По вашим отзывам на статьи про
автомобили А-класса и электромобили
хорошо видно, что облик автомобиля
будущего вызывает у нас, рожденных в
XX веке, настоящую
ломку. Мы мечтали о BMW 325
или Mercedes
S500 W140, а футурологи обещают
нам электрических уродцев размером с
мотоцикл, вроде Renault
Twizzi.
Но это не самое страшное.
Теоретически можно представить
электрический автомобильчик, способный дарить
удовольствие от вождения. Проблема в
том, что само понятие вождение скоро
будет отменено.
С некоторым сожалением я
обнаружил третью тенденцию современного
автопрома (помимо миниатюризации и
«озеленения»), и имя ей — роботизация.
Сейчас, в 2011 году это звучит утопично,
но есть эксперты, которые обещают
транспорт с автономным управлением
уже к 2020 году, а к 2015 — автомобили с
электронными «протезами» для водителя.
В принципе, ничего
сверхъестественного в этих прогнозах
нет. Скажем, уже сейчас Volvo
S60и XC60 умеют тормозить
за водителя в штатных и экстренных
режимах, хотя и не всегда удачно. Некоторые премиум-классники самовольно подруливают, чтобы
удержать машину в полосе или стабилизировать в критической ситуации, а системами
ESP так и вовсе никого не
удивишь: в Европе они стали обязательными.
Системы автопарковки работают порой
кривовато, но все же работают. Распознавание
знаков — также не новость, и хотя в
России знаки
установлены не по европейским нормам и пока не читаются автоматикой. Opel
Insignia умеет распознавать встречную
машину и сообразно корректировать свет фар. Многие
системы навигации имеют данные о зонах
ограничениях скорости знаками.
Распознавание объектов впереди, сзади
и в слепых зонах появляется на автомобилях
среднеценового сегмента (например, Ford Focus), а дорогие
автомобили умеют не только видеть
пешеходов, но и предугадывать их
траекторию.
Даже нынешний уровень
технологий позволяет создать машину,
которая выполнит за водителя 60% операций.
Завел мотор, выехал на дорогу и
расслабился. Автомобиль поймал полосу
и держится в ней без участия водителя.
Впереди препятствие — притормозил.
Препятствие исчезло — разогнался.
Водитель включил поворотник — автомобиль
выбрал удобный момент и перестроился
самостоятельно.
Полшага осталось до автомобиля,
который сможет распознавать знаки,
светофоры, стоп-линии и действовать
соответствующе. Плюс тормозить в случае
появления на дорогах пешехода или
животного.
Правда, в нынешнем виде
технологии сыроваты, и зачастую даже
мешают: скажем, в автоматическом режиме
Volkswagen Passat паркуется, как
второгодник автошколы. Но прогресс не стоит на месте. К тому же на первых порах
их будут внедрять как перестраховщиков
водителя, которые вмешивают либо по
желанию, либо в совсем уж критической
ситуации. Но это явно не конечная цель,
ибо и ESP когда-то были
туповатыми, а сейчас в подавляющем
большинстве случаев стабилизируют
машину лучше опытного водителя. Косвенно
это подтверждают «лосиные тесты»
Авторевю, где нередко наибольшая
скорость переставки достигается при
включенной ESP.
Уже через пяток лет роль
водителя может быть сведена к обозначению
момента начала поездки и указания курса
рулем. Маршрут проложит система
навигации, траекторию машина определит
по разметке, а о препятствиях и знаках
ей сообщат сонары, камеры и лазерные
дальномеры. Предсказать следующий
поворот, его крутизну и особенности
поможет GPS-позиционирование.
Ни одна из перечисленных технологий
не является новостью даже сейчас, так
что речь идет лишь о шлифовке технологий
и их удешевлении.
По Берлину ездит
беспилотный Volkswagen Passat, который
делает все, что описано в предыдущем
абзаце. Пока он не совершил ни одного
ДТП.
Глава отдела исследований
и разработок General Motors Алан
Тауб считает, что к середине нынешней
декады автомобили будут частично
автоматизированы, а полный автопилот случится к 2020 году.
Скорее всего, на первых порах
у водителя останется возможность вести
машину в ручном режиме и вмешиваться
в любой момент, но переходный период
вряд ли будет длиться долго. Я думаю,
произойдет тот же сдвиг, что мы наблюдали
при переходе с механических коробок
передач на автоматические. Сначала
люди будут жить в плену предубеждений
и цеплять за «старое доброе». Будут
пуристы, которые посчитают недостойным
статус пассажира. Будут те, кто сочтет
системы сырыми и небезопасными. Но если
автопилоты будут работать надежно,
лень возьмет свое.
Odin напишет:
«Раньше у меня вождение отнимало 80%
внимания, а теперь — 1%. Я стал работать
в машине, больше зарабатывать и скоро
куплю новый «Маджентис», где водительского
места нет в принципе — только пять
пассажирских». Мы с Paragon'ом
будем выдвигать веские аргументы, что
езда на автопилоте нам не вставляет,
что так мы не чувствуем машины и вообще
скучаем, но никто нас не услышит.
«Раньше я каждый второй раз парковалась
через страховую компанию, - расскажет
девочка-новичок. - А теперь я вообще не
паркуюсь. Все само происходит — вышла
из машины, нажала кнопочку, она заехала
куда надо. Нет уж, на авто с ручным
управлением не сяду ни за какие ковржики».
Парящий над дорогой строго
заметит, что в его Nissan Futurama
ничто не мешает включить ручное
управление, и там есть какие-то кнопочки
A, B, C, которые позволяют
выбрать уровень вмешательства водителя
в процесс. Причем «А» - это вообще
экстремальный режим, где даже тормозить
нужно самостоятельно. То есть, по меркам
2020 года, предназначенный сугубо для
закрытых трасс и опытных гонщиков.
Чтобы активировать его, нужно пройти
мастер-класс известного раллиста
Евгения Новикова и получить магнитную
карту, которая отключит блокировку
режима «А» минут на двадцать.
Вы все еще не верите, что
машина способна видеть на расстоянии?
А ей и не нужно видеть, потому что радары
и камерами — лишь вершина айсберга.
Глобальные работы ведутся с еще более
радикальной системой V2V
(Vehicle to Vehicle), которая
позволяетавтомобилям
общаться друг с другом по помехозащищенным радиоканалам, избегая аварий
и оптимизируя маршруты движения. Эта
технология может решить многие проблемы
нынешних авто-роботов, к примеру,
обеспечит «видимость» транспорта на
пересекаемой дороге еще до того, как
наш авто подъехал к ней вплотную.
Конечно, можно оснастить автомобиль
камерами по кругу, но, скорее всего,
прием радиосигнала от близлежащих
автомобилей даст куда более полную
картину происходящего. А пешеходов
можно будет определять по положению
их сотовых телефонов в дополнение к
камерам и лазерам-дальномерам.
Кроме того, машины научатся
автоматические пропускать друг друга
и выбирать маршрут так, чтоб увеличить
пропускную способность дорог и снизить
расход топлива. Ведь если машины общаются
друг с другом, а также со светофорами
и сервисами, типа «Яндекс.Пробки», нет
ничего сложно в том, чтобы научить их
попадать в зеленую волну или выбирать
альтернативные маршруты.
