Блог Артёма Краснова
Воскресенье, 22.12.2024, 19:47

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2011 » Июль » 31 » Тем, кто боится водить
19:51
Тем, кто боится водить
Недавно был День Рожденья одной хорошей знакомой и коллеги. Она сказала, что муж не против подарить ей машину, но она боится водить. При этом у нее даже есть права. Она добавила: «У меня плохая реакция».

Мне эта тема близка: я сам сел за руль лишь через 8 лет после экзамена на права. 8 лет, в течение которых я тоже считал себя неспособным водить автомобиль. Это ощущение осталось мне в наследство от нервного инструктора.

Одно время я даже задавался вопросом, есть ли люди, не рожденные водить автомобиль, и отношусь ли я к их числу. Я спрашивал у разных инструкторов и просто опытных водителей, а после того, как сам сел за руль, смог сформулировать ответ окончательно.

Людей, неспособных водить машину в принципе, нет, если исключить какие-то болезненные состояния, физические или психологические. Если вы можете играть в догонялки, поймать брошенную связку ключей и запомнить номер сотового телефона, никаких проблем быть не должно. Разве что нужно учитывать возраст: директора автошкол рассказывали мне, что после 50 обучение проходит сложнее, а после 60-70 шансы снижаются практически до нуля. Но в 20-30 лет – никаких проблем.

Я считаю, что страх, который испытывают при вождении новички, не только не нужно искоренять полностью, но напротив, постоянно поддерживать в себе. По крайней мере, я так делаю. Я не говорю о том, что мы должны пить валидол перед каждой поездкой и сдерживать дрожь коленей – подобный «животный» страх только вредит, но он обычно длится недолго. Куда важнее другой, рациональный страх, который возникает от осознания потенциальной опасности вождения. От понимания того, что не все на дороге зависит только от тебя и что всегда нужно иметь запас на ошибку, свою или чужую. Я думаю, именно эта подспудная опаска позволяет некоторым водителям ездить по 30-40 лет без единой аварии. А именно безаварийность, а не скорость старта со светофора, отличает отличного водителя от посредственного.

В первый же день самостоятельной езды я процарапал борт своей «шестерки» о ворота гаража, и, естественно, расстроился. На следующее утро я посмотрел на царапину и решил ничего с ней не делать. Каждый раз я подходил к машине и вспоминал, что переоценка своих сил может привести к такой вот неприятности – и это в лучшем случае – так что вид царапины постоянно мобилизовал меня.

Я думаю, все те дикие происшествия из «Сводки ГИБДД» в 90% случаев происходят с людьми, которые либо не имели подобного страха, либо в силу каких-то причин потеряли его – иногда лишь на пару минут. Бывает, едешь по трассе и видишь, как кто-то уверенно прет на обгон в конце подъема, словно видит через асфальт. Я же запомнил слова одного инструктора, который сказал так: если ты не видишь, что за склоном, считай, что там трактор. И в 1 случае из 100 так оно и бывает.

Что касается реакции, то нельзя сказать, что она не нужна для вождения. Реакция, координация, хорошее зрение – все это пригодится. Другое дело, что в обычных условиях требуемый уровень реакции не выше, чем, допустим, при езде на велосипеде. Большинство водителей делают все настолько заранее, что никаких молниеносных контрвращений руля или филигранной работой педалями просто не требуется.

Другое дело – критические ситуации. Сегодня, к примеру, был свидетелем того, как водитель «Приоры» сбил собаку. Может быть, среагируй он пораньше, имей лучшую координацию, спас бы животину.

Но есть одна тонкость. Даже если вы чемпион мира по настольному теннису, чей уровень зрительно-моторной координации выше всяких похвал, совсем не обязательно, что вы такой же отличный водитель. В критической ситуации важен опыт и знание физики автомобиля, поэтому контраварийная подготовка – это отдельный курс, не особенно связанный с «классическим» вождением. И, наверное, бессмысленно требовать слишком многого от новичка, поэтому для молодых водителей уровень реакции не имеет решающего значения.

