирует еще и на резкость нажатия. Если вы делаете это плавно, коробка
останется на высшей передаче, двигатель утробно заурчит и отжалеет вам
еще пару километров в час. Чтобы скинуть пару передач, скажем, для
обгона, нужно ударить по педали газа резче.
Впрочем, есть и плюсы. К примеру, на
крутых подъемах можно продавить педаль до «талого», но машина останется
на самой экономичной передаче. Захотелось большего? Чуть отпустили
педаль и буквально пнули ее – минус три передачи. В общем, разобравшись,
можно управлять коробкой с помощью педали газа, хотя для тяжелых
условий есть и ручной режим.
Экономичность, кстати, еще одно
преимущество моноприводной CX-7. В среднем расход топлива снизился на
20% по сравнению с турбоверсий, но при динамичной езде в городе разница
может стать уже полуторократной: расход «атмосферной» CX-7 не так остро
зависит от стиля вождения.
Но как сложно сосредоточиться на работе
педалей и прочей технической муре, когда вокруг такие виды! Армения –
самая маленькая страна бывшего Союза, да еще затерянная где-то в горах,
без выхода к морю, поэтому мы мало что о ней знаем. Но, черт возьми,
через лобовое стекло разворачиваются панорамы, способные вдохновить
режиссера «Властелина Колец»! Тут тебе и цветущие долины между
нагромождений изумрудных холмов, и мордоры скалистых отрогов на
горизонте, и проходы между высоченными скалами, а еще тоннели, каменные
мосты, ярусы дорог с такими перепадами высот, что лучше об этом не
знать.
Максимальная протяженность Армении –
всего 360 километров, но местные сравнивают страну со смятой бумажкой.
Не надейтесь пересечь ее за четыре часа, как иные европейские
государства. На равнине километр по прямой одолеешь за полторы минуты, а
здесь в это расстояние умяли пятикилометровый серпантин, где средняя
скорость не превышает 40 км/час, даже если ехать на грани допустимого
риска.
Хотя Mazda CX-7 этот асфальтовый
«серпентарий» по душе, и ее «поворотистости» позавидуют многие
легковушки. Умеренно кренясь в повороте, она нагружает шею водителя
боковыми перегрузками, и продолжает следовать точно за рулем, даже когда
шины уже посвистывают. Потом свист становится навязчивей – видимо,
скорость на входе была высоковатой, но это не пугает. Чуть «убираешь»
руль, машина стабилизируется, и карусельная гонка продолжается. В этот
момент уже не до панорамных видов – взгляд уперт в каменистую обочину на
выходе, потом перескакивает на длинный левый изгиб, затем – к крутой
правой шпильке, да еще с «бэнкингом» (края поворота задраны вверх).
Торможение, снова карусель... Пять минут – и у пассажиров появляются
симптомы морской болезни.
В паре мест в поворотах вдруг
обнаружились пыльные «лужи» – остатки пересохших ручьев – и здесь
выручила эффективная система стабилизации DSC. Отключить ее полностью
можно лишь на скоростях до 40 км/час, ну и слава богу.
Если забыть про участок совсем уж
непристойного серпантина, по Армении мы старались ездить степенно, и
причины меркантильные – штрафы за нарушение скорости тут драконовские.
Допустим, один из экипажей попался за превышение на 31 км/час.
Сотрудники предложили заплатить официальный штраф – 10 тысяч драм
(примерно 770 рублей), при том, что в России за аналогичное нарушение –
300 рублей, а уровень доходов в армянской глубинке заметно ниже.
Гаишники, правда, простили неместных и выписали официальный штраф в 5000
драм за непристегнутый ремень.
И ловят здесь часто: инспекторы не
маскируются в засадах, а разъезжают по дорогам на новеньких Toyota
Corolla и с помощью автоматических радаров «стреляют» нарушителей в
обоих направлениях. Поэтому большую часть пути ты панически реагируешь
на любую машину нетипичных очертаний, и все смотришь – не нарисовалась
ли в зеркале заднего вида включенная «люстра»?
До поездки в Армению я читал про их
якобы плохие дороги. В реальности же, съездив от Еревана на север в
область Лори и вернувшись обратно другим путем, через озеро Севан и
монастырь Нораванк, ничего критичного мы не заметили. Покрытие кое-где
ремонтированное, отчего чувствуешь пульс дороги, но рытвин, которые
вынуждали бы серьезно сбавлять скорость, нет. Исключений два –
откровенно внедорожные участки в местах схода селей или камнепадов и
армянский ямочный ремонт.
В первом случае приходится
переваливаться с ухаба на ухаб между рытвин и камней, где очень выручает
большой просвет «Мазды» (более 200 мм), во втором – просто быть
внимательнее. Едешь себе, едешь, и вдруг дорога усеивается ветряной
сыпью прямоугольных и довольно глубоких ям, которые дорожники наковыряли
в преддверии ремонта. Нащупав ритм, порой удается довольно лихо
лавировать между ними, но любой «слалом» обычно заканчивается наездом на
один из таких сюрпризов. И Mazda CX-7 выдерживает удар с честью: глаза
боятся, а подвеска молчит. Ты буквально съеживаешься от предчувствия
пробоя, а на деле – лишь толчок. Я говорил с другими участниками
«экспедиции», и отличную настройку ходовой отмечали многие.
На мелких неровностях может создаться
впечатление, что подвеска жестковата, но на особенно крупных выбоинах
становится неожиданно эластичной. Сложно сравнивать машину с
турбоверсией заочно, но по ощущениям подвеска стала более комфортной.
