Пока готовил статью про летунов на желтый, ввязался в спор с экспертом, который давал мне комментарий, Борисом Стуковым (бывший сотрудник ГАИ, а сейчас профильный преподаватель). Разошлись мы в оценке того, является ли желтый сигнал светофора запрещающим.
Позиция Бориса Михайловича следующая: желтый сигнал светофора является не запрещающим, а предупреждающим. И водители обязаны иметь это в виду, поскольку раннее троганье со светофора (скажем, на красно-желтый сигнал) может подставить вас под поперечный автомобиль, который едет на просто желтый и имеет на это право.
В данном случае, вероятно, мне стоило бы признать авторитет опытного эксперта, но по крайней мере лично для себя я склонен считать желтый запрещающим. Равно как не возьму на себя ответственность пропагандировать его «рекомендательный» статус.
Читаем ПДД, п. 6.2: «Желтый сигнал - запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов».
Если верить написанному, желтый сигнал запрещает движение, однако делает исключение для случаев, когда водитель не имеет возможности остановиться на желтый. Об исключении чуть ниже.
Неоднозначность желтого породила у водителей стереотип, будто на самом деле желтый ничего не запрещает, и если очень уж хочется проехать, то можно и на желтый. Но человек — существо ненасытное, поэтому многие пролетают и на ранний красный, считая, что вроде как они ехали на «законный» желтый, который «вдруг» обратился красным (такой подляны, понятно, от него не ждут).
С моей колокольни, нужно считать желтый вполне себе запрещающим сигналом, причем даже исключение, прописанное в п. 6.14, не отменяет этого факта. Скажем, в экстренной ситуации и при некоторых условиях нам могут простить избиение другого человека (самооборона и т.п.), но это не означает, что избивать друг друга разрешено на законодательном уровне. Да и самооборону доказывать замучаешься. Так и с желтым.
Согласны с этим и в ГИБДД, штрафуя за проезд на желтый. С позволения Жени (Black-n-White) выложу его видео — штраф пришел за незначительный «кивок» машины за стоп-линией при включенном желтом.
Теперь о главном. Пункт 6.14 разрешает проезд перекрестка, если водитель не успевает остановиться на желтый без экстренного торможения. И это тот случай, когда благие намерения выливаются в законодательное уродство.
Во-первых, ни у самого водителя, ни у тех, кто разбирает впоследствии ДТП «на оранжевый» нет четкого критерия, был ли все-таки проезд на желтый законным. Где критерий экстренного торможения? Как узнать, мог ли водитель затормозить, если он не стал тормозить? Под эту «невозможность затормозить» затем подводится множество пограничных ситуаций, например, когда вместо торможения на мигающий зеленый водители начинают поддавать газу, чтобы гарантированно лишить себя возможности остановиться на желтый.
Во-вторых, в реальности всегда можно остановиться до включения желтого, по крайней мере, если светофор имеет фазу мигающего зеленого, которая длится ровно 3 секунды (на значимых перекрестках она есть всегда). Если не превышать скорость и не считать ворон, такая возможность имеется хотя бы потому, что расстояние, которое автомобиль проходит за 3 секунды на разумной в данных условиях скорости, всегда меньше остановочного пути.
Послабления, сделанные для желтого, приводят к тому, что водители относятся к нему с тем же равнодушием, как к какому-нибудь знаку «Низко летящие самолеты». Они смело выезжают на пересечение и чувствуют приоритет, но именно в этой фазе перекресток похож на спящий вулкан перед пробуждением.
А дальше начинается свистопляска: один ехал то ли на желтый, то ли уже на красный, другой не уступил дорогу тем, кто выехал на перекресток раньше него... Кто виноват, что делать....
Камеры видеофиксации лишь обнажили проблемность п. 6.14. На видео Жени Black-n-White явно видно, что он не нарушил правила в нахальной манере, а наоборот, перестраховался и не полез на широкий перекресток под занавес. И получил штраф. А вот если бы проехал на желтый без остановки, штрафа бы не было, потому что никто не разбирается, была ли возможность остановиться или нет. Раз проехал, то, вроде как, не было.
Что я предлагаю? На мой взгляд, сигналы светофора должны иметь однозначность шлагбаума. Я бы зашел настолько далеко, что отменил бы желтый вообще, заменив его на более длительную фазу мигания зеленого (скажем, 5 секунд с нарастающей частотой и звуковым сигналом перед включением красного). А далее все просто: если ты пересек стоп-линию на зеленый, даже мигающий, ты проезжаешь перекресток, если на красный — получаешь штраф. Если ДТП случилось, потому что ты въехал за стоп-линию (или на пересечение) на красный, ты виноват. И никаких гипотетических сценариев: за 5 секунд водитель должен принять решение, ехать или тормозить.
Менее радикальный вариант: в случае, если водитель не успевает остановиться на желтый, ему разрешается наезд на стоп-линию, но не проезд всего перекрестка. Например, на Победы-Молодогвардейцев пересечение широкое плюс с трамвайными путями, поэтому проезд на желтый подставляет вас под поперечный поток и нервирует его. А не проезд может привести к штрафу за пересечение стоп-линии. Совершенно ненужная дилемма. При этом в ПДД есть штраф за остановку на пешеходном переходе, поэтому водители, которые не успели тормознуть на желтый, должны встать так, чтобы не помешать пешеходам.
А пока правила таковы, как есть, сам я отношусь к желтому, как запрещающему. Имея при этом в виду, что не все разделяют эту религию.
