Я понимаю скепсис многих: что это за гомеопатическое бездорожье, отмеренное до миллиметра и градуса? Какой смысл ехать там, где машина заведомо проходит? Где, мать его, дух авантюризма?
Но гримаса ужаса и восторга на моем лице вполне искренняя, потому что забравшись на трехметровую горку с уклоном, когда капот скребет небо, чувствуешь себя чуть-чуть альпинистом. И страх неподдельный, потому что нае... навернуться с этакой кручи все же можно, равно как и повредить машину.
Испытай... подгузники на вместительность...
Конечно, антураж не так крут, как если бы тест-драйв устроили на настоящем, мясисто-глинистом грунте, с проездом по бурлящим лужам и бьющим поддых камням. Впрочем, нас, дилетантов, выпускать на такое «террейн» рановато, ведь секрет преодоления настоящего бездорожья не в том, чтобы с криком эгегей ехать по короткой прямой из пункта А в пункт Б, а как раз-таки в умелом избегании самых ядреных участков. У нас нет ни чувства машины, ни умения пользоваться всем арсеналом «Супер-Селекта», так что вот такое бездорожье из стальных прутков — в самый раз.
Говорите, не надо умений? Ну как сказать... Как минимум штурм таких вот инсталляций позволяет понять, что чаще всего на реальном бездорожье страх водителя будет не меньшим препятствием, чем, скажем, дорожный просвет.
Уже на гати — поперечных бревнах — болтает немилосердно и передний бампер ходит в считанных миллиметрах от древесной тверди. Чтобы снизить риски, я стараюсь точно дозировать газ и тормоз, но срывы колес с бревен столь внезапны, что все равно не угадываю.
Роликовый стенд в день теста еще не был установлен — его подготовят к четвергу, зато диагональное вывешивание бодрит, как американские горки. Накануне заезда я посмотрел на других участников и понял, что атаковать лучше с небольшого хода. Тогда трансмиссии не придется судорожно играть моментом на осях. Но ход мой, видимо, оказался слегка избыточным, потому что амплитуда колебаний вытащила из меня пару непроизвольных криков. А когда машина валится набок, рефлекторно поворачиваешь руль в сторону, чего делать категорически нельзя: можно слететь с железяк.
Траверса или боковой уклон на этом фоне не пугают, хотя в обычной жизни при таком крене начнешь искать ручку катапульты. Но мы то знаем — бездорожье тарированное.
А горбатая гора, это извините, горбатая гора. Ягодицы сжимаются непроизвольно. Умом то я понимаю, что такие штуки лучше одолевать на ровном ходу, но когда машина встает торчком (так кажется изнутри), получаешь квартальную дозу адреналина (у меня обычно спину ломить начинает) и заставляешь себя удерживать педаль нажатой через силу. На вершине бугра краткий миг полета я-король-мира, и затем такое же бравое нисхождение, после которого думаешь: «Да чтобы я еще раз...».
В общем, вполне рабочее бездорожье, позволяющее отточить некоторые навыки: как минимум, точную и спокойную работу педалями. Я думаю, если бы это бездорожье было настоящим, никто бы просто не рискнул участвовать. Потому что на реальном офф-роаде нужен какой-никакой запас на ошибку, а здесь машины едут практически на пределе своих просветов и ходов подвески.
Малыш-ASX, честно говоря, удивил. Я думал, этот стенд ему не сдастся. Но он хоть и по-пластунски, но прополз
И пока я фотографировал других участников, наползли в голову сумрачные мысли. Всякая старомодная ересь про то, что внедорожники, как класс, практически вымирают. Mitsubishi, по сути, остается одной из считанных марок, кто еще не отказывается от настоящего полного привода, но сегодня это, скорее, исключение.
Jeep Cherokee имеет подключаемый полный привод, Jeep Renegade построен на базе Fiat Bravo, новая Vitara станет паркетником, а Nissan Pathfinder получил несущий кузов и привод на муфте. Кто остается? Остаются классические люксовые внедорожники, вроде Toyota Land Cruiser, давно уже не использующиеся по прямому назначению. Остаются «раритеты», вроде Land Rover Defender и Jeep Wrangler, зачастую малопригодные для ежедневной эксплуатации, но очень клевые (для помечтать). Сегмент настоящих оффроудеров все сильнее дробится, разбавляется, уходит в рыночное подполье.
Это не заговор — это реалии. Сегодня даже россияне перестали считать настоящий внедорожник идеальным автомобилем: его место заняли кроссоверы всех форматов. Внедорожник — это нишевый транспорт для фанатов. И наверное, именно поэтому тарированное бездорожье вызывает такой восторг у участников, давно уже считающих экстримом выбоины во дворе или высокий бордюр. Для нас, городских, металлические конструкции — это вроде путешествия в заповедный дикий мир с кренами в 30 градусов.
И хотя я прекрасно понимаю, что тот же Pajero — автомобиль ветхозаветный, его преданность концепции «Супер-селект» вызывает уважение. Когда забираешься в высокую кабину, нажимаешь на внушительную педаль газа, с рокотом проползаешь по песку и бревнам, включаешь рычагом пониженную, что-то екает внутри.
Это не подвеска, а какой-то скульптурный шедевр
Так что я желаю «Паджу» долгих лет. В этом году выходит обновленная версия машины, но она сохранит трансмиссию Super-Select со всеми ее уникальными особенностями: возможностью ездить на 2WD или 4WD, три честных дифференциала, понижайку, две блокировки (центр и задний дифф). Ее же устанавливают на Pajero Sport и пикап L200, тогда как Outlander и ASX имеют полные приводы с муфтой.
Внедорожники постепенно сходят со сцены. Тем привлекательнее те, кто еще остается. Не всем же мчаться вслед за рыночной конъюнктурой - кому-то нужно хранить традиции и потрафлять вкусам неформалов. А то, глядишь, наши дети начнут считать внедорожником любую машину, способную парковаться к бордюру без хруста брызговиков.
PS: как я понял, трасса открыта для тест-драйвов, так что желающие могут - велкам
Ранее на тему:
Mitsubishi Pajero Sport. Сапожных дел мастер
Mitsubishi L200 в межклассовом сравнительном тесте
|