А это уже попахивает
неизбежностью. По своему замыслу
автопилот позволяет достичь сразу
несколько приоритетных целей —
безопасность, экологичность, борьба с
пробками. А это значит, что как только
технологии созреют, их поспешат сделать
обязательными. Немцы уже демонстрируют
радикальные настроения в этой области,
предлагая ввести в некоторых городах
лимит скорости в 30 км/час. Очевидно, что
люди, стремящиеся приравнять автомобиль
к велосипеду, двумя руками вцепятся в
идею машины, способной исключить аварию
на 99,9%.
Наверняка автопилот изменит
и саму концепцию автомобилизма. Не
проще ли тогда заменить личные автомобили
на такси, как в фантастических фильмах?
Такси, которые будут собирать людей на
пути движения и развозить к целям
наиболее оптимальным образом. Исключив
человеческий фактор, можно будет
превратить такси в очень удобный вид
транспорта: вы просто нажимаете кнопку
на телефоне, и одно из такси с
соответствующим маршрутом сообщает
вам о возможном времени прибытия.
Согласны — жмите да, и ждите. Если не
хотите подбирать попутчиков, оплата
будет несколько выше, если сильно
торопитесь — вас поставят в приоритет.
Ну и так далее.
И такая перспектива, конечно,
может повергнуть в депрессию даже
поклонников автомата. Ведь в автомобилизме
нам нравится не столько сам факт
перемещения в пространстве, сколько
своя вовлеченность в него. И этого
суверенитета, теоретически, мы можем
лишиться уже через 10 лет
Есть надежда, что до России
и тем более Урала новое веяние докатится
с запазданием. Но не факт, что оно будет
очень уж большим: в конце концов,
российский автопром взял курс на
интеграцию с мировым, так что четкого
водораздела больше нет. И если у нас
продаются Volvo, BMW и Mercedes
в радарами и пешеходными сканерами,
то со временем появятся и полу-роботы,
а там, глядишь, система автоматического
управления трафиком потребует перехода
на «умные» автомобили.
Но есть и другая надежда.
Надежда на то, что через 10 лет наши мечты
крутить баранку самостоятельно покажутся
нам абсурдом. Ну, вы же видели отличную
рекламу батончиков Mars: "Когда
я вырасту, я буду секретаршей, выйду замуж за бизнесмена, буду
носить лосины и есть столько батончиков,
сколько захочу...»
И мы дружно скажем: хорошо,
что не все мечты сбываются.
Чувствую, Артем нам так просто не простит ни любовь к автоматам, ни не любовь к а-классу..... по теме: как-то слышала такую фразу в какой-то автопередачке, кажется в top gear: как однажды автомобиль спас лошадь, так теперь электрокары и гибриду спасут бензиновых монстров. Пусть изобретают, на наш век хватит, уж в этой стране- точно.
Киборги наступают... Чем больше "роботизации/компьютеризации", тем быстрее будет деградировать человек, и умственно и физически. У медальки как известно 2 стороны. И все что ни возьми, что на первый взгляд кажется благом, обязательно у этого блага есть довесок, в виде "отрицательной плюшки" (можно даже тут варианты погонять для примера). Думаю, точнее надеюсь, что к моему пенсионному возрасту, ничего подобного не приключится, о чем тут сказано в статье. А будучи пенсом, там уже как то пох будет. Лошадка/телега/деревня........огород прокормит.
Где то я этого уродца, на верхнем фото, сегодня уже видел......кажись тут, 15-е фото. http://auto.mail.ru/article.html?id=35536 Увижу такой в деревне, кирпича из за забора отхватит на раз. Этож коровы доиться перестанут. Там же по ссылке, на 17-18 фото, просто сказка, просто песня а не машинки. Просто красатень-крутотень. Прокатиться на такой, и умирать спокойно можно......особенно если такое будущее светит, с такими монстриками.....
Дабы поддержать свой имидж скептика и циника, напомню, что в 1970-е казалась абсолютно несомненной перспектива массового распространения к 2000 году человекоподобных роботов, мыслящих машин и межпланетных перелётов (по крайней мере, внутри Солнечной системы). Не говоря уж про то, что внутригородской транспорт давно должен был стать летающим. Зато появление интернета и GPS смогли предугадать лишь единицы - массовый потребитель не задумывался о таких перспективах. Всё-таки предсказатели чаще ошибаются, чем угадывают будущее.
А Кот давеча по ящику видал прогноз бессмертия человечества! В 2030 году создадут биомозг и киборгов, а в 2040 научатся пересаживать туда сознание человека! Вот так вот...
Человечество грезит бессмертием с момента своего появления на этой маленькой планетке Что я могу сказать по поводу таких прогнозов?.. 3.14здеть - не мешки ворочать.
Мне бы хотелось верить, что еще очень долго заменить человека у руля не сможет никто. Но боюсь, тут вопрос уже практически решен. Я не говорю, что утром 1 января 2016 года все машины станут автоматическими. Сначала автоматическое торможение, потом автоматическое перестроение... Мы и сами не заметим. Причем почти все подобные системы уже серийны, так что больших препятствий не вижу.
Кроме огромного количества технических вопросов (это тема для отдельного холивара), на этом пути есть принципиально нерешаемый вопрос. Кто несёт ответственность за ошибочные решения электроники? Сейчас водитель, понадеявшийся на автоматические системы и сбивший пешехода, сядет как миленький. Автоматика автоматикой, но ответственность целиком и полностью лежит на водителе. Если же возводить автоматику в абсолют, кого сажать за тяжёлые ДТП с жертвами? Даже на ж/д транспорте продолжают регулярно происходить страшные аварии, хотя уровень развития автоматики в этой области на пару порядков выше.
Если вычислить процент аварий на ж/д транспорте, он окажется предельно низким, особенно если взять только происшествия по вине автоматики. По-моему, никакой проблемы нет. Автоматические машины с кучей камер и датчиков будут иметь что-то вроде черных ящиков, так что степень вины будет устанавливать просто, как никогда (это в случае, если машину наполовину ведет водитель, наполовину - автоматика). Если же просто автоматика, то, разумеется, вся ответственность на разработчиках. Но я не думаю, что такие системы выпустят на люди до того, как обеспечат многократную их проверку. А далее будут косяки, но единичные, обусловленные стечением обстоятельств, которые будут постепенно устранятся. Мы же в лифте не боимся ездить, хотя лифты падают и застревают.
А я даже больше добавлю про автоматику - самолёты. Те вообще могут и садиться, взлетать лететь по курсу без помощи пилота. Процент аварий самый низкий из всех видов транспорта. Очень красноречиво.
Теперь время напомнить, что системы автоматики на ж/д и авиатранспорте - это комплексные централизованные многоуровневые системы. Воткнули в тепловоз электронную коробочку, и дело в шляпе? Увы, други. Пересадить этот подход в автотранспорт в обозримом будущем не представляется возможным - сложность задач отличается на порядки. Величина затрат на организацию инфраструктуры - это уже космические масштабы.
Я не пойму в чём космичесноть??? Это не сложнее, чем обязать, как сейчас в Европе, выпускать все авто с минимум АБС и 2 подушками... Переоснащать все авто не надо, достаточно начать выпускать только с тем, что требуется
Так тогда можно сказать, что в начале века космосом было оснастить где надо всё светофорами...