Я бы сказал, что прежде чем учиться выруливать из критических ситуаций на дороге, новичкам гораздо важнее научиться не попадать в них. И здесь опять же очень полезен тот самый рациональный страх, который должен быть сильнее спешки и амбиций.

А что касается контраварии, то ей можно обучаться на собственных ошибках (но это может быть дороже, чем кажется поначалу), можно обратиться к специалистам, но в любом случае это отдельная тема, знания которой у обычных водителей никто и не требует. Хорошо это или плохо – другой вопрос.

PS: я как-то спросил у раллиста Алексея Игнатова, использует ли он скоростную технику руления, овладение которой многие считают первым шагом в мир большого автоспорта. Он рассмеялся и сказал, что она полезна разве что для отработки правильного перехвата руля, а в жизни может использоваться, ну, может быть, ради того, чтобы удивить стоянщика своей молниеносной парковкой. Гоночная машина же требует не столько быстрых, сколько точных вращений руля, и чем быстрее она едет, тем на меньший угол приходится отклонять баранку. Так что даже гонщики, по сути, чаще всего полагаются на умение предвидеть ситуацию, чем на чистую реакцию.
Категория: На злобу дня | Просмотров: 1862 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Рейтинг: 5.0/3


Всего комментариев: 13
1 Daniel  
Ух, как-то ты коротенькО, Артём, такая неисчерпаема тема.

Я вот уверенность за рулём, хотя бы какую-то, относительную, получил после загородного путешествия. И ехал-то я очень не быстро и естественно обгонов боялся как чёрт ладана, но я и никуда не торопился и уверенность как-то сама собой пришла, просто накопилась из километров безопасной ненапряжной езды.

Езда по городу, она же учебная езда, считаю для психики обучаемого жуткий стресс и так учить ни в коем случае нельзя. Хотя...это не для всякого города однозначно верно, ведь где-нибудь далеко от центра (областного, например) автомобилизация не приняла ещё масштабов катастрофы. В тепличных условиях надо покататься, накопить опыт уверенного вождения.

З.Ы. Контраварийная подготовка, хотя бы начальная, думаю нужна, хотя бы показать как на удачное выполнение неожиданных манёвров влияет посадка за рулём. Плюс никто не учит уверенно ехать в потоке автомобилей соблюдая разумно-необходимую дистанцию, а вот десяток экстренных торможений в процессе подготоовки помогли бы более трезво оценивать возможности (и "невозможности") автомобиля в разных условиях, на разном дорожном покрытии...

Что-то в этом роде

5 zemen  
Точно, вот торможениям никто не учит.
О, еще баян вспомнился про инструктора и курсанта:
И.: перебегают перед машиной симпатишная девушка и бабка, кого давить надо?
К.: Конечно, бабку!
И.: Дебил! Тормоз, тормоз надо давить!!! smile

2 odin  
Ну тут, Артём, конечно я с тобой полностью согласен. Присутствие разумной осторожности всегда должно быть за рулём. Мне вот лично в голову запали ещё на первом курсе лет за 5 до прав слова папы друга. На вопрос, почему он всегда ездит достаточно медленно и спокойно он ответил: "А я ни куда не тороплюсь. Когда ты пытаешься сэкономить минуты, то можешь потерять часы... или жизнь. Вот и думай, что для тебя важнее..." Эти слова теперь у меня всегда в голове и не только за рулём.
Кстати, даже в пдд есть пункты про разумную осторожность, описанную Артёмом. Например, проезд перекрёстков: "...если вы неуверенны, что едете по главной, то считайте что вы на второстепенной..." Ну или знаменитое "Не уверен - не обгоняй". Хотя может это просто вечные тезисы преподавателей теории smile

4 zemen  
Да не просто вечные это тезисы, правда все это. "Это не факт, это действительно так" (с) один прапорщик).
И еще как там в баянище, где надо спешить: при поносе, при ловле блох и во время секса с чужой женой. smile
(уж простите, пробило что-то сегодня на старье smile )

