Блог Артёма Краснова
Пятница, 27.11.2020, 03:33

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2011 » Апрель » 10 » Заасфальтируй это
22:01
Заасфальтируй это


Вопрос стар, как мир: почему в России асфальт сходит вместе с вешними водами? Я сыт по горло рассказами про жуткий климат, который делает невозможным качественные дороги и долговечную разметку. Интуиция подсказывает, что бесконечные кивания на погоду – не более чем отмазки дорожников.

А что подсказывает здравый смысл? Я почитал разнообразные отчеты и материалы конференций, и выяснилось интересное обстоятельство. Помимо разгильдяйства и коррупции, о которых даже говорить скучно, основная причина дрянных дорог в России – качество битумов. Ситуация доходит прямо-таки до смешного.

Ну, к примеру, ГОСТ 22245-90 предполагает, что самый морозоустойчивый битум в России имеет температуру хрупкости не выше -20 градусов. Минус двадцать?!!  При этом на всей территории России температура наиболее холодных суток ниже -20 градусов, а на 96% территории ниже -25 градусов.

Если битум проморозить ниже температуры хрупкости, он, как несложно догадаться, становится хрупким и покрывается трещинами. Весной в них попадает талая вода, которая во время ночных заморозков превращается в лед и «взрывает» асфальтовую корку. Вот причина появления ямы, изображенной на первой фотографии (ул. Героев Танкограда).

На этом беды не заканчиваются. Помимо мороза битумы не любят жару. То же самый ГОСТ требует от самого жаростойкого битума температуры размягчения не менее 51 градуса. Но этого опять недостаточно, потому что температура асфальта в солнечный день может на 20-30 градусов отличаться от атмосферной. До 50 с лишним градусов асфальт прогревает даже на Урале, что уж говорить про южные регионы. Перегретый битум теряет способность воспринимать продольные нагрузки, отсюда – наплывы и колеи. Порой дело доходит до образования луж битума в жаркий день – этим летом, к примеру, плавленого битума хлебнули москвичи.

Еще интереснее, что теплолюбивые битумы непригодны для мороза, и наоборот. То есть тот битум, что обязан работать при -20 не любит температуры выше +35. А тот, что не боится +51, нельзя морозить ниже -12. Другими словами, ГОСТ предполагает очень узкий температурный диапазон работы любого битума, хотя в России с ее резко континентальным климатом перепады температур зима-лета в 80 градусов – вполне нормальное явление.


Получается, низкое качество дорог запрограммировано буквально на законодательном уровне. Даже если асфальтовый завод соблюдает нормы, начальник участка не экономит на щебне, а дорожный рабочий соблюдает технологию, асфальтовое покрытие рано или поздно треснет или поплывет.

А есть ли вообще битумы, которые выдерживают резкие перепады температур? Есть, просто они дороже. В Европе, например, используют природные битумы, которые добываются на месторождениях в Южной Америке, в частности, в Венесуэле, и они куда лучше готовы к превратностям погоды. В России битумы получают искусственно, как продукт нефтепереработки: после отгона светлых фракций остается гудрон, который путем окисления превращают в битумы. Подобные битумы хуже, но такая концепция позволяет решить проблему «утилизации» тяжелых нефтяных фракций. Поэтому и отношение к битумом соответствующее – побочный продукт.  

Борьба за качество дорог идет в России неисповедимыми путями. То тюменский институт на полном серьезе предлагает ввести дорожные знак «Не накатывай колею», то правительство грозит запретом на движение грузовиков в жару  (а где, интересно, они должны ее пережидать?). Казалось бы, зачем бороться с последствиями, когда можно вырвать проблему с корнем, например, введя более строгие требования к битумам и к НПЗ, их производящим?

