У нового VolvoS60
есть любопытная система, которая умеет распознавать пешеходов на дороге и автоматически
останавливать автомобиль в случае опасности. Если начальная скорость ниже 35
км/час – машина сумеет избежать столкновения, если выше – смягчит последствия. Но
это в теории. А на практике по время демонстрации системы австрийским
журналистам универсал VolvoS60 сбил
манекена по имени Боб.
«У манекена нечеловеческая внешность, поэтому наша система
не распознала в нем пешехода», - смущенно пояснил представитель VolvoДэн
Джонс. – «Вот был бы живой человек…» Далее, видимо, он пригласил добровольцев постоять
на пути Volvo, но
желающих не нашлось. Странно,система-то
жутко надежная, удивлялся потом Дэн Джонс.
Любопытный, кстати, критерий – нечеловеческая внешность. То
бишь, если попадется 200-килограмовый американец, машина снесет его, «потому
это киоск»; если на пути встанет тощенький китайский студент, раскатает его, «патамуста нисяво не была видна».
Весной был другой казус с системой дотормаживания VolvoS60. Она исправно
останавливала автомобиль перед ленточками
и конусами, но когда S60
направили в грузовик, получился классный крэш-тест (см. видео).
Не хочу чернить Volvo, ибо системы сложные, и,
я уверен, инженеры будут работать над ошибками и доведут их до ума. Вопрос в
другом – а надо ли? Допустим, «вольвовская» система CitySafety якобы снижает риск
мелких ДТП в городе и может «вести» автомобиль в пробке, автоматически
выдерживая дистанцию до впереди идущей машины. Только зачем? Если водитель не в
состоянии справится с такой элементарной задачей, может быть, лучше
воздержаться от вождения? Paragon
согласится со мной – это не более чем маркетинговый трюк, рассчитанный на
блондинок в плохом смысле этого слова.
А к хорошему быстро привыкаешь. Я помню, сколько самообладания
потребовалось, чтобы съехать первый раз на VolkswagenTouareg с кажущейся отвесной кручи в
Шершневском карьере при активированной системе помощи при спуске. Нос машины уходит
вниз, правая нога отчаянно рвется к тормозу, но в мозгу пульсирует установке не
трогать педали. Потея, ты стискиваешь руль, начинается свободное падение и тут –
бац – под хруст тормозов машина вдруг вязнет в пространстве и плавно опускается
к подножью. Второй раз уже не так страшно, третий – прикольно, на четвертый ты
вообще не рискуешь вмешиваться в работу электроники. А на пятый случайно
забываешь активировать систему, и, растолковывая попутчице о прелестях немецкой
электроники, кубарем слетаешь с горы под грохот расколотого бампера. О-о…
Эти системы еще не настолько надежны, чтобы можно было довериться
им на 110%. Грязь на радаре, помехи, сумерки, нетипичное препятствие –
факторов, которые могут сбить их с толку – тысячи. Но при этом они
расхолаживают водителя, ведь в 9 случаях из 10 они затомозят. А в одном
оставшемся, когда человек за рулем уверует в интеллект своего автомобиля, может
произойти непоправимое.
Конечное решение должен все-таки принимать водитель. Пусть
система распознает пешехода, но не тормозит сама, а лишь информирует водителя
об опасности: звуковым сигналом, пиктограммами, подсказками на мониторе (такие
системы тоже есть). С одной стороны, это надежнее, с другой – способствует «воспитанию»
водителя.
То же самое с системами ESP: они, безусловно, исключительно полезны в критической
ситуации, но неопытный водитель может
приписать их работу своим «талантам». А это опасно: отрафируются рефлексы, пропадет
чувство осторожности, и можно вляпаться в ситуацию, когда не спасет даже ESP. Я бы обязал производителей оснащать ESP не только световой
индикацией в виде мигающей пиктограммки, но и противными пищалками, чтобы при
каждой сработке водитель знал о своей ошибки. Ведь любая активация ESP–
это «косяк» водителя, и в данном случае деликатность ни к чему.
Напрасно шведы ищут замену человеку-водителю. Да, мы неидеальны
и когда-нибудь роботы превзойдут наши возможности. Но это время не настало
и наш мозг еще послужит.
с auto.lenta.ru Европейский комитет Euro NCAP представил на Парижском автосалоне новую методику оценки систем активной безопасности Euro NCAP Advanced. Первые результаты испытаний, в ходе которых были протестированы автомобили девяти марок, опубликованы на сайте организации.
Методика Euro NCAP Advanced призвана объяснить потребителям, для чего нужны системы активной безопасности и насколько эффективно они работают в конкретном автомобиле. Для этого специалисты Euro NCAP намерены проверить в новых машинах системы сканирования "мертвых зон", соблюдения рядности движения, контроля степени усталости водителя и помощи при экстренном торможении.
В настоящее время компания протестировала системы безопасности, установленные на автомобили 2010 года. Среди них - Audi Side Assist, BMW Assist Advanced eCall, Citroen Localized Emergency Call, Honda Collision Mitigation Brake System, Mercedes-Benz PRE-SAFE и PRE-SAFE Brake, Opel Eye, Peugeot Connect SOS, Volkswagen Lane Assist, Volvo City Safety. По мнению специалистов Euro NCAP все эти системы действительно повышают безопасность машин.
В отличие от испытаний пассивной безопасности, результаты тестирования систем активной безопасности не имеют оценочной шкалы. Они разделяются на разделы: краткое описание системы, представленное производителем; оценка эффективности ее работы; перечень испытаний, которым подвергалась система; ее недостатки; список моделей, на которых она доступна. Кроме того, на сайте Euro NCAP размещены фотографии и видеоматериалы, которые наглядно демонстрируют работу испытуемой системы.
По мнению специалистов Euro NCAP, введение подобных испытаний будет стимулировать производителей устанавливать системы активной безопасности на всю модельную линейку. Сейчас, как правило, они доступны только на более дорогих автомобилях.
В конце июля 2010 года о намерении проверять эффективность работы систем активной безопасности заявила и Национальная администрация безопасности дорожного движения США. До конца года она планирует представить результаты испытаний 55 автомобилей, которые появятся в 2011 году.
... Пусть система распознает пешехода, но не тормозит сама, а лишь информирует водителя об опасности: звуковым сигналом, пиктограммами, подсказками на мониторе (такие системы тоже есть). С одной стороны, это надежнее, с другой – способствует «воспитанию» водителя. ... И к этому водитель привыкнет, и будет жать тормоз только по условному сигналу. Выход тут я вижу только такой: ... Я бы обязал производителей оснащать ESP не только световой индикацией в виде мигающей пиктограммки, но и противными пищалками, чтобы при каждой сработке водитель знал о своей ошибки... Т.е., громкий раздражающий сигнал, без возможности отключения. Думаю, это вынудит водителей не доводить дело до ошибок. А ещё можно каждое срабатывание такого сигнала писать в "чёрный ящик", и учитывать их при расчёте размера страховки.
Задача автопроизводителя всё-таки не в том, чтобы обеспечить вселенский баланс добра и зла, а в том, чтобы продать автомобиль. Даже если некая фича уместна с точки зрения здравого смысла, но мешает продажам, никто не будет её внедрять. Много ли народу купит машину с гадкой пищалкой на ESP? Та же ESP наверняка спасает жизни и здоровье множества чересчур самоуверенных водителей. При этом провоцируя их на ещё бОльшую самоуверенность.