3 zemen  
Учиться ездить пришлось заново через 2 года после получения прав, когда первую машину приобрел. Спасибо другу, который немножко выступил в роли инструктора-сопровождающего и научил реагировать на всяких торопливых диарейных гонщегов, которые могут быть недовольны, простой мантрой: "да, вот так вот я езжу". smile А когда несколько раз увернешься-затормозишь от такого гонщега или "бессмертных" пешеходов, то поневоле, садясь за руль, думается, что "ТУДА я не тороплюсь". Удивляют дятлы, которые, видимо, настолько торопятся и об этом забывают.

Научиться не попадать в критические ситуации часто можно только после того, как уже пару раз попадешь. Ну или хотя бы серьезно "прочувствуешь" ситуацию и вероятные последствия, даже не случившиеся. Осознаешь, что вот именно это, вот сейчас произошедшее - Ситуация. Увы, но в данном случае чужая ошибка вряд ли станет той, на которой научишься, а чужой страх не станет своим.

Из трех аварий, в которых довелось поучаствовать, в двух нарывался на самоуверенных водятлов, которые думали, что успеют проскочить. Наука 1: "все вокруг - непредсказуемые неадекваты, поэтому ведем себя соответственно и просто думаем - кто, откуда и куда может начать шнырять". В третьей попалась задумавшаяся девочка-водитель троллейбуса, приехавшая в задний бампер (хорошо, была не на троллейбусе smile ). Наука 2: "неадекваты могут незаметно подкрадываться сзади :), поэтому соблюдаем дистанцию и оставляем место для маневра". Вот как-то так, мне кажется.
И при этом, несмотря на формальное отсутствие вины по ПДД, всякого рода нервотрепка с такими делами стоит того, чтобы вспомнить про правило ДДД. Ну и про то, что "они повсюду и поработили всю планету" smile
Ну и внезапно перебегающий дорогу столбик низенького роста в моем активе тоже есть. smile

6 Лёхин  
У меня жена панически боится за руль.
Я дал ей в лесу по прямой на вилле (считай автомат) и ей понравилось...но вот все не можем денег под её обучение сыскать...да и она о5 паникует, да вот щас второго ждет пока не до учебы

7 Лёхин  
и ещё про гонки в городе...стараюсь пользоваться такими словами - "кто понял жизнь - тот не торопится", но дело в том что меня постоянна подначивают быдлорейсеры на 9ках...Страюсь думать о сыне....себе...но иногда так подначивают что приходится учить.

Артему - у тебя неправильно в блоге работает генератор кода антибота...Если ты вводишь первые букву то он прокатывает , при ошибке вылазит старый генератор с цифрами и каждый раз при обновлении он не принимает этот код...Убери старый генератор

8 Paragon  
Тема в самом деле необъятная. Но уверенность некоторых водителей и многих пешеходов в собственной бессмертности просто удивляет.

