Вы, наверное, слышали про мужика в камуфляже, который разбил арматурой две дорогие машины перед Заксобранием Екатеринбурга – Porsche Cayenne и Mercedes-Benz S-класса. Разбил бы, наверное, больше, но был обезврежен охраной. И в этом рядовом случае нападения на чужую собственность нет ровным счетом ничего интересного, кроме одного обстоятельства: почти исподволь, но этот псих, мотивы которого мне неизвестны, вызывает определенное понимание.
Нет, конечно, все это надо осудить. Поэтому сразу скажем все подобающие случаю слова о том, что чужую собственность портить нехорошо. И что это подпадает под статью уголовного кодекса. И еще, что месседж народного мстителя остался не до конца понятным, а потому толкает на путь спекуляций (может, он обманутый дольщик?). И, наконец, арматура – это все-таки не аргумент человека цивилизованного.
И все-таки меня скребет проклятый червь сочувствия к этому человеку. Сочувствия в смысле синхронного чувствования.
Потому ли, что всех уже задолбала не только сама роскошь, с которой живет каждый маломальский властный ферзь, но именно показной характер этой роскоши. Безотносительно побитых машин, дай бог им здоровья, эти колесницы с блатными номерами, определяющие кто из них там первее, наводят на мысль о мотивах, ради которых люди пришли во власть. Пришли меряться номерами и шильдиками. И пусть это не совсем так, и правда многограннее, глубже и шире, это первое впечатление, которое они сами в нас культивируют.
Я вообще не поклонник жестких запретов на сверхдорогие машины, потому что запреты можно обойти. Важнее, наверное, не отобрать у депутата или чиновника дорогую игрушку. Куда важнее, чтобы до него самого, естественным путем (то есть, через голову) дошла, наконец, простая идея, что не в роскоши его цель и счастье. Эта мысль, очевидная для некоторых, очень с трудом приживается во властных кругах, и весь этот грязный инцидент на парковке перед Заксобранием имеет, наверное, лишь один положительный выхлоп. Он дает повод задуматься, так ли уж нужно гнаться за внешними отличиями? В этом ли, в конце концов, цель вашей деятельности и цель вашей жизни? И если в этом, то не заблудились ли вы, ведь управлять людьми должны элиты, но элиты и в смысле своей духовной развитости. Ну это в теории, конечно.
Я вообще нисколько не призываю лишать власть всех привилегий. Всех – нет. Но некоторых она должна лишать себя сама, потому что власть – это не только права, и даже не столько. Власть – это ответственность. Сложная мысль, понимаю.
Власть, конечно, должна иметь нормальные условия для своей деятельности, надежные компьютеры, хорошую связь, добротные машины и даже большие зарплаты. Но все должно быть целесообразно. В таких продуктах, как автомобиль, очень часто имиджевый компонент перевешивает весь функционал, и Porsche Cayenne этому хорошая иллюстрация. Есть большая разница между просто надежным инструментом и инструментом, 70% стоимости которого определяет лишь объем пыли, испускаемой в глаза окружающих. Между хорошим гаечным ключом и золоченым. Заменим в уравнении «Кайен» на РАФ4, и кривая эффективности власти не сдвинется с места.
Я не хочу углубляться в спор, купил ли кто-то «Порш» за свои деньги или за бюджетные, является ли он нежным поклонником немецкой компании или просто такой же у его товарищей. Просто явление и сущность, форма и содержание взаимосвязаны. Власть, дело и не в дело сующая всем в нос излишества своего быта, создает впечатление власти ради власти. И хотя я вижу все больше положительных результатов работы властей самого разного уровня, вальяжно-ленивая философия все еще чувствуется, и может быть, эту роскошь именно сейчас мы себе позволить не можем.
Нисколько не желая ущемить больших боссов в их рабочем функционале, я ратую, скорее, за то, чтобы возник, наконец, в России (и может быть, даже возник добровольно в силу обстоятельств) этикет, касающийся, например, уместности «Порша» под окнами законодательных органов и винтажных столов внутри. И пусть этот этикет будет не модой, не ширмой и не страхом, а лишь естественным следствием изменения самой власти, которая из разряда барской привилегии все больше переходит в разряд социальной ответственности.
А то сумасшедших в России хватает. Неровен час, возьмутся за арматуры. А нам нужно единство, в том числе, между властями и людьми. Именно сейчас очень нужно.
Я давно контактирую с некоторыми структурами Зак. Собр. Челябинской области. Через меня прошли несколько машин обслуживающих ЗСО, но дело не в этом. Дело в том, что автопарк облуживающий наших "слуг народа", в последние годы меняется в демократическую сторону. Стараются использовать, избранники народные, в служебных целях, авто попроще. Хюндаи, Камри, Рафы-4 и прочую рабоче - крестьянскую технику. На чем по праздникам да выходным, в личных целях, катаются, это уже другой коленкор.