Реалити-шоу под названием «Давай позлим народ» стартовало:
опубликованные сегодня изданием www.finmarket.ru
утилизационные коэффициенты выглядят издевательски высокими и не всегда
логичными.
К примеру, за ввоз новой Mazda3 с 2-литровым мотором придется заплатить утилизационный сбор
в 156 тысяч рублей, и плюс таможенную пошлину, которая сейчас составляет 180-250
тысяч рублей (зависит от комплектации). А ведь пошлина на новые автомобили начнет снижаться только через
три года…
Коэффициенты утилизационной трудоемкости.
Базовая ставка 20 000 рублей умножается на коэффициент
Объем двигателя, куб. см
|
Коэффициент для новых автомобилей (сделанные в России)
|
Коэффициент для подержанных автомобилей
|
Коэффициент для новых импортируемых автомобилей
|
До 1500
|
0,5
|
2,0
|
4,1
|
До 1800
|
1
|
2,8
|
5,85
|
До 2500
|
1,5
|
3,8
|
7,8
|
До 3000
|
1,8
|
6
|
13,8
|
До 3500
|
3
|
10
|
19,3
|
Более 3500
|
3,6
|
13,5
|
30,7
|
При ввозе нового Ford Explorer 3.5 картина совсем печальная – утилизационный сбор составит
614 тысяч рублей, что ощутимо даже для автомобиля с ценником 2 миллиона.
Сильно пострадают популярные Nissan Qashqai и Juke, Daewoo Nexia, Toyota Corolla,
Mazda6 и другие
необрусевшие модели.
Коэффициенты будут
ниже для ввоза подержанных авто, и здесь налицо попытка сыграть ноль в
ноль. Я недавно считал, что для универсала Opel Astra 1.7 CDTI 2007 года выпуска таможенная пошлина
снизится на 70 тысяч рублей. Утилизационный сбор составит 56 тысяч рублей.
Вводя утилизационные сборы, правительство столкнулось с дилеммой:
целью-то было задушить импорт, но утилизировать нужно и машины российской
сборки. Поступили бесхитростно: во-первых, для российских
машин сборы значительно ниже, во-вторых, покупатель освобождается от уплаты утилизационного
сбора, если производитель гарантирует последующую утилизацию машины.
Естественно, производители будут давать такие гарантии, так как себестоимость
утилизации гораздо ниже даже минимальной ставки в 10 000 рублей.
Складывается впечатление, что меры принимали в дикой спешке.
Во-первых, ни в одной стране мира на утилизацию легковой машины не тратится 614
тысяч рублей, даже если у нее 3,5-литровый двигатель: в Европе максимальные
сборы в период развития системы утилизации составляли порядка 300 евро, впоследствии
были снижены до 70 евро – себестоимость самого процесса. Во-вторых, чем объясняется
привязка к объему мотора «коэффициентом трудоемкости», и почему за Ford Focus 1.6 нужно платить 20 000,
а за такой же Focus, но
с 2-литровым моторам – уже 30 000? А если это автомобиль, ввезенный с немецкого
завода Ford, то уже все
156 000? Как будто все три машины не отправятся в один и тот же шредер… Совершенно
очевидно, что стоимость их утилизации если и будет различаться, то на какие-то
там проценты.
Я-то понимаю
намерение правительства защитить российских производителей. Но проблема в том,
что столь лобовой подход противоречит здравому смыслу, а потому удобен для
критиков. Как объяснить соседу, который собрался пригнать из Германии что-то
вроде той «Астры-Каравана», что за нее нужно будет отслюнявить полтинник ради
того, чтобы рабочий на заводе Hyundai
под Питером получил вовремя премию? Человек справедливо скажет, что он такой же
россиянин, и почему интересы рабочего под Питером ставят выше его собственных?
Волнующие перспективы создание компонентных кластеров под Калугой вряд ли
вызовут в нем горячее желание заняться благотворительностью. Ну хоть что-то пообещали
бы взамен… Окей, назовите это узколобой логикой народа, но это не заставит этот
народ от нее отказаться.
В крайнем случае, справедливее было бы ввести экологический
налог, который, с одной стороны, лучше привязывается к объему двигателя (мощности,
выбросам СО2), а с другой, может быть пущен на что-нибудь полезное. На
обновление автобусных парков по всей стране, на худой конец. Причем, этот
процесс можно было бы контролировать путем ведения открытой отчетности на
каком-нибудь государственном сайте: столько-то сборов получено, столько-то
автобусов куплено. Размечтался, блин…
Я думаю, политтехнологи уже придумали разумное обоснование
новой схеме, которая заработает предположительно 1 августа. Скорее всего,
скажут следующее: для создания утилизационного комплекса по всей стране
требуется …дцать миллиардов рублей, которые планируется собрать в течение
последующих …дцати лет. Но бремя будет разделено не поровну: больше заплатят непатриоты,
предпочитающие импорт. То есть сбор – это не плата за утилизацию как таковую, а
вклад автомобилиста в создание светлого утилизационного будущего. Товарищ! Помни! Неутилизированный механизм - подарок для госдепа!
Попутно проведут информационную артподготовку. Вот скелет «Волги» на детской
площадке. Вот остов «Опеля Асконы» мешает пожарной машине. Вот в старом «Москвиче» сделали наркопритон… И вы говорите, нам не
нужна система утилизации???
Впрочем, на этот раз народ может проглотить горькую пилюлю,
ибо революции на рынке не произойдет: почти все популярные модели
производятся в России. Так, самый ходовой нероссийский автомобиль – Daewoo Nexia –
находится лишь на 14 месте в рейтинге продаж, далее на 16-ом Qashqai, на 19-ом Nissan Juke, на 24-ом Daewoo Matiz, на 25-ом – Toyota RAV4.
Тяжелее всего придется производителям, не имеющим производства
в России: Daewoo, Mitsubishi (в Калуге на
заводе PSA делают
только Outlander XL),
Mazda, Suzuki, Mercedes-Benz, Volvo, Honda,
Fiat (планируется
создание полноценного производства), Lexus, Land Rover,
Subaru, Infiniti и т.д. Скажем, 80
тысяч утилизационного сбора – это почти приговор для Daewoo Matiz. Премиум-маркам,
конечно, будет полегче, но и для них несколько сотен тысяч рублей – повод что-то
поменять в стратегии.
Наверное, какие-то компании это мотивирует создать в России
хотя бы отверточное производство: пошлину 5000 евро за кузов платить придется,
но удастся избавиться хотя бы от утилизационного сбора, так что для машин с
объемистым двигателем получится выигрыш. Какие-то модели, возможно, уйдут с
рынка, окончательно уступив место продукции Made in Russia.
Ну да ладно: сейчас главное, чтобы в погоне за темпами
локализации, машины не потеряли в качестве… Потому что альтернатив местной
сборке скоро может и не остаться.
|