Блог Артёма Краснова
Четверг, 25.04.2024, 14:56

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2014 » Ноябрь » 10 » Тайная жизнь АЗС
14:24
Тайная жизнь АЗС

«Газпромнефть» организовала небольшой пресс-тур на АЗС, чтобы рассказать журналистам о работе операторов при приеме партий топлива. Понятно, что тема сугубо рекламная, но меня она заинтересовала, потому что раньше я вообще не представлял себе, как происходит налив топлива.

Есть еще один важный нюанс: чаще всего некачественное топливо появляется не на НПЗ, где оно многократно и очень тщательно проверяются, а как раз-таки на АЗС. Причем механизма, условно говоря, два: сознательное и «нечаянное» ухудшение качества. В первом случае речь об откровенном бодяжничестве, например, с целью повышения октанового числа за счет присадок. Во втором случае — плохой контроль за параметрами топлива во время транспортировки, налива, хранения и реализации. Ниже — небольшой фотоотчет о том, как происходит приемка топлива на АЗС «Газпромнефть», расположенной на въезде со стороны Екатеринбурга (АЗC №236).

 

Топливо приезжает в автоцистерне с тягачом Mercedes-Benz Actros, причем одним из критериев качества работы является точность его прибытия. На данной АЗС запаса бензина хватает примерно на день работы, дизтоплива — на пару дней. Соответственно, поставки осуществляются ежедневно.

 

 

Перед резервуарным парком есть очень ровная горизонтальная площадка, на которую бензовоз должен затащить цистерну всеми колесами. Это необходимо, что топливо слилось из емкостей полностью.

 

 

Я не знал, но оказывается, одна цистерна перевозит сразу несколько сортов топлива. В данном случае, ее объем разделен на четыре отсека по семь кубометров. Дизтопливо наливают в первый отсек, который опирается на седло тягача — «солярка» ведь тяжелее бензина. Вообще деление цистерны на секции нужно в том числе для того, чтобы на торможениях инерция топлива не дестабилизировала автопоезд (Аяврик наверняка может дополнить).

 

Под колесо полуприцепа подкладывается башмак

 

Цистерна заземляется...

 

… о чем свидетельствует зеленый индикатор на пульте. Кстати, для перевозки опасных грузов водитель должен получить соответствующую категорию.

 

О том, что груз опасный, свидетельствуют вот эти симпатичные граффити на цистерне

 

После приемки документов от водителя, оператор АЗС убеждается в наличии свободного объема в емкостях с помощью специального щупа. Разумеется, есть и электронная система контроля, однако вручную надежнее. Особая тщательность, с которой контролируется остаточный объем, понятна: пролив топлива — это ЧП.

 

Кстати, если все-таки топливо выливается из резервуара, оно собирается внизу бетонного саркофага. Обнаружить это можно через специальный люк. Вообще резервуары двухслойные, а межстенное пространство заполнено специальной жидкостью под избыточным давлением. По падению этого давления можно понять, что резервуар разгерметизировался. Но это, как вы понимаете, большая редкость и вообще катастрофа.

 

Перед проверкой уровня на щуп наносится специальный индикатор, меняющий цвет с зеленого на розовый при контакте с водой. Про воду стоит сказать отдельно: чаще всего ее появление в топливе связано с конденсацией или кристаллизацией атмосферной воды на стенках резервуара. Процесс этот, само собой, не быстрый, но туманы или резкие суточные перепады температуры могут его ускорить. В межсезонье, например, оводнение происходит более интенсивно. Вода не смешивается с топливом, плюс она тяжелее его, поэтому оседает в нижней части резервуара. В данном случае наличия воды не обнаружено. Некоторой защитой от воды служит тот факт, что забор жидкости из резервуара осуществляется на высоте треть метра от его дна.

 

 

Специальным мерным стаканом отбирается также проба топлива для определения его плотности — это нужно для контроля массового остатка (продажа топлива — в литрах, учет — в килограммах).

 

 

Попутно измеряется его температура, чтобы привести плотность к стандартным +15 градусам

 

Обратите внимание — каждая подземная емкость адресована строго определенному виду топлива. Смешивание, даже после полного опорожнения резервуара, не допускается

 

Попутно заполняется бесчисленное количество документов, в том числе, связанных с техникой безопасности

 

 

 

Близится момент истины, и оператор разматывает шланги специальных огнетушителей. На всякий случай.