И тут вопрос перетекает в область, для меня совершенно непонятную. Дело, видимо, в большой политике. Делать качественный битум нашим НПЗ невыгодно, потому что он стоит в три раза дешевле светлых нефтепродуктов - примерно 9 000 рублей за тонну. То есть даже меньше, чем сырая нефть. Чтобы получить хороший битум, нужно менять технологию его производства и закупать оборудование, короче, нужны инвестиции. Но рынок сбыта светлых нефтепродуктов и сырой нефти куда масштабнее рынка битумов, а дорожники, видимо, не готовы платить за дорогой качественный продукт. Получается замкнутый круг: нефтяное лобби не дает правительству установить более жесткие требования на битумы, а отсутствие жестких требований лишает НПЗ мотивации осваивать новые технологии. У дорожников свой интерес: хуже битум, чаще ремонты.

К тому же у нефтяного комплекса есть правительственная установка на увеличение выхода светлых нефтепродуктов до 85% путем более глубокой переработки нефти. Это еще больше обедняет тяжелые фракции, снижая качества битума, в частности, его трещиностойкость.

Короче говоря, проблема весеннего асфальта фундаментальна и навязана сверху. Хороший выход из ситуации – это введение обязательной гарантии на дорожное полотно сроком, скажем, 10-15 лет. Все возможные дефекты качества полотна описаны и классифицированы,  так что проблем с предъявлением претензий не возникнет, было бы желание.

Хотя в России благие намерения часто выходят боком. Введи сейчас гарантию на дороги, цена километра возрастет до совсем заоблачных величин, а темпы дорожного строительства упадут – кому охота подписываться на бесплатные ремонты в течение 10-15 лет? Чтобы гарантия на дороги действовала, для начала надо победить коррупцию в сфере строительства, а это, как вы понимаете, задача посложнее, чем производство качественных битумов.

Категория: На злобу дня | Просмотров: 2888 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: дороги, строительство | Рейтинг: 5.0/3


Всего комментариев: 13
1 O'DiN   [Материал]
Не знаю про битум, но как то видел интервью директора какого-то асфальтного завода. Тот сказал, что уже очень давно ещё с советских времён существует какая-то марка асфальта (м-50 чтоль) для суровых условий, которая переносит широкий спектр температурных режимов и без проблем лежит 10-15 лет в условиях крайнего севера... Но просто эту марку асфальта никто не покупает, а за некачественный асфальт платят в 2 раза больше, чем за качественный...

2 Евгений   [Материал]
Немцы тоже все время говорили про то, что мы тут "лапшу на уши" вешаем про перепады температур пока сами в прошлом году не столкнулись с этим. Когда в прошлую весну в берлине появились такие же ямы как на фотке сверху. Сразу перестали говорить что мы не умеем делать дороги.
Другое дело, конечно, что мы можем исключить этот фактор - производя и покупая качественный битум, асфальт и т.д. Но видимо никому этого не нужно (((

3 Paragon   [Материал]
Тут недавно упоминали автодорогу Меридиан, которая уже много лет вполне исправно функционирует без ремонтов, несмотря на огромный тяжеловесный трафик. Видимо, один раз в жизни звёзды сложились удачно, и сдуру положили хороший асфальт.

А для людей, принимающих дорожные, решения, сейчас получается чем хуже, тем лучше. Надежд на улучшение ситуации нет...


4 Игорь   [Материал]
Читал, что в США и даже Европе дороги делают из природного асфальта добываемого в Канаде (возможно имелся в виду битум, но написано было про асфальт). Там же было написано, что второе в мире аналогичное месторождение находится в Татарии и его разработка - вопрос инвестиций.