Кстати, читал интервью с пилотом в аэрофлотофском журнале, он рассказывал, что сейчас взлет и посадка самолета - процессы 100% автоматизированные. Иногда самолеты сажают вручную, просто для тренировки. А так весь полет на автомате, летчик выполняет функцию диспетчера.
Я думал у меня глюки с утра... А я вот с Михаилом согласен. Помимо всего прочего, с нашим российским распиздяйством, очень долго еще эта вата тянуться будет. Какая нах автоматика??? Калдаёбины бы сначала на дороге заделали, да люки чугунные заменили бы на что нить... Почти уверен, что еще через 20 лет, мы увидим чадящие Икарусы и пердящие ЗиЛы и ЗиСы....Куда там автоматику подключать???
Да хз, хз про икарусы... Так то ДАЖЕ АатоВАЗ начал выпускать авто с АБС и кондеем, а в 2012 году грозятся нас автоматом убить Так что и беспилотник выпустят... им бы только пару триллионов дать
Так, так, да не совсем. Всё же развитие идёт не линейно а по экспоненте. И если раньше прогнозировали на 50-100 лет вперёд и ошиблись на 100лет (в 2 раза). Тут же прогноз на 20-30 лет. С учётом экспоненты и ошибки в 2 раза думаю хватит лет 30-40 точно
З.Ы. Артём, ты реально веришь в будущее Евгения Новикова? Как-то он совсем уж не блещет, а после прочтения давнишнего интервью с ним последовал вывод, что мальчик явно зазвездился, и подцепил прогрессирующий ФГМ. Может, у тебя на эту тему больше информации?
Я даже скажу, что первые массовые автоматические автомобили появятся, как ни странно, у китайцев. И передовики, и в случаи ошибки не страшно - удобно регулировать населённость
"Ведь если машины общаются друг с другом, а также со светофорами и сервисами, типа «Яндекс.Пробки», нет ничего сложно в том" что затем последует восстание машин! Роль водителя, как водителя, все более нивелируется. Сначала любой практически водитель был и механиком авто (от Кота отдельное спасибо АвтоВАЗу). Сейчас в кучу напичканой электроники уже не сунешься самостоятельно. Благо что она по сути пассивная. Но переход на активную автоматизацию чреват процессом "быстрее будет деградировать человек, и умственно и физически" (с). Уже сейчас при появлении электронных плюшек страдает качество вождения на дорогах. Про чувство габаритов Кот вообще помолчит - паркуются так шо ппц... зато с парктроником мать его ети! Вот вывели плюшку "мертвой зоны" на фокусе и цитрусе - ну так пле счас в зеркала вообще перестанут смотреть - а зачем? (хотя и счас то смотрят через раз). Кот очень против чтобы какая-нить схемка давила на педальку газа и думала за Кота: обгоним или тормознем? Фигу и круиз-контроль тоже в топку! Кроме автоматической коробки и АБС ничего путного не изобрели (про ЕСП Кот скромно умолчит - не юзал, может и полезно, хотя провоцирует на идиотские поступки такая система раз исправляет огрехи человека, так что тоже сомнительная вещь). Ну и радует, что прогресс дойдет до Эрэфии лет на ...дцать позже чем в мире, так что не страшно пока P.S.: чем проще механизм - тем сложнее его сломать!
Кстати хороший пример про АБС и ЕСП. Ещё же на нашем веке при учёбе в автошколе отдельно учат, что при резком торможении на скользкой поверхности надо тормоз нажимать прерывисто, чтобы не блокировать колёса и сохранить управляемость... - просто автоматизировали этот момент безопасной езды - получилось АБС. Кого не учили на что надо жать (газ/тормоз) при заносе авто и куда поворачивать руль?... Конечно не очень похоже, но родство есть - ЕСП, круиз, адаптивный круиз... и т.д. Что мешает в дальнейшем банально электронно ограничить скорость в населённых пунктах хотя бы при помощи ЖПС (ёбиль молодец )? Не говоря уже про распознавание знаков, светофоров и автоматическое торможение и общение авто между собой хотя бы по вай-фай в определённом радиусе, как дальнобои по рации... Вполне всё реальность ближайших лет
Апдейт. З.Ы. Ещё вспомнил. Я же когда на военке работал, так мы там и не такое делали. Естественно существуют всякие системы видения целей. Но даже в середине 00х студентами сделали блок визуального ведения целей для перспективных автоматических танковых комплексов с экипажем в 1-2 чела. Прибор без проблем распознавал ВИЗУАЛЬНО цель (танк) по 2-5 пикселям на расстоянии до 2 км вроде. Так что знаки херня - технологии давно есть
Едут такие интеллектуальные автомобили по трассе, общаются друг с другом, автоматически выбирают дистанцию и скорость движения. И тут ВНЕЗАПНО! между ними оказывается Москвич-412 с пенсионером за рулём. Чую, быть беде...
Тошняший по автомагистрали ржавый пепелац - это такое же внезапно. Автоматическая связь между авто имеет смысл исключительно в том случае, если это умеют делать ВСЕ автомобили. Есть хоть один отстающий - быть беде.
Ну передёргиваешь. Если есть препятствие, то есть другие системы как я писал даже визуального контроля, не говоря уж о других способах, или сейчас у самолётов, поездов, танков есть связь со всеми камнями на земле?
"его форма и поведение проще "оцифровывается" - дануНА???!!!
То то я када еду из деревни, всех оцыфровываю кроме всяких ржавых москвичей мчащихся по трассе 40-50 км/ч, или в потьмах выныривающих из поля, с одной горящей лампочкой......в салоне. Москвичи, априори - это атомы броуновского движения.
PS. Помните не так относительно давно, заварушку в Югославии, када америкосы бомбили Белград и т.д. Так вот у меня знакомый в той заварушке наемником был, на стороне наших. У "югов" на вооружении из старых запасов были нашинские истребители(непомню марку), допотопные, еще СССРовских времен. А у америкосов, всякие примочки электронные,жипиэсы, Стэлсы и прочая хрень. Так наши "кукурузники" летали чуть ли не между домов, выныривали из под карниза при этом ни одна электронная наводка не могла их засечь и навестись. Вынырнут, расстреляют в хвост и гриву американский модный пепелац, и опять "фкусты".
Артём и Сергей, распознайте-ка новейшим файнридером комканный серый листик с плохо пропечатанной таблицей. Самая модная фишка - гугловое распознавание голоса. Каков процент правильных распознаваний в шуме метро, когда у говорящего насморк? И не надо мне рассказывать, что системы ИИ ещё молоды и неопытны - эти системы развиваются уже полвека!
то что есть у нас и что применяется в армии - 2 большие разницы. И я говорю о том, что сейчас есть в принципе, а не у нас, этого уже достаточно. Просто в общем доступе это появится через N лет, когда у вояк будет ещё круче
Вот вот о том и речь. Может тада сразу моск человеку при операции перепрошивать??? НАХ ему его грузить тормозами-АБС-да и вообще знаниями ПДД. ФТОПКУ!!!!! такой прогресс.