 

Перед тем, как соединить бензовоз с подземным резервуаром, оператор АЗС должен провести еще ряд процедур, забравшись на бензовоз. Тут хочу заметить, что работа у них тяжелая: во-первых, представьте, какого скакать полтора часа на холоде в мороз -30, во-вторых, оператор жутко материально-ответственный. Неполный слив — штраф. Украли игрушку в магазине — штраф. А уж если они промахнутся и зальют топливо не в ту емкость... При этом большая часть операторов — женщины, работа, как вы понимаете, круглосуточная.

 

У каждой секции — своя крышка. Оператор пристегивается к поручную специальным карабином

 

Взяв пробу топлива, оператор проверяет его, так сказать, органолептически, то бишь визуально. Топливо должно быть прозрачным и чистым. Если в него попало вода, ее обычно видно либо по мелким капелькам, либо по мутности топлива. Здесь же оператор проверяет плотность, в том числе, чтобы убедиться, какой именно сорт залит в данной секции (данные о плотности есть в паспорте).

 

Литр топлива набирается в специальную тару — это арбитражная проба, которая позволяет проанализировать ее в случае любой конфликтной ситуации. Проба храниться до полной реализации данной партии топлива.

 

Наконец, бензовоз можно подключать к резервуару. Тут важно не перепутать сливные краны — в данном случае их четыре: под дизтоплива, 95-ый и две дозы 92-ого.

 

Подключает водитель, проверяет оператор

 

Есть контакт! Но запорные клапаны еще закрыты — в этот момент происходит финальная проверка.

 

Вот такой красной кнопкой открывается запорная арматура подземного резервуара.

 

Топливо из одной секции сливается самотеком примерно 20 минут. Опорожнение всего бензовоза с учетом документального оформления займет часа полтора. Если емкости надземные, у бензовоза есть специальные насосы, но серьезные АЗС используют подземные резервуары

 

 

Конечно, неприятно видеть на АЗС такую табличку, но руководство старается минимизировать время простоя. С другой стороны, вдумчивый слив топлива — в интересах автомобилиста.

 

Финальное оформление документов

 

А это — паспорт качества, основной документ, сопровождающий партию топлива. На любой АЗС вам обязаны представить его по первому требованию. Понятно, что в паспорте качества все параметры данной партии топлива соответствуют стандартам — иначе партия бы в принципе не покинула пределы нефтебазы. С другой стороны, кое о чем он расскажет. Например, стоит обратить внимание на дату выдачи паспорта: поскольку на серьезных АЗС поставки идут практически ежедневно, она не должна быть недельной или месячной давности. Во время рейда по АЗС нам встречались заправки, у которых паспорту качество исполнился чуть ли не год. Во-вторых, стандарты допускают разбег некоторых параметров, например, плотности, содержания фактических смол, серы или давления насыщенных паров. В паспорте вы можете увидеть реальные значения для данной партии. С другой стороны, понятно, что резервуары не опорожняются на 100% регулярно, поэтому фактически, в емкостях залита смесь топлива из разных партий. Поэтому придавать слишком большое значение параметрам в паспорте я бы не стал: пожалуй, единственный способ убедиться в истинных характеристиках топлива — набрать его из ТРК и отправить в лабораторию.

 

У современных топливо-раздаточных колонок есть дополнительная система фильтрации топлива, которая задерживает механические примеси и частично воду.

 

 

Там внизу — подземные емкости. Их очищают раз в год, причем не химически, а вручную, специально обученные люди

 

На многих АЗС «Газпромнефть» есть полноценные магазинчики и кафе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: На злобу дня | Просмотров: 1903 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: топливо, АЗС, Бензин | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 14
1 PsKoT  
Хм или в статье ошибка или бензовоз такой приехал "в данном случае их четыре: под дизтоплива, 95-ый и два типа 92-ых" (с) Там же судя по последней фотке 92, 95, 95G  и 98 (а еще и ДТ есть). Или получается, что может несколько в день бензовозов приезжать...?

2 Артем_КРАСНОВ  
0
Цитата
"в данном случае их четыре: под дизтоплива, 95-ый и два типа 92-ых"

Речь шла о топливах, которые конкретный бензовоз приволок, а так на ГПН реализуется пять типов топлива, но 98-ой и G95 привозят в других бензовозах. Я думаю, логистика посложнее схемы "1 бензовоз в день". Скорее всего, есть статистика о спросе на отдельные виды топлива, и поставки заточены под эту статистику. Скажем, дизтопливо прибывает в одной секции 1 раз в день, а популярный бензин АИ-92 - в шести секциях на трех бензовозах. Ну как-то так видимо.