5 Лёхин   [Материал]
а еще на сколько я знаю в швеции , кстати там климат похож на наш делают резиновые дороги т.е. из каучука которые могут тянуться и сжиматься от температуры и тем самым не растресикаются

6 <Парящий_над_дорогой>   [Материал]
" Получается замкнутый круг: нефтяное лобби не дает правительству установить более жесткие требования на битумы, а отсутствие жестких требований лишает НПЗ мотивации осваивать новые технологии. У дорожников свой интерес: хуже битум, чаще ремонты." - просто фдесяточку!!!! Все тоже самое касается и автоконцернов, и фарм и т.д. по списку. О том и говорил, когда проект Ё обсуждали в предыдущей статье.
Согласен с O'DiN, тоже смотрел как то развернутую передачку, про наши дороги. И многое перечисленное в статье , там тоже упоминалось. Там даже какого то профессора показывали, который еще в 80-90-х годах, изобрел "вечный асфальт", и стоимость его, в разы ниже существующего. На вопрос "почему же до сих пор не кладем такой?" Ответ простой, не востребовано. Хотя теже иностранцы, давно хотят купить эту технологию. А причина всего этого одна - коррупция везде где только можно. Сверху до низу.

7 Сиплый   [Материал]
Караул! Товарисчи, щас напишу много букафф, патаму чта очень возмущен. Дорог в городе после зимы вообще не стало, посмотрите на "новый" мост продолжение ул. Чайковского на ЧМЗ, который сдали в октябре с помпой и воздушными шариками, уже сейчас там в местах температурных стыков пролетных строений нет асфальта, выбоины, металлические уголки торчат на 10 см выше стёршегося асфальта, прошло всего 6 месяцев, а асфальта уже нет....это несомненный повод для разбирательства, кто поддержит коллективное письмо в министество дорожного строительства....???? Навального на них нет.

8 Чебурашка   [Материал]
7 Сиплый (Сегодня 11:04)
Навального на них нет.
____
Навальный нехирова поднялся на своем "прожекте" ^^

9 Lyss   [Материал]
Очень интересно посмотреть расценки на строительство дорог по всем статьям. Сколько на подготовку трассы, сколько на щебень, сколько на асфальт, сколько на перенос коммуникаций. Такую информацию нужно сделать открытой, тогда проблема коруппции исчезнет сама. То же самое было с гос.закупками, на сайте стали публиковать суммы контрактов, и все наружу вылезло. Вспомнить хотя бы пресловутый стол за 400 тыров.

10 Игорь   [Материал]
на ту же тему, только чуть шире, сегодня на РБК:
http://top.rbc.ru/economics/11/04/2011/574189.shtml
Видимо дороги растаяли по всей стране сразу.

11 Лёхин   [Материал]
даёшь новую революцию вашу мать!!!!!!

12 SIrena   [Материал]
А я считаю, что и с таким качеством асфальта можно строить хорошие дороги, главное технологию соблюдать. Например, на Барбюса какой котлован рыли, засыпали подушку из щебня, дорога функционирует уже несколько лет. Сравните мост на аэропортовской дороге(ТЭЦ-3) и на Дзержинского - две противоположности.

13 Lyss   [Материал]
Артем как в воду глядел

Россия откажется от асфальтобетонных дорог в пользу цементобетонных, если в ближайшие годы не улучшится качество отечественного битума. Об этом в интервью телеканалу "Россия-24" рассказал министр транспорта Игорь Левитин. Он отметил, что уже сейчас проектов по строительству цементных дорог гораздо больше, чем асфальтовых.

В настоящее время в России отсутствует хороший битум, считает Левитин. Он отметил, что к российским дорогам по-прежнему применяются стандарты Советского союза, из-за чего асфальт, которые получают российские дорожники, необходимо ремонтировать после каждой зимы. Это значительно повышает стоимость содержания дорог, заявил министр транспорта. Он выразил надежду, что отечественные нефтяные компании "поймут и поддержат" дорожников и начнут изготавливать качественный битум.

В марте 2011 года Всемирный банк опубликовал доклад об экономике России, в котором назвал уровень затрат на капитальный ремонт и содержание дорог страны "чрезвычайно высоким". Согласно информации аналитиков, годовой расход на ремонт российских автодорог в пересчете на один километр составляет от 27 до 55 тысяч долларов.

Как сообщалось ранее, в 2011 году в России отремонтируют 5,5 тысячи километров дорог федерального значения.

http://auto.lenta.ru/news/2011/04/19/cement/


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 |