Михаил Подорожанский, главред «Авторевю», вызывает у меня глубокое уважение. Продал свой Porsche 911 и купил новую Tesla Model S, первый из реальных электромобилей. Вот это я понимаю дух исследователя, дух, которым пропитана вся редакция «Авторевю». А мог бы, к примеру, на те же 5 млн рублей взять какой-нибудь скучный Porsche Cayenne или полноприводный BMW 750. Но такие машины есть у многих, а "Тесла", если у кого и есть, никто лучше въедливого Подорожанского о ней не расскажет. Так что это тест-драйв в интересах всех неравнодушных к электромобилям.
Вот две статьи в тему: дотошный тест-драйв «Теслы» против BMW M6 Gran Coupe, а вот первый отчет Подорожанского о личной «Тесле». Я их с интересом изучил и акцентирую внимания на паре вещей.
Вывод первый: «Тесле» почти удалось. Почти удалось создать электромобиль не только для идолопоклонников, вроде тех двух чудаков-французов, пересекших мир на Citroen C-Zero.
Оба теста свидетельствуют, что былая пропасть между электро- и обычным мобилем стянулась до небольшого оврага, через который можно перекинуть мост смирения с некоторыми особенностями американской машины. Качество салона, ездовые характеристики, эргономика уступают таковым у BMW M6 Gran Coupe, но все же соперника выбрали серьезного, а главное – дорогого. Базовая цена "бумера" стартует от 7,4 млн рублей! А по динамике так и вовсе паритет, разгон у «Теслы» в самом деле шальной.
Вместо центральной консоли у "Теслы" - сенсорный экран абсурдных размеров. Зато он умеет почти все
«Тесла», правда, тоже недешевая: топовая P85 версия, как у Подорожанского, стоит в США $93,4 тысячи, что по нынешнему курсу равно 3,2 млн рублей, плюс, видимо пришлось платить налоги и за доставку. Пошлины на электромобили отменили, как именно набежало 5 млн – я не совсем понял, но, возможно, курс валют был самый невыгодный.
Вывод второй: главная проблема – скорость зарядки. Вообще помимо стоимости электромобилей второй их бедой принято считать «рейндж» - пробег на полностью заряженная батарее, который у большинства аппаратов даже по паспорту не превышает 160 км.
Так вот, для «Теслы» эта проблема менее актуальна, потому что по паспорту с аккумулятором на 85 кВт*ч она проходит ажно 500 км. В реальных испытаниях это, естественно, не подтвердилось, но в лютый мороз и в режиме агрессивной езды «Тесла» в руках авторевюшников проехала 160 км. Тот же BMW M6 в таком режиме выдал расход 19,2 л/100 км, а потому мог покрыть лишь 364 км. При этом, по консервативным оценкам «Авторевю», при обычной езде «Тесла» способна проезжать 250-300 км, причем с включенной печкой, аудиосистемой и/или кондиционером.
Некоторые результаты испытаний «Авторевю»
Параметр
|
Tesla Model S P85
|
BMW M6 Gran Coupe
|
Пробег на полной заправке (зарядке), км
|
160
|
364
|
Расход энергии
|
53 кВт*ч/100 км
|
19,2 л/100 км (эквивалентно 180 кВт*ч/100 км)
|
Скорость пополнения энергии на бензо- или электрозаправке
|
От бытовой розетки (16А) – 30 часов
От специальной розетки (40А) – 10 часов
|
Несколько минут
|
Максимальная мощность, л.с.
|
416
|
560
|
Разгон 0-100 км/час, сек
|
4,4
|
4,2
|
Проблема оказалась в другом: скорость зарядки. Емкость аккумулятора в 85 кВт*ч – это примерно месячное потребление электричества на душу российского населения. Соответственно, чтобы закачать такую энергию в аккумулятор от обычной 16А розетки (от таких у нас запитаны мощные бытовые приборы), нужно ажно 30 часов! Само собой, если требуется зарядить «Теслу» на пробег, скажем, 100 км, время уменьшится раза в три, но в любом случае с бытовыми розетками «зарядочный менеджмент» приобретает накал шахматной партии. Только и будешь делать, что разматывать зарядники и клянчить у лоточниц: «Тетенька, ну дайте подключиться, я у вас бананов куплю…»
Впрочем, можно установить специальный коннектор и заряжать «Теслу» током 40А (или 80А для евроверсий). Подорожанский установил такой девайс, и по его опыту для подзарядки на 100 км необходимо пять часов при токе 32А. Не безнадежно, но для серьезной эксплуатации маловато – в наших краях даже до Миасса без стратегического планирования не съездишь.
Получается, проблема «Теслы» не столько в «Тесле», а в отсутствии подобающей инфраструктуры. Скажем, в США компания поступила весьма прагматично, натыкав по материку скоростных зарядных станций, которые обещают 270 км пробега за полчаса зарядки. Такие же станции строятся в Европе (пока их 17) и Азии (3). Плюс «Тесла» предлагает массу бонусов клиентам, от бесплатной пожизненной зарядки до 8-летней гарантии на батарею, которая распространяется даже на случаи механического повреждения аккумуляторов.
Существующие станции скоростной зарядки Tesla в США
Карта станций к концу 2015 года
Пока складывается впечатление, что «Тесламанию» в России будет сдерживать именно отсутствие «чарджеров» и тот факт, что официально у нас электромобиль не продается. Ввезенные экземпляры описанными выше привилегиями не пользуются. Впрочем, может быть по ходу пьесы Михаил Подоржанский обнаружит еще какие-то принципиальные минусы, скажем, весьма интересна долговечность батарей (в России-то гарантии нет), а еще - потеря стоимости на вторичном рынке. Так что следим за обновлениями.
А Tesla прет на лагерь авто-консерваторов, как бронепоезд (вернее, электропоезд) и на подходе уже первый кроссовер Tesla Model X .
Ранее на тему:
Сколько проедет электровелосипед?
На электромобиле в российскую глушь (Citroen C-Zero)
Реальный владелец электромобиля (Tesla Model S)
Самый гениальный электромобиль
|