14 июля в Тольятти стартовало производство нового Datsun on-Do, но его ждут трудные времена, как и автопром вообще
Авторынок переживает кризис и спасти его можем мы, дорогие мои потребители всего и вся. Наши избыточные аппетиты, амбиции и позерство могут дать российскому автопрому новую надежду, но стоит ли оно того?
До падения 2008/2009 года пройдено уже полпути. В июне продажи снизились на весомые 17%, и некоторые автопроизводители (BMW, Opel, Ssang Yong, Peugeot-Citroen) пригрозили, что в скором времени свернут производства в России. С 2017 года снижаются пошлины на импорт, поэтому им якобы выгоднее возить из-за рубежа. Почему рынок падает? Я не верю, что единственная причина - это Украина или ослабление рубля. По-моему, люди просто наелись. Наступает естественное насыщение рынка.
Ничего сверхкритичного в ситуации нет, и шантажом занялись в основном производственные «миноритарии» – те компании, которые не спешили создавать в России полномасштабные производства с высоким уровнем локализации. Скажем, Toyota, Hyundai-Kia, Volkswagen, Renault-Nissan пока сохраняют верность выбранному курсу. И все-таки ущербность спроса ощущают почти все: в июне из лидеров рынка прибавку показал разве что Nissan – спасибо бурному обновлению модельного ряда, да остались в зоне стабильности Hyundai и Kia. У остальных - падение разной степени интенсивности.
Ситуацию можно оставить без внимания, если бы она не сказывалась напрямую на здоровье российского автопрома. Если спрос будет падать, машиностроение выдохнется: некоторые заводы уже сейчас сокращают штат и уходят на вынужденный простой, а низшая точка еще не пройдена. Мы, как рынок сбыта, и так сильно уступает крупнейшим рынкам мира, так что для нас низкий спрос может быть приговором. Слишком невыгодно организовывать серьезные производства там, где машины не покупают стотысячными тиражами.
Необходима покупательская активность. Но вот в чем проблема: кто хотел купить машину, по сути, уже купил. А значит нужен повышенный градус потребляйства. Нужно заставить людей хотеть то, что им на самом деле не нужно.
Автомобиль – это не книги, не образование и не спортивный образ жизни. Не хотят люди покупать машины – ну и бог с ним. Это даже неплохо, потому что чем больше машин – тем больше проблем. В социальном контексте нужно не только не бередить слюновыделение автомобилистов, а ограничивать его, как делают с сигаретами. Писать на машинах крупными буквами: «НАНОСИТ ВРЕД ЭКОЛОГИИ», «УСУГУБЛЯЕТ ПРОБЛЕМУ ПАРКОВОК», «ПРИВОДИТ К ИСЧЕРПАНИЮ НЕВОСПОЛНИМЫХ РЕСУРСОВ», «КИНЕТИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ МАШИНЫ ВЫШЕ, ЧЕМ У СНАРЯДА».
Но попробуйте организовать подобное движение и вас заклеймят мерзавцем, который не хочет для страны светлого будущего и не хочет, чтобы мы когда-нибудь слезли с нефтедолларовой иглы. Нужно не просто сохранят темпы потребления, нужно наращивать их этак на 20% в год, чтобы к 2020выйти на плановые 4 млн автомобилей в год (в этом году будет чуть более 2,5 млн).
Наверное, подобные рассуждения можно распространить и на другие сферы жизни. Скажем, создав культ «правильного» жилья, можно мотивировать людей сначала переезжать из хрущевок в престижные новые панельки, потом из стремных панелек в монолитки, чтобы затем они рвались из душных безликих монолитов в частные дома. Каждое телодвижение потребителя – это импульс для экономики.
Я уже много раз писал, что в случае с машинами необходимость обновлять их раз в 3-4 года избыточна, и по большому счету, многие из нас, наверное, могли бы отъездить на одной машине лет 5-7, а то и десять. Да и машину могли бы выбрать попроще. Но если ввести такую моду, автопром будет загибаться еще быстрее, поэтому нужно пытаться всеми силами гнобить тех, кто ездит на старых рыдванов в пользу новых, изумительно безопасных, фантастически экономичных и очень модных машин.
Мы имеем дилемму. Чтобы российское производство получило шанс, мы должны быть потребляями. Мы должны изнурять себя работой, брать кредиты и ипотеки, менять квартиры и машины чаще, чем происходят чемпионаты мира. Либо мы можем успокоиться, подумать о душе и принципе разумной достаточности и стать этакими папуасами в стране, которая продает то, что дала ей природа.
Я не буду писать традиционный лонгрид, а спрошу ваше мнение. На ваш взгляд, есть ли другой вариант, кроме предложенных двух – потребляйство или деградация. И если нет, то какой вариант поддержали бы вы. Считаете ли вы, что потребляйство как государственная стратегия оправдана, если целью является создание своего производства, или что мы напрасно встаем на эти западные рельсы, ведь у России – свой путь?
Знакомый не так давно притащил в Челябинск "Мазератти" на продажу. Привез с расчетом самому не много покататься пока продаваться будет. Цену красивую поставил, ждать настроился. Ждал 4 дня после выхода объявления. На 5 день продал. Сейчас думает, то ли еще за одной ехать, то ли не испытывать больше судьбу.
С такими вопросами тебе надо Карла Маркса читать...то, что ты описал - это обычный кризис капитализма - кризис перепроизводства, когда для того, чтобы поддерживать достигнутый уровень, необходимо постоянно увеличивать рынок, расширять зону. Это элементарные вещи, сто раз описаны, и причины их тоже понятны аки яйцо...и проблема эта стояла в полный рост уже 100 лет назад, когда собст-но стали актуальны идеи Маркса...кароче тема нифига не автомобильная, тут политики и экономики больше. Под этим всем плотная научная основа. Попытка создать систему лишенную этих недостатков не привела ни к чему и кончилась в 91-м....так что на такие темы не нам с тобой думать...
Да, тема не автомобильная согласен, просто коль скоро я в других сферах практически ничего не знаю, я выбрал в качестве более наглядного для нас примера именно автопром. В любом случае, для него эта проблема в самом деле встает в полный рост.
И еще такой аспект: скажем, нет ничего плохого, если потребляи накупят себе по 2-3 или даже по 5 телевизоров. Ну пусть один для ванны влагоустойчивый, одни для сортира запахоустойчивый, один для спальни, для кухни, для прихожей... На здоровье, они никому не мешают.
А с машинами не так: чем больше их покупают - тем больше проблем, ты эту тему хорошо знаешь. То есть здесь грань между разумным стимулированием спроса и слепым потребляйством еще тоньше.
В этом и есть проблема...т.к. невозможно сделать потребляями всех, просто не хватит ресурсов, никаких...в этом есть два подхода...нынешний капиталистический и социалистический...социалистический предполагал равномерное распределение ресурсов среди всех категорий граждан, т.е. тогда все жили примерно одинаково и директор завода и грузчик, есс-но это не устраивало директорат, систему изменили...теперь директорат живет достойно, а работяги недополучают, ес-но это не устраивает уже работяг...кароче нужен баланс которого нет...и при этом еще и рациональное перераспределение ресурсов, т.е. если какая-то отрасль достигла насышения, нужно перераспределять производственные возможности в другую отрасль, но тут опять нужно четко понимать в пользу кого идет перераспределение, условно кто является выгодополучателем: рабочий и колхозница или менеджер и директор, т.к. от этого всё зависит.
Как пить дать скоро введут пошлины на старье или экологический сбор какой нить по классу выхлопа что бы подержанные на себя одеяло не перетаскивали. У них то продажи растут. Ну и по естественным причинам, "старье" будет вымываться, сервис и раб.сила будет дорожать. В испании в прошлом году решил масло заменить, у официалов долго, а так негде почти. Еле нашел одну конторку где согласились и то через 20 дней сказали приехать. А другие сервисники либо не знают как это делается на данном авто либо не охото. Меняли кстати часа 1,5. Долго разбирались как снять м.фильтр ну и медленно. Так что либо замену в сборе умеют несложную либо к официалам. И то и то накладно. Так что когда наши рукастые мужики из полугаражных сервисов выйдут на пенсию, я думаю будет похожая тема..
Соглашусь с Сиплым, вопрос больше политический. Если не гнобить предприятия всевозможными налогами, то оставшиеся деньги можно пустить и на потребляйство. Опять же без налоговых денег бюджет похудеет. Потом, когда в торговлю придут недополученные бюджетом деньги, он опять поправится, попутно подлечив производство, но это такие экономические дебри, в которых наше правительство явно заблудилось. В общем, обычная российская проблема - дефицит профессионалов.
Налоговые дебри, боюсь, вообще не поддаются оценке с нашей, обывательской позиции, слишком сложная тема. Условно говоря, если отпустить налоги, бизнес пойдет вширь и вглубь, но, возможно, не в реальном выражении (рабочие места, качество продукции), а в смысле прибыли акционеров ))))
Нет у нас автопрома , и соотвественно нет проблемы. Поддерживать производства, которые дают прибыль иностранцам глупо. Надо перестать поддерживать автопроизводства в рф, снизить пошлины. На лидирующие позиции мы не выйдем никогда. Россияне должны найти себе место в мировом разделении труда. Это явно не производства, высоко или низкотехнологичные. И не ресурсы конечно.
Во всем мире производства недозагруженны. В среднем загрузка всего около 60% В такой ситуации открывать новые производства и планировать на этом заработать - глупость несусветная. Плюс РФ в очень невыгодном положении - готовых производственных площадок нет, дорог нет, логистика очень дорогая - океанов и портов нет, рабочая сила дорогая, коррупция. Ну и плюс - мы никогда, исторически не были приличными исполнителями. Немцы - трудолюбие и порядок, Азиаты - потрясающая работоспособность и жесткая иерархия. А русские - это писатели, философы, общественные деятели, спортсмены, ученые, исследователи.
Тем не менее в ряде областей, которые были приоритетны, российские продукты ценятся до сих пор, я про авиационные компоненты, двигатели и подобное. Вот автопром действительно никогда не был для советских властей важен, отсюда и нынешние его проблемы. По большому счету, не было у нас его, а что было - умерло. То, что условия у нас сложные - согласен. Поэтому нам и нужен не совсем лобовой путь, мы не в состоянии сейчас создать свой VW Beetle и покорить им мир. Да и мир уже не тот. Но из всех мыслимых вариантов, нынешний путь с промышленной сборкой и всем букетом требований к ней, представляется мне одним из самых разумных. Как бы вы поднимали российский автопром, только с учетом все реалий, включая коррупцию и пр.? Или вы бы его не поднимали, а сделали акцент на чем-то другом? Или вы бы предпочли тихо мирно торговать нефтью? То есть мне интересны очевидные альтернативы выбранному пути (мы говорим конкретно об автопроме).
Артем, не будем про какие-то компоненты, будем про конечные товары, желательно автомобильные - раз взяли такую тему. Так вот, мое мнение - никак бы я не поднимал российский автопром. Его просто нет. Так же как нет всякого другого "прома" - нет никакого производства технических товаров, в котором мы бы уверенно лидировали в мире. Ни бытовая техника, ни компы, ни смартфоны, ни т.д. Надо все спокойно закупать, цены снизятся сразу на 30%. А что делать россиянам - другой вопрос, он сложнее и шире, на свое видение я намекнул выше.
Чужие изделия - это очень обывательский термин. В современной иномарке вообще нет ничего "своего", даже немецкая машина - она не 100% немецкая, уже обсуждали это. И по мере локализации производства машина постепенно, процент за процентом, становится "нашей" в стоимостном выражении.
Тем более, появились интересные прецеденты, вроде Датсуна или Лада Веста. Если бы рынок продолжал расти и локализация шла по первоначальному плану, в ближайшие годы каждый из просмборщиков должен был организовать в России полномасштабное производство двигателей плюс свои инженерные центры, это не считая локализации свыше 60%. Как оно пойдет сейчас - трудно сказать, очевидно, что резкое падение рынка не идет на пользу планам, хотя, подчеркну, еще никто из крупных промсборщиков не канючит (думаю, это еще впереди).
Предлагаю не быть поверхностными в таких вопросах.
Даже при самом оптимистичном сценарии один АвтоВАЗ не создаст целую индустрию. Чтобы мало-мальски влиять на общую ситуацию, таких автовазов должно быть несколько десятков.
Отечественные производители компонентов — вообще забавная тема. Немцы, японцы и корейцы постоянно плачутся, что испытывают колоссальные проблемы с локализацией — ни металлопроката, ни пластмасс, ни тканей необходимого уровня у нас просто не производят. Чтобы выполнить условия промсборки, иностранцы сами вкладываются во вспомогательные производства, но считать эти производства "нашими" — блаженны верующие...
И вообще-то, в посте №16 я имел в виду R&D-подразделения серьёзных контор. Именно они обеспечивают самый дорогой в современном мире вид собственности — интеллектуальную. Можно искренне гордиться собственным производством примитивных резинок и пластмассок спорного качества, но всерьёз возлагать на них надежды по возрождению индустрии — несколько наивно.
Прикольная логика...т.е. если я, в теории, являюсь держателем всех патентов на все современные изобретения мне не надо заморачиваться насчет электростанций, рудников, переработки, транспорта и т.д....то бишь инфраструктуры, мне и так всё попуасы продадут, главное, что у меня на это всё интеллектуальная собственность...глубоко...надо осмыслить...
Миша преувеличивает значение интеллектуальной собственности. Она - лишь один из компонентов успеха. Инфраструктура - другой, ресурсы - третий и так далее.
А что самое ценное? Самое-самое? Самое ценное - это система производства, культура. Его ДНК. А интеллектуальную собственность можно тупо купить, по крайней мере, если мы говорим о масс-продуктах.
В этом посте всё хорошо, кроме категоричности...самого-самого не существует, важность каждого из факторов меняется во времени и зависит от текущей коньюнктуры, т.е. от доступности каждого конкретного ресурса...
По мне, это "самое-самое" - оно как бы в другой плоскости. Скажем, Тойота, обладая своей выстраданной системой производства способна наладить разработку и выпуск качественных машин в любой стране. Станки, рабочие, инженеры - это все "покупное", наживное. А система производства формируется десятилетиями. Ее почти невозможно купить, она как бы размазана по всему штату фирмы, она не локализована где-то в виде одного исчерпывающего документа, ее нельзя загрузить в посторонних сотрудников враз... Ну я как-то так это вижу, не настаиваю впрочем
не буду тут углубляться...не думаю что тойота в этом вопросе уникальна...к.м.к. любой производитель, идет по какому-то универсальному пути оптимизации системы производства...и при желании этот путь можно повторить хоть на АвтоВазе, хоть на Ижмаше...но для того, чтобы это сделать нужно для этого иметь ресурсы и инфраструктуру, т.е. в регионе где есть энергодефицит строить завод со значительным энергопотреблением невозможно, ему просто не хватит энергии, тоже по всем остальным показателям, и по квалифицированным кадрам в том числе...так, что превозносить значимость патента я бы не стал, т.к. реализовать этот патент можно только там, где есть для этого условия, без этой базы любая инновация - фуфло...
Лозунг хороший, но требует разъяснения...на самом деле потреблядство - это всё что выше среднего по стране уровня потребления...т.е. средняя з/п в России, что-то около 30 т.р., т.е. все кто тратит больше на себя - потребляи и паразитируют на тех, кто тратит меньше...мне вот и интересно, готовы ли люди имеющие доход выше среднего осознанно от него отказаться в пользу социальной справедливости, или её нынче по-другому понимают?
По мне потребительство - это приобретение материальных ценностей сверх того, что человеку действительно нужно для безопасности, уверенности и счастья. Потребительство начинается там, где человек поддается давлению со стороны общества, рекламе, стереотипам, или пытается компенсировать какую-то несостоятельность избыточным уровнем потребления. Граница нечеткая, конечно
Это очень субъективный критерий, действительно нужно каждому разное, поэтому таким критерием мы не сможем гарантированно отличить потребляя от не потребляя, т.к. некоторым действительно нужен кожаный салон и пневмоподвеска, а кому-то достаточно велюра и мак-ферсон...нужен количественный критерий в СИ или другом понятном выражении...тогда и поговорим...
Так я и говорю - граница нечеткая. Много пограничных примеров. И мы с тобой от некоторых вещей, наверное, могли бы отказаться, если бы не давление общества.
Граница очень четкая, просто нам с тобой её трудно признать, т.к. она заметно ниже даже нащего с тобой уровня потребления (это если брать в мировом масштабе, с Руандой и Бурунди...))))...думаю и для нашей страны мы окажемся чуть выше среднего....т.к. Тайланды, фигурирующие тут, явно не являются доступными для абсолютного большинства...и давление общества тут не при чем...т.к. ты вполне можешь послать это общество куда подальше (Перельмана вспомни)...главное - это твоя внутренняя мотивация...чего ты сам хочешь...
в вопросе определения понятия "потреблядства" я согласен с Артемом. это потребление сверх меры. да, это субъективно. нельзя придумать универсальную формулу. но в целом некоторые признаки могут характеризовать некоторые действия как потреблядство. сотовый телефон - не потреблядство, айфон в кредит - потреблядство. купить машину не в кредит - не потреблядство, продавать б/у двухлетнюю машину и покупать новую - потреблядство. и тд, )) в целом любая покупка в кредит, кроме квартиры пожалуй - это потреблядство. те трата денег, которые ты еще не заработал, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле, понты. казаться перед другими, вместо того, чтобы быть самим собой. но в целом это безусловно оскорблением считать нельзя. и я не считаю это резко отрицательным явлением. но если поставить вопрос ребром, как он был поставлен в текущей статье - потреблядство или кризис. то... я ответил в сообщении номер 9. ))
Рукопожимаю...позиция понятна...не согласен в деталях (нельзя придумать универсальную формулу - можно, просто она будет универсальна только в конкретный момент времени, в будущем придется искать другую формулу), в целом же поддерживаю...
Какая-то глухая тема:( Мне не нравится, когда говорят, что в России коррупция, нет производства, пиздец, потреблядство и т.п. Начните с себя. Делайте качественный продукт. Не берите откатов. Не давайте взяток. Не мусорите в лесу. Не курите на детских площадках. Не паркуйтесь как мудаки. Здоровайтесь с соседями. Уважайте других людей. Бросьте пить. Не превышайте скорость. Займитесь воспитанием детей, чтобы им жилось лучше. Собирайте мусор раздельно(можно начать хотя бы с батареек и ртутных ламп). Это очень простые истины. Согласитесь? Вроде бы всё легко. Представьте, если бы каждый житель этой страны их придерживался. Начните с себя. А сказать типа нет производства и всё хуево плохо - любой может. И говорит.
Походу каммент не совсем в тему, просто последнее время много жалоб на производство:)
В принципе я не против потребляйства. Если у меня вдруг зарплата увеличится в несколько раз - с удовольствием попотребляю. Ну а если нет - на нет и суда нет. Буду сидеть на жопе ровно. Вот и вся логика
дело в том, что потреблядством можно заниматься и с невысокой зарплатой. у меня знакомый с зп 15 тыщ покупает пресловутый айфон в кредит. причем если у него третий, а выходит четвертый - он третий продает (хотя телефону год например и он еще может долго прослужить), и берет четвертый, в кредит, ес-но. вот ярчайший пример потреблядства, граничащего с долбоебизмом.
Рыдаю и рукоплещу. Отныне и навсегда каждый будет использовать только те термины и определения, которые придумал сам.
Цитата
кто-то был настолько наивен и надеялся, что после 20 лет разрухи
Кто-то наивный верит (или делает вид), что те же люди, которые организовывали эту самую разруху последние 20 лет, внезапно обретут Просветление, исправятся, и уж теперь-то начнут принимать правильные решения. Что им мешало принимать оные в предыдущие 20 лет, тактично умалчивается.
Цитата
Если ты говоришь о разработке автомобилей, как таковых, то здесь ситуация ничем не отличается от производства - разработка точно также глобализованна.
Кто является собственником перечисленных тобой разработок, и кто собирает львиную долю профита от их реализации? Да, изготовитель резинок тоже получает свои три копейки, но об этом ли речь? Производство автокомпонентов обеспечивает работой руки, и то исключительно в краткосрочной перспективе (никто не говорит, что это плохо, но не надо преувеличивать пользу). О мозгах вообще речи нет.
С нетерпением жду список российских R&D-подразделений автоконцернов. Кроме АвтоВАЗа, который мы обсудили чуть ранее, и объём ОКР которого в последние годы неуклонно сокращается — сводится к той самой локализации глобальных платформ.
Миш, я всё хотел поинтересоваться....почему ОКР в автопроме так критически важен? ОКР в авиации тебя не устраивает? В атомной промышленности? В оборонке? В космической отрасли? Почему же обязательно нужно добиться преимущества в самой насышеной конкурентами нише? Что это даст в условиях падающего спроса? Какой профит?
В перечисленных тобой областях все современные ОКР заключаются в мелком кустарном допиливании СССРовских технологий — благо, в те времена успели сделать огромный задел. А теперь на этот задел вешаются рюшечки, свистелки и перделки, и результат с гордым видом подаётся как "новые разработки". И это в лучшем случае, а в худшем — с феерической помпой подаётся очередной фейк, цикл жизни которого начинается с пиара, и на нём же заканчивается. Тем не менее, этого достаточно для обеспечения бурного фапа поцреотов на "вставшую с колен страну".
Ты не ответил на мой вопрос: Почему же обязательно нужно добиться преимущества в самой насышеной конкурентами нише? Что это даст в условиях падающего спроса? Какой профит?
Ты ответил на придуманный самим собою вопрос. При этом еще и однобоко...про недавний пуск Ангары вспоминать не будем, это видимо тоже кустарное допиливание...
А как раньше жили когда и потреблядства не было и кризиса ?) И кстати, коль о кризисе... Снижение продаж - закрытие цехов, заводов - снижение покупательской способности - снижение продаж... И как отседа выходить?
Можно сколько угодно произносить мантру "завтра будет лучше", но аналогичный опыт с халвой прозрачно намекает на результат. Высокотехнологичные отрасли в России мертвы, и продолжают умирать — никакого реального возрождения нет в помине, есть лишь много пафосных разговором об этом.
Истребитель Т-50, не имеющий общего с прототипами советских времен
Инфа 100%, лично проверил?
Дико веселят рассуждения о военных вудервафлях, базирующиеся исключительно на официальных заявлениях производителя. Ясен пень, откуда ещё черпать вдохновение, если техническая информация засекречена чуть более, чем полностью?
Кто в состоянии компетентно и обоснованно оценить степень новизны и сравнительные ТТХ Т-50, Ангары и прочих шушпанцеров? Насколько соотносятся официальные заявления с субъективным мнением людей, которые в теме? Хоть и немного, но работал с военно-космической отраслью — результаты и впечатления заслуживают отдельной поэмы.
Самое время применить волшебное заклинание "нужно ещё немного подождать" — скоро девайсы станут серийными, поступят в войска, и мы убедимся, что разработчики ни слова не приврали. Пошёл искать анабиозную камеру, чтобы дожить до этого прекрасного момента.
Это прелестно...передергивание смысла 80 лвл....Миш, дак уж определись...или Т-50 и Ангара (раз уж мы про них тут) - это кустарное допиливание, что в принципе не предполагает никакой новизны, или это таки новые разработки, просто вот лично тебе они кажутся не соответствующими заявленным ТТХ...между этими понятиями пропасть величиной в гранд-каньон...
Надо значит в других городах другие сборочные производства организовать. В Туле - смартфоны, в Смоленске холодильники Бош, в Омске тракторы импортные, В Махачкале принтеры HP и прочее. В результате все россияне все эти товары будут покупать на 30% дороже их реальной стоимости, но зато люди будут заняты, рабочие места. И будет что кушать россиянам. Все верно, ничего не упустил?
Чет я в эту тему и не заглядывал с последнего моего сообщения, был в отъезде.
Короче, вопрос по исчезающим комментам меня реально достал, потому что пишут люди довольно часто, а в чем причина, я не знаю. Я ничего не удаляю, это я могу под свое имя гарантировать. Либо у меня раздвоение личности и по вечерам я участвую в бойцовском клубе.
У меня есть одно предположение, что юкоз имеет некий фильтр, который по ключевым словам удаляет некоторые комменты превентивно. Что с этим делать - я не знаю, мне как администратору сайта никаких уведомлений об удаленных комментах не приходит.
В общем, буду наблюдать, но по крайней мере можете быть уверенны, что я ничего не тер, если что - пишите еще раз тот же коммент, проверим робота на бдительность