Ога.....а Кашпировского и Чумака в автоинструкторы......чтоб сразу все под корку. Спишь, слушаешь......а потом ОППА, проснулся АССом мля. Нифуя ток делать не нада. Сел в пепелац, кнопку ОДНУ тыркнул и вперде!
если для всей этой автоматики потребуется разметка и нормально стоящие знаки - то до России это дойдет ооооочень нескоро. да и всегда останется шанс поездить на продукции автоваза. ведь ей роботизация вряд ли будет грозить еще лет сто. xDD
Не правда. Просто по разметке это всё проще делать. Нет ничего архисложного в распознавании разных объектов обычным путём -визуально (я писал про цели и танки). Нет сложностей с распознаванием текста после скана? Распознавание номера камерой? Вы скажете, что это всё простые распознавания по шаблону - алфавиту. Так а человек точно также по шаблону в мозгу распознаёт где дорога: асфальт, обочина, бордюр, трава, щебень... Ведь когда зима и дороги занесены мы сами не всегда можем чётко определить где край полотна потому что его просто НЕ ВИДНО под слоем снега. Когда всё ВИДНО нет сложности распознать где дорога и в отсутствии разметки. Это обычное ВИЗУАЛЬНОЕ распознавание, которое и сейчас доступно АИ, а есть ещё инфракрасное в ночи, чего нет у нас людей...
Хм.. а вот Коту интересно... Ну лан со снегом - там че нить инфракрасное и модное придумают. А если шутник какой поперек дороги разметку нарисует шо будет?
???? Кот ты про что?? Я про то, что мы люди распознаём дорогу визуально по ряду признаков. И в отдельных случаях даже мы этого не можем сделать, как на заснеженной дороге. АИ в состоянии делать примерно тоже самое - вот про что я писал.
Вот если будет такая разметка, ты по не поедешь? нет! и есть ряд признаков, по которым ты этого не сделаешь- они не так сложны как кажутся: если ты уже определил дорожное полотно, то и оно у тебя "главнее" разметки. АИ поступит также при определённых приоритетах.
Ой Серега.....супротив природы Матушки прешь, супротив Бога!!! Акстись!!! Лучшего супер-компьютера, чем Мать Природа, вряд ли кто придумает из человеков. Или т простого смертного смерда, с Богом равняешь?
Да понятно нет. Просто я хочу сказать что, как говорил, не таке езда по дорогам не самое сложное задание. Вот езда по пересечённой местности - это сложнее
Вот про то и речь. На танке, как в шашки играть, тупо прямо-направо-налево.....и пох на всех кто не успел подвинуться. А тут все гораздо/гораздо сложнее.....мильёны вариантов реакций и ситуаций.
Вот что такое тихий ужас автомобилиста! Пока мы тут грезим будущим, настоящее уже вовсю приходит к нам: "Вчера МВД объявило о том, что вскоре пьяных водителей на дорогах России начнут выявлять с помощью алколазера — прибора, способного на расстоянии 25 м определять наличие паров спирта в салоне движущегося автомобиля. Как выясняется, алколазеры осложнят жизнь не только нетрезвым водителям, но и тем, кто совсем не пьет: теперь риск потерять время из-за полицейской проверки возникает при перевозке пьяных пассажиров, использовании омывательной жидкости на спиртовой основе и парфюма" (с)
Появились?? Я был уверен, что алколазер - это плод креативности инноваторов из Сколково. То есть чисто сказочные девайсы типа ковра-самолёта. Есть пруфлинки, подтверждающие хотя бы наличие действующих прототипов?
Да херня это американская )))) Они просто никогда не имели советских игрушек!!!
"...Как вы видели, большинство беспилотных автомобилей были выведены из строя после столкновения с препятствиями. Наверное, в будущих соревнованиях команды задумаются над тем, чтобы придать своим машинам большую "непробиваемость"..."
Я могу предложить уже сейчас мегаробокибермозгопрототип решение данной проблемы :). Помните была такая самодвижущаяся машинка-игрушка в СССР без какого либо управления - ездила сама. Что происходило при столкновении? Гы, она отъезжала назад и из-за механического поворота колесика в одну сторону при езде назад она отворачивала и ОГЛЫ вперёд Никакой электроники тогда в помине не было в игрушках Всё гениальное - просто
Дадада, дарпа челлендж - это ваще цирк. Жуткие монстры, обвешанные лидарами, жпсами, сонарами и тыщами других датчиков, с тоннами петафлопсов на борту, жрущие гигаваты электроэнергии и стОящие миллионы долларов - внимание! - обеспечивают более-менее безопасную езду на скорости 40 км/ч по имитации городского движения. То есть решают задачу на уровне курсанта автошколы во время 2-го выезда в город.
2004 год - макс пробег 6.7 миль 2007 год - они ездять каккурсанты автошколы по городу со скоростью 40 км в час 2020 год - ? прогресс на лицо отрицать это бессмысленно в 2004 году я сидел за монитором с трубкой и не думал что дома в туалете буду читать блог краснова с планшета
Чушь. Почему после 2007 года не было новых челленджев с умопомрачительными успехами хайтека? Потому что даже самые тупые функционеры в дарпа осознали неподъёмность задач. Развитие электроники - нифига не линейное. Вначале бурный рост и бодрое развитие, но чем дальше, тем скромнее успехи.
офтоп. В Интернете на сайте zhiltsy.net в свободном доступе оказались имена, фамилии, адреса и телефоны приблизительно 1.6 миллиона абонентов МТС в Башкирии и Санкт-Петербурге.
Проверил - пока работает. В очередной раз "тайна данных"
Когда сие веяние докатится до России - вопрос отдельный, согласен. Все-таки масштабчик еще тот
А вот насчет того, что Европа будет насаждать подобные штуковины, не сомневаюсь, ибо они укладываются в общую концепцию развития транспорта: безопаснее, экологичнее...
Видел забавную рекламу, сюжет такой: в конце 80-х девочка рассказывает в дурке, что через двадцать лет будут телефоны, которые можно положить в карман, смотреть по ним телевизор, слушать музыку... А врач кивает и диагноз пишет.
"Когда сие веяние докатится до России - вопрос отдельный, согласен. Все-таки масштабчик еще тот" - вот, пральная мысля!!! И это только полумысля, даж капля в море, ибо Россия, пашти безгранична.
Господа прогрессофилы, вы путаете кислое с зелёным.
Я не оспариваю наличие стремительной поступи прогресса. Но далеко не всегда количественный прогресс переходит в качественный. Бесконечный рост производительности компьютеров нифига не приводит к столь же невероятному росту интеллектуальности выполняемых на компьютере программ. Системы ИИ давным-давно упёрлись в сложности с теоретической базой, и ограничения на производительность уже давно не являются главным сдерживающим фактором. Петафлопы продолжают расти, но компьютеры, мать их, не становятся от этого умнее!
Гегель учил, что количество всегда переходит в качество Так что дадим им еще немного времени.
На первых порах ответственным будет оставаться водитель, при том, что электроника будет страховать от нарушения ПДД и аварий. А там уже один шаг до полной автоматизации.
А уж лежачих полицаев спузом......Скока их есть, у всех разные пузы, и в ширь, и втолщь.....Любая "цыфра" сразу повиснет нах....Их не уберешь, и "талию" одну на всех не скроишь.
