АвтоВАЗмигом открестился от «вброса» одного из своих вице-президентов Юга Демаршелье. Тот, по данным «Известий», обозначил себестоимость Lada Granta в 55 тысяч рублей, а Lada 4x4 — 163 тысячи, и общественность принялась смаковать новость о сверхприбылях завода.
АвтоВАЗ официально заявил, что указанные суммы — это лишь вклад в себестоимость отдельных подразделений предприятия без учета, например, стоимости материалов. Впрочем, большинству на эти заявления плевать, ибо больно уж хороша сенсация - навар 300%.
Так сколько все-таки стоит Lada Granta?
Точные цифры себестоимости Lada Granta, как и любой другой машины — это внутренняя информацию завода, которую мы вряд ли узнаем. Впрочем, кое-какие соображения все равно есть.
Большинство людей называют себестоимостью автомобиля суммы, которые тратятся на его непосредственное изготовление. Стоимость листового проката, энергозатраты, зарплата рабочих и т. п.
Такие расходы называются производственными. При этом не вполне верно считать их конечной себестоимостью, поскольку выпуск автомобиля подразумевает и другие траты. Как минимум неверно думать, будто разница между прайсовой ценой автомобиля и его производственной себестоимостью компания кладет себе в карман.
В западной терминологии есть такой коэффициент — RPE (Retail Price Equivalent), который показывает, насколько розничная цена превосходит производственные расходы. К примеру, по данным отчета американского агентства по защите окружающей среды, для ведущих игроков штатовского рынка RPE составляет 1,42-1,49. Минимальный — у Hyundai, максимальный — у Nissan (тут я предостерегу от того, чтобы распространять эти данные на автомобили для других рынков — отличия могут быть существенными).
Короче говоря, если некий Hyundai стоит в рознице $20,000, то производственные расходы на него составляют порядка $13,700. Некоторые методики исходят из того, что производственные расходы составляют менее половины розничной цены.
А куда девается остальное? В карман директорам? Акционерам? Нет. Во-первых, автомобиль нужно разработать или купить лицензию на его производство: скажем, по данным приведенного отчета, подобные расходы составляют 2-7% себестоимости. Еще 1-4% тратится на обслуживание гарантийных машин, ведь мы же не думаем, что «бесплатные» ремонты в самом деле бесплатны. До 11% могут составлять расходы на амортизацию оборудования, порядка 3% тратится на обслуживание самого завода.
От 3 до 12% разные компании тратят на администрирование деятельности (руководство компанией помимо непосредственного управления производством), около 1% - на пенсионеров, еще столько же — на оздоровление работников предприятия.
Машину нужно доставить до региона или страны, что обходится в 4% себестоимости (видимо, сюда включаются все логистические расходы: склады, автовозы, страховки и т. п.)
От 2-8% уходит на маркетинг, который включает массу всяческих активностей: разработку фирменного стиля, разработку маркетинговой стратегии, исследования рынка, изготовление рекламной и брендированной продукции, автоспорт, оплату рекламного контента и т.п. Наконец, 6-7% отдано на откуп дилерам, и еще 2-9% - это прибыль самого производителя.
Еще раз подчеркну, что раскладка выше актуальна для американского рынка. Я привел ее просто для понимания ситуации. В любом случае, сумма расходов на физическое изготовление автомобиля является далеко не исчерпывающей.
Как обстоят дела с АвтоВАЗом? Я не знаю доподлинно, но указанная сумма — 55 тысяч рублей — это даже не производственная себестоимость, а лишь ее часть. Если бы 55 тысяч рублей стоило производство "от и до", АвтоВАЗ был бы в числе самых прибыльных автопроизводителей мира, уложив на лопатки Porsche.
Если исходить из общепринятых оценок, «Гранта» должна обходиться в производстве примерно в 160-200 тысяч рублей в зависимости от модификации. В любом случае, неверно считать разницу между розничной ценой и производственной себестоимостью чистой прибылью предприятия — АвтоВАЗ, к примеру, последнее время вообще торгует себе в убыток (это не оправдание ему, просто печальный факт).
