Когда-нибудь понятие «трехлитровый двигатель» будет означать
не мотор объемом 3 литра, а агрегат, расходующий три литра топлива на 100 км.
Такой, как Volkswagen Up Blue-e-Motion, который европейцам покажут в
Женеве.
Ну и что? Сколько уже было прототипов с «трехлитровыми»
двигателями? Но Up – это не отвлеченный концепт, а практически серийная модель,
по крайней мере в том, что касается экономичности.
3 л/100 км – насколько это мало? Весьма мало. Я прикинул,
например, вот что. Представим себе электромобиль Mitsubishi i-Miev, который подзаряжается не от
розетки, а от современного дизеля, который работает в самом экономичном режиме.
Средний эффективный расход топлива с учетом потерь в трансмиссии в этом случае
можно принять на уровне 200 г/кВт*ч. Литий-ионный аккумулятор Miev имеет емкость 16 кВт*ч, значит, для его полной зарядки нужно
сжечь 3,2 кг или 4 литра топлива. Их хватит, если верить разработчикам «Миева»,
на 160 км, значит, расход такого «гибрида» составит примерно 2,5 л/100 км.
Полагаю, что в реальности он будет несколько выше, ведь указанные 160 км – это некая
тепличная цифра. Так что средний расход в 3 л/100 км для машины с ДВС – отличный
результат даже по современным меркам.
Аналогия с «Миев» закралась неслучайно, потому что Up работает по схожему
принципу: у него есть 47-сильный дизель, 26-сильный электромотор-генератор, аккумуляторы
и 7-ступенчатый автомат DSG.
То бишь перед нами дизельный гибрид, который некоторое время может ехать на
чистой электротяге, в режиме газ в пол включает оба мотора, а на торможении
заряжает аккумулятор рекуперативной энергией. Самое необычное решение – это использование
маленького дизеля, тогда как большинство существующих гибридов имеют бензиновые
моторы. Казалось бы, решение VW
более очевидно, ведь для гибрида важна экономичность, а дизели – и есть ее
воплощение. Как-то инженеров Toyota спросили, почему они не использовали дизель в «Приусе», и
ответ был таков: он и так стоит, как бизнес-седан, а с дизелем бы вообще стал
нерентабельным. Но Volkswagen,
видимо, готов решить проблему высокой себестоимости дизельных гибридов, и
построить самый экономичный автомобиль в мире за разумные деньги.
Кстати, силовой агрегат Up позаимствован у более экстремального прототипа XL1, расход топлива которого составляет
якобы 0,95 л/100 км. Цифра умопомрачительно красивая: представьте, что залив 60
л до первого ТО на 10000 км нужно будет провести лишь одну дозаправку :)
Но, в отличие от Up,
этот «экономист» доберется до конвейера не так скоро. Его кузов выполнен из
углепластика, полученного промышленным методом (RTM), масса составляет 795 кг,
коэффициент аэродинамического сопротивления – 0,186 (примерно в полтора раза
ниже, чем у лучших серийных машин).
Несмотря на кажущуюся вместительность, XL1 двухместный, а оптический обман
связан с малой высотой кузова: на самом деле, по длине он сопоставим со Skoda Fabia.
Короче говоря, более-менее реалистичная цифра расхода
топлива автомобилей будущего – 3 л/100 км. Согласитесь, воображение рисует куда более смелые картины, а 3 л/100 км муссируются уже лет двадцать. Но не стоит отчаиваться – если в стандартизованном европейском цикле нельзя получить меньший расход, значит, нужно изменить сам европейский цикл. Громадный резерв
по снижению расхода топлива находится вне автомобиля. Он кроется в организации
движения, ведь многие машины уже сейчас могли бы показать расход на
уровне 3-4 л/100 км при правильной организации движения. Исключить пробки и
светофоры, научить автомобили двигаться в воздушном мешке идущего впереди вожака –
и даже при существующих двигателях среднее потребление топлива снизится,
вероятно, раза в три. Возможно, в ближайшем будущем над снижением расхода
топлива будут больше думать программисты и электронщики, чем специалисты по
двигателям внутреннего сгорания.
Читайте также: Hyundai i20 - 1269 км на одной заправке
Небанальная эрудиция
Самая удивительная тенденция в автомобилестроении Дизель или бензин?
Поразительный пробег через Челябинск
|