Транспортный налог в Челябинской области в 2012 году еще не
утвержден, однако платить в этом году придется по ставкам 2011 года (см.
таблицу внизу), которые наказывают за мощность. Допустим, владелец Range Rover V8 с двигателем в 510 л.с. до
осени 2012 года должен отслюнявить 76,500 рублей.
Попутно приставы затягивают гайки, и в Москве случился
интересный прецедент с конфискацией Porsche Cayenne Turbo в счет налогового долга
на сумму более полумиллиона рублей (она набежала за несколько мощных
автомобилей).
Но и это не все: в статье «О наших экономических задачах»
Владимир Путин пообещал установить «налог на престижное потребление», который,
вероятно, коснется и мощных автомобилей.
Немаленький налог, похоже, уже повлиял на вторичный рынок
мощных автомобилей. На autochel.ru встретилось
несколько объявлений о продаже Mercedes-Benz S-класса 1999-2000 годов выпуска
всего за 500 тысяч рублей. Полмиллиона
рублей… Из новых машин даже вменяемый Solaris не купишь, а тут «почти шестисотый» (на самом деле, «пятисотый»),
да и возраст для такого корабля некритичный. Таких же денег стоят даже более
свежие Audi A8.
Эх, рано я выбрал машину! :)
Но при цене в полмиллиона уже в этом году придется отдать
10% стоимости в качестве налога, а в перспективе разница «цена-налог» может
достичь совсем уж кощунственных величин. Плюс бензин, плюс страховки... И если
тенденция продолжится, сверхмощные машины останутся уделом сверхбогатых людей,
готовых ездить на них и утилизировать, потому что желающих купить не останется.
И тут самое время взять патетичную ноту и воскликнуть об
ущемлении государством права народа на мощные машины, но… не особенно и жалко. Потому
что 250-500 л.с. – это мощность, смысл которой эквивалентен яркой расцветке
автомобиля: пустить пыль в глаза можно, использовать – практически нет. Но если
цвет пить не просит, то высокая мощность - еще как.
Но я тут не экологическую тематику гну. На мысль о тщете мощности меня навел Алексей Игнатов, раллист,
когда мы сидели в Peugeot RCZ
и брюзжали насчет засилия маркетологов и скучности современных авто.
«Я никогда не пробовал Ferrari, но почти на всех мощных машинах, которые продаются в России,
ездил, и могу сказать, что они меня больше не интересуют, - начал он туманно. –
Я не говорю про такие машины, как этот «пыж», они созданы для спокойной езды,
но даже мощные тачки с двигателями по 500 л.с. меня не заводят. Пару лет назад
нас приглашали на тест-драйв AMG,
и я удивился, что эти машины с гигантскими движками ничем не поражают. Там все настолько зажато электроникой, что
ездить скучно».
Сверхмощности нужны больше для маркетологов, чем самих
клиентов. Негоже, чтобы новая модель оказывалась менее мощной, чем предыдущая,
а если доселе было 380 л.с., значит, следующее поколение должно быть 450 л.с.,
530, 620 и далее со всеми остановками, иначе не купят.
Но нельзя сажать толстосумчатого клиента нежной попой на
раскаленное жерло вулкана, ибо если он себе что-нибудь обожжет, то не придет за
следующей моделью мощностью 750 л.с. Поэтому разъяренного дракона сажают в клетку полного привода, выставляют охрану
противобуксовочной системы, ставят сторожевые башни из покрышек шириной в
полмашины и роют рвы с надписью ESP,
чтобы трехглавый не показывал истинной сути. Эти машины напоминают женщину,
которая наращивает грудь и носит закрытые кофты, заставляя окружающих гадать –
куда же делся силикон?
Прокатившись на Porsche Cayenne Turbo, я остался в
недоумении, ибо с одной стороны, с такой машиной справится вчерашняя выпускница
автошколы, причем освоится гораздо быстрее, чем за рулем учебной «Калины». Кинуть понты насчет того, что ты обуздал 500 кобыл, не получится – их обуздали
инженеры Volkswagen. С другой стороны, если опытный
водитель попытается регулярно использовать 500 л.с. на 100%, когда-нибудь абрис
его машины появится в жилом доме или ограде ледового городка.
И дело не в
какой-то особенной брутальности «Кайена», просто он набирает 200 км/час за
время, пока я ищу пальцем кнопку рециркуляции. Он не более брутален, чем электромясорубка,
которая включается раньше, чем вы успели убрать палец из ее жерновов. Вы же не будете гордиться, что справились с
мясорубкой?
А BMW X3? Тот
был не слишком мощный, но позволил проехать по ледяной дороге вокруг
Коркинского карьера с нажатой педалью газа. Я показывал рулем направление, а
остальное делала техника. Был бы он мощный, мало что изменилось.
