В конце прошлой недели мы снимали очередную серию «Авточел-инструктора»
с Ярославом Федоровым в главной роли (руководителем школы водительского
мастерства Kiwamaru). Тема
была актуальная для лета – обгоны на
трассе. В первой части Ярик рассказал, как не попасть под лишение прав, во
второй мы сконцентрировались на аварийных ситуациях: что делать, если во время
обгона вы или встречный автомобиль не успеваете завершить маневр. Советы
понятные: тормозить пораньше, если не спасает – уходить вправо.
И тут возник с Ярославом спор насчет того, нужно ли включать
поворотник перед уходом на обочину, чтобы водитель впереди не вздумал
сворачивать туда же. Речь идет, например, о классической ситуации, когда вы
мирно едете по своей полосе, а впереди несется некто не в меру самоуверенный.
Ярослав утверждает, что про
поворотники лучше забыть – все происходит
слишком быстро, и поэтому включить сигнал все равно не успеешь. Поэтому свои
намерения нужно обозначать смещением, в данном случае, вправо.
Мое мнение – включение поворотника
не отнимает слишком много времени, зато увеличивает шансы избежать встречи
на обочине. Неоднократно наблюдал на трассе М-5 быстрые машины, чаще дорогие
внедорожники, которые шли на обгоны в самых невероятных местах – в конце
подъемов, в затяжных поворотах, через сплошную линию. И в случае опасности они
резко сворачивали на левую (для них) обочину, после чего снова возвращались на
встречку и продолжали атаку. И в такой ситуации водитель впереди вполне может
свернуть на правую обочину, где они с внедорожником и утилизируют друг
друга.
Разумеется, если кто-то резко вырулил вам в лоб из-за фуры –
тут не до поворотника. Но если ситуация более классическая, и вы видите летящую
машину на приличном расстоянии, то первое, что будете делать – тормозить. Ведь
сворачивать на обочину, к примеру, на 120 км/час - занятие почти безнадежное:
велик риск разворота, да и останавливаться на гравии сложно.И в момент начала торможения лучше включить
поворотник, чтобы водитель впереди понял о вашем плане спасения.
Аналогично, если обгоняете вы и решаете прижаться к фуре или
уйти на левую обочину (что в целом не рекомендуется, не если это единственный
шанс…), то, мне кажется, лучше не пренебрегать поворотником. Правда, в этом
случае левый сигнал у вас будет моргать еще при выезде на встречку, так что обозначать маневры сложнее – могут и не понять.
К общему мнению с Яриком мы не пришли, и решили спросить
читателей блога:
А) доводилось ли вам уходить от лобовых столкновений, и
пользовались ли вы поворотниками?
Б) поддерживаете ли вы идею включать поворотники в описанных
ситуациях или советуете сконцентрироваться на рулежке и педалях?
По вашим ответам определим победителя. Финальный счет:
Один раз было. При обгоне фуры. Мокрая дорога, скорость не более 80. Поворотов нет, но из-за холмика вдруг выныривает встречка, торможу, машину на луже начинает разворачивать в сторону фуры, выравнивая выезжаю на встречную обочину - поворотник включать времени не было.
Случилось однажды - притормозил и ушел на обочину. Честно: было не до поворотников. Считаю, что лучше сконцентрироваться на "рулежке и педалях". Хотя, конечно, логика Артема ясна, но поймет(будет ли вообще) тот кто обгоняет смотреть на ваши поворотники?
Самый экстремальный случай был - в лоб летел жип, обгонявший газельку в слепом повороте. Кстати, обгон там был разрешён - разметка прерывистая. Пох, что нихрена не видно Я успел только коротко матюкнуться, и топнуть тормоз. Жип ушёл на левую (для него) обочину, благо она была широкая и ровная. Мысли о поворотниках даже спустя десяток минут после инцидента в голову не приходили.
Если честно то я был бы рад чтоб летящий в лоб авто показал куда хочет уйти. Сам обгоняю крайне осторожно всегда...Если не уверен то плетусь за фурой\машиной. Кстати последняя поездка в крым на ВАЗ 2110 заставила еще раз задуматься что хуже при обгонах на трассе - слабый мотор Ваз или Правый руль и тяговитый вивитиай тоёты. Я если обгоняю то жму кикдаун мотор взревает и обгон длинной фуры проходит за считаные секунды благо лошадей хватает. А вот на вазике я боялся обгонять всю дорогу потому что боялся не успеть - жмешь а она сука не едет...страшно становится.
кстати кто как считает что хуже на трассе слабый ваз или сильная праворучка???
В экстремальной ситуации обгона не был, в классической приходилось и включать поворотник не было мысли. Реакция срабатывает на тормоз и уход от столкновения. Может это прием (включение поворотника) из контраварийной подготовки?
В классической при запасе времени успевал включать и показать а в экстренной там не до поворотников было но судорожная попытка была, правда кончилась тем что включились и щетки и еще чтото после взмаха. И только потом понял что включил все разом.