Нет, ну всё так. Но есть всё же и "побочный" эффект от увеличения производительности. Можно программирование коряво и не оптимально - всё равно комп всё пересчитает и вывезет. Т.е. затрачивать на эту работу меньше времени, чем при слабом компе и продуманном программировании. Так что время на разработку снижается и прогресс ускоряется
Сергей, боты в компьютерный играх как 20 лет назад были тупорылыми до невозможности, так и сейчас остаются такими же. Да, теперь они покрыты миллиардами полигонов и освещены тыщей рассеянных источников света с учётом переотражений. Но мозгов у них от этого нихера не добвалось (что меня, как геймера, бесконечно печалит).
Нехера! Я не про ботов )))) Раньше могли писать прямо на видео память на ассемблере и охеревать от количества кода, но добиваться невиданных на тот момент красот при минимальной требуемой мощности. А с повышением производительности того же эффекта добивались уже 10 символами.
думаю мозги у компа на том же уровни что и у юзера в этот момент другого быть не может
Я же, упоминая квант, говорил про скорость разработок вообще и как следствие прогресса. В том числе и в области создания АИ. И пример про 10 символов к этому же приводил
А в шахматы комп вроде неплохо научился резаться. Думаю, там алгоритмы посложнее, чем в случае в ботами.
А там, скорее всего, объясняется отсутствием спроса на умных ботов. Любители шутером, ИМХО, любят мясорубку, а не интеллектуальные игры из серии "как бы мне за восемь ходов убить орка"
Нет, нет, и нет! В последнее десятилетие галопирующими темпами развиваются MMORPG - просто потому, что играть с людьми на порядки интереснее, чем с ботами. Триллиарды долларов, вращающиеся в отрасли, так и не принесли вменяемый ИИ в играх. Спрос огромный, но его технически невозможно удовлетворить. Желаете интеллект - извольте коннектиться с другими хомо сапиенс. Компьютер тупо выполняет роль линии связи.
Спрос то спросом, но без ботов в он-лайн играх делать нечего, ибо масс походы на мобов и игра в команде более интересна нежели тупое и постоянно пвп. Да и плюшки тока с ботов достаются (ну или за бабло, что игровой интерес снижает)
Чёрта с два. Шахматы - жёстко структурированные данные, поддающиеся чёткой однозначной оценке на любую неограниченную глубину проработки (ограничение лишь по производительности, да здравствует закон Мура).
Попробуй предугадать манёвр еблана в соседнем ряду.
Манёвр еблана - это одно действие одной фигуры на шахматной доске. А теперь сравним количество фигур в шахматах и в городском потоке, а также количество их возможных взаимодействий
давай. 3 полосы. вокруг 8 машин. Если ещё "круг" добавить 16 - это максимум в пробке. При движении на скорости вокруг тебя не более 6-8 машин. 3 полосы - вариантов "влево" "вправо" "быстрее" "медленнее" = итого 4 дествия. даже ЕСЛИ возмём 16 машин, то получим 16^4=65536 вариаций одновременно в единицу времени. Шахматы. 32 фигуры 64 клетки. Если учесть что фигуры не могут друг на друга вставать, а если и могут, то их количество уменьшается на доске и соответственно количество вариаций увеличивается, то по старой инженерной привычке "поделим всё пополам" Для простоты расчёт можно взять 16 фигур (половина) и 32 клетки (половина поля на ограничение определённых фигур к движению). Получаем 16^32=3,4028*10^38 Есть разница в вариациях??? Это для понимания количества вариаций. Конечно на дороге вариации ограничиваются отбойниками и соседними машинами, а в шахматах правилами хода фигур и логикой хода (не откроетесь под мат же), но разница очевидна. Именно поэтому практически все могут в за 3 месяца выучить правила, но за 3 месяца даже способного человека не научишь играть на уровне ребят шахматной школы.
C другой стороны, на дороге решение нужно принимать за доли секунды, и ситуация, опять же, меняется с каждвм мгновением, в шахматах такого ограничения нет.
Сергей, вот налицо ещё одно заблуждение. Шахматисты не перебирают комбинации, как компьютер, а интуитивно оценивают сразу целые группы комбинаций.
Дип Блю уверенно побил Каспарова, но сделал это абсолютно не так, как били его белковые шахматисты.
В конце концов, если уж на то пошло, шахматы - не самая сложная логическая игра. В го, по слухам, компьютеры до сих пор играют довольно посредственно. Потому что тупой перебор, сработавший в шахматах, по-прежнему не канает в го из-за чрезмерной ресурсоёмкости. Но закон Мура неумолим, рано или поздно падёт и го. Но это опять же не будет означать превосходство кремниевого разума над белковым
да я не спорю. И также согласен, что сейчас АИ туп. Но думаю, что развивают его - АИ - достаточно быстро. Вопрос в том, сможет ли какой-нибудь Перельман придумать закон-формулу описывающую логику связей между цепочками закономерностей. По-моему этого - видеть связь между различными закономерностями, а не только внутри одной - как раз не хватает для значительного шага к настоящему АИ. Может я и ошибаюсь.
А вот я придерживаюсь другой религиозной секты. Человеческий мозг оперирует не цифрами, а образами. Поэтому ИИ (или уж AI:) в принципе не может работать схожим образом. В определённых узкоспециальных областях ИИ можно допилить до приемлемых результатов, но не более того.
Михаил, ну просто .....Перельман*Крамник!!!! Раскатал уверенно!!! Чуть выше отписался, повторюсь...по поводу пробки и вариантов. Сергей пытался доказать, что в данном случае многоходовка проще. ХЕР!!! Ситуевина - вокруг "враги", действие одного еБилана, приводит к ЦЕПочке реакций ВСЕХ участников. И кто как отреагирует, Большой ХЗ!!! Всего не просчитать. И как ты сам бушь на это реагировать? Как будут на это реагировать другие? Как на реакцию других, будут реагировать другие?? У кого то простата заныла, у кого то ПМС, 50% по тел трындят моск НЕ работает, из них 10% смс пишут(что по статистике, самый отвлекающий маневр после минета за рулем), кто то с буквой "У" на боту, кто то еще на летней едет, и думает/НЕ думает как добраться до гаража за зимней резиной.... Кароч, лучше, быстрее, и производительнее БИОкомпа природного, нет и НЕбыло и небудет. Киборгов ФТОПКУ!!!!!
Да, кстати, добавим ещё в уравнение туман, дождь, снег, гололёд, херовую разметку, загнутые вбок знаки, колдобины на дорогах. По мне, так проще вдесятеро разветвить железнодорожную инфраструктуру, а автомобили запретить вообще
Да фигня это всё по сравнению с возможным количеством ходов в шахматах. Ещё повторю именно по этому ездят за рулём практически все, а играют нормально в шахматы единицы. Всё что ты перечисляешь не влияет на количество возможных действий, а влияет на скорость обработки инфы.. Но когда ты посмотришь на количество возможных ходов шахматах, то то количество условий на дороге про которое ты говоришь просто смешным кажется
Шахматы имеют чёткие формальные правила, которых не имеет реальная жизнь. ПДД? Да не смешите меня. Никакой гений никогда не сможет написать формулу автомобильного движения - для этого надо полностью исключить человека из процесса управления.
