Фото autocar.co.uk
Что роднит АвтоВАЗ и BMW? Обе компании отказываются от заднего привода. Для АвтоВАЗа это
бесспорный прогресс, ибо «жигулевские» платформы устарели. Но для BMW подобный шаг – это измена
себе, как если бы президент Конго вдруг сделал отбеливание кожи. Ведь BMW никогда
в жизни не выпускала переднеприводные машин, и была до некоторой степени
единственной в своем роде. Да, Ferrari
и Porsche тоже заднеприводные (или полноприводные), но это автомобили с
двигателем позади кабины да и совсем иной цены. Да, Mercedes-Benz и Lexus тоже любят задний привод, но для младших
моделей они предпочитают более традиционный передний. А BMW – это гимн
заднему приводу, предмет особой гордости, ведь он ставится на все модели,
включая «единичку». И даже те «бумеры», что несут шильдик xDrive, по умолчанию заднеприводные.
К отказу от заднего привода компанию подтолкнул опрос,
проведенный два года назад, в результате которого выяснилось, что 80%
владельцев BMW 1-серии
не знают, что он заднеприводный. Такая вот пощечина судьбы. То эксклюзивное
преимущество, которое якобы было у BMW перед конкурентами, оказалось неведомо четырем покупателям из
пяти. Вероятно, это был один из самых досадных маркетинговых провалов BMW.
В принципе, все вполне естественно, ведь при спокойной езде
тип привода автомобиля почувствовать практически невозможно. И если раньше, лет
тридцать назад, в критической ситуации нужно было знать, какой у тебя тип
привода, чтобы действовать сообразно, то сейчас 90% работы выполнит система
стабилизации. Сегодня и впрямь 4 водителя из 5 имеют право не знать, какой у
машины тип привода и где находится маслозаливная горловина.
Сможет ли новая "единичка" вот так?
Первым
переднеприводным BMW
станет новый хетч 1 серии, который ко всем бедам (а может, радости) станет
больше походить на компактвэн, то есть концептуально приблизиться к Mercedes-Benz B-класса и Audi A3. Машину покажут официально
буквально через пару месяцев.
Вообще, какой привод лучше? В начале XX века все серийные автомобили были
заднеприводными, что объяснялось более свободной компоновкой таких машин и технологичностью
конструкции: к примеру, современная переднеприводная машина имеет поперечное
расположение мотора, независимую подвеску и такие сложные узлы, как шарниры
равных угловых скоростей. Для того времени все это было слишком сложно.
Эксперименты с передним приводом у серийных машин начались
в 30-х годах, но во многом эти автомобили были компромиссными: к примеру, Citroen Tracion Avant имел вместо ШРУСов
карданные шарниры и продольное расположение мотора.
Оригинальный Mini задал тон переднеприводному братству
По большому счету, прорыв случился с появлением первого Austin Mini, который впервые
использовал современную компоновку с поперечным мотором, позволив в полной мере
использовать главное достоинство переднего привода – возможность плотно скомпоновать
силовой агрегат и при заданных габаритах машины высвободить место для
пассажирского отсека. Кроме того, переднеприводные машины обычно более
экономичны.
Поскольку технологии стремительно развивались, а требования
к вместительности машин росли, передний привод стал потихоньку теснить задний в
сегменте негоночных машин.
Что касается гоночных и близких к ним гражданских авто, то
здесь авторитет заднего привода был непоколебим. Причин несколько: у заднеприводной
машины «чище» руль, при разгоне она переносит массу на ведущие колеса, а
главное – позволяет «подруливать» за счет избыточной тяги на задних колесах. В
общем, постепенно была достигнута точка равновесия: автомобили попроще,
покомпактнее стали в основном переднеприводными, а те, что претендуют на
какую-то роскошь, драйв и привязанность к традициям – заднеприводными. Для BMW актуальны
все три фактора, поэтому компания сохраняла приверженность концепции до
последнего.
Но мир изменился безвозвратно, и любовь к заднему приводу обходилась BMW
в копеечку. К примеру, это одна из причин, почему 1-серия такая тесная. Хуже
того, заднеприводная платформа мешала унификации, ведь если попробовать продать
ее на сторону – потеряешь эксклюзивность, а строить платформу для
одной-единственной модели – в некотором смысле, роскошь. Наверное, первый
звоночек для BMW
прозвенел в период владения английским Rover, чьи переднеприводные платформы никак не удавалось вписать
в формат баварской фирмы. В то время, как Volkswagen активно унифицировал модели принадлежащих ему брендов,
BMW потеряла на «Ровере»
15 миллиардов немецких марок и была вынуждена продать его. Новый Mini оказался горячей шутчкой
Второй звоночек, но уже позитивный – это Mini, марка, с которой начался «настоящий»
передний привод, и которую возродила, по иронии, именно BMW. Баварцы построили потрясающую
переднеприводную платформу, превратив Mini не просто в симпатичную реплику оригинальной модели, но и в
прекрасный автомобиль для активных водителей. Проба пера удалась: BMW умеет строить
переднеприводные платформы.
Тип привода на самом деле перестал иметь решающее значение. Машины
становятся все более комфортными и мультимедийными, электроника – все более
строгой, плюс ко всему, появились системы полного привода, которые можно сравнительно
легко интегрировать в шасси и добиться нужного баланса управляемости (если
приспичит). Кроме того, новые технологии позволили сделать переднеприводные
автомобили достаточно интересными в управлении: взять, к примеру, Ford Focus RS, Renault Clio Sport, Honda Integra или тот же Mini.
И главное, сегодня, как никогда, важно иметь унифицированные
платформы. Это экономический тренд, который нельзя игнорировать даже BMW. Поэтому новый Mini будет построен на той же
платформе, что и BMW
1-серии.
Переход на передний привод BMW – это яркое
отражение того, как меняется автомобильный мир. Эра романтического драйвинга уступает место место драйвингу рациональному, в коконе систем
безопасности и электронных поводырей.
Между тем, есть вероятность, что BMW слегка опоздала. Конкуренция в премиальном
С-классе обострилась за счет того, что туда стали лезть совершенно странные
модели, вроде Citroen DS4
и даже Kia Cee’d, которые не могут
похвастаться родословной, но предлагают хороший дизайн, вменяемое качество и богатую
комплектацию. А для современного покупателя это куда важнее типа привода. Более
того, пока BMW создает
свою платформу на два бренда, Volkswagen
творит технологическое чудо под названием MQB: модульная платформа, позволяющая производить сотни моделей
разных размеров с минимальными изменениями. Примечательно, что первенец MQB –
это конкурент баварской «копейки», новый Audi A3.
Впрочем, BMW в своем стремлении идти в ногу со временем готова зайти
очень далеко, и свидетельство тому – радикально новый BMW i3.
Ранее на тему: BMW 118i - дрифтуй в комфорте Что такое платформа?
|