В передаче Владимира Познера «Тур де Франс» меня заинтриговала
работающая в Париже система Velib – остроумный способ проката велосипедов, которые французы
хотят распространить на прокат авто- и электромобилей (Autolib).
Velib
работает так: по Парижу разбросаны 750 стоянок на 15 велосипедомест каждая.
Взять байк может любой обладатель банковской карты, вроде Visa или
MasterCard, которая разблокирует
велосипед. Первые полчаса поездки бесплатны, а далее плата вызымается
прогрессивно: 1 час – 1 евро, 1,5 часа – 3 евро, 2 часа – 7 евро, а 20 часов – уже 151
евро. Сделано специально, чтобы увеличить ротацию. Вернуть
велосипед можно на любую стоянку, так что маршрут может быть
незамкнутый. Познер говорит, что поначалу идея вызывала большой скепсис, но теперь
французы привыкли, полюбили, и система развивается.
Но куда интереснее продолжение этой идеи – прокат машин Autolib. Про нее пока мало
что известно, но она предполагает 4000
автомобилей на 750 стоянках по городу и запуск в 2013 году.
Особенно перспективной она кажется применительно к
электромобилям, поскольку позволяет решить одну из проблем – длительную зарядку
батарей. Единичная поездка по городу редко требует пробега более 30-50 км, на
которые способны все серийные электромобили на 80-процентной зарядке.
Соответственно, ты доезжаешь до места назначения, и даже если батарея
разрядилась, а нужно уезжать надо через 5 минут, ты просто берешь другой электромобиль. Само
собой, организация процесса несколько сложнее, чем в случае с велосипедами, но ничего
запредельного.
Для крупных городов с историческими центрами идея особенно
хорошо сработает в комбинациями с перехватывающими парковками. То бишь от периферии
мегаполиса поближе к центру подъезжаешь на обычном автомобиле, там меняешь его
на «Автолиб», и вперед . Доехал до
центра, бросил электромобиль на парковке, прогулялся пешком, взял новый
электромобиль на ближайшей стоянке и вернулся обратно к машине.
А как насчет окупаемости. Допустим,
цена компактного электромобиля – 20 тысяч
евро, расходы на эксплуатацию и ремонты – 5 тысяч евро в год, коэффициент
используемости – 30% (по времени). Если положить срок окупаемости пять лет, минимальная
плата за час составит 3,42 евро. Немало, но в Европе транспортный расходы в принципе весьма высоки.
Интересно поглядеть, как воплотят эту идею в жизнь французы.
|