АвтоВАЗ - это ведь целый город. Сейчас так не строят. Фото с сайта www.avsim.su
Также я думаю, что относительно мировых лидеров доля непроизводственных расходов в цене «Гранты» выше. И связано это с тем, что завод имеет тяжелое наследие и активно развивается. Расходов требует и обновление производства, и оплата дорогих кредитов, и инженерные работы, и маркетинг. Помимо прочего сам по себе АвтоВАЗ — далеко не самое эффективное предприятие: советский размах работает, скорее, в минус.
Вряд ли АвтоВАЗ наваривает на своих машинах больше среднестатистического уровня. Но также верно, что у завода есть большой потенциал по наращиванию эффективности, что в будущем позволит увеличить прибыли или более гибко работать с ценами.
Понятно, что пошлины на ввоз иномарок позволяют заводу продавать машины дороже, чем они стоили бы в условиях глобального рынка. Но эта наценка является оплатой его «прошлых грехов», если позволите. Это условие жизнеспособности предприятия. Но если взятый нынче курс на его модернизацию будет выдержан, достаточно скоро конкурентоспособность завода вырастет (тем более, по правилам ВТО пошлины будут постепенно снижаться, и к этому нужно быть готовым).
Кстати, посмотрев на список непроизводственных расходов возникает желание его ликвидировать и тем самым снизить розничную цену машины. Давайте посмотрим, есть ли здесь потенциал (ниже речь не только про АвтоВАЗ, а про автопром вообще).
Затраты на разработку автомобиля (ОКР или R&D) — это неизбежность. С другой стороны, я уже писал, что нередко их драйвером являются крепчающие экологические требования (и кстати, процитированный мной американский отчет как раз и посвящен проблеме увеличения себестоимости из-за экологических норм). Плюс, недешево обходится безопасность. И конечно, компаниями движет вечная погоня за статусом «технологического №1». Как мне представляется, многие затеи разработчиков при трезвом расчете не нужны конечным потребителям. Сюда я отнес бы, к примеру, разнообразные адаптивные подвески, многоступенчатые трансмиссии, хитрые системы полного привода и т.п. В какой-то мере, расходы на ОКР можно было бы сократить политическим ходом, если бы общество приняло автомобиль, каким он сейчас является (а он неплох) и попыталось решить те же экологические проблемы за счет уменьшения количества личного транспорта или пересадки на более компактные и простые авто. Впрочем, это весьма дискуссионная тема.
Гарантийные расходы — еще одна парадоксальная статья. Чем сложнее и новее автомобиль, тем больше вероятность поломок, тем больше гарантийных расходов несет производитель, тем дороже, в конечном счете, автомобиль. Но если мы не хотим ездить на машинах, разработанных лет 15 назад (а мы не хотим), придется смириться — все новое почти всегда ломается.
Расходы на администрирование — больная тема не для только для нас, но в случае с АвтоВАЗом она стала чуть ли не доминирующей. Впрочем, как я понимаю, в последнее время завод добился изрядного прогресса, в том числе за счет совсем уж нецелевых трат на фантомных директоров.
А вот маркетинг — это интересно. Пожалуй, из всех непроизводственных расходов именно его многих из нас ликвидировали бы в первую очередь. Тем более у половины из нас слово «маркетолог» означает убийцу вдохновения (это они не дают инженерам делать креативные тачки), вторая половина ассоциирует маркетологов с рекламщиками, которые втюхивают нам что-то ненужное. Как-то я приводил данные о рекламных расходах автопроизводителей: к примеру, для VW они были на уровне 35 тысяч рублей из расчета на проданный в России авто (но не путайте рекламные расходы с общими расходами на маркетинг; реклама — это частный случай).
Опять же, маркетологи и рекламщики гораздо нужнее людям, чем те привыкли думать. Если гипотетически убрать их из уравнения, стоимость машины снизится где-то на 5-10%. Но машины будут не так удобны (а кто поймет, чего хотят люди?), а узнавать о новых моделях будет сложнее. Наконец, кто-то получит меньше удовольствия от авто, потому что некому будет убедить его, что он выбрал «самое-самое». Впрочем, я почти уверен, что есть и резерв для снижения этих расходов, поскольку сегодня рекламный образ машины нередко доминирует над ней. Бывает, компании предпочитают вложиться в агрессивную маркетинговую компанию, снизив расходы на инженерию, и, фактически, клиент платит больше за имидж, чем за реальную спортивность, экономичность или комфорт. В любом случае, даже жесткие запреты на рекламу вряд ли радикально снизят цену авто, так что стоит ли городить огород?