Я не к тому, что нужно отменить ESP или сделать все машины верткими, как
карт. Просто ни с практической точки зрения, ни с эмоциональной большая
мощность не нужна. Она радует первые 10
минут, а потом вызывает привыкание и даже скуку.
«Когда-то у меня было купе Honda CRX мощностью 136 л.с., но
оно весило меньше «Жигулей», не имело даже ABS, а коробка передач была механической, - продолжает Алексей. –
Вот это была машина, которой действительно интересно управлять, и что толку от
500 л.с., задушенных электроникой – ты попробуй справиться с «Хондой». Она
учила ездить, думать и совершенствовать себя».
Поэтому даже большее сожаление у меня вызывает не налог на
мощные машины, а отсутствие маломощных спортивных машин, вроде той же CRX. Рецепт следующий:
небольшая масса, минимум допоборудования, отличный баланс шасси, узкие шины
(так проще и безопаснее скользить), точный руль, механическая коробка передач, низкая цена и
возможность установить некоторые допы, вроде спортивных амортизаторов или
блокируемого дифференциала.
Из машин, которые продавались в России, близок к этой
концепции Ford Fiesta ST
предыдущего поколения. Я даже хотел купить такой, но не успел – в кризис продажи
свернули. У него был 150-сильный мотор от «Фокуса», хорошая коробка передач и
очень недурственное шасси (хотя адепты горячих хетчей находили в нем изъяны,
мне было бы достаточно). И главное, стоил он в районе полумиллиона рублей, то
есть на уровне обычного «Фокуса», имея сравнимую комплектацию. Это была машина,
на которой кайф не ловился одним нажатием на акселератор, но при должном рвении
получать удовольствие от езды можно было хоть каждый день. А в такую погоду,
как сегодня, да на шипованной резине – тем более.
Из современных машин я затрудняют найти ей аналог:
концептуально, это Mini , но ценник в 800 тысяч рублей говорит о нехилой доплате за
имидж. Говорят, очень неплох 100-сильный Fiat Panda, но в России его предлагают с мотором мощностью максимум 60
л.с. Впрочем, и 60+ л.с. иногда достаточно, и в рамки обсуждаемой концепции
вполне укладывается Skoda Fabia
1.2: возможно, лучший из новых автомобилей по соотношению цена/драйв. Из
бэушных машин весьма интригует среднемоторная Toyota MR-S, хотя и практичности в ней – ноль.
К сожалению, вспомнить идеальный мало-лошадный спорткар из
официальных я не могу. И не факт, что он появится: пошлины высоки, а местное
производство скоро будет заточено на машины либо сильно массовые (промышленная
сборка), либо сильно дорогие (крупноузловая). Кроме того, искусство строить такие машины постепенно теряется, ибо сегодня во главе угла стоят безопасность и экологичность.
И все же остается надежда, что
кто-нибудь (может, АвтоВАЗ на пару с Renault?) догадается предложить молодежный автомобиль, вроде «восьмерки»:
легкий, неплохой в управлении и поддающийся к переделке в ралликар.
Ставки транспортного налога в Челябинской области,
руб./л.с.
Мощность
Год
|
До 100
л.с.
|
100-150
л.с.
|
150-200
л.с.
|
200-250
л.с.
|
Более 250
л.с.
|
2009
|
6,7
|
12,6
|
22,4
|
36,1
|
56,9
|
2010
|
7,2
|
15,9
|
33,5
|
52,1
|
92,4
|
2011**
|
7,7
|
20,0
|
50,0
|
75,0
|
150,0
|
Базовая ставка 2011*
|
2011
|
2,5
|
3,5
|
5,0
|
7,5
|
15,0
|
* -
относительно базовой ставки регионы могут увеличивать или уменьшать тариф в 10
раз; для автомобилей мощностью менее 150 л.с. налог можно обнулять (с 2011
года)
** - оплата
производится в 2012 году
Примеры изменения налога за последние два года
Автомобиль
|
Цена
нового, руб.
|
Налог в
2009 году, руб.
|
Налог в
2011 году, руб.
|
Lada Priora (98 л.с.)
|
326.000
|
657
|
755
|
Hyundai Solaris (123 л.с.)
|
454.000
|
1.550
|
2.460
|
Skoda Octavia (152 л.с.)
|
739.000
|
3.405
|
7.600
|
TagAZ Tager (220 л.с.)
|
675.900
|
7.942
|
16.500
|
Mazda 3 MPS (260 л.с.)
|
1.181.000
|
14.794
|
39.000
|
Opel Insignia OPC (325 л.с.)
|
1.599.800
|
18.493
|
48.750
|
Cadillac Escalade (403 л.с)
|
2.800.000
|
22.931
|
60.450
|
Range Rover V8 (510 л.с.)
|
3.464.000
|
29.019
|
76.500
|
|