Как-то еще зимой мне выпала честь отъездить день на Suzuki Grand Vitara. Не могу назвать себя поклонником этого автомобиля, ибо в асфальтовых дисциплинах, чего уж душой кривить, он выглядит слоном в айфонной лавке. Если выключить в голове хор фанатов «Гранды», то в сухом остатке получаем очень скромную динамику, четырехступенчатый автомат, посредственное чувство руля, требующую тонкой настройки эргономику и неважное сочетание комфорта и управляемости. Наверное, в 2005 году «Гранд Витара» была отнюдь неплоха на фоне тогдашних паркетников, но с тех пор тот же RAV4 сменил три поколения, так что угнаться за модерновыми кроссоверами «Гранд Витаре» сложновато. Нет, все что я описал – это придирки избалованного паркетниками журналиста, но, в конце концов, эти паркетники в свободной продажи и почему бы нам не сравнивать.
Фото Олега Каргаполова
К «Гранд Витаре» можно привыкнуть и не зудеть по мелочам. Нормальный автомобиль без прорех, просто слегка старомодный. А когда вспоминаешь о ее внедорожном потенциале, на душе и вовсе теплеет, потому что сегодня не все как-бы-внедорожники могут похвастаться постоянным полным приводом, блокировкой да понижайкой. Я уже писал, что «Гранд Витара совсем уж отчаянным внедорожником не является – и просвет маловат, и межколесных блокировок нет – но уж по меркам остальных паркетников она крута, как луноход. Даже если где-то ей не хватает абсолютных возможностей, у нее есть качество, почти утраченное современными кроссами – «Гранд Витаре» можно доверять. У нее не перегреется муфта привода, ее колеса начнут грести одновременно и по законам нормальной физики, а блокировка дифференциала – это блокировка, а не натужное сжатие букcующих фрикционов.
И вот на рынок выходит еще одна машина с похожим названием – Suzuki Vitara. Внешне она похожа на «Гранд Витару», а внутреннее – это почти полная копия кроссовера Suzuki SX4, построенная на его укороченной базе и отличающаяся в нюансах: например, у нее шестиступенчатый автомат, а не вариатор. Соответственно, повадки у «Витары» напоминают брата «эс-икса», то есть это такая высокая легковушка с возможностью установить подключаемый полный привод. Ее характер очень сбалансирован и интуитивен, но ничем особенным не запоминается. Если «Гранд Витара» впечатляет контрастом своих дорожных и внедорожных свойств, то просто «Витара» усреднилась под запросы горожан. При этом «Витара» заметно теснее «Гранд Витары», что, впрочем, следует из названия.
Старшая сестра с рынка не уходит и остается главной ударной силой Suzuki. Зачем вообще нужна младшая, когда есть тот же SX4? Полагаю, Suzuki хочет собрать плюсы разных машин под одной крышей. Антикварная «Гранд Витара» уже не совсем вписывается в реалии современных мегаполисов, но у нее есть репутация и харизма. SX4 гораздо приспособленнее для города, но ему не хватает изюминки, которая бы поставила его из ряда вон. Vitara – это точно выверенный компот потребительских свойств, который польстит самолюбию владельца удачным дизайном, но избавит его от зуда, толкающего нас в скользкие колеи близ садовых товариществ.
А если уж на чистоту, Vitara – это еще одна горсть земли в могилу внедорожников, класс которых скоро отметит девятый день. Мир поменял ориентацию: все тру-джипы, которые вы можете купить в настоящий момент, уходят корнями ко временам, когда изготовить электромагнитную муфту человечеству было не под силу. Ford Explorer, Nissan Pathfinder и Toyota Highlander приняли новую религию, а немногие выжившие в «электромагнитной войне» сегодня смотрятся такими же мастодонтами, как Grand Vitara. Jeep Wrangler. Mitsubishi Pajero. Land Rover Defender. Уазик и Шеви Нива.
Технологии позволяют создать автомобили, одинаково годные для асфальта и злого бездорожья, и удачные попытки были – взять тот же Touareg первого поколения или Land Rover Discovery. Но суровая правда в том, что даже людям, способным оплатить избыточную внедорожность, она уже ни к чему.
Если не случится мировой войны, процесс необратим, и Grand Vitara, похоже, если и будет сменена новой моделью, сменит заодно и концепцию. Но, наверное, это нормально, ведь все происходящее – это не злобный заговор маркетологов, а лишь реакция на наши потребности. Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам, а заодно перестали лазить в говна. Мы хотим безопасности, комфорта, управляемости и экономичности, для которых рама и тяжелый привод – просто валенки на ногах бегуна.
А вот что более живуче, чем железный полный привод – это имидж внедорожника. Vitara подняла его на щит, как сделали десятки других моделей. Поэтому внедорожникам не грозит забвение: еще очень долго по улицам будут ездить машины, похожие на джипы прошлых лет. Но – лишь похожие.
|