Пример рекламного провала - кампания Chrysler по улучшению собственного имиджа. $9 млн было потрачено на весьма банальный ролик, единственной фишкой которого является участие в нем [тогда еще популярного] Эминема. Видимо, $8,98 млн ушло на оплату его услуг
А вот Ван Дамм, скорее всего, окупился
И наконец, дилерские бонусы. Как и в случае с маркетингом, большинство клиентов считают подобные расходы лишними и с удовольствием обошлись бы без них. Возможно ли это? В принципе, почему бы и нет: скажем, единственным представителем марки становится сам завод, а клиенты покупают машины либо непосредственно «в ларьке у проходной», либо через посредников. ТагАЗ пытался реализовать эту схему с "Аквилой".
Впрочем, что это изменит? Зарабатывать будут не дилеры, а барыги-перекупщики, зато добавится хаоса. Скажем, возникнут серьезные проблемы с реализацией заводской гарантии, потому что дилер — это еще и авторизованный представитель марки в конкретном регионе.
При этом наверняка есть потенциал по снижения дилерских наценок. Взять размер и оформление автоцентров — в России они шикарны. Их строят по требованиям импортера, и, как видите, это недешевые конструкции.
У нас бы, думаю, не разрешили продавать "легендарные модели" в таком сарайчике
Теперь вопрос залу: предпочли бы вы покупать автомобиль на 2% дешевле, но в простеньком ангаре из профнастила, расположенном в дальнем конце ЧТЗ? Полагаю, кто-то бы и согласился, и, кстати, если вы посмотрите на среднестатистического дилера где-нибудь в европейской глубинке, то его автосалон заметно скромнее наших хором. Полагаю, мы тоже придем к этому, когда покупка автомобиля превратится из праздника в рутинную и прагматичную операцию.
А общий вывод из сей статьи такой: непроизводственные расходы есть и будут есть, хотя в каждом случае наверняка имеется и резерв для снижения. Но мотиватором должно быть не наше Интернет-недовольство, а рынок. Если считаете, что машина слишком дорога, что компания слишком вложилась в рекламу или дилер делает слишком большую наценку — не покупайте. Это, фактически, и будет знаком компании, что где-то они перемудрили. А пока люди будут выбирать автомобиль благодаря рекламе, будет и реклама.
PS: Кстати, почему-то никого не удивляет розничная наценка для продуктов питания и бытовой техники, которая может составлять и 50%, и 100%. Автомобильный бизнес тут далеко не самый жадный.
Эта тема - темный лес...я думаю достоверно конечную себестоимость гранты, с учетом исследований, амортизаций, процентов по кредитам и пр. не знает никто...даже Бу...единственное чем они могут играть - это именно операционные расходы...т.е. пробовать снизить издержки и увеличить доходы...а разницу фиксировать по каждому периоду и объявлять прибылью...при этом прогнозировать результаты оптимизации невозможно заранее, а только по факту...есть или нет эффект и каков он...эт тебе не пельмени лепить на продажу...если бы они могли точно знать величину каждой конкретной издержки, то у них бы не было "планово убыточных периодов"...
я думаю достоверно конечную себестоимость гранты, с учетом исследований, амортизаций, процентов по кредитам и пр. не знает никто...даже Бу.
Наверное. Да и в принципе это непостоянная величина, к тому же, очень сложная для понимания без специальных знаний. Я хотел показать саму структуру расходов автопроизводителей, а конкретные цифры - это да, темный лес. В любом случае идея о сверхприбылях как-то не соотносится с последними отчетами АвтоВАЗа и альянса Renault-Nissan.
идея о сверхприбылях как-то не соотносится с последними отчетами АвтоВАЗа
Да тут дело даже не в прибылях...а просто в том, что достоверно прогнозировать что-то невозможно...хотя это было бы очень полезно...взять ту же гранту...определить её реальную себестоимость невозможно...соответственно неизвестна структура этой себестоимости, соответственно заранее неизвестно где и какое сокращение даст результат, а какое только усугубит дело...т.е. маневр очень ограничен, ибо любое неосторожное движение может сильно навредить процессу...я имею ввиду, что управленческие решения принимаются на основании косвенных данных а не прямых, и результат соответственно будет косвенным, а не прямым...хотя для такой махины как Автоваз - это не особо и важно...