Может быть, сказывается меньшая масса вкупе с иными настройками
амортизаторов.
Понравилась и шумоизоляция – в машине
тихо даже с открытыми окнами: спасибо гладким обводам кузова, которые
мнут воздушный поток мягко, без срывов. Закрываешь окна – вообще сказка:
не слышно ни шин, ни аэродинамического гула.
На спуске с верхотурья Малого Кавказа
приоритеты резко меняются: больше следишь не за двигателем, а за
тормозами. Инстинктивно хочется ехать с прижатой левой педалью всю
дорогу, но рисковать не стоит – перегреешь тормоза, обмякнет педаль, а
там и до коробления дисков недалеко. Скажем, при спуске на 100 метров
диски получают энергетический заряд, достаточный для их разогрева до 200
градусов (при отсутствии охлаждения). И пусть на самом деле охлаждение
есть, но спуск длится 15 км, а временами нужно гасить еще и кинетическую
энергию. Тормозам достается, и чтобы поберечь их, нужно продумывать
действия на несколько шагов вперед. Этот увлекательный процесс полностью
поглощает твое внимание, требуя быстро оценить крутизну набегающего
поворота и попытаться вписаться в него с минимальным торможением.
Со временем осатанелая закрученность
серпантина сходит на нет, и скорость спуска позволяет ехать совсем без
тормозов. Но расслабиться по-прежнему нельзя: чем ниже с гор, тем больше
вокруг машин и деревень с ограничением скорости 50 км/час.
Стороннего наблюдателя Армения поражает
своей чистотой. Сложно сказать, в полной ли мере рады этому сами армяне,
потому что экология – обратная сторона невысокого уровня жизни. После
Карабахского конфликта и без того не слишком обширная индустрия почти
умерла, так что загрязнять воздух и земли тут просто нечем. К примеру,
автомобильный завод ЕрАЗ обанкротился в 2002 году: его продукцией были
старомодные фургончики, которые в России уже почти не встречаются.
Добываемые металлы и полезные ископаемые зачастую экспортируются в
«сыром» виде. 75% энергопотребления страны обеспечивает один из
работающих блоков АЭС и гидроэлектростанции (последние, правда, угрожают
озеру Севан). Хотя из-за дефицита электроэнергии акцент в ближайшем
будущем сместится в пользу тепловой энергетики, ради чего построен
газопровод из соседнего Ирана.
Больше головной боли доставляет разрушение плодородных почв за счет эрозии и оползней, но это естественный процесс.
И на фоне российских промзон Армения –
образчик естественной чистоты. Воздух в горах ароматный и разреженный.
Луга изобилуют цветами всех мыслимых форм: от маков до каких-то
невообразимых растений, названия которых знает только Паганель. Строения
из базальта или туфа органично вписаны в горные ландшафты.
Автомобилизация очень низкая, хотя автопарк старый: 21-х «Волг» и
«копеек» тут больше, чем у нас Mazda3. А пейзажи... Я расписываюсь в
фотографической импотенции, потому что не знаю способов передать эту
звенящую красоту через цифровую матрицу. На фотографиях лишь некоторый
эскиз того, что ждет туриста на самом деле.
А потому путешествовать по Армении –
огромное удовольствие. Отсутствие моря можно считать некоторые плюсом,
потому что здесь нет столпотворений отпускников, навязчивых продавцов,
протоптанных маршрутов. Страна поражает своей первозданностью, и ты
чувствуешь себя скорее исследователем, чем туристом. Если ехать сюда, то
на автомобиле, но не из России, иначе маршрут пройдет через Северный
Кавказ (альтернатива – на пароме из Украины в Грузию). Лучше взять
автомобиль напрокат прямо в Ереване: к примеру, большой пикап Nissan
Navara в компании Hertz обойдется в 14 тысяч рублей за неделю, Nissan
Sunny – чуть более 11 тысяч. Только учтите дороговизну местного бензина –
35-37 рублей за литр.
Мы финишируем в центре Еревана – города
зеленого, чистого и местами напоминающего восточноевропейские города. В
ясную погоду на столицей висит белый купол горы Арарат, символа Армении,
и от этого зрелища перехватывает дух. Забавно, что сам Арарат находится
на территории Турции, до которой по прямой – километров пятьдесят.
Я оставляю ключи от CX-7 представителю
компании и думаю, что «облегченная» версия появилась очень вовремя. У
Mazda лояльная аудитория, и те, кто покупал первые Mazda6 нового
поколения в 2008 году, как раз сейчас задумываются о смене автомобиля.
И, конечно, в первую очередь они думают о «Мазде», но ведь хочется уже
нечто более статусное, чем «шестерка».И если раньше разница между
среднестатистической «шестеркой» и минимальной «семеркой» была слишком
выражена, то теперь переднеприводный CX-7 стоит даже чуть дешевле, чем
«шестерка» в кузове хетчбэк с таким же мотором. И в списке тех, кто
перерос «шестерку», она наверняка будет номером 1.
А для кого-то станет первой «Маздой» в жизни просто потому, что других спортивных кроссоверов за эту цену и не найти.
Более подробно с комплектациями и ценами
на Mazda CX-7 вы можете познакомиться на сайте официального дилера в
Челябинске, компании «Автомир».
Благодарим компанию Mazda Motor RUS за великолепную организацию поездки и потрясающий маршрут.
Источник: http://autochel.ru/autostop/410521.html |