Я думаю, его надо отменить. И сделать это нужно по двум
причинам.
Во-первых, сами законотворцы не могут определиться, каким
именно образом его взымать. Очевидно, что прогрессивная зависимость налога от
мощности автомобиля слегка в ссоре со здравым смыслом, потому что лучшие умы
мира так и не смогли установить однозначную связь между мощностью мотора и
износом дорог, ради которого формально и существует транспортный налог. Недавние
изменения, расширившие границы допустимого увеличения транспортного налога в
регионах с 5 до 10 раз (относительно базовой ставки), тоже мало прояснили
ситуацию, потому что так и осталось неясным, как именно менять тарифы. Заработал
обычный принцип «пальцем в небо»: в Перми ставки подняли в полтора раза, в Челябинске
пока оставили как есть, но надолго ли?
Более-менее разумная идея включить транспортный налог в
стоимость бензина на уровне 53 копеек с литра не прижилась сразу, наверное,
потому, что была более-менее разумной. 53 копейки с литра – это примерно 500
рублей в год при пробеге в 10 тысяч километров, то есть ощутимо меньше аппетитов
нашего государства. Формальная причина отклонения законопроекта – ущемление прав
малоимущих.
Но я сказал, что есть две причины для отмены транспортного
налога. И вторая даже важнее первой. Беда в том, что депутаты просто не знают,
для чего нужен транспортный налог. В нем нет никакого смысла помимо привычки огрести
побольше при любой возможности. Спросите чиновников из администрации вашего
округа о транспортном налоге (я спрашивал), и услышите в ответ пространные
объяснения, что как такового целевого фонда для налога нет, но тратят его исключительно
на гуманные цели. Какие именно – скорее всего, не уточнят. Может быть, на содержание
любимой футбольной команды или организации турпоездок для детей элиты. Это ведь
тоже гуманная цель.
Именно поэтому законотворцам так сложно определиться со
схемой его исчисления. Если налог тратится на улучшение экологии, его можно
привязать к выбросам СО2 и экологическому классу (так делают в Европе). Если на
ремонт дорог – то к массе автомобиля и базовой размерности шин. Если деньги
пойдут на борьбу с пробками, стоит брать налог пропорционально размеру
автомобиля. Но поскольку сборы тратятся
непонятно на что, непонятно как их вычислять.
Вообще игры с транспортным налогом не такая уж безобидная
вещь. Многие придерживаются простой логики, что большой налог платится с мощной
машины, а значит, касается людей богатых, и не наносит обществу большого урона.
И даже приносит пользу, ведь слезы богатых – это какая-никакая радость бедных. Мол,
если какой-то пермяк раскошелился на новый Volkswagen Touareg V6 (вот зараза), 16 тысяч
рублей ежегодно его не разорят.
Однако это весьма поверхностная логика, потому что высокий
налог «на мощность» увеличивает стоимость владения гораздо больше, чем кажется
на первый взгляд. Если для владельца нового Touareg налог не так уж принципиален, то для молодого
бизнесмена, который через три-четыре года захочет купить сей Touareg за полцены, это будет серьезный
повод поискать что-нибудь менее «налогоемкое». И хозяину Touareg придется сбрасывать цену. То
есть увеличится одна из самых значительных статей расходов на автомобиль –
потеря стоимости во время эксплуатации. И самое обидное, что эта потеря вряд ли обернется находкой в
чем-то другом. Банальный налог на умеренное богатство.
Но я
рассуждаю как простой обыватель. А вот если бы я был депутатом… Я бы создал
фирму по выпуску GPS-самописцев (пардон, ГЛОНАСС-самописцев!),
которые фиксируют ежегодный пробег автомобиля. А потом пролоббировал бы схему
исчисления транспортного налога пропорционально пробегу. А потом протащил
закон, который обязывал бы всех автомобилистов до 1 января 2011 года дооснастить
свои автомобили ГЛОНАСС-самописцами. Купить которые, естественно, можно лишь в
одной компании имени меня самого за 20 тысяч рублей штука (при себестоимости 5
тысяч рублей). Дарю идею, кстати. Она стоит примерно миллиард (без НДС).
|