Бу то этого знать не надо, он не собственник предприятия. Но тенденция да, наличествует. Например некий собственник асфальтового производства не знает себестоимость своего асфальта )
Наценка дилкра не может быть 6%. Дилер не окупит шоу румы, красивых девушек на рицепшен, не получит своей маржи. Работникам диллерского автосалона можно купить машину со скидкой 25% раз в несколько лет. Такова наценка дилера, 25%.
Ну если читать внимательно, то несколько раз подчеркнул - данные для рынка США. Неужто так сложно ткнуть в пруфлинк, кстати, весьма авторитетной конторы, и проверить. Для России специально не лез в эти дебри, ибо у нас своя специфика, а достоверной информации - ноль. 25% выглядит преувеличенной величиной (полагаю, пруфлинков у вас нет, как нет и доступа к дилерской финансовой отчетности). По моей информации (опять же, на уровне разговоров с сотрудниками), в зависимости от марки маржа российского дилера - 7-12%. PS: есть еще наценка на допоборудование и запчасти - там поболее.
Вчера друзья купили мб спринтер, цена на сайте 1400 т р , отдали за 1080 т р. Машина 2014 г, популярная. Такпя же байда с бмв, ауди, французами, выторговаиь можно и 25%. Как так, если наценки 10%?
Надо вникать. Могу предположить один из механизмов появления мега-скидок. Скажем, прайсовая цена автомобиля 1 млн рублей. Начинается кризис, рубль обесценивается. Импортер переписывает прайсовую цену до 1,2 млн рублей. При этом машины на складе куплены еще по старым ценам, и если продавать их без маржи, получится скидка более упомянутых мной процентов. Иногда скидывают и больше маржи - складские расходы тоже кое-что значат, так порой выгоднее избавиться от товара, чем оплачивать его простой. Импортер может надавить на дилера... В общем, размер скидки не всегда эквивалентен марже. За коммерческий транспорт не скажу, но лично я ни разу не слышал истории о покупке автомобиля со скидкой 25% относительно старой цены. Ford Focus за 460 тысяч представляется мне все же из области фантастики, но если вы знаете таких щедрых дилеров, подсказывайте - пойдем у них затариваться.
Бмв которые от 2000 т р за стоимость на сайте покупают только те, кто торговатся не могут и не знают что можно. Про дешевые машины- да, не скидывают, они и так пока продаются. Да и сумма там небоььшая, 25% от 2000 т р и от 600 т р все таки разные деньги. Но скидки в 25% это факт, не единичный, не за старые машины, а обычное дело в москве. Да и в сша торговатся можно очень сильно. я просто в этом бизнесе Так что поизводсвенная себестоимость граны 55 т р , отпускная завода около 180, остальное доставка и дилер. Как то так.
В каком вы бизнесе, если не секрет? Просто вы опираетесь на мнение каких-то знакомых, но если вы в бизнесе - то должны располагать информацией из первоисточника, не? Приведите хоть один заслуживающий доверия пруф, или конкретику по формированию цен в вашем автосалоне, а то пока смахивает на домыслы, ИМХО. Да и причем тут премиум-бренды, скажем, в отчете, на который я в статье опираюсь, сплошь массовые марки, но вы же поленились сделать один клик и изучить первоисточник ) Так-то основной топик был про Ладу, а это далеко не премиум-бренд, и ссылки на дисконты БМВ в московских автосалонах... ну какбэ нерелевантны (даже если это так). Давайте уж про масс-маркет.
Вы какие пруфы хотите, статьи на За рулем? Так это сомнительный пруф. Еденичка бмв массовый бренд, хоть и премиум , стоит 800 т р . Если десяток машин покупать для таксопарка, то цена ленко упадеи на 20% для массовых моделей. Разве это возмодно бс наценкой 8%??? Я в торговле авто, некоторы автодилеров знаю лично. Да и вообще в бизнесе всб жизнь. Наценок в 8% не бывает в принципе, в продовольственных так вообще 2 цены минимум, часто 3 цены.
Да и вообще в бизнесе всб жизнь. Наценок в 8% не бывает в принципе, в продовольственных так вообще 2 цены минимум, часто 3 цены.
Но ведь наценка и прибыль это совершенно разные вещи? Что-то мне не верится, что в продовольственных товарах массового сегмента осталось много позиций, которые обеспечивают огромную прибыль. Если вы говорите о разнице между себестоимостью и конечной розничной ценой, то как правило эта разница разбивается на кучу звеньев (о которых говорится в статье). Или все-таки можно зарабатывать по 200-300% на продовольственных товарах?)))
В качестве пруфа, погуглите, была новость что средняя таможенная стоимость нового китайского авто 3500 дол. Если вы думаете что таможею можно обмануть со стоимостью - это не так, давно прршли те времена. Рамтаможка новой машины 48% от стоимости. Прибыльность считайте дальше сами. Пока на китайские авто она зашкаливаеи, но со временем придет к средней по рынку 20-25% Сорри за опечатки, с телефона
В России физически не может быть бизнеса с рентабельностью меньше 50%, и то он влачит жалкое существование и если не минимизирует налоги, то быстро умирает, говорю уверенно, т.к. знаю по собственному опыту.
ИМХО, в тех областях, где нет монополий, где более-менее свободная конкуренция - ситуация не такая. Назову кучу отраслей и товаров, где уровень сервиса и качества растет, продукт становится ближе и доступнее потребителю, и при этом рентабельность бизнеса становится все-ниже и ниже. Для мелких и средних компаний 50% это наверно очень хороший показатель сегодня (мне так кажется, я так думаю, могу ошибаться). Это, конечно, не касается господ из государственных компаний-монополистов, которые строят себе дома с шубохранилищами и при этом клянчат деньги из бюджета на поддержку бизнеса. Извините.
ИМХО, как и в случае с Грантой налицо путаница с терминологией. Что у нас понимается под 50% рентабельностью? Что я могу покупать сок "Добрый" за 20 рублей и продавать за 30 рублей? Ну так рентабельность в этом случае не будет 50%, ибо есть расходы на аренду, зарплату, ЕСН, НДС, на лапу чиновниками и т.п. Рентабельность - это фактически коэффициент прибыльности, навара. Так в нашем случае даже с такой наценкой рентабельность может получиться отрицательной. В общем, мне кажется, это сказки все про какие-то дикие навары, если мы берем более-менее цивильные бизнесы в конкурентной среде (а не выкачивание нефти из неучтенного месторождения). Что касается дилеров, то они не живут на деньги от продажи машин. Они живут на деньги от их обслуживания. Продажи им важнее в стратегическом плане, чтобы не иссякал парк машин в гарантийном возрасте.
Артем, вам именно кажется. Действительно меньше чем за 50% у нас никто не работает. 10 % это навар на б.у. машинах, где вложений то - вагончик и открытая площадка. Сколько владелец сумеет вытащить себе чистой прибыли - это уже зависит то множества факторов. Но то, что наценивает дилер на новые машины не 10% это абсолютно точно. Вы повторяете расхожую мантру, что дилер зарабатывает с дополнительного оборудования и обслуживания. Дилер с обслуживания почти ничего не зарабатывает, он бы с удовольствием вообще машины не обслуживал, т.к. это тот еще геммор, но производитель требует. А дополнительное оборудование можно и не брать, что уже большинство и делает. И дилер все равно будет в приличном плюсе. Я вам много доказательств привел что скидки могут быть большие, что 10% это +- в этом бизнесе вот вам еще пару "пруфов", результат легкого гугления http://www.benzclub.ru/forum/showthread.php?t=281236 http://www.bmwclub.ru/vb/archive/index.php/t-497949.html но пока свои делом не займетесь, будете глупости перепечатывать )
Влад, я уже понял, что вы точно также ничего не знаете о теме изнутри, а гуглить - я гуглил, некоторые результаты есть по ссылкам в статье, и это не форумы, а весьма авторитетные источники (ну и еще раз - завязывайте уже с премиум-марками, речь не про них шла).