12 AlexZander  
Так же бросилось в глаза, про два типа 92, хотя на ГПЗ всего один тип 92, а два типа 95 (95 и G95). Может они 92 льют вместо 95? ))

13 Артем_КРАСНОВ  
0
Да, как-то я неправильно выразился, там не два типа 92-ого, а просто две секции )))) Видимо, потому что он самый востребованный. Исправил

3 HQ74  
А все таки интересно как попадает вода в топливо. В том смысле как они умудрялись раньше перемешивать и продавать такой бенз. Я как то давненько, когда бензу разбавляли ослиной мочой, купил 3х литровую банку бензы для паяльной лампы. В смысле залил попутно на заправке. А на следующий день грянул мороз в -45 и у меня банка стоявшая на улице просто лопнула и оттуда вывалился такой заледеневший кусок бензина в форме банки. Пришлось его разбивать на куски и потом в тепле децл греть. И таки чудо было явлено, паяльная лампа заработала на этом оттаявшем бензине. И кста в тот день заправка не работала, сказали что не качает топливо. Я правда догадывался почему она не прокачивала такое топливо. Это было конечно в начале 90х где то. Вот такое раньше было качество. Щас вроде получше стало.

4 Артем_КРАСНОВ  
0
Я так понимаю, что есть такой способ бодяжки бенза - добавить воду. Объем больше, навар больше. В теплое время года вода каких-то фатальных последствий не влечет. А описанный тобой случай вообще ставит в тупик, видимо, дело зимой было, раз -45... Вроде нелогично бодяжить водой при таких температурах, результат предсказуемый.

Но вода попадает в топливо и из атмосферы, но, конечно, в значительно меньших количествах. При правильном сливе, как я понял, ее вообще ничтожно мало, но все равно проверяют на всякий случай.

10 Аяврик  
Где-то читал, что замораживание воды оптимизирует её свойства. Не знал, что с бензином этот принцип работает biggrin

5 Аяврик  
Не работал на бензовозах, но заправляться приходилось часто:)) Здорово, конечно, что журналистам показали, как оно должно быть. Да и понятно, у фотографа мы все умное лицо пытаемся сделать... Если есть знакомый бензовозчик, то можно спросить, как оно на самом деле. Хочется верить, что хотя бы половина из прочитанного, и хотя бы на Газпроме соответствует фактам. sad

6 Артем_КРАСНОВ  
0
Ну справедливости ради скажу, что и на ГПН, и на Лукойле сейчас топливо весьма приличное даже по европейским меркам. Второй Ситроен у меня, заправляюсь, фактически, в одном и том же месте, через три года и состояние свечей и прочие признаки говорят, что проблем с топливом нет, если не сильно экономить. Понятно, что человеческий фактор все равно где-то сказывается, но это единичные случаи, а в остальном пусть другие читатели расскажут, где заправляются и какое состояние мотора.

7 Аяврик  
Согласен, если речь идёт о более-менее крупных АЗС известных брендов, там почти не бодяжат, обходясь недоливом. Но чем дальше от европы, тем страшнее за автомобиль. Попадаются арендованные заправки под Лукойловским флагом; я на такой однажды от колонки отъехать не смог, ладно хоть топл. аппаратуру не кончил. Так что доля везения тоже нужна.

8 Артем_КРАСНОВ  
0
Лукойл одно время активно раздавал франшизы, что, судя по всему, было ошибкой (по народному говоря - жадностью). В Челябинской области года этак с 2010 тема с франшизами закрыта вроде бы, но все еще встречаются АЗС, очень сильно смахивающие на Лукойл, но по факту какой-нибудь "..укойл" )))

9 Аяврик  
Это было в Тюменской обл. году этак в 2008-09. С виду - натуральный Лукойл. Пообщался с местным бензовозом - они покупают дизтопливо(?) у какой-то в/ч, наверно, с войны хранилось.

11 PsKoT  
Кот перешел с 95 на G95, но пока верен ГПН :-) Машинка поехала веселее, по расходу вроде также. Но шевроны сами по себе прожорливые... Ну и ценник подрос, хотя с чем сравнивать. 40 литров G95 дороже обычного ровно на 1 бутылку пива :-) Так что с этой стороны не так уж и затратно :-)

14 kriptonus  
Когда машину помоешь, так вообще отлично едет;))) Все дело в самовнушении

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |