Программа утилизации «50 тысяч за автохлам» действует почти
месяц, и можно подвести первые итоги. Оказалась ли она востребованной? Да.
Сомнений в том, что лимит в 200 тысяч утилизируемых авто будет выбран, уже не
осталось. И случится это, скорее всего, не в ноябре, а к середине лета.
Но есть другой аспект. Изначально программа утилизации
затевалась, как помощь автобизнесу, но на деле не все так гладко.
К примеру, на 2 апреля дилеры выдали более 36 тысяч
сертификатов, то есть «подарили»
клиентам примерно 1,8 миллиарда рублей. Компенсировать эти деньги должно
государство, но первый «транш» от Минпромторга составил всего 2 миллиона рублей
(миллиона, а не миллиарда)! Проще говоря, 0,1% от нужной суммы.
То есть пока дилеры вместо помощи получили скорее убыток.
Популярностью пользуются в основном «Лады» и Renault ценой до 350 тысяч рублей, а
маржа (прибыль дилера) для них значительно меньше 50 тысяч. Другими словами,
продав автомобили с утилизационной скидкой, дилер получает от клиентов сумму,
недостаточную для покупки следующей партии автомобилей. Разумеется, крупные
автоцентры могут «допинать» недостающую разницу, но в чем тогда смысл «помощи»?
Ведь главная задача дилера — не просто осеменить окрестности своими моделями,
но сделать это хотя бы с минимальным наваром. А так со 100 проданных авто
получается недостача в 5 миллионов рублей...
Сама процедура получения компенсации затянута до безобразия.
К примеру, если вы продали автомобиль 2 апреля, то компенсацию получите не
позже конца мая... Сейчас Минпромторг пытается упростить процедуру, но пока это
так. Конечно, дилеры не дураки – они быстро научатся динамить клиентов, чтобы
сблизить дату продажи машины и получения компенсации.
Отдельная статья расходов — организационная деятельность,
ведь дилер должен хранить старый автомобиль, доставлять его до пункта
утилизации (тоже за свой счет с последующей компенсацией), оформлять огромное
количество документов, включая справки об отсутствие долгов перед
государством... И это тоже траты.
По секрету скажу, что некоторые дилеры с опаской встречают
клиентов старше 50 лет — не дай бог, те тащат свой автохлам в надежде на
скидку. Никто не хочет заниматься благотворительностью, даже под флагом
поддержки родного автопрома. Тем более, сейчас машины стоимостью 200-500 тысяч
неплохо разбирают и за полную стоимость.
Пока основной эффект от программы — медийный. Пиарщикам
программы удалось создать волну ажиотажа, и для заводов это действительно
хорошо. Проблема в том, что дилеры – не менее важное звено в этой цепочке, и
бюрократическое несовершенство программы ставит их под удар. Защищая себя, они начнут
тормозить работу программы и на итог ее эффект может оказаться куда меньшим,
чем ожидалось. Впрочем, скорее всего рано или поздно неповоротливый Минпромторг
учтет все пожелания, и программа заработает более-менее эффективно – с льготным
кредитованием так и было.
Я уже писал об этом
ранее, но в критический 2009 год для поддержки автопрома (того же АвтоВАЗа) эффективнее
было тратить деньги на прямое субсидирование покупателей. Расчет простой:
допустим, те 25 миллиардов, что правительство влупило в АвтоВАЗ в прошлом году,
пустили бы на скидку в 50 тысяч рублей на каждую проданную «Ладу». Этого бы
хватило на полмиллиона машин – цифра, достаточная для выхода завода на уровень
рентабельности. Кроме того, при средней цене машины 200 тысяч рублей получилось
бы, что 75% суммы добавляли клиенты, то есть в реальности завод и дилеры получили
бы не 25 миллиардов, а 100 миллиардов. И тогда вопрос о банкротстве и не возникал. Конечно, прямое субсидирование – мера краткосрочная, и имеет
побочные эффекты, но в качестве шоковой терапии на период кризиса это был
вариант, выгодный для всех: и для тольяттинцев, и для автомобилистов. Проблема в том, что в таком виде деньги очень
неудобно пилить. Поэтому пошли длинным путем… |
|