9 HQ74  
Научился ездить в 7 лет. В 8 лет уже накатывал десятки а то и сотни километров. В силу ряда причин, одна из них - сельская местность, милиции не боялся smile
Обычно ездили или тырить овощи с полей, на сенокос, и чаще всего дед брал меня как запасного водителя на пьянки. Он же и преподавал первую науку вождения, которая заключалась как раз в предвидении ситуации и сторогом соблюденнии правил. Правила и навыки вбивались в поддатливый детский мозг и в итоге благополучно получил права еще в школе и катаюсь безаварийно по сей день. Правила вбиты так что даже в лесу и когда никто не видит, включаю поворотники при повороте, причем автоматически сам того не думая. Сейчас с ужасом вспоминаю как можно было доверить пацану лет десяти ехать 70 километров в три часа ночи. Иной раз в непогоду. Иногда меня вытаскивала бабушка по приезду и несла на руках потому что уже был не в состоянии идти. Вобщем судьба уберегла, да и раньше машин то не было столько. Сейчас езжу больше про правилу три Д. (дай дураку дорогу). И оставляю пространства для маневра не только себе но и идущему сзади, т.е. смотрю не подставлю ли своим резким торможением задницу идущему за мной и стараюсь притормаживать заранее или просто обозначать маневры заранее. И за каждым пригорком чудится трактор :), потому как на моих глазах произошло столько аварий что становится страшно ездить иногда.
Короче подведу итог моему спутанному рассказу. Ездить всетаки надо учить с детства как раньше. Чтобы не было скороспелых учеников автошколы, боящихся потом ехать больше 20 км ч и бьющихся постоянно. Раньше (у нас по крайней мере) были автошколы и учились мы с 8 класса(точно не помню). Сначало ездить нельзя было а только матчасть и правила изучали несколько лет, потом ездили на автодромах год, потом только выпускали на улицу. И только потом через несколько лет учебы, мы сдавали на права.
З.Ы. И контраварийную подготовку в деревне милое дело проходить было. Выезжал на зимник - дорога по которой вывозили зимой сено с полей, шириной метров 20-30, отполированная как каток. Вот там тренировался удерживаться на дороге. Да и просто резвиться в волю можно было. В последвии несколько раз мне пригодились эти умения быстро вертеть рулем.

10 Anry  
А я первые навыки вождения и соблюдения правил получил от отца, когда мы ездили на велосипедах. Машины у нас в семье не было до меня, даже у ближайших родственников. Так что учиться сидеть за рулем было негде. Но, езда по городу на велосипеде прекрасно научила меня соблюдать правила и видеть дорогу. Так что ПДД можно преподавать (и нужно) детям, даже без машины, даже пешком. Сейчас катаясь со своими на заднем седенье, стараюсь, по возможности, объяснять дорогу, рассказывать правила. Старшая уже знает многие знаки, младший на каждом светофоре, вслух проговаривает, мол стоим, потому что красный, а поехали, потому что зеленый

11 HQ74  
Я сына тоже учу пдд и вообще поведению на дороге, дак теперь даже перейти через дорогу на правильный сигнал не так то просто. Он заставляет всех встать на зебру и ни шагу в сторону с нее. smile А на велосипедистов переезжающих а не переводящих велик по пешеходному он ругается и говорит что разве так можно неправильно поступать.

12 PsKoT  
Вот про скорость со старта со светофора Кот не согласен. Кот всегда старается уйти со старта первым, ибо ехать в общем потоке в разы опаснее. Вообще Кот любит ездить чтобы либо а) все сзади, либо б) все спереди, главное чтобы в округе поменьше народу. А как только представляется возможность уехать от всех подальше. И пусть на следующем светофоре все опять встанем вместе, но Кот опять уйдет первым в свободное плавание biggrin
По поводу страха за рулем... Был тока тогда когда пробовал первые разы на девятке и одиннадцтой - ну никак со сцеплением Кот не дружил и вот от ентого постоянно глох. А вот когда пошел учиться на права весь принцип стал понятен - повзрослел видимо). Кот учился зимой - чтобы страха от снегу не было. Может это повлияло, что как-то первый раз было не страшно в город выезжать, хотя получилось в офигенный снегопад, правда на тойоте с автоматом)) В итоге медленно, но верно пробрался из пункта А в пункт Б и обратно. Первый месяц еще левых поворотов боялся, потом как-то привык и по принципу - да хоть усигнальтесь сзади - пока все не проедут фиг дернусь, хоть красного дождусь.
А вообще обучают не водить, а обучают сдать на права, и это печально(

13 sad  
"Аппетит приходит во время еды" так и тут чем больше проводишь времени за рулем тем легче становится ездить дальше. Главное чтоб в самоуверенность непереросло все.

Движение на наших дорогах сумбурное очень часто встречается, правила многими считаются необязательными (рядность, поворотники, знаки и т.д.) Никто не наказывает да и правила многими подзабыты, а изменения нечитаются. И вот видя на пасажирском сидении выкрутасы таких, это прибавляет страху тем кто только хочет идти обучаться (покрайней мере у супруги так).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |