Автопроизводители начали останавливать заводы. В начале
марта на две недели прекратил выпуск УАЗ и завод General Motors под Питером. АвтоВАЗ
сократил выпуск трех моделей, спрос на которые в последнее время упал – Granta, Kalina и 4x4. А сегодня появились слухи, что Ford стопанет завод под Питером почти на два месяца – с 11 апреля
по 9 июня 2014 года. Причем, Ford
и GM уже реагировали на
падение спроса расширенными новогодними каникулами, а Ford ненадолго приостанавливал
производство в августе прошлого года.
Скорее всего, это не последнее сокращение производства в
этом году. Перечисленные компании оказались наиболее уязвимы: АвтоВАЗ сократил
продажи в первые два месяца 2014 года на 19%, Chevrolet на 3%, а Ford – на 21%, UAZ –
на 28%. Но производители готовятся к худшему, и помимо растущего курса валют
виноват новогодний ажиотаж: в январе-феврале складские запасы распродавались
так бойко, что сейчас рынок оказывается в некотором вакууме – кто хотел купить
машину, купил.
Опрос
на autochel.ru показывает, что 15%
наших пользователей воспользовались пост-новогодними
предложениями, но еще 30% отложили покупку до лучших времен.
Производители оказались в щекотливой ситуации. Спрос начал стагнировать
еще в прошлом году, а грядущее повышение цен, которое не отрицает большинство
игроков, может подкосить его более основательно. В интервью сайту autonews.ru глава
«Фольксваген Групп Рус» Маркус Озегович так прокомментировал возможные меры: «В
кризисной ситуации у меня есть три варианта поведения. Я могу сократить
издержки, но они не могут полностью компенсировать потерянное; могу потерять
часть денег, что тоже не очень хорошо; наконец, могу повысить цены в
соответствии с обменным курсом, но и это тоже не панацея. Необходимо искать
баланс между тремя элементами».
При этом господин Озегович не исключил, что рост цен может
достичь 15% (по оценкам PricewaterhouseCoopers),
хотя большинство компаний пока консервативнее в оценках. Кто-то говорит о 2-3%,
кто-то – о 5%. Пока ситуация слишком «живая», чтобы делать долгосрочные
прогнозы.
Ясно одно: в будущем году автопрому с российской пропиской
придется нелегко. Судя по статистики первых месяцев, в зоне риска находятся
также Volkswagen, Opel, Peugeot и SsangYong – все имеют заводы в России.
Впрочем, более точные выводы можно сделать чуть позже, когда кончатся запасы
прошлогодних машин, делающие хорошую статистику некоторым игрокам.
Одним из рецептов выживания в будущем году, похоже, будет
вывод новых моделей. Так, если продажи Ford Focus упали более чем на 40% и даже у старичка-бестселлера Qashqai, то RAV4, Corolla, Duster
и Largus чувствуют себя превосходно – вся четверка
обновилась в последние два года. Поэтому легче придется компания, выводящим на
рынок много новых машин в актуальных сегментах. В числе фаворитов я бы назвал Skoda (Rapid, Fabia), Nissan (новый Qashqai, Teana, Tiida), Peugeot (308, 2008), Renault (Logan,
Sandeo). Но, например, «ДжиЭмовским»
брендам придется сложнее: громких премьер на 2014 года не запланировано, а старина-Cruze и Opel Astra начали выдыхаться и не потянут лямку за всех.
Интересный вопрос: как ситуация скажется на автомобилистах?
Полагаю, производители сделают множество уступок для стимуляции спроса, ведь
резервы имеются. Более охотно они будут предлагать базовые версии, перестанут
злоупотреблять навязанными допами и будут проводить больше акций и распродаж.
Но если честно, это вряд ли сделает машины доступнее – я думаю, негативная
тенденция перевесит, включая меньшую доступность кредитов. Пока не ясно,
вмешается ли в ситуацию государство, но с учетом гигантских расходов на
компенсацию утилизационного сбора