Щас вы обрадуетесь - ага, всё-таки я признал, что это возможно! Только автомобиль без человека за рулём - это уже не автомобиль, а трамвай. Или электричка. С нехитрой траекторией движения, и конечным количеством вариантов остановки
реальные действия на дороге, повторюсь, не так разнообразны как ты пытаешься представить. Бытсрее-медленне, правее-левее... по большому счёту ВСЁ! Количество зависит от количество машин, которое в свою очередь зависит от количества полос. 90% дорог у нас двухполосные, т.е. 4 машины рядом . Вот и все вариации 4^4=256 при условии поворота в отбойник или на обочину как нормальный допустимый манёвр Михаил, не преувеличивай способности, необходимые для езды на авто при наших условиях. И уж точно не смей сравнивать с шахматами
Сергей, я пытаюсь донести, что шахматы - строго формализованное чётко структурированное занятие (идеально подходящее для алгоритмизации), в то время как реальная жизнь бесконечно далека от формальных описаний. Найдёшь программу, надёжно отличающую на изображении кошку от собаки - приходи, потестим
И кстати, легендарный Deep Blue, несколько раз нагнувший Каспарова, не умеет делать ничего, кроме как играть в шахматы. Эту махину больше нигде не применить. Каспаров всё-таки более разносторонен, мне кажется
Михаил, остаешься один на поле боя. Умчал колесики менять, маслицце, карданчик вешать... Вопчем с наступающей всех зимней пятницей! А она таки наступает, и зима и пятницца.
Серег, ну все жиж очень просто. Ответ лежит на поверхности, в буквальном смысле слова. Вот мне стало интересно, что значит ник Парагон ? Один из вариантов ответа - "Как действует Парагон на организм?
Парагон обладает антипаразитарной активностью в отношении примерно 100 паразитарных инвазий (в том числе лямблиоз, трихомониаз, хламидиоз, амебеаз) Парагон обладает антисептическим действием за счет наличия эфирных масел и органических кислот грейпфрута, грецкого ореха и гвоздики; оказывает противогрибковое действие, за счет органических кислот входящих в Парагон (соли каприловой и ундецикленовой кислот) и фенольных соединений черного ореха, блокирующих дыхательные ферменты грибов и, тем самым, подавляющие их рост; обладает глистогонным (антигельминтным) эффектом, связанным с действием горечей специальных гликозидов (артемизин и сантонин), содержащихся в полыни, кожуре и семечках грейпфрута, черном орехе, которые входят в состав Парагона. " Так у мну Ниссан, Япония,своеобразная японская поэзия. Честно говоря, думал что уже давно все в курсе.
Кстать, когда читал про Порт Артур, и осаду его японцами, в том числе различными кораблями, очень интересные, поэтичные названия смертоносных кораблей были. Дословно не помню, но суть - "Дуновение от взмаха меча". А? Красата? Или "Ароматная капля, срубленной сакуры". Ну и т.д. Очень красивая и своеобразная у них поэзия, и многовариантный перевод.
Нубля-сабля.....Чуть ли ни с первого дня пребывания тут, сразу сказал, да и не раз потом повторялся. Чет Серега походу экспериментальный Киборг, "распознавалка цыфровая" прулей "нечитает", даж марку авто.
Кстати, жуткий боянище на тему ИИ, но до сих пор весьма актуальный. Напишите программу, которая, проанализировав растровое изображение, отличит кошку от собаки.
По слухам, таким образом один престарелый профессор элементарно осаживал студентов, с пеной у рта рассказывающих о достижениях НТР. Естественно, ни одного гения не нашлось.
Проблема в невозможности формализовать отличие собаки от кошки. Человек-то это поймёт (при должном IQ), а вот компьютер - никак. Вообще никак. В принципе никак. Независимо от количества ядер и размера кэша.
Попробуйте поиск гугл по изображению. Да он выдает забавные результаты, но кошку вроде как с собакой не путает. Вот на лису может льва выдать. С людьми вообще часто интересные схожести (по его мнению) выдает.
Не интересовался деталями, но при указании в поиск моих личных фотографий (с компьютера загрузка в строку поиска) находил где они опубликованы и похожие (по его мнению) фотографии мест. Вобщем теги и текст в картинках отсутсвует.
я готов верить, что гугл достаточно продвинулся в направлениях соотношения образов при поиске.... Кстати по идее не важно, как он делает - главное различает
мне кажется, вы драматизируете. сколько лет уже существует такая простая и, вообщем-то, полезная система как абс на массовом автопроме, лет 20 или больше? до сих пор есть авто, где абс нет в базе и многие ее и не хотят, ибо за это надо переплачивать. а как взлетит стоимость авто со всеми остальными наворотами? у вольво хорошие системы, только ценник кусачий. Тренд несомненно на исключение человека и человеческого фактора из процесса управления авто, но когда он будет реализован массово и доступно, большой вопрос.
Ни как не взелит стоимость. Ибо также давно существует правило о количестве и простоте производства и стоимости. Все разработки сначала баснословно дороги. Но вставая на конвейер, тем более производясь 30 лет, они значительно удешевляются. Вы думаете усилитель руля был сначала дешёвый? А сейчас вы даже не думаете сколько это стоит - это для вас норма, как крыша на авто Вы же не думаете, надеюсь, сколько доплачиваете за крышу?
не най- не най, смотрю спецификацию на незабвенную вольву в одной из множества комплектаций, а там: Система контроля «мёртвых зон» 49 600 руб. Адаптивный круиз-контроль в пакете опций за 132 400 руб. Штатный парктроник 19 900 руб. Камера заднего вида 33 000 руб. Штатная навигационная система 112 900 руб. Электропривод багажника 26 500 руб. Автоматический стояночный тормоз в пакете опций за 132 400 руб. и т.д. и т.п. согласна, вольво в принципе недешевый бренд и в масс сегменте стоимость снизиться, думаете это произойдет через 20 лет? Некоторая "проблема" кроется, на мой взгляд, в том, что нас принудительно заставляют покупать эти системы, постепенно включаю их в базу, мотивирую повышением безопасности и комфорта передвижения
Вы лучше посмотрите прайс 70-80х, где есть машины просто с АБС или подушками. Сколько тогда стоила АБС или усилителем руля? А про усилитель тормозов вы наверное даже и не думаете А ведь и он когда-то был опцией
В точку! Скоро к этому прайсу, будут прикладывать стоимость трепанации черепа, с иссечением не нужных частей мозга - типа машина все сама за вас сделает.
Исключение человека из управления - это автопилот. Для строго ограниченного набора условий задача реализуема (что мы и видим на многочисленных примерах), но не надо идеализировать электронику.
про кошку и собаку знаете если компы научились отличать одно лицо от другого и идентифицировать их проблема кошки и собаки нахуй проста не уперлась :) достаточно распознать живое не живое
Насколько мне известно эти системы очень хорошо работают в США и Израиле. Потому, что распознавание несложное: по шаблону расстояния между глаз, ртом и т.п. Примерно технически сложность такая же как и при сравнении отпечатков пальцев. Реализовать программно сложнее, а технически нисколько.
