Вчера его [почти] никто не знал, а сегодня Фелипе Альбукерке
– герой дня. В этом прелесть «Гонки Чемпионов»: в отличие от «настоящего»
автоспорта, здесь нельзя уповать на превосходство техники, сами заезды очень
скоротечны, трасса специфична, а потому случаются неожиданности.
И все же когда на старт выходят голодный до побед Михаэль
Шумахер, действующий чемпион Ф1 Себастьян Феттель и трехкратный победитель «Гонки Чемпионов» Себастьян Леб, не считая таких
звезд как Энди Приоль, Тревис Пастрана, Ален Прост и Хейкки Ковалайнен, малоизвестный
португалец Фелипе Альбукерке выглядит не более чем статистом. Кто мог
подумать, что в очной дуэли он одолеет всех, включая Себастьяна Феттеля
(причем, два раза) и Леба. Результат тем более удивительный, что тот же
Шумахер, Леб, Приоль участвуют в «Гонке Чемпионов» уже не первый год, а
Альбукерке – дебютант.
Мне нравится сама идея «Гонки Чемпионов». Это ответ на
вопрос, кто на свете всех быстрее при прочих равных. Ведь в реальных гонках
чаще всего чемпионом становится тот, у кого самая быстрая машина. В «Гонке
Чемпионов» в каждом заезде обе звезды участвуют на совершенно одинаковых
машинах, так что побеждает тот, кто быстрее. От заезда к заезду, правда, техника меняется, что добавляет интриги:
здесь есть багги, открытый спорткарчик KTM X-Bow, Porsche 911
GT3, Audi R8, Volkswagen Sirocco, наскаровский стокар и
еще ряд машин. Трасса закручена восьмеркой, чтобы при параллельном старте с
двух дорожек гонщики проходили одинаковую конфигурацию, но при этом не встречаясь
«лично». Заезды короткие – два круга и
все. Кто проехал быстрее – тот и победил. Хронометраж ведется до десятитысячной
секунды.
Трасса очень узкая и очень медленная. Показательно, что
155-сильное багги на ней показывает лучшее время, чем 525-сильный суперкар Audi R8: последнему здесь просто
тесно. Вообще время на круге для разных машин почти не отличается – в районе 35-38
секунд, поэтому роль пилота действительно высока.
Любопытен такой факт: быстрейшими в мире гонщиками считаются
участники «Формулы 1», но в «Гонке чемпионов» они не блещут – единственная победа
«формульного» пилота на счету Хейкки Ковалайнена в 2004 году, да и то тогда он
еще не был пилотом Больших Призов. Свои силы здесь пробовали Дженсон Баттон,
Фернандо Алонсо, Дэвид Култхард, а Михаэль Шумахер и Себастьян Феттель стали завсегдатаями, но год за годом – неудача в личном зачете. Правда,
два немца четыре года подряд выигрывают «Кубок Наций», но он не так
престижен, как титул «Чемпиона Чемпионов». Между тем три титула у Себастьяна
Леба, три – у Матиаса Экстрома (пилот DTM). В сумме наибольшее число титулов имеют раллийные пилоты.
На заре «Гонки Чемпионов» это объяснялось ее спецификой – она
была изобретена раллистами и для раллистов. Но уже лет восемь как баланс смещался
в сторону кольцевого автоспорта, и в 2010 году впервые в арсенале не было ни
одного раллийного автомобиля.
И что, пилоты «Формулы 1» - дутые звезды, которые могут
побеждать только за счет превосходства техники? Я думаю, дело в другом. Просто главное
качество для победы в «Гонке Чемпионов» - это творческий подход к пилотажу.
Когда прыгаешь со смешного багги на 911-ый Porsche, потом пересаживаешься на гражданский Sirocco, а затем едешь на КТМ, нужно умение
мгновенно адаптироваться к новой технике и сходу выжимать из нее все соки.
Здесь не нужно думать о тактике, износе шин, тонкостях баланса – то, в чем так
сильны формульные пилоты. Здесь нужно просто садиться за руль и дубасить на все деньги, ни о чем особенно не переживая. Здесь важны рефлексы, чутье, интуиция. И «Формула 1» с ее жестокой
дисциплиной и миллиметровой выверенностью траекторий, видимо, не лучшая школа с
позиции «Гонки Чемпионов». Поэтому чаще всего тут побеждают пилоты-универсалы,
вроде Леба, Экстрома и того же Филипе Альбукерке, который начинал карьеры как
пилот младших формул, а теперь гоняется в кузовах на разнообразных Audi. Сказывается, наверное, и психологический фактор: Шумахер обычно начинает за здравие, но ближе к концу допускает досадную ошибку и выбывает из состязания - кажется, он просто слишком хочет выиграть. В этом году его огорчил Феттель.
Но верно и обратное – не каждый «Чемпион чемпионов» достоин «Формулы
1». Тот же Ковалайнен, поразив всех неожиданной победой в 2004 году, в «Формуле
1» смотрелся бледно. Помимо умения крутить руль для «Больших
призов» слишком важны технические знания пилота, его умение общаться с
инженерами и сплачивать команду вокруг себя. Собственно, все те качества,
которыми славится Михаэль Шумахер.
И тем не менее так приятно смотреть, как молодой
выскочка наминает бока прославленными чемпионам, которые не могут даже правильно произнести его имя. Браво, Фелипе!
|