Triumph Spitfire
Ладно наш автопром – причины его стагнации и распродажи мы уже сто раз обсуждали. Меня больше удивляет, как могла прохлопать свой автопром такая страна, как Великобритания. Ведь мы с ними в похожей ситуации: некогда могучие автогиганты или исчезли, или «легли» под иностранцев. Как нет сегодня массового российского автопрома, так нет практически и чисто английского: почти все выжившие фирмы принадлежат и контролируются иностранцами (потому и выжили).
А ведь Англия, в отличие от нас, была в куда более привилегированном положении. Автопром здесь зародился в конце XIX века, а к середине прошлого столетия Англия была самым крупным импортером автомобилей в мире. На британских машинах ездили не только британцы, но и половина Европы, США и Австралия.
Среди британских брендов есть легенды – McLaren, Lotus, Rollse-Royce, Bentley, Jaguar, Aston Martin. Есть просто известные марки – Rover, Morgan, MG. А еще множество небольших компаний с весьма харизматичной продукцией - Ginetta, Bristol, TVR, Caterham. Британский автопром был бесконечно разнообразен.
Ginetta G34. Увидев ее в середине 90-х, я сразу запомнил марку, о которой слышал с тех пор... раза три
При этом британцы дали автомобильному миру множество ярких идей: первым, конечно, на ум приходит бестселлер Mini, спроектированный Алексом Иссигонисом. Он одним из первых использовал переднеприводную компоновку так умно, что при смехотворных размерах машина получалась достаточно вместительной, да и выглядела отлично. Британцы дали миру Jaguar E-Type и Land Rover Defender, Triumph Spitfire и McLaren F1, Lotus Esprit и MG MGB.
Сегодня мы знаем в основном британские премиум-бренды, но добрую сотню лет островитяне заваливали мир массовыми машинами самых разных форматов: от микролитражек до семейных седанов.
А теперь вопрос – как им удалось угробить столь мощный автопром? Почему французы, немцы, японцы и особенно корейцы, которые в 50-х были в кильватере автомобильного прогресса, к началу нового века начисто переиграли Британию?
Austin Allegro - типичный британский масс-кар. Если спортивные машины островитянам удавались, то мейнстрим получался некрасивым и ломучим
С британцами нас, россиян, роднит смелость ума в сочетании с небрежностью. Технически британцы всегда были сильны, и многие мелкие фирмы, например, TVR, разрабатывали даже собственные двигатели. В современном мире подобное немыслимо. При этом британцы не страдали навязчивым вниманием к деталям, как немцы, и презирали японскую дотошность в вопросах массового производства. Если британцы во второй половине XX века наслаждались имиджем вундеркинда, то японцы были этаким не очень одаренным, но очень усидчивым ученичком, который берет не остротой ума, а выносливостью пятой точки.
Да еще эти пресловутые профсоюзы и упоение бюрократией. В XX веке британцы были заметными игроками массового рынка, но спросите, как назывались их главные производители – мало кто ответит. Потому что столько аббревиатур запомнит только военный.
BMW 5? Неее, Triumph Dolomite
В середине 50-х образовалась BMC, которая через 10 лет слилась с Jaguar, образовав BMH, которая в 1968 году была объединена с Leyland-Triumph-Rover, чтобы стать BLMC, а после национализации в 1975 – BL (British Leyland). Фактически, во второй половине XX века британский автопром представлял собой огромный холдинг из разношерстных марок, которые зачастую мешали друг другу и тратили силы на одно и то же. Сегодня мировой автопром вроде бы идет тем же путем – огромные холдинги, множество брендов… Разница лишь в том, что эта структура выверена с миллиметровой точностью, и тот же Volkswagen только тем и занимается, что унифицирует и разводит бренды по нишам. У британцев все было наоборот: каждый проектировал самостоятельно, а затем мешал друг другу на рынке.
Если уж совсем по-простому, британский автопром умер из-за неспособности бюрократической машины принимать правильные управленческие решения. Это был крах не технарей, а организаторов.
Rover 45 1999 года. Если приглядеться к средней части кузова, несложно понять, что это перелицованная Honda Civic.
Английский рынок был весьма привлекателен для иностранных компаний, и к концу XX века островитяне окончательно предпочли продукцию инобрендов. Британские компании стали понемногу раскупаться заморскими предприятиями, причем, не всегда удачно: BMW намаялась с Rover, а Ford так и не смог укротить три британских гранда – Land Rover, Jaguar и Aston Martin.
Агония британского автопрома была болезненной для страны: закрывались целые заводы, наводняя города безработными. Многие марки исчезли.
Вместе с тем, о полном крахе некогда могучей автомобильной империи говорить нельзя. Фактически, в 1994 году, когда был Rover был продан BMW, британцы потеряли последнего массового производителя. Но от затонувшего материка осталось как минимум два острова.
Во-первых, не без помощи иностранцев, сохранены и развиваются многие известные марки: Jaguar/Land Rover (принадлежит индийской Tata), Rollse-Royce (BMW), Bentley (Volkswagen), Aston Martin (частные инвесторы), Mini (BMW), MG (SAIC, Китай). Да, их уже нельзя считать полностью английскими, но какую-то часть генетики своих предков они несут. Технологии и культура производства, правда, уже не английские, но это даже к лучшему.
Запомним исконно английский автопром таким. MG MGB
Во-вторых, массовый автопром не был единственным оплотом Британии: в отличие от России, здесь сконцентрировано огромное количество небольших и средних компаний, занимающихся производством компонентов для мелкосерийных и спортивных автомобилей. В радиусе 100 миль от Лондона находится так называемая «автоспортивная силиконовая долина», где выполняют все виды работ: проектирование, создание дизайна, производство, испытания, сертификация… Откройте автомобильный журнал и на его последних страницах вы найдете объявления из серии: «Компания выполняет нарезку шестерен из любых материалов» или «Сварка титановых труб» или «Изготовление углекерамических тормозов». Если когда-нибудь вас посетит идея сделать собственный суперкар, без колебаний отправляйтесь в Британию – здесь есть компании, которые могут разработать любой автомобиль просто по вашему описанию. Именно в этой силиконовой долине находятся базы большинства команд «Формулы 1».
А что до производства массовых автомобилей, тут британцы очень напоминают нас – им легче придумать, чем довести до ума.
Bristol 406 (1959)
Austin Metro (1980-1985)
TVR S2C (1989-1990)
Aston Martin DB6 Vantage Shooting Brake (1965)
Morris Marina (1978-1980)
Lotus Esprit (1973-1994)
Jaguar XJ (1986-1994)
Rollse-Royce Silver Ghost (1911)
Ginetta G20 (1989)
Bentley S2 Continental Flying Spur (1959-1962)
Leyland Titan (1947-1965). Такие до сих пор ездят по Лондону
Austin FX4 (1958-1997). Один из атрибутов британской столицы - такси "черный кэб". Кстати, тоже потесненный японцами (Nissan NV200)
Mini (1959-2000). Производителя назвать сложно - за 40 лет на конвейере оригинальные "Мини" производили 11 компаний, наиболее известные - Rover, BMC, British Leyland. Названий тоже было огромное множество: он же Austin 850, он же Morris Mascot, он же Riley Elf, он же Wolseley Hornet. А прижилось Mini...
|