Эти системы принудительно внедряют по политическим соображениям. Независимые исследователи, имевшие возможность их потестить, отзываются крайне скептически.
я знаю о чем говорю видел разные системы идеальных я не видел но с каждым годом все лучше и лучше становится и там не ограничивается фотографией вариантов распознавания лиц достаточно много у всех есть + и - и как правило их дублируют с другой системой идентификации пока
Ввиду внезапного наступления обеда объявляю капитуляцию. Вы меня убедили. Будут вам к 2020 году и машины с автопилотом, и квантовые компьютеры в настольном варианте, и всеобъемлющие всё знающие всё умеющие системы ИИ. Ну, там, холодный термоядерный синтез и прочие специи можно добавить по вкусу.
Кто у кого идеи о чем писать тырит? Уже как то было, Артем в блоге у себя размещяет какуенибудь тему и через некоторое время в "центральных" сми ее так же понимают.
* 140 Парящий_над_дорогоЙ (Сегодня 17:28) Михаил, ну просто .....Перельман*Крамник!!!! Раскатал уверенно!!! Чуть выше отписался, повторюсь...по поводу пробки и вариантов. Сергей пытался доказать, что в данном случае многоходовка проще. ХЕР!!! Ситуевина - вокруг "враги", действие одного еБилана, приводит к ЦЕПочке реакций ВСЕХ участников. И кто как отреагирует, Большой ХЗ!!! Всего не просчитать. И как ты сам бушь на это реагировать? Как будут на это реагировать другие? Как на реакцию других, будут реагировать другие?? --------------------------------------------------------------------------------- ------------------ там уже нет кнопки "ответ" прикиньте! Я это всё посчитал. варианты 1 машины 4 степени свободы как писал. 4 машины вокруг ВСЕХ вариантов движения всех машин 4^4=256 ВСЕХ вариаций. 8 машин 8^4=4096 вариантов... все варианты посчитаны - в шахматах больше хоть как!
А вот Коту кажется, что пусть даже 1 машина справа, но она может под разной скоростью и под разным углом пойти как налево так и направо + условия дороги (разметка, колодцы, неровности, пешеходы). Коту кажется варианты малость недосчитанными.
то что на дороге всякое говно появляется ни как не увеличивает степени свободы авто на дороге. А их как было 4 так и остаётся. Всё остальное (под углом, чуть медленне и т.п.) является сочетанием тех 4 степеней свободы. Возводя количество объектов в степень возможных вариаций мы как раз учитываем все возможные сочетания. Если не веришь, то можешь в ручную попробовать пересчитать все ))))
Сергей, ты забываешь, что траектория движения шахматной фигуры - величина дискретная, в то время как траектория движения автомобиля на дороге - аналоговая. "Вперёд" может означать миллион вариантов от "просто вперёд" до "вперёд-чуть влево-на градус вправо-ещё чуть правее-ой уже не моя полоса-обратно немного влево". Сколько дискретных значений могут соответствовать одной аналоговой величине? Зависит от степени дискретизации, но в пределе - бесконечное количество.
Да ничего я не забываю - надоел уже этот спор ни о чём. На сколько ты поворачиваешь влево на 1 или 90 градусов никак не влияет на КОЛИЧЕСТВО степеней свободы. их только 4! Каждая вариация - это событие степени свободы в единицу времени. Рассматривай какую хочешь единицу времени - количество вариаций от этого не изменится ни на дороге ни на шахматной доске Расчёты любых вариантов, вариаций, событий - это только статичные данные.
Да, степень свободы, как правильно понимать, одна! Но она может ехать допустим только вперёд и вариантов событий будет меньше. Поэтому употребляю термин степени свободы в разрезе возможных движений и событий. Аналоговость или дискретность не имеют отношения к шансу наступления события.
Ты опять цепляешься за слова уводя от сути вопроса
Шахматная фигура может иметь только 64 положения на шахматной доске - не больше, и не меньше. Автомобиль имеет бесконечное количество вариантов расположения в пространстве.
При движении самая свободная шахматная фигура имеет максимум 8 вариантов перемещения - на одну из 8 соседних клеток. Автомобиль имеет бесконечное количество вариантов изменения траектории. Хошь - меняй траекторию с дискретой в 1 градус. Хошь - в 1 угловую минуту.
Ты по-прежнему уверен, что разницы между дискретными величинами и аналоговыми в нашем контексте нет никакой?
для расчёта событий не имеет значение время. Любое событие - это момент во времени, т.е. статика. Любое пространство - это также производное времени. Без времени нет пространства и расстояний
Здесь нет прямой аналогии с шахматами. Там фигуры могут занимать строго определенное положение. А положение авто в пространстве в определенный момент времени как раз зависит от скорости движения.
Это всё зависит от времени. Возможность наступления события не зависит от времени. Событию похуй на сколько повёрнут руль в бок на 1 или 45 градусов - авто всё равно приедет в конечном счёте в отбойник. Вам похер с какой вы едете скоростью, если впереди стена - вы либо в неё приедете через 1 секунду, либо через 100 000 000 лет.... Мы считаем возможность наступления какого-либо события. Точнее я пытаюсь посчитать, а Миша болтает только
это всё опять твоя демагогия и вода. Где конструктив? Я же спрашивал: у тебя есть отличный способ расчёта вариантов наступления событий - говори, может премию дадут за новацию
Я может чего-то упустил, но вроде расчёты вариаций в вариантов наступления событий в математики пока вот так считают. Может Михаил ты другой способ вывел - хотел бы услышать
Автомобиль имеет 1 поступательную степень свободы, и 1 вращательную. Всё просто. Только эти степени свободы - аналоговые, а не дискретные, и в контексте нашей ваты с odin'ом это принципиально.
ЭТО ТЫ СКАЗАЛ ЧТО одна! Я говорю две - это возможность перемещаться авто по 2 осям координат - это степени свободы! Если ты говоришь про вращательную - то это 3 степень, поскольку меняются угловые координаты, не меняя 2х других
бляяяя не возможно с человеком разговаривать ))) Вот скажи ещё раз, про что ты сейчас написал???? какая вращательная степень от руля?? это та же поступательная, только по другой оси
Имея 1 поступательную степень свободы, автомобиль как-то умудряется перемещаться в 2-мерном пространстве. Серьёзно, Серёж, почитай википедию. Твои познания в механике просто поразительные
Да хрен тебе. Автомобиль имеет 2 степени свободы. Вот если бы у него заблокировать руль. Сколько вариаций движений останется? 2 вперёд-назад в не зависимости от системы координат, и в каком положении заблокирован руль прямо или с поворотом. Авто всё равно сможет только ехать или НАЗАД ИЛИ ВПЕРЁД, несморя на, то, что при заблокированном руле на определённом углу, авто будет двигаться в той же 2х-мерной системе координат. НО СВОБОДА останется только одна= 1
На самом деле если говорить про движение авто и общепринятым терминами то степеней свободы по движению 2, т.к. авто двигается только по земле и летать не умеет. Хотя отдельным личностям это удаётся
Для задания положения самолёта нужно указать три координаты — дополнительно к широте и долготе нужно знать высоту, на которой он находится. Поэтому пространство, в котором находится самолёт, является трёхмерным. К этим трём координатам может быть добавлена четвёртая (время) для описания не только текущего положения самолёта, но и момента времени. Если добавить в модель ориентацию (крен, тангаж, рыскание) самолёта, то добавятся ещё три координаты и соответствующее абстрактное пространство модели станет семимерным.
Нет. У авто две, как писал Михаил, авто не умеет смещаться на одну координату скажем влево не меняя другой координаты (вперёд-назад). У самолёта теоретически 7, практически на данный момент времени 6. И точнее не степеней, а вариантов. Чистых степеней свободы 4. Это всё без времени. Время не степень свободы - это координата.
На самом деле, все это зависит от допущений, принимаемых к конкретному случаю. Если считать авто материальной точкой, то 2 степени свободы. А если как колебательную механическую систему тел, то получится десять степеней свободы.
Очень просто - кузов имеет 6 степеней свободы. Каждое колесо - 1 степень свободы. 6+4=10. Но это если рассматривать как колебательную механическую систему тел.
если так допускать тогда колесо 2, а если учесть что оно может гулять в плоскости вращения то 3, а если дверь бренчит и т.д. ... Смысл я не пойму. Какое отношение это имеет к подсчёту возможных событий. Всё в мире бесконечно О чём спорим то?
Какая нах возможность. Речь шла о разработке автопилота для автомобиля - это в первую очередь ТАУ + теоретическая механика. Статистические методы можно применять для оценки надёжности системы, но никак не для её изначальной разработки.
Автомобиль, если его рассматривать как твёрдое тело, перемещается по плоскости, а точнее говоря, по некоторой двумерной поверхности (в двумерном пространстве). Он имеет три степени свободы (одну вращательную, и две поступательные).
Михаил - соглашусь с тобой по степеням свободы у авто. Ты правильно пишешь про 1 поступательную и 1 вращательную -ведь меняется не только положение но и ориентация. Но к твоему сожалению - это на расчет возможных событий не повлияет, т.к. всё равно остаются 4 вариации вперёд-назад влево-вправо Вот так я умею видеть конструктив
Ой Серега, ой не согласный я с тобой........сильно!!! Уже сильно углубились в тему. В чем вопрос то изначально? Грубо, кто лучше и быстрее просчитает сложную ситуацию на дороге (в городе в пробке, или оживленном трафике), комп, или мозг человеческий? Помимо математики, алгоритмов, формул и прочей хрени, есть еще и жизнь, живая....Не предсказуемые поступки в потоке, которые никак не оцифровать, реакции на эти поступки, тоже далеко не всегда предсказуемы....Любой алгоритм тут просто ломается.. Как ты не просчитывай ситуевину, найдется какаято мелочь (ато и не одна), которая похерит все формулы и стандартные решения. Грубую аналогию компьютерного мозга, и человеческого можно провести. Применимо к нашей ситуации, есть опытный водитель(человеч моск), а есть новичок/желторотик( компьютерный моск). В простой, стандартной дорожной ситуации, справятся оба. А вот в сложной, с множеством вариантов развития событий, новичок просто сдуется. Он просто тупо "сделает как учили, или не учили", то есть по заложенному алгоритму.
Такс Кот тоже пару копеек добросит, а то там выше постить некуда. Коту абсолютно пофигу сколько там степеней свободы. Но "Событию похуй на сколько повёрнут руль в бок на 1 или 45 градусов - авто всё равно приедет в конечном счёте в отбойник." А вот хрен Вам товарищ Сергей! Если справа яма длиной 5 метров и поворот руля будет 90 градусов, то авто в кювете, но плин если повернуть на 10 градусов, то никто в яме не окажется. Так что событию абсолютно не пох. в каких условиях оно наступит. Далее "Вот если бы у него заблокировать руль. Сколько вариаций движений останется? 2 вперёд-назад в не зависимости от системы координат, и в каком положении заблокирован руль прямо или с поворотом" А вот снова Кот не согласен! Блокируем руль на скользкой дороге под углом к уровню горизонта в 45% - шо не скатиться вниз? Да бросьте! Еще как! Причем скатиться боком мать его ети! И возможно в ту же яму указанную Котом выше P.S.: Интересно, возможно доказать доблестному продавцу полосатых палочек, остановившему Кота за превышение скорости, что время нифига не влияет на события и является координатой, поэтому в каждый отдельно взятый момент времени скорость авто Кота была равна нулю и штраф неправомерен?
Для подсчёта возможно событие или нет, достаточно наличия возможности :). Про яму яснее ясного - ты можешь въехать в неё изменив координаты по степени свободы, значит событие возможно. Если ты, повернув на другой угол руль, не въехал в неё, это не означает, что это событие невозможно.
"чего-то у меня уже мозг устал )))) " - точно Киборг!!! Мы тебя вычислили. Вот так и на дороге, подсядет батарейка, зависнет система, и в самый ответственный момент, автопилот скажет "абля, отдохну ка я ка....", ипись водила сам как хошь. А водила уже разучился думать, мешать мешалку, парковаться и т.д.... Как в том старом анекдоте про попугая и Джо.
концовка.....Попугай грит Джо "Вон видишь толпа ковбоев у кабак, подойди, и врежь самому большому в табло"...Тот так и делает..., потом спрашает, а че дальше? - попугай - а хрен его знает.....ну я полетел.
Ладно. Для остывания мозга офтопну вообще не про автомобильную тему.
Я сначала думал, что это не адов адъ, когда услышал от Медведева про бадминтон )))) Но это уже точно адов адъ
Кто не в курсе про бадминтон - погуглите или посмотрите новости последних дней. А потом смотрите ролик в ютьюбе "короли турбаз". Хоть настроение поднимите
Ты бы так активно из под полы Ёбмабиль бы пропихивал......ато чет совсем все стухло. И Прохор куда то сгинул. Явно чета замышляют.....К Париж Дакару наверное готовятся.
Поворошу давние трупы в продолжении темы о неебическом развитии искусственного интеллекта в лице систем распознавания. Возникла тут идея автоматически упорядочить конструкторскую документацию, хранящуюся в электронном виде. Одна незадача - коряво печатаем из CAD-программы в PDF - текст печатается растром. Ну не получается текст в текст печатать! Не страшно, растр ведь идеально контрастный, без искажений, непропечаток и прочих потенциальных проблем для распознавальщика.
Берём файнридер - ой. Чё за херня? Как можно было СТОЛЬКО накосячить в документе идеального качества с разрешением 600 dpi??? А, это старый файнридер, новый наверняка лучше.
Берём 11-й файнридер. Действительно, лучше. Но с точки зрения конечного результата - такой же полный писец. Обозначение вида РИВП.453646.327 не распозналось правильно ни разу из пары десятков случаев. В других местах косяков меньше, но всё равно больше разумного предела. Шрифт GOST type B, курсив - в этом дело? Позвольте, но текст такого качества распознает даже слепой неграмотный младенец. Напомню - растр печатается напрямую из CAD-программы, минуя бумагу (картинка идеальная, проверили во всех возможных масштабах). Это и есть венец 30-летнего развития ИИ???
Если предложите более толковую программу распознавания, буду признателен.
З.Ы. До файнридера пробовали другую распознавалку (не помню уже какую) - результат был ещё хуже старого файнридера.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]