Покуда возможности челябинских автомобилистов пухнут вместе
с дорогами, пешеходы выглядят кастой притесненных: тротуары усыхают до размеров
бордюрного камня, а переход иных магистралей на зеленый предполагает бег трусцой.
Сегодня форсировал Воровского за отведенные 22 секунды: успел, но шагал
размашисто. Около «Родничка», говорят,
лучше не экспериментировать, а брать с низкого старта, как на уроке
физкультуры. Тогда есть шанс добежать.
Тем приятнее слышать новость, что город продолжает
обновление автобусного парка, что хотя бы отчасти облегчит жизнь двуногим. Причем
в дополнение к «Нефазам» начали покупку современных MAN Lion's City A78: первый такой аппарат прибыл
в Челябинск пару дней назад.
Автобус весьма интересный. Он низкопольный, то есть на входе
нет ступеньки: пенсионеры, люди с колясками и велосипедисты оценят особенно
сильно.
Во-вторых, он работает на сжатом природном газе: 8 баллонов
хранят его по под давлением 200 атмосфер, а общая вместимость составляет 1712
литров (баллоны находятся в "волдыре" на крыше). В них входит примерно 265 кг газа: с точки зрения
энергоемкости, это сопоставимо с 300 литрами дизтоплива. А теперь оцените
экономию: полная заправка газом будет стоить 3400 рублей, дизтопливом – 8400 рублей!
Челябинские эксплуатационники посчитали, что ежедневная экономия на 1 автобус
составит порядка 1,2 тысяч рублей. Если цифра подтвердится, набежит порядка 420
тысяч в год.
Кстати, не путайте сжатый природный газ (в основном, он состоит из метана) со сжиженной пропан-бутановой смесью, на которой ездит большинство газифицированных легковушек.
MAN
выпускает два мотора на природном газе мощностью 245 и 310 л.с., построенных на
базе дизелей. Работают они по циклу с искровым зажиганием, а не более сложному
в эксплуатации газодизельному. Коробка передач автоматическая – либо четырех-,
либо шестиступенчатая.
Помимо экономичности, природный газ позволил сравнительно
малой кровью уложиться в перспективные европейские нормы экологичности, поэтому
для окружающих такой автобус не намного вреднее троллейбуса.
По вместительности 12-метровые MAN Lion’s City сопоставимы с
популярным у нас НЕФАЗ 5299, вмещая 110 человек. То есть один автобус заменяет
примерно 8 «Газелей».
По длине MAN превосходит легковушку гольф-класса почти в
три раза, а диаметр разворота составляет 22 метра. Это значит, он способен
развернуться в один заход на магистрали шириной минимум 8 полос.
Губернатор Челябинской области Михаил Юревич отметил также,
что автобусы имеют автономные отопители салона и кондиционеры. Плавность хода должна
обеспечить пневмоподвеска.
MAN также активно строит шасси, так что основная масса будущих челябинских
автобусов будет построено ЛиАЗом на низкопольном фундаменте MAN. Вероятно, это снизит стоимость
автобуса, но пока она очень ядреная. Не знаю, сколько именно стоит
челябинский вариант, но, если судить по другим модификациям MAN, примерно 10 млн рублей, что в три
раза дороже, чем отечественный «Нефаз».
Кстати, обновлением автобусного парка активно занимается и
Лондон, причем в Британии вопрос приобрел политическую окраску. Двухярусные автобусы
Routmaster, которые у
нас называют омнибусами, а в Англии – даблдеккерами, являлись визитной
карточкой Лондона с конца 40-х годов. Должен заметить, что по узким улицам
центрального Лондона они носятся с невероятным проворством, которое особенно
заметно, если сесть в первый ряд второго этажа: эффект круче, чем от 3D фильма. Иногда кажется, что ты вот-вот протаранишь
окно второго этажа, но в последний момент картинка с поразительной скоростью
смещается вбок, открывая обзору очередную узенькую улочку, на которой даже на
малолитражке ездить неуютно. Останавливаются лондонские автобусы по
требованию (кнопки есть на каждом поручне), многие работают без кондуктора
(оплату принимает водитель на входе), а если на остановке есть инвалид, они
приседают за счет пневмоподвески, выравнивая уровень пола с высотой тротуара. Одиночный
проезд на автобусе стоит порядка 0,8-1 фунта (40-50 рублей).
В 2004 году тогдашний мэр Лондона Кен Ливингстон начал
борьбу с устаревшими даблдеккерами в пользу более современных конструкций с «гармошками»
и прочей континентальной ересью. Его оппонент Борис Джонсон выступил за
создание современного двухэтажного «Рутмастера», и в том числе поэтому
выиграл выборы. Все-таки «Мерсовские» гармошки, даже выкрашенные в классические
красные цвета, в Лондоне смотрятся чужеродно.
И вот в этом году появится новая версия "Рутмастера" с двумя
ярусами, разработанная специально для Лондона. Это дизель-электрический гибрид
с тремя дверями и двумя лестницами на второй этаж. Одна из самых ярких фишек –
это остекление лестничных пролетов, тогда как в старых Routmaster они напоминали узкие корабельные
лестницы.
Что интересно, двухярусная концепция, в целом, себя не
оправдывает. И дело не только в цене, эквивалентной 75 млн рублей! Суди сами: лондонский переросток короче MAN Lion’s City всего на 0,8 метра (11,2
против 12,0), на толику шире и ощутимо выше – при росте в 4,3 метра, в России
он бы задевал за провода и мосты. Но в MAN входит 110 человек, в Лондонский автобус – 87. Проблема в
том, что второй этаж формально не предназначен для поездок стоя, плюс изрядную
площадь съедают две массивные лестницы. Так что «даблдеккеры» - это скорее дань
традициям, чем рациональности. Причем, довольно дорогая дань.
Читайте в тему: Почему мы не ездим на природном газе? "Газель" или автобус?
|