Надпись на талоне: "Да, я заплатил налоги. А теперь заделайте эти гребанные дыры на дороге!" Итак, Владимир Путин намекнул, как именно российский
автопром будет противостоять падению пошлин, связанным со вступлением в ВТО. Он одобрил идею сбора так называемого утилизационного налога, механизм
которого будет разработан уже в апреле.
Любопытно получается. Такой налог существует в
цивилизованных странах, но его платят автопроизводители и импортеры еще до
первичной постановки машины на учет. И там он необходим не для регулирования
рынка, а ради реальной утилизации машин, поскольку шредеры тоже денег стоят.
В России цели другие – зажать дешевый импорт. Значит, скорее
всего, утилизационным налогом обложат только ввозимые автомобили. А вот будут их
потом утилизировать или нет – вопрос открытый, и недавняя программа утилизации
показала некую безнадежность проекта. Системы утилизации в России так и не
создали (работает лишь несколько шредеров, остальное – это ручные разборки),
нет законодательного стимула (выгоднее бросить машину, чем утилизировать), а
главное – немалая часть автомобилей вернулась обратно в автопарк или были
проданы по запчастям. Есть ощущение, что утилизационный налог в России еще
менее целевой, чем дорожный. Дороги мы хотя бы можем проверить лично, а вот
работу системы утилизации – нет. Но это лирика: понятно же, что основная цель –
решить тактическую задачу, а получится или нет использовать деньги по
назначению - вопрос десятый.
Но утилизационным налогом дело вряд ли кончится. В Европе он
составляет порядка 70 евро с автомобиля, иногда доходит до 300 евро, но даже
если взять по максимуму – это 12 тысяч рублей. Пошлины на среднюю иномарку,
убийцу Лады Гранты, падают примерно на 50 тысяч рублей. Но если сделать
транспортный налог на уровне 1-2 тысяч евро, получится курам на смех: платить
безумные деньги за услугу, которая вряд ли будет оказана. Впрочем, мы в России к такому привыкшие.
И все же лучше придумать что-то еще. Я так понимаю, налог «ни за
что» воспримут в штыки в самой ВТО, поэтому необходим благовидный предлог. Например,
забота об экологии. И Владимир Путин упомянул о введении в транспортный налог
экологической составляющей, правда, подчеркнул, что она должна касаться в
первую очередь коммерческого транспорта. Подозреваю, эта оговорка сделана,
чтобы не травить народ раньше времени.
Такой подход может
быть эффективен: каждый год владелец платит все возрастающие суммы, а это
сказывается на падении цены автомобиля. В итоге прагматичный покупатель десять
раз подумает, прежде чем связываться со старой импортируемой машиной. Хотя не
совсем ясно, как правительство обоснует разницу в экологическом ущербе от «Лады
Гранты» и импортируемого «Опеля» того же возраста. Возможно, прогрессивным
налогом обложат все подержанные машины, чтобы стимулировать падение их цены на
вторичном рынке и все более частую смену автомобиля. Ведь ради поддержания
высокого спроса на новые автомобили очень важно обеспечить «ротацию» автопарка.
Наконец, Путин заявил, что не против ограничения срока
использования автобусов и грузовиков сроком в 15 лет. Любая из перечисленных
мер, очевидно, скажется на цене транспортных услуг, чему будет также
способствовать дорожающий бензин.
Какие налоги взимаются в Европе? В Англии, к примеру, они зависят не от
возраста, а от выбросов СО2, причем первый год тарифицируется отдельно. Экологически чистые машины (до 130 г СО2/100 км) на первый год от
налога освобождаются, а прожорливые поначалу наоборот платят больше, чем потом. В
этом есть логика: с одной стороны, это стимулирует покупателей новых машин
выбирать модели поменьше и почище, с другой, конский налог за мощные машины берется,
когда они в новом состоянии. Что интересно, их система даже гуманнее к
многолитровым автомобилям, чем наша: к примеру, за Porsche Cayenne Turbo в первый год англичанин
заплатит 1030 фунтов (51 500 рублей), а за последующие – по 475 фунтов (24
тысячи рублей). В Челябинске такая машина будет обходиться в 75 000 рублей
в год не считая акцизов, зашитых в
бензине!
Для менее мощных машин разница не такая большая: за 125-сильный
Ford Focus в Англии платят 0
фунтов за первый год и 30 фунтов (1500 рублей) за последующие. В Челябинске –
2500 рублей.
Вообще, европейцы действительно заботятся о стимуляции
покупки экологичных машин, и нулевой налог предусмотрен, к примеру, для Opel Corsa с 1,3-литровым дизелем, Volkswagen Golf 1.6 TDI, Hyundai i10 и Skoda Octavia 1.6 TDI.
Замечу, что выбросы СО2 примерно пропорциональны расходу топлива, а не мощности, и почти все их перечисленных машин отличаются неплохой динамикой.
Но, как я уже говори, у российского правительства другая
мотивация, так что наш экологический налог может иметь весьма превратную
структуру. Нужно держать ухо востро, потому что перед нами открывается реальная
перспектива получить самые высокие транспортные налоги и сборы во всей Европе.
|