Большинство из нас любят водить машину. И особый статус автомобиля
в череде других предметов потребления связан с эмоциональной составляющей: покупателям
машин нравится быть за рулем.
Это кажется вполне естественным, но все-таки: в чем именно
это удовольствие состоит? Почему любите водить машину вы?
В попытках классифицировать удовольствия от вождения, я понял,
что оно берет истоки в детстве.
Легкость перемещения
Все любят ездить на велосипеде, но большинство предпочитает
катитьсяс горки, чем педалировать вверх
по круче. Точно также я не встречал горнолыжника, которому нравилось бы восходить
на гору. Кроме кучки заядлых атлетов из журнала Men’sHealth, люди ленивы по природе.
Мопеды, электрокары и
автомобили позволяют не зависеть от рельефа и встречного ветра, а потому
вызывают у детей чувство сверхъестественной легкости перемещения.
Если в пылу дневных забот вы забыли об этом аспекте,
попробуйте разок не доехать, а добежать до работы. Наша деревня неожиданно превратится
в гигантский дурнопахнущий мегаполис.
Эстетика сложного
механизма
Не знаю, кто как, но я с детства имел особую приязнь к
автомобилям, как объектам технического творчества. Это сложно описать словами,
но чувство сродни влюбленности. Видишь машину, и ощущаешь особые флюиды, словно
все в ней все также ладно, также гармонично, как в арабском скакуне. С одной
позитивной разницей – жрать не просит.
Корабли – это огромные железные корыта. Самолеты – тоже корыта,
но алюминиевые. Космические корабли – из углеволокна и титана, но суть та же. Автомобиль
– это, наверное, единственный высокотехнологичный продукт, доступный обывателю
и служащий его нуждам. По крайней мере, так было в 80-х.
Когда я видел хитрогнутые патрубки и ребра охлаждения,
клапанные крышки и замасленные картеры, в них была какая-то особая поэзия,
вербализуемая непонятными словами, вроде «фильтр», «жиклер» и знаменитым «чтопотсохутебяаккумулятор».
А какими настоящими выглядят колеса автомобиля на фоне
тонких «докаток» велосипеда… Эх…
Укрощение монстра
Конечно, все перечисленное выше – это так, первые
поцелуйчики. Настоящий автомобилизм начинается с первого опыта, обычно на
коленях у дедушки или папы. Ощущение того, что огромный, тяжелый и, будем
честны, воняющий бензином монстр едет почти точно по гаражному переулку, приводит
тебя в экстаз и заставляет хотеть еще. Потом ты учишься трогаться и переключать
передачи, даже тормозить и выполнять какие-то хитрые «змейки». Наконец,
овладеваешь искусством парковки задним ходом.
И это ощущение остается с тобой навсегда, просто «змейки»
становятся сложнее. Овладение машиной – один из источников водительского
наслаждения. Вот почему некоторые так любят автомобили с огоньком, бросающие
вызов водителю и его страховой.
Даже при обычной езде по опостылевшему маршруту я иной раз
замечаю какое-то подсознательное удовольствие от лишнего переключения передач,
словно кто-то чешет меня за ухом…
Возможно, именно этот пункт главенствующий в удовольствии от
вождения, поскольку нет предела совершенству. С годами ты все лучше понимаешь
машину, и машины становятся все лучше, и, наверное, где-то там наступает
автомобильный катарсис, когда человек и машина сливаются в один мехатронный
организм. Главное, слиться грамотно, чтобы для разделения не пришлось прибегать
к силам МЧС.
Эффект американских
горок
Нам нравятся перегрузки. Они нас веселят. Это проявляется
еще в детстве, когда ребенок просит папу покидать его в воздух, покачать на
качелях или соорудить тарзанку из маминых бус.
Автомобиль – это нескончаемый источник перегрузок, и если у
тебя мощная машина (а для начала и ВАЗик дрегстер), ты беспрестанно
теребишь педальку газа, чтобы ощутить это приятное вжатие в сиденье.
Нам также нравится скорость: когда скатываешься на
велосипеде с крутой горы, в ушах свистит ветер, а задница панически сжимает сидушку.На автомобиле эффект еще сильнее, особенно под
удачную музыку: вот так ты начинаешь летать не во сне.
Правда, в отличие от предыдущего пункта, эффект американских
горок быстро ослабевает и зависимые люди оказываются в положении наркоманов:
они вынуждены тратить состояния на лошадиные дозы лошадиных сил, а между тем результат
становится все менее заметным. Они садятся на мотоцикл, встают на водные лыжи,
прыгают с парашютом, без парашюта и так далее. Но это уже другая тема.
Абсолютная скорость
Удовольствие, доступное не для всех, прежде всего потому,
что полноценно им насладиться можно на гоночной трассе или удачной дороге
общего пользования, которые встречаются редко. Плюс нужна правильная машина,
правильные шины, время и много-много денег. Просто уйма.
Отчасти это удовольствие напоминает укрощение монстра, но
более тонкое, требовательное к водителю. Впрочем, если кого-то природа одарила гоночным
талантом и богатыми спонсорами, этот пункт может стать квинтэссенцией
настоящего удовольствия от вождения и даже сделать карьеру.
Тупо понты
Нельзя игнорировать, что сам факт нахождения в личном автомобиле
приятен своей значимостью. Далее все зависит от характера человека. Пессимист
смотрит на тех, у кого машина лучше, и вздыхает «Мне б такую…» Он живет
надеждой, что когда-нибудь он купит себе Х5, не подозревая, что судьба готовим
ему козу в виде соседского Х8.
Оптимист подсознательно наслаждается превосходством над теми, кто еще не вкусил
прелести первой иномарки или вообще первой машины. Впрочем, это удовольствие неполноценное,
ибо связано с какими-то посторонними комплексами: возможно, недостаточным
признанием в работе.
Хотя трудно забыть эйфорию от покупки первой машины, которая
пускает тебя в мир бензоколонок, инспекторов ГИБДД и техосмотров. Ты становишься
на пару сантиметров выше, и комплексы не причем. Главное, чтобы эта фаза не
растянулась на всю жизнь. Нельзя же всю жизнь гордиться купленными в 20 лет «Жигулями».
Свобода
Эту философию надуло из Америки, где автомобиль – это, прежде
всего, freedom. Дорожная
романтика, перспективная работа в другом штате, поездки через весь континент с
пит-стопом в Лас-Вегасе… Круть. Для редактора autochel.ru Пети Малетина автомобильная свобода
выразилась клипом ScarTissueот RHCP.
Не скрою – пробирает.
У меня есть теория, что всю жизнь человек стремится к
свободе. Он хочет вырасти, заработать денег, стать начальником, и все это ради
того, чтобы обрести беззаботность туземца при возможностях цивилизованного
человека (гы-гы). Стремление к свободе – такое же сильная
пружина, как стремление к величию. И
автомобиль является неотъемлемой частью этой мечты, ведь он позволяет ткнуть
место на карте и оказаться там в разумный срок. Конечно, бег позволяет то же
самое, но все хотят быть Форрестами Гампами.
Соревновательность
Я перечитал один пункт за другим и понял, что чего-то не
хватает. Ведь все перечисленное реализуется при определенных условиях, а чем мы
развлекаем себя в обычной жизни?
Впрочем, в обычной жизни вождение, признаться, надоедает.
Если на дорогах пробки, машина с «автоматом», а по радио поют «Городские цветы»,
хочется оказаться на заднем сиденье лимузина с ноут-буком в руках. Или сразу в дверях телепорта.
Но все же есть, есть кайф и в рутинном движении: главное,
поставить себе цель. Например, мне нравится выискивать быстрый ряд и стараться
опередить среднестатистический поток. Не то, чтобы я куда-то спешил, но это уже
вошло в привычку – стараться почувствовать поток и за счет предыдущего опыта и интуиции
поймать волну. Автомобилизм превращается из симулятора в аркаду, но за
неимением иного и так сойдет.
Мне кажется, что я знаю чего не хватает: не хватает неизвестности как в том клипе. Ты всегда ездишь знакомыми маршрутами. И вот когда ты едешь туда, где не был, вот тогда и испытываешь особый кайф. Мне очень нравится дальние поездки. Даже если это происходит по известным маршрутам, то всё равно всегда дальние поездки завораживают.
Поэтому у меня есть одна очень сильная страсть - я очень хочу проехать на машине по всем США от восточного побережья через юг до западного и до Канады... Причём проехать не быстро, а обстоятельно за месяцок с остановками там и т.п. И я эту идею реализую в ближайший 3-4 года Почему США? просто это самая благоприятная страна для автомобилиста. Когда поеду, Артёма позову обязательно как "фиксатора" поездки
Ты уже не первый ))) Упомянутый Петя Малетин болеет той же идеей, и мы заразили ей уже немало народу, даже Anry. Она немного дороговастенькая, но зато какая! Петя намерен драться в каждом баре, ради чего пошел заниматься боксом. Как видишь, у нас все серьезно
А может реально "тему замутить"? ))) Во-первых: копить всем самим (кому надо копить ), чтобы быть несколько независимыми. Наметить период - например через 3 года. Почти ка пари с ёбилем. Во-вторых под такой движняк можно спонсоров подбить
Угу, ты даже не представляешь сколько народу Вы заразили. Мне понадобиться отдельный кабриолет на всю семью. Я не просто копить я потихоньку учусь голодать
У меня тоже мечта ехать куда то далеко в неизветсность. Только я поближе - хочу по европе прокатиться. Посетить десяток стран и накатать тыщ 50 км. Токмо для этого надо бабла просто немеряно. Такчто пока целюсь к друзьям во францию сгонять хотябы.
У меня знакомый пока жил в америке то купили там с друзями вскладчину за 500 баксов тачку американскую. И исколесили пол америки за полгода. Когда уезжали просто затопили ее и концы в воду. Вообще ништяк тема была, он доволен был. Только америка далеко а франция совсем рядом, нескольок дней и ты там.
Уже сопоставлял. Путешествие по европе выйдет гораздо дороже. Но чтото америка пока не манит, она как то далека от моей реальности. Да и друганы хранцузы зовут погостить к себе на халяву, только доехать надо.
У меня тоже есть мечта проехаться по Европе, немного снизившая накал после поедок в Чехию. США привлекает образом, созданным в фильмах - хочется посмотреть, так ли оно все в реальности? И если ехать - то непременно на таком вот старом рыдване без крыши, как в рекламе "Теле 2"
Европа огромна. Остров Мальта в длину 22 км, а дорожная сеть такая, что едешь-едешь, едешь-едешь, по ощущениям уже на Сицилии должен быть, а она все не кончается.
В центре Европы Альпы и дороги закручены в серпантины. Там есть дорога Наполеана, считающая лучшей в мире дорогой общего пользования для теста горячих тачек
Ну, затраты один хрен будут космические, меня США привлекает именно киношным имиджем. В Европе все как-то пристойно что ли, а США - это же страна грехов в самом широком смысле слова. Обязательные остановки Нью-Йорк, Вегас и Лос-Анджелес. Хотя и банально, для новичков пойдет
Мне очень нравится дальние поездки. Даже если это происходит по известным маршрутам, то всё равно всегда дальние поездки завораживают.
В точку! Озвучил мои ощущения. Это кстати еще одна из причин, почему я купил домик в деревне, за 160 км. Хотя многие не понимают. А я, когда после бурной недели работы в городе, после толчеи в пробках, в пятницу вечером / ночером выезжаю за город и еду в деревню в течении полутора часов, вхожу в какой то некий транс..... как микро путешествие, как подготовка в иной мир. И каждый раз, как первый раз. За неделю, природа вокруг меняется. При чем заметно. Как в длительной съемке, одного и того же события......видишь воочию, как меняется вокруг тебя мир. Да и куча всяких животных встречается по дороге, от лис, оленей, коз, и до ......местных аборигенов с красными глазами.
Для меня машина с детства стала не источником радости и обожествления а напрягом и рутинной работой. Поначалу когда я лет в восемь первый раз попробовал повертеть рулем на стадионе это было круто. Но потом судьба сделала ход конем. Родичи поняв что я научился ездить взвалили это бремя на меня. Чаще всего по причине праздников, пьянок гулянок и т.д. Дед всегда брал меня на пьянки, потому как знал что рулить умею. И вот мне десять лет, на дворе 3 часа ночи, дождь, и предстоит путь в 70 км домой. В пассажирском кресле храпит дед периодами просыпаясь и напоминая "не гони". И частенько после таких вояжей меня уже приехавшего и срубившегося тут же в машине бабушка выносила на руках и несла спать. С тех пор так и повелось. Все рулю и рулю. Как то был без машины пару лет по причине покупки квартиры и понял что в принципе я и так неплохо себя чувствую. Водить люблю велосипед. ВОт тут действительно чувство свободы и легкости. Но вообще вождение это все таки свобода. В любой момент времени отправиться с любым количеством груза и пассажиров (в рамках конечно допустимго) в любую точку на карте. Хотя думаю лет 15 назад я бы написал что вождение это куча адреналина, ветер, левая рука в окошке, куча девченок ну и погнутый кардан на шохе во время ночного ралли по лесной дороге наперегонки с другом на такой же шохе.
