Сначала ты прикидываешь с легким волнением – интересно, а на этот
склон залезет? А из той вон лужи выгребет? А с гребня сиганет?
Но проходит минут двадцать, и карьер вдруг становится тесным. Этот багги-джип «Урал-Моторс» залезает, выгребает и прыгает отовсюду,
а потом требует добавки. На этой трассе, где пафосно тарахтят и пыжатся «Тауреги»
и «Ленд Роверы», его просто нечем удивить! Он ищет настоящего бездорожья, чтобы
был повод хотя бы включить полный привод, а то ведь я рассекал, не удосужившись
даже задействовать передок. А зачем?
Двигатель сзади, основная часть массы – тоже, шины зубастые, так что двумя
колесами он гребет так, как большинству распухших от средств комфорта внедорожников
и не снилось.
Впервые в жизни я ехал за рулем автомобиля, оценивая препятствия
по-пешеходному. Если здесь пройдет
человек, значит, проедет и багги. В автомобилях ты все время додумываешь,
делаешь скидку на их массу, просвет, пороги, бампера… Но сейчас я могу просто
ехать поперек буераков, не боясь что-нибудь оторвать, потому что рвать тут
почти нечего.
Но как же, черт возьми, душно! И не только мне – вон и
стрелка температурного датчика ползет к критическим 115 градусам, и я не знаю,
особенность ли это конкретной машины или уральско-китайские багги не рассчитаны
на длительную езду с серьезной нагрузкой.
Жару в салоне можно победить, если отстегнуть состоящий из трех частей тент, заодно улучшив
обзорность, потому что через боковые окна из плотного полиэтилена и так-то
видно не очень, а уж когда они залипли грязью, угол обзора стал совсем военный –
только вперед.
Но с отстегнутым тентом ждет другая проблема: внедорожные шины
так лихо мечут грязь, что стоит заехать в маломальскую лужу, рискуешь получить
плевок прямо в рожу – тут уж как повезет. Поэтому перед штурмом топи мы не
только надеваем тент, но и проклеиваем его нижний периметр скотчем. Это помогает, но лишь
отчасти: сверху ничего не летит, но сквозь пол сочится вода, и через минуту
уровень уже такой, что ноги мокнут. Видимо, разработчики знали об этой
особенности, и в полу есть дренажное отверстие.
Сразу скажу, что по автомобильным меркам джип «Урал-Моторс»,
мягко говоря, не слишком комфортный. Начинается все с посадки, которая требует
особенной ловкости для версии «Дискавери Спорт», лишенной дверей (ее я попробовал в шоу-руме).
А джип «Дискавери Классик», что был на тесте, двери имеет, но если ты установил тент да
еще проклеил его скотчем, залезать все равно непросто. Забавно, что двери не
имеют внутренних ручек – только наружные.
Внутри тесновато: при
росте 1,8 м колени выпирают, хотя в рулевую колонку не упираются – это плюс. Но
вот по ширине запаса почти нет, так что крупным людям вряд ли будет удобно. На
ходу автомобиль трясется и козлит, а двигатель громко кричит за спиной, и
субъективно «Урал-Моторс» напоминает раллийную машину. Красивое на вид сиденье не
имеет профиля, поэтому нижнюю часть спины держит плохо. Вывернуть руль на
стоящей машине тяжело, а на ходу приходится крепко держать его в руках: тут все
по-серьезному.
Но давайте сделаем скидку, что это не полноценный автомобиль,
а внедорожный багги, а если уж совсем строго – квадроцикл или мотовездеход. И я
думаю, по меркам своего сегмента «Урал-Моторс» неплох: по крайней мере, сидишь
в обычной позе и держишься за привычный руль, да и расположение руля, педалей и
рычага коробки передач близко к привычному. Правда, проникшая в салон грязь
сделала педаль сцепления нереально скользкой, но приспособиться можно. Он требует перекалибровать свои водительские
навыки, однако для автомобилиста сделать это на порядок проще, чем привыкнуть,
например, к квадроциклу со всеми его нюансами – необходимостью переносить
массу, наваливаться на руль перед поворотом и т.д.
И уж когда доходит дело до экстрима, на эргономику вообще
перестаешь обращать внимание, ведь эта машина не для релакса, а наоборот:
каждый километр – как банка «Ред Булла».
Конструкция этого багги-джипа весьма грамотна. В основе –
пространственная стальная рама, к которой крепятся независимые двухрычажные
подвески. Жесткость амортизаторов и клиренс регулируются, как у спортивной
машины. Тормоза на всех колесах дисковые, а оба межколесных дифференциала
блокируются – среди гражданских внедорожников таким может похвастаться разве
что «Гелендеваген». Днище практически гладкое, просвет – 30 сантиметров, база
короткая, свесов почти нет, что и создает тот эффект «пешехода», когда едешь,
словно пешком идешь. И застреваний он не боится – на крайний случай есть
лебедка и мощные буксировочные проушины.
Двигатель от Cheri QQ
мощностью 53 л.с. вместе с пятиступенчатой коробкой передач установлен сзади и
довольно высоко – пробить картер можно, наверное, лишь сбросив машину с
пятиэтажки. Воздухозаборник находится в
задней верхней части машины, поэтому штурм водоемов с разбегу – плевое дело. Бензобак
объемом 25 литров расположился спереди, что хорошо для развесовки, но может
быть опасно при сильных фронтальных ударах.
Первая передача - очень кроткая, имитирующая понижайку, поэтому в обычных условиях можно без труда стартовать со второй.
Короче говоря, этот автомобильчик во многом повторяет
конструкцию серьезных внедорожных багги вроде тех, что участвуют в «Дакаре» и
трофи-рейдах. Несмотря на шильдик «Урал-Моторс» он разработан в Китае, а в
Миассе происходит лишь сборка машинокомплектов, причем шасси доставляется уже с
установленным на него силовым агрегатом. С точки зрения маркетинга ребрендинг,
наверное, имел смысл, ведь к китайской технике много предубеждений.
Конечно, интересно
было бы оценить надежность конструкции, ведь для серьезных покатушек или
участия в соревнованиях нужно быть уверенным в технике. Визуально «Урал-Моторс» кажется вполне
аккуратным, а вот крепость рамы, надежность сварных швов и протяжку соединений
можно проверить лишь длительным тестом. С другой стороны, как минимум его конструкция
вполне ремонопригодна. Жаль, основные узлы, вроде двигателя и трансмиссии, ничем
не закрыты от грязи.
Еще одним белым пятном является фактическое отсутствие
багажного отделения: пространство впереди занято бачками для технических
жидкостей, а грузовая решетка над мотором позволяет разве что примотать рюкзак
средних размеров. В салоне имеется микроскопический бардачок (скорее, даже
очечник), в котором, правда, есть UBS выход для магнитолы! А что – на такой машине хочется гонять
под энергичную музыку.
К сожалению, джипчик «Урал-Моторс»
недешев – разные модификации стоят в диапазоне 500-600 тысяч, то есть как
полноценный автомобиль. Соответственно, миасский завод позиционирует его, как
автомобильчик для отдыха богатых людей. Когда проходит первый шок от
прайс-листа, цена уже не кажется завышенной:
хороший квадроцикл может стоить за 800 тысяч. При этом нужно понимать, что
отдаешь деньги за серьезный внедорожник, пусть и практически лишенный средств
комфорта.
В этом, я думаю, и главная проблема проекта. Большинство сторонних
наблюдателей видят в нем пляжный автомобильчик, что-то вроде гольф-карта, на
котором можно прокатиться по лужайке вокруг дома, пока жарится барбекю. При
этом гольф-карт можно было сделать куда более примитивным и доступным, заменив автомобильный
мотор электродвигателем, а сложное шасси – плоской рамой с простейшими
подвесками. Но «Урал-Моторс» - это именно внедорожник, покорение лужайки на
котором быстро наскучит, и который требует определенных организационных усилий
для полноценного использования. Нужно найти интересные места, доставить туда
машину, взять запасную одежду, топливо, запчасти… В общем, целевой аудиторией
являются те же люди, что покупают квадроциклы и снегоходы.
Что касается доставки до места, то «Урал-Моторс» может
ездить по дорогам общего пользования, потому что по документам является
квадроциклом, однако не скажу, что это очень приятное занятие. Тесно, душно,
шумно и главное – страшно. Прилетит в лоб кто-нибудь крупнее стрекозы и адьез.
Ставить на учет аппарат нужно в «Гостехнадзоре», получать
права – там же. Ездить на нем без соответствующей категории не советую: ГИБДД
проявляет к машине особое внимание, и шансов проскочить мимо поста не так уж
много – проверили на себе.
Но вообще ездить на нем до жути увлекательно. Если обычные
машины все время загоняют тебя в рамки, то «Урал-Моторс» заставляет раздвигать
их. Я ездил-то на нем всего ничего, но сразу обрел уверенность, а уж если
прикататься, можно вытворять бог знает что. Он позволяет наметить сложную,
недостижимую цель – какой-нибудь овраг или топь – затем подумать, как лучше
справится с задачей, выбрать необходимые средства и проверить свое мастерство
на практике. Многочисленные внедорожные примочки, вроде лебедки и блокировок
дифференциала, превращают его в достаточно профессиональный инструмент, который
по меркам обычных водителей имеет потенциал «на вырост».
Но, как я вижу, для полноценных покатушек нужен трейлер для
доставки машины к месту и полная экипировка, включая шлем. Соответственно, без лишнего миллиона в кармане
оценить его на 100% не удастся.
В очередной раз спасибо профессии – еще одна детская мечта осуществилась.
Технические характеристики
Фотогалерея (1024 х 768)