Тему со штрафами за стоп-линию можно рассматривать с двух позиций: С одной стороны, нельзя отрицать однозначный положительный эффект с резким уменьшением опасных проездов на красный и свободными пешеходными переходами за стоп-линией. Этот результат я бы назвал сверхэффективным на фоне всех остальных нововведений в сфере БДД. С другой стороны, адаптироваться можно под абсолютно любой алгоритм, и эта адаптация не всегда будет прогнозируемой. В ситуации на видео можно было либо резко затормозить, либо, наоборот, поддать газу. И частый выбор из двух вариантов постепенно укладывается в паттерн поведения. Я, например, теперь в большинстве случаев ускоряюсь в подобной ситуации. "Подобная ситуация" - это такая, в которой сам проморгал смену знаков, и надо прямо сейчас что-то решить. Конечно, ее можно гарантированно избежать: красться в потоке, непрерывно следя за светофором, что создает другие проблемы и общую напряженность... И тут мы подходим к самому интересному. Если главная цель работы камер по стоп-линиям - это безопасность, то вывод-то очевиден - надо максимально упростить для водителей процесс принятия решения. Светофоры с обратным отсчетом полностью решают эту проблему. Однако я как-то не наблюдаю активную модернизацию светофоров на контролируемых перекрестках. Значит главная цель работы камер все же иная. А идея, в целом, классная. И штраф тот я признал, списав его на издержки собственной адаптации во имя глобального влияния на безопасность))
Ввиду этой дилеммы я стал проскакивать на желтый перекрестки. Сильно уж реален штраф если остановился за линией и не поехал дальше. А резко тормозить даже когда еще зеленый горит тоже не вариант. Так как сам попал в такую ситуацию когда решил затормозить своевременно, пока еще горел зеленый. На перекрестке был обледенелый накат и я остатки зеленого, желтый и чуть красного шел юзом уже за пределами линии. И молился чтобы не было штрафа. А надо было спокойно ехать на зеленый и не париться.
Да я тоже удивлен. Он ссылался на принципы, заложенные в правилах еще старой редакции до 1986, по-моему, года, что якобы сам дух закона таков, что желтый - не запрещающий, а предупреждающий. При этом расстояние от стоп-линии до пересечения таково, что если машины будут стартовать от нее даже на желто-красный, они подъедут к перекрестку аккурат на зеленый. Не знаю, я как-то с трудом все это воспринимаю, как по мне, нужно читать, что написано, и не заниматься сложными интерпретациями.
Уточню. Что сейчас, что до 1986г, правильность проезда вами перекрестка всегда решал инспектор, стоящий за ним. А он, практически всегда трактовал однозначно - виновен. Сейчас немного проще - есть суд и технические средства. Такая же ситуация с пешеходными переходами. До сих пор не понимаю какое решение примет инспектор - пропустил я пешехода, или нет.
Часто встречаю светофоры при переключении которых красный сигнал некоторое время горит обоим направлениям. На таких перекрестках ситуация как на видео вряд ли возникнет. Почему бы не настроить так все светофоры.
Если на таком перекрёстке нет камер, то часто можно наблюдать, как одни проскакивают на ранний красный ("Ну всем же красный, значит, перекрёсток пустой, проскочу" , а другие начинают движение на поздний красный ("Ну всем же красный, значит, перекрёсток пустой, можно трогать"
С точки зрения безопасности это неплохой шаг, но есть две проблемы: 1. Уменьшается пропускная способность перекрестка. 2. Появятся водители, которые будут проезжать на ранний/поздний красный по принципу "я же никому не мешаю, все стоят".
Эксперт ГИБДД осилил лишь конец пункта 6.2: «Желтый сигнал - запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов».
Я бы предложил проезд на жёлтый однозначно запрещать и считать нарушением, как проезд на красный. Но в КОАПе ответственность за это нарушение сделать более мягким, чем проезд на красный. И ещё, на крупных перекрёстках обязательно должен быть обратный отсчёт зелёного, т.к. трёхсекундного мигания часто недостаточно.
Обратный отсчет вещь неплохая, но по себе как-то не замечал, что недостаточно мигания. 3 секунды - вполне, чтобы плавно затормозить. Ну если замигало, когда ты уже рядом со стоп-линией, едешь просто.
Обратный отсчет - вещь отличная. Где-то по Чичерина вроде есть такой светофор с отсчетом, как по зеленому, так и по красному сигналам. И ждать понимаешь еще сколько и сколько еще зеленый будет гореть для принятия решения ехать/тормозить вполне понятно. Ну и мигание на последних секундах (можно и последних 5) почему должно отсутствовать при обратно отсчете? В обязаловку его туда :-)
Для радикального решения проблемы нужен какой-то физический барьер, который бы возникал сразу после отключения зеленого сигнала. Типа выдвигающихся из асфальта препятствий...их не нужно много..только на самых оживленных перекрестках...и воспитательный эффект будет достигнут довольно быстро. Оторвут пару раз себе глушак такие вот "я никому не мешаю" и поймут, что это себе дороже.
А вот что интересно, кстати, в Европе разрешается проезд на "молодой красный", если ты считаешь, что резкое торможение приведет к риску аварии. Казалось бы, прагматичным европейцам виднее, но, думаю, тут дело в неком внутреннем цензе тамошних водителей, которые не воспринимают данное право как разрешение летать на красный. Ну, банально, любая авария приводит к такому росту страховых тарифов, что лучше не попадать. В России, думаю, подобные послабления будут истолкованы как легальное разрешение ездить на красный, и на дорогах наступит Африка или Индия.