Фото с сайта active-motors.ru
Новая программа утилизации поражает щедростью и сумбурностью. Она началась 1 сентября, но уже через неделю «закончилась», по слухам, из-за бюрократических препонов. Рестарт обещают ближе к ноябрю, хотя для автомобильного рынка это может обернуться серьезными потерями. Особо нетерпеливые производители грозятся запустить свои программы утилизации по той же схеме.
Вообще-то власти уже неоднократно заявляли, что время халявы кончилось и разогревать рынок искусственно они не намерены. Однако продажи падают и падают, а в августе годовой рекорд обновился в очередной раз: минус 26%. В минусе оказались даже провокаторы очередей, вроде Lada Largus, Renault Duster и Volkswagen Polo Sedan. Столь грустная ситуация вынуждает останавливать заводы. Ford, GM и АвтоВАЗ предпринимали меры по «оптимизации выпуска» еще с весны, кто-то крепился. Теперь вот завод Volkswagen объявил внеплановую остановку производства.
Наверное, поэтому власти не просто решились выделить 10 млрд на программу утилизации, но сделали ее беспрецедентно-щедрой. Скажем, убрали возрастные ограничения для утилизируемой машине и разрешили покупать со скидкой любой автомобиль, собранные на территории страны. За легковушку сулят 50 тысяч, за тяжелый внедорожник, вроде Hummer H2, можно получить до 350 тысяч рублей. Программа действует для фургонов, грузовиков, автобусов — в общем, для всех.
Более того, скидку в 40 тысяч рублей получит тот, кто сдаст машину в trade-in, главное, чтобы возраст был старше 6 лет. Другими словами, автосалон в этом случае зачтет вам не только стоимость вашей прежней машине, но еще и государственные 40 тысяч. Собственно, автосалоны покупают машины дешевле их рыночной стоимости, так что госсубсидию можно считать некой компенсацией.
Но есть вариант еще проще: получить прямую скидку в 40 тысяч на покупку за наличный расчет любого автомобиля отечественной сборки.
Такая либеральность выдает некое отчаяние, и если лейтмотивом первых программ утилизации была какая-никакая забота об экологии, то теперь посыл прямой: вы покупайте, а скидку мы вам оформим. Во время первой утилизационной волны много рассуждали о вреде старых машин и необходимости создать утилизационную инфраструктуру, а теперь все по-крестьянски просто: государство выделяет 10 млрд, чтобы рынок не встал окончательно. Честно и без обиняков.
Жаль, что программу отложили на пару месяцев — они могут быть критичными. Под конец года дилера и так усилят скидки и разнообразные спецпрограммы, и своевременная стимуляция помогла бы немного сгладить ситуацию.
В остальном же программа утилизации представляется хорошим тактическим средством. Как обычно, помимо прямого эффекта она породит косвенный: кто-то задумается о покупке автомобиля на волне ажиотажа, а потом приобретет его безо всяких утилизаций. Аппетит приходит во время хождения по автосалонам. Я уверен, программа всколыхнет рынок, вопрос в другом — вылечит ли она его?
В принципе, правительство запланировало стимулировать покупку 170 тысяч автомобилей, что по нынешним времена эквивалентно месячному объему рынка. То есть немало, и если поделить 170 тысяч на два последних месяца года, ноябрь-декабрь могут оказаться чуть ли не рекордными. Судя по всему, нас ждет горячее время, и если вы планировали менять машину, наверное, стоит потерпеть до конца года: глядишь, скидки производителей наложатся на щедрость государства и, проявив настырность, можно будет купить машину по цене «вне рынка».
Но с точки зрения стратегии такой подход может серьезно осложнить начало следующего года, потому что любая искусственная стимуляция не отменяет спада, просто откладывает его. Ведь неблагоприятные факторы вряд ли уйдут: рынок демонстрирует признаки насыщения, политическая обстановка не улучшается, экономические показатели ниже прошлогодних ожиданий. Подозреваю, что набрав машин впрок, первую половину 2015 года россияне будут расслабляться и получать удовольствие.
Впрочем, смысл программы утилизации даже не в этом: правительство стремится нивелировать урон для российского автопрома, который возник из-за «нерасчетного» падения рынка. Ведь производственные планы обычно утверждаются в конце предыдущего года, и тогда падение рынка закладывалось на уровне 5-7%. Можно сказать, что это проблема бизнеса, но простаивающие заводы бьют и по социуму. В последнюю поездку спрашивал жителей Калуги, ощутили ли они эффект от присутствия четырех автозаводов в регионе, и они ответили — еще какой. Строятся дороги, строится жилье, люди получают стабильную зарплату. Volkswagen, кстати, не отказывается от планов запустить в 2015 году производство моторов мощностью 150 тысяч в год, и работа идет полным ходом.
Но вот что будет в дальнейшей перспективе — большой вопрос. Судя по всему, оптимистичные планы продавать в России по 350 тысяч машин от каждого крупного производителя придется поставить на паузу и согласовать «антикризисный» сценарий развития автопрома.
|