В минувшие выходные вблизи Красной Площади состоялось одно из самых одиозных событий в мире автоспорта – гонки «Формулы Е» на электрических болидах. Это единственная в мире серия, не выбрасывающая в атмосферу и грамма какой-нибудь дряни. Московский этап стал девятым в календаре дебютного чемпионата, который включает также гонки в Китае, США, Малайзии, Аргентине, Монако, Уругвае, Германии и Великобритании. Изначально к этой серии был большой скепсис, особенно со стороны представителей классического автоспорта, ибо гонки на машинах, которые тише бытового пылесоса, не вписываются в представления об этом виде спорта, каким мир знал его последние 100 лет. Тем не менее, лично меня впечатляют усилия организаторов, которые смогли не только придумать что-то радикально новое, но и привлечь к соревнованиям известных гонщиков.
Сам болид «Формулы Е» вызовет ироничную улыбку. Мощность электромотора составляет всего 270 л.с., в гоночном режиме – 200 л.с., максимальная скорость - 225 км/час. За счет легкого формульного шасси, правда, разгон до 100 км/час занимает вполне убедительные 3 секунды, но в целом по скорости Formula E сопоставима с молодежной серией «Формула 3», и бесконечно далека не только от «Формулы 1», но и от серий, вроде GP2 или гонок спортпрототипов.
Мы все знаем главную проблему электромобилей: низкий пробег на зарядке. Гоночные болиды также получились не слишком дальнобойными, и дистанция гонки составляет всего 60 км, при том, что во время обязательного пит-стопа гонщик меняет целиком автомобиль. Фактически-то ему нужен только новый аккумулятор, но поскольку демонтаж 200-киллограмового юнита в гоночной спешке опасен, организаторы нашли такой вот выход: сменил автомобиль и делов-то. К слову, на заре той же «Формулы 1» прецеденты со сменой машины прямо во время гонки случались в форс-мажорных обстоятельствах.
Кроме того, по результатам фанатских голосований несколько пилотов получают во время гонки пятисекундный «буст» в 40 л.с. Проще говоря, Formula E является чуть ли не единственной серией, где харизма может влиять на результат самым непосредственным образом.
Обычно младшие «Формулы» являются молодежными сериями, где гоняются школьники, грезящие «Формулой 1» и изредка в нее попадающие. Кадровый вопрос «Формулы Е» решен диаметрально противоположным образом, и ее косяк формируют в основном списанные пилоты «Формулы 1». Интересно, что здесь можно встретить и легендарную сцепку фамилий Прост-Сенна-Пике, хотя речь идет о детях и племянниках соответствующих великих чемпионов, причем Бруно Сенно и Нельсон Пике-младший успели погоняться и в «Формуле 1». Впрочем, на всех пилотов «Формулы Е» приходится лишь одна победа в «Формуле 1» (в исполнении Ярно Трулли).
Нынешний состав «Формулы Е», с одной стороны, нельзя назвать сливками гоночного общества, с другой стороны, это уже матерые и состоявшиеся пилоты, которые готовы ехать на все деньги. И которым в репутационном плане уже нечего терять. Для поклонников автоспорта удобен «эффект Санта Барбары» - ты там всех знаешь, а стало быть, можно болеть с самого начала, без привыкания к новым именам.
Аварии в Формулы Е. Особенно последняя впечатляет
Конечно, «Формула Е» столкнулась с волной насмешек, и виновата техническая суть вопроса. Электромобили в принципе, кроме «Теслы», уступают в динамике даже дорожным машинам, не говоря о гоночных. Тем более, автоспортивное общество консервативно и желает, например, громких моторов. А рой болидов, летящих по трассе со звуком имперских истребителей-этажерок, пока воспринимается, как комикс по мотивам настоящего автоспорта.
Но лиха беда начало. У Formula E две основные задачи – популяризация электротранспорта и его техническое развитие. Понятно, что в первом сезоне болиды далеки от пиковой формы и вообще одинаковы для всех команд. Но если в чемпионат придут крупные игроки, а регламент разрешить создавать собственные машины, техническая конкуренция ускорит прогресс лавинообразно. Собственно, в области двигателей внутреннего сгорания автоспорт уже исчерпал свой ресурс: что могло быть изобретено – уже изобретено, а дистанция между двигателями дорожных и гоночных машин сегодня слишком велика, чтобы всерьез говорить о перетоке технологий. Formula E вполне может стать мотиватором прогресса в области батарей, электромоторов и систем рекуперации энергии, привлечь инвестиции и внимание крупных концернов. Причем пока уровень технологий вполне допускает их дальнейшее использование на гражданской технике.
Пожалуй, за последние лет шестьдесят Formula E является самым радикальным, что появилось в мире автоспорта. А потому пожелаем ей удачи. Когда-то «Формула 1» была состязанием энтузиастов, и многие считают именно то время – лучшим в истории спорта.
Хм... основная проблема судя по всему со звуком? Можно же, теоритически "прикрутить" звук от интенсивности нажатия педали акселератора? Или нет - кто в курсе?
Такая же проблема в современной "Форумуле 1", после перехода на гибридные силовые установки с 1.6+турбо звук стал тихий, многие недовольны. Тоже умные люди ломают голову, как сделать болид громче, но ведь какой бы звук не придумали, он будет искусственным. В Ле Мане в прошлом году это чувствовалось: когда проезжает какой-нибудь Ferrari, громкость такая, что зубы ноют, а гибридные спортпрототипы на этом фоне просто шелестят. А именно звук запредельной громкости передает ощущение скорости и мощности. Тут, наверное, ничего нельзя, кроме как смириться )
Пусть к нам приезжают. Придурки без глушителя каждую ночь гоняют... Был спортивный девиз: "Быстрее, выше, сильнее!", теперь ещё и "громче". Понты корявые...
Несколько лет прошло а Артем Краснов все любит эту "зелень" про "не выбрасывающая в атмосферу и грамма какой-нибудь дряни." Электричество не берется из розетки как это не удивительно xD Само по себе это электричество то же грязное + утилизация аккумов + субсидии которые тоже ложатся финансовым бременем. и в итоге электромобили спросом не пользуются.
В отношении электромобилей моя позиция как всегда амбивалентна: на ближайшую перспективу это не вариант, на длительную - безусловно. Поэтому в длительной перспективе не ждите, что я изменю точку зрения на электромобили)))) А так, конечно, баловство. Но любой серьезный тренд когда-то начинался с баловства, и вертолет, нарисованный Да Винчи, был не более чем фантазией.