Пресс-туры – это самый приятный аспект
журналисткой профессии. Даже в турпоездке нельзя отдохнуть так качественно, как
в пресс-туре, ведь в первом случае ты все равно должен решать какие-то мелкие
головоломки. На чем добраться до центра города? Где пообедать днем? Что ты
смешал вчера, что тебе так плохо сегодня? В пресс-турах тебе не нужно забивать
голову этими мелочами, потому что ответы на все вопросы организаторы знают
заранее.
Единственной задачей журналиста, или лица, которое закосило
под журналиста, чтобы отправиться в пресс-тур, является не опаздывать к точкам
сбора. Я люблю фотографировать сам, но если кто-то не желает или не умеет, всю
работу сделает штатный фотограф, плюс на флешке предоставляются все видео и
пресс-материалы, так что при желании в подобном туре можно не работать вообще. К
примеру, с нами ехали люди, которые не умеют водить машину…
Все началось со встречи в аэропорту под табло вылетов – в
этом раз это был Шереметьево D
(2). Представители «Шкода Рус» раздали авиабилеты и показали рукой направление
выхода на регистрацию. В Прагу прилетели в первой половине дня в понедельник, и
сходу отправились во французский ресторан. Я понимаю, что это полнейшее
свинство – запивать горячий козий сыр «Пилснером», пока оставшиеся дома коллеги
впопыхах пишут рекламу и ломают голову над информационными поводами для
новостей, но что делать – командировка есть командировка. Приходится
подчиняться.
Потом был марш-бросок на север Чехии на дюжине «Шкод», пока
в качестве пассажиров (я ведь упоминал про «Пилснер»?) Дороги в Чехии не везде
идеальные в смысле качества полотна, и на низкопрофильной резине машины
потряхивает. Зато «ихние» дороги дают сто очков нашим по качеству
инфраструктуры: разметка жирная, на скоростных магистралях – отбойники и по
центру, и по краям, есть освещение, четкие знаки, переходные переходы с шеренгами
лампочек и так далее. В сельской местности, правда, встречаются довольно узкие
и совершенно темные асфальтовые тропы, но на них почти нет трафика. Вообще,
ширина и полосность дорог приведены в соответствие с количество машин и
важностью направления, поэтому парадоксов, вроде двухполосной федеральной
трассы, в Чехии не встретишь.
Чешский автопарк поражает количеством универсалов, причем,
не только маленьких «Фабий» или Dacia Logan MCV,
но и больших, вроде Opel Vectra Caravan
или Skoda Superb.
Видимо, в Чехии универсалы играют ту же роль, что у нас паркетники – машина на
все случаи жизни.
«Шкод», которые делают здесь на трех заводах, естественно,
пруд пруди. В центре Праги, правда, их процент поменьше – тут публика более
разнообразная и много туристов, но в глубинке от "Фабий", "Фелиций", "Фаворитов" и "Октав" всех возрастов рябит в глазах.
Часам к семи уже в кромешной тьме приезжаем к отелю в
городе, название которого в памятке написано латиницей: Rychnov nad Kneznou. «Ричнов»? «Рысхов»?
Оказалось, что-то вроде «Рыхнов над Кнежу», хотя даже организаторы до конца не
уверены. Это маленький поселок близ города Квасины, где расположен один из
заводов Skoda.
В пресс-турах обычно не экономят на проживании журналистов,
так что гостиницы – четырех- или пятизвездочные со всеми удобствами. В отеле
«Панорама» в Рыхнове есть сауна, бильярд, но главное – номер 206, в котором я с
таким удовольствием бросаю свой рюкзак, чтобы пройтись по поселку налегке.
Не первый раз поражаюсь, что в семь часов вечера в чешской
глубинке жизнь на улицах вымирает. Ты идешь между характерных коттеджей с
белеными стенами, вокруг – кромешная тьма и не души. Вернее, проскользнула
какая-то парочка и только. У ворот некоторых домов стоят машины, кое-где в
окнах горит свет, я заглядываю за шторы – но гостиные пусты. Создается
мистическое ощущение, что люди вдруг исчезли. Позже одна чешка по имени Марта
рассказала, что, во-первых, на улицах в семь вечера делать нечего, во-вторых,
все чехи сидят по барам, коих в каждой маломальской деревне три официальных и
один неофициальный в чьем-нибудь гараже (самый популярный).
Потом было вступительное слово организаторов (короткое) и ужин,
под финал которого жутко захотелось спать. Разница с Челябинском – 4 часа, так
что я отправляют в номер в девять по чешскому. Вообще в таких поездках очень
важно высыпаться, потому что в какой-то момент от усталости начинает раздражать
все, даже шведский стол.
Утром выхожу на балкон, под которым стоят с десяток «Шкод». Естественно, все намытые, заправленные под завязку и с
навигаторами, в которых забиты все промежуточные точки нашего путешествия.
Погода отличная, равно как и кофе, который делает местная кофе-машина.
Первая цель – завод в Квасинах. Мне достается Superb и две попутчицы. Едут
все в разнобой, и по пути можно делать отклонения от курса, например, для
фотографирования, главное – прибыть к точки икс не позже указанного в программе
времени.
До Квасинов всего 35 км, но в чужой стране субъективные
расстояния увеличиваются раза в три, ведь на мозг обрушивается лавина
впечатлений. С одной стороны, все привычное: и знаки, и разметка. Но ты глазеешь
на дома, на другие машины, подглядываешь в навигатор, с особенной тщательностью
следишь за скоростным режимом, петляешь по узким горным дорогам, так что
двести-триста километров в день – и уже накатывает усталость.
Что касается скорости, то на трассе разрешено 90 км/час, в
поселках, которые нанизаны на дорогу, как бусины – 50 км/час. Штрафы достигают
тысяч евро, и, судя по педантичности, с которой чехи соблюдают правила, карательная
система работает четко. Причем, в городах едут ровно 50, а не 50 плюс
погрешность. Еще в Чехии есть магистрали, где лимит установлен на уровне 130 км/час,
где местные носятся со скоростью порядка 150 км/час по спидометру. Вообще ритм
движения в Чехии более мерный, чем у нас: потоки движутся примерно с одной
скоростью и «белых ворон», которые тащатся еле-еле либо несутся сломя
голову, мне не встретилось ни разу.
Про завод будет отдельный видеосюжет позже на autochel.ru, где, я надеюсь, мне удастся передать
агрессию сварочных роботов и неспешно-сонливую, и при этом предельно четкую
работу сборщиков, но вообще в процессе производства машины наиболее волнующими
показались два момента. Первый «женитьба» - соединение кузова и силового
агрегата. На самом деле, всю механическую начинку, включая рулевое управление,
подвеску, тормоза, приводы, коробку передач и двигатель, рабочие сначала собирают на
отдельном подрамнике, а потом за 2 минут впихивают в пустой кузов и
закрепляются на нем. Выглядит все не сложнее, чем вставить флешку в слот
системного блока.
Второй момент – это когда машина в конце конвейерной нитки
заводится и уезжает своим ходом. Три часа назад она являла собой кучу
запчастей, а тут бац – товарный авто со всеми причиндалами. Поразительно.
Потом – вояж к месту обеда через отличные горные дороги, на
которых я укачал двух своих спутниц и таким образом после обеда получил автомобиль
в свое полное распоряжение. Спутницы демонстративно забрали свои вещи и сообщили,
что нашли водителя получше. Отлично.
Я пересаживаюсь на Roomster Scout со 105-сильным 1.2-литровым
мотором и коробкой DSG.
Я вообще люблю «Румстеры», но мотор 1,6 кажется как будто маловатым для
столь проворной машины, поэтому турбодвигатель такой же мощный и более
тяговитый – что надо.
В самый разгар поездки вдруг зажигается индикатор давления в
шинах. Раза четыре я останавливаюсь для проверки, но с колесами порядок –
видимо, глюк. Потом вдруг сбоит
навигация, сообщая, что я еду по бездорожью, хотя под колесами –
четырехполосная магистраль. Это длится километров десять, и единственным
ориентиром служит счетчик расстояния до цели: слежу, чтобы оно уменьшалось. Когда
накатывает перекресток, судорожно соображаю, повернуть ли налево или
направо, и как-то механически проезжаю прямо. Оказывает, правильно –
навигация, наконец, находит дорогу.
В промежуточной точке я пересаживаюсь на желтую Fabia Combi (универсал) с дизелем,
и, должен признать, именно она произвела самое яркое впечатление. На горных
дорогах она прекрасно стоит в поворотах, руль даже более информативный, чем у
«Румстера», а дизель – выше всяких похвал. На 80 км/час в гору нажимаешь на
газ, и накатывает приличная волна ускорения, словно дорога идет под уклон.
Вообще, «Фабия Комби» - хорошая альтернатива для VW Polo Sedan, и, быть может,
единственное, в чем калужский немец выигрывает – это статный внешний вид. А так
обратите на "Фабию" внимание: прекрасный городской автомобиль на все случаи жизни.
Я еду в хорошем темпе в направлении города Sychrov, делаю последние снимки в закатном
свете на площади какого-то городка по пути, выезжаю на трассу и вижу машину
организаторов – они машут руками, призывая повернуть налево (навигация
предлагает прямо). Я поворачиваю: организаторам виднее. Этот момент поймал фотограф Лукаш.
По узкой дороге проезжаю темный поселок, навигация советует
сделает плавный поворот налево. Именно плавный… Оказывается, впереди тройная
развилка. Я сворачиваю налево, и компьютер тут же требует развернуться при
первой возможности. Видимо, не туда.
Возвращаюсь к развилке, оглядываюсь. Налево я пробовал,
прямо – закрытые темные ворота, остается направо, куда уходит подозрительно
узкая дорога. Поехали. Кромешная темнота давит на кузов «Фабии» все сильнее, вокруг
частоколом стоит лес, а дорога становится все теснее. В свете фар картинка
кажется черно-белой, от яркого дальнего света возникает эффект тоннельного
зрения, голова кружится из-за карусели поворотов. Деревья подступают так
близко, что я уже вряд ли смогу развернуться, не повредив машину. Навигация
опять бьет тревогу и требует вернуться назад…
Становится сильно не по себе. Цель, обозначенная клетчатым
флажком, остается где-то слева и последняя надежда, что к ней обнаружится секретная
тропа, пропадает. Дорога забирает вправо, проходит под жутковатой каменной
аркой, и тут я понимаю, что нужно срочно искать место для разворота…
Оно находится неожиданно быстро – небольшой «карман», изрядную
часть которого загромождает неновый Peugeot. В его салоне горит свет, стекла запотели изнутри, фары
выключены, двигатель не работает. Внутри явно кто-то есть, и когда я начинаю
разворачиваться, дверь приоткрывается. Я не горю желанием выяснять, чем
обитатели «Пыжа» занимаются в кромешной тьме чешской глухомани. Может, решают
демографическую проблему (чехов меньше, чем москвичей), а может ждут, когда
придет их подельник с лопатой и пустым окровавленным мешком… В общем, назад я
мчусь гораздо быстрее, чем вперед. Знакомая арка, левый 4, 300, правый 3,
прямая, 400, осторожно, пень, 200, левый 6 на правый 2… Выбравшись к знакомой
развилке, я успокаиваюсь. Все-таки, вариант насчет демографии более вероятен.
Я езжу кругами, но навигация издевательски, раз за разом,
возвращает меня к развилке. Скоро начинают подтягиваться другие журналисты, и около
темных ворот собирается машин шесть. Мы принимаем решение вернуться назад, и
оно оказывается правильным – проплутав в сумме часа полтора, мы, наконец,
достигает отеля в городе Sychrov.
Кайф.
Потом на автобусе едем в средневековую таверну, где суп
носят в железных черпаках, а мясо – в огромных тазах вперемешку с кукурузой и
солеными огурцами. От свечного освещения сводчатый потолок покрыт черной
копотью. На деревянных лавках вдоль длинных столов сидят люди, лиц которых в
тусклом свете почти не видишь. Для разгона здесь носят горячий глинтвейн,
похожий на вишневый сок со спиртом, потом переходят на пиво. Заканчивается все
танцами на столах и спячкой в автобусе.
Благодарю компанию "Легион-Моторс", без которой поездка бы не состоялась, и российское представительство Skoda, без которой она бы не была такой классной. PS: кстати, Skoda - единственная марка, которая организует заграничные пресс-туры для региональных автомобильных журналистов. Это как минимум говорит о серьезности их намерений
Читайте также:
О
полигоне в городе Ухельнице и Fabia RS О
Skoda Superb Combi и ночной Праге
|