Мне вот интересно, зачем производители автомобилей, расходящихся и так как горячие пирожки, еще и вкладываются в рекламу ? Или это маректологи свой хлеб отрабатывают ? )
Так не будь рекламы, не было бы горячих пирожков) Скажем, "Датсун", на который, я уверен, будет спрос, до начала рекламной компании никто не покупал. А сейчас начинается движуха, потому что о нем написали почти все СМИ и запущена федеральная реклама. Солярис - там и вовсе почву заранее готовили, чтобы создать ажиотаж, и создали. То же самое с Полоседан - года за два уже разжигали аппетит "автомобилем специально для России". Вообще сегодня невозможно продать автомобиль без мощного рекламного подкрепа. Я не говорю, что машины продает только реклама, но это как один из важных элементов стратегии продвижения.
Вся эта лабуда с рентабельностью мне не совсем понятна....с чего это я должен переживать о снижении рентабельности бизнеса у какого-то коммерса...в моем понимании, он должен получать прибыль равную нулю, при чем не на бумаге, а реально, да еще должен сильно постараться чтобы выйти в ноль...прошу заметить, что я имею ввиду именно прибыль...зарплату свою пусть получает как хочет, ну или сможет, главное, чтобы платил с неё налоги...в этом кстати преимущество гос. предприятий над частными...т.к. при одинаковом качестве управления гос. предприятия могут позволить себе работать в ноль, а частникам нужна прибыль, на величину этой разницы, в теории, гос. предприятия могут быть конкурентнее частников...да и какой толк от этой прибыли для общества, если она тут же утекает в оффшоры, поездки, иностранную недвижимость и т.д. а не идет на программу модернизации или хотя бы в бюджет...мне лично прибыль Автоваза не нужна, ибо получит её концерн и выведет из страны...
У тебя немного упрощенное представление о бизнесе. Ты описываешь модель, когда коммерс владеет киоском, получает тут же зарплату управляющего и может жить на нее без прибыли.
Большинство крупных бизнесов сделано на деньги акционеров. Акционеры получают процент от прибыли. Если предприятие не дает прибыли, акционеры недовольны. Они могут уволить директора. Они могут начать избавляться от акций. Они могут закрыть фирму. То есть предприятие, стабильно не приносящее дохода, в принципе нежизнеспособно. Оно бессмысленно для акционеров. И зарплата управляющего зачастую очень сильно зависит от прибыльности компании.
Глупо предлагать тебе перечитывать твою же статью, но придется...статья про что? Про гранту и Автоваз....при чем тут Большинство крупных бизнесов...??? Мы говорим про один конкретный, который уж точно не сделан на деньги акционеров...а получен ими за незначительную плату...
И зарплата управляющего зачастую очень сильно зависит от прибыльности компании.
Это понятно, но в корне неверно..проверено 1000 раз...если привязать з/п управляющего к прибыльности компании, то он тут же начинает "оптимизацию"...и конечно же действует втупую...начинает сокращать ремонтный персонал (тех кто ремонтирует станки и оборудование), увеличивает межремонтный интервал оборудования, экономит на расходниках, режет программу ремонтов и тех.перевооружения и т.д....это приводит к понятному результату - повышение показателей на первых порах, за счет повышенной аммортизации основных фондов...это ведет к коллапсу в будущем, но кого это волнует...
Не знаю на кого рассчитана эта инф. о гранте за 55 т.р., о рентабельности в 50% у автодилеров и пр.полемика некоторых в комментах..По.моему, не нужно иметь высшего экономического что бы все это отфильтровать, достаточна хотя бы элементарная финансовая грамотность
Собери себе ценник сам :-) http://tlt-detal.ru/price.xls Цены кстати очень дешевые... У кого есть время и тех. знания строения автомобиля - вперед к озвучиванию примерной стоимости! Остальную непроизводственную часть можно посчитать по минимальным, озвученным в статье процентам, и сравнить с рыночной стоимостью...
У меня есть экономическое образование, но я всё равно не знаю какая себестоимость(какая именно из себестоимостей?) гранты. Материалы могут быть на уровне 70-100 тысяч, как мне кажется - ведь не из золота же делается. А вот полная - большой вопрос. А вообще, себестоимость - это просто. Достаточно знать ВСЕ затраты и объем выпуска. Т.к. никто на этом форуме этого не знает, то и обсуждение можно не продолжать!:))