Было 2 случая. один в городе зимой, когда дятел на встречке с обочины стартанул и десятка шедшая нырнула ко мне на встречку. было все очень близко от меня и я все что успел это нурнуть на обочину, тормозя прерывисто, чтобы не унесло. про поворотники и мысли не успело возникнуть, т.к. на все про все было не более 1,5 секунд. Второй случай на трассе меж двух высоконьких холмов в дождь, когда я уже поднимался в горки с низины а на встречке показался грузовик, и тока он начал спускаться как на его обгон пошли 2 машины по моей полосе. Один водитель успел до меня (хотя я уже тормозил прилично), а второй никак не успевал, и все что я догадался сделать, это моргать дальним светом, дабы он мне уступил дорогу и ушел на мою обочину, что он и сделал. После этого минут 10 отходил на своей обочине, потому как разъехался я между грузовиком и встречкой на обочине в считанные сантиметры. А поворотники имхо хорошо, сам на эту тему уже пару раз раздумывал, главное не растеряться в экстренных случаях.
Очень редко попадаю в такую ситуацию, но именно в это лето пришлость поездит по трассе М5. Был бы рад подобному поведению со стороны тех дятлов. что вылетали мне в лоб. Сам теперь быду показывать поворотник при уходе на правую обочину.
Выскажусь в поддержку Артема. Господа, съезд на обочину это такой же маневр, как остановка или перестроение, и правила четко оговаривают обязанность водителя включать при этом поворотник. Что касается отсутствия времени, то насколько я замечал бибикать и моргать все успевают, хотя толку от этого ноль, только что эмоции выпляснуть.
А как насчёт ситуации, когда оба водилы по очереди начинают моргать повопротниками, потом ой блин, он тоже съезжает на обочину, потом ой нет, всё-таки не съезжает - бам, не разъехались. Тем более что о поворотниках в критический момент подумает в лучшем случае один водила из тысячи. При этом следить надо за траекторией движения встречной машины - съезжает она на обочину, или нет. А состояние её поворотников абсолютно ничего не значит.
>о поворотниках в критический момент подумает в лучшем случае один водила из тысячи
Было время, что один водитель из тысячи пристегивался. Ввели штрафы и ума прибавилась. Просто водители у нас по большей части безграмотные и неподготовленные, в критической ситуации сигналят или руль крутят как попало. А попытки рационализировать их глупость есть не меньшая глупость. Заметил что немало водителей которые вообще любой маневр обозначают смещением а поворотники не включают принципиально)))))))))))) Всем ведь и так понятно. При желании можно рационализировать и это. Ведь включая поворотник они не получают гарантии, что их кто-то пропустит (логика Paragona), так нафег тогда? Ваше дело обозначить маневр, а если кто-то не поймет... Что тут скажешь, бывает и в стоячего на полном ходу...
Уважаемый Заяс ставит в один ряд пристёгивание ремнём и противоаварийные рефлексы. Видимо, я недостоин получить права, если не обгоню Игнатова на гравийной трассе
Я не против предложения Артёма включать поворотник, но только вот со съездом на обочину лучше не тянуть, а то даже при включенном поворотнике обгоняющего (оттормаживающегося на асфальте для безопсного съезда на обочину) идущий по своей полосе встречный может струхнуть и получится синхронный съезд и соответствующая встреча...
Конечно, лучше не тянуть, но попробуй съехать на обочину на 120 км/час - не у каждого водителя и не на каждой машине получится сохранить траекторию (хотя ESP в таких случаях выручит,скорее всего). Но пока есть возможность, лучше тормозить и чем больше успеешь сбросить скорость, тем лучше. И в тот момент, когда начинается экстренное торможение, по идее, и включается поворотник, как раз чтобы встречный понял тебя. ИМХО. Еще раз говорю, если кто-то выскочил в лоб - это другая ситуация.
И все-таки остаюсь при своих. Как минимум, поворотник не повредит, а включение его занимает доли секунды - конечно, если движение рефлекторно и не требует напряженной работы мозга, чтобы вспомнить, с какой стороны он находится. А оно должно быть таковым, ибо даже при резких перестроениях в городе включать поворотник нужно на опережение.
Артём, проблема не с включением поворотника как таковым (это действительно не занимает много времени), а с оценкой, включил ли поворотник встречный, и что в этой связи делать дальше. Пока водитель всматривается в указатели поворота встречной машины и думает, собирается ли тот сворачивать на обочину, драгоценные миллисекунды стремительно и безвозвратно утекают. Чтобы от этих действий был ощутимый эффект, работа с поворотниками должна быть жёстко зашита в спинной мозг всех водителей поголовно, а это утопия. Больше половины из нас с вами даже при обычной езде поворотниками пользуется через раз, что уж говорить про уникальные критические ситуации.
Ну, насколько я понимаю, оценка происходящего также идет на подсознательном уровне, и поворотник вполне понятный и однозначный сигнал. Еще раз говорю, что поворотник включается не вместо ухода на обочину, а до маневра в момент торможения. Если времени на торможения нет и ситуация уже критическая, тогда да - уход на обочину или в поле.