Это грустная история. Кстати, ведь часто бывает, что во взрослом состоянии человек добирает то, что недополучил в дестве, или наоборот. И троешники по химии открывают таблицы Менделеева. Вот я родился в неавтомобильной семье, прелестей мытья машины в огороде и тем более описанных тобой ужасов не хлебнул, поэтому сохранил мечту чистой вплоть до сего дня.
Даже добавлю: не обычно бывает, а всегда так. Во взрослом состоянии человек стремится реализовать свои детские мечты. Именно поэтому у детей этих людей обычно игрушки, который им самим очень хотелось в детстве
Капееец!!!!!!! А у меня сыну вот только год исполнился, а я уже все радиоуправляемые всякие машинки и вертолёты присматриваю ))) Потому как у меня была максимум БМП на проводном пульте изготовления местного оборонного завода ЗЭМ (сейчас Электромашина) И ещё. Увидел тут в детском мире (который московский) жд дорогу немецкую (PICO Lineum вроде), которую мне родители на др в 6 лет в 89 году дарили... КАПЕЦ!!! Точно куплю и всякие прибамбасы домики, переезды, станции и т.п.
Товарищ VinzVS купил себе два радиоуправляемых танчика, которые стреляют то ли лучами, то ли какими-то присосками, и рубится ими до потери пульса. Обещал написать пост с картинками. Там в комплекте даже укрепления есть и ежи танковые
Нееее .. танки шикарно они в размер спичечного коробка, гоняют шустро, у сына машинки железные перекатывают. По Лего конструтору можно гонять как по развалинам. Но фишка в том, что можно завалить соперника. Потом расскажу, надо силами собраться. Подводная лодка хорошо конечн но там же не посоревнуешся. А тут как в игре только не на компе а в реале, с эммоциями и переживаниями
Я кстати сейчас нашел способ избавиться от рутины вождения и получать толику путешествия в неизвестность. Натолкнул меня на эту мысль навигатор, с помощью которого я вместо того чтобы сократить путь и сделать его лехче, добавил себе пару сотен км пробега. Это теперь я умынй и навигатору не верю, тока смотрю гдя я а маршрут сам прокладываю по карте. Вопщем если например мне надо в какую нить Варну позарез то я еду не напрямик туда а всегда ищу новый путь. Открываю новые дороги иногда более качественые или спокойные или быстрые или интересные.
Я так же в 2008-м на Черное море выезжал из Че. Не по м-5 сразу, а через Магнитку, Белорецк и далее на Уфу. По км поболе получилось, но и дорога получше гораздо, и красатень не реальная, ну и опять же более безопасно и новизна .
Хотя и такой вариант тош думал. Но тогда навигатора не было, и сам там ни разу не ездил, и знакомые тош. Тоесть обстановку и качество дороги выяснить не смог.
До сих пор за рулем ловлю ощущения от единения с железкой и ее покорности, первый раз оно пришло в автошколе, когда с удивлением заметил, что "шестерка" поехала туда, куда я повернул руль - было непередаваемо! Авто в семье не было, но всегда хотелось - видимо наследственное (дед был профессиональным шофером)
Вот вот. Я тоже хотел написать что вместо того чтобы заняться делом, то бишь лечь спать и восстановить силы, все активно пишут. А завтра страна недосчитается нескольких процентов ВВП изза банды заспаных красноглазых форумчанинов.
Тема путешествий конечно интересна, и конечно очень заманчиво, про Пересечение Америки, походу там уже не один экипаж получается...а Петя еще переживал, что не наберет народу....печально, что никому не пришло в голову пересечь Россию от Калининграда до Сахалина....там конечно смотреть поменьше, зато природа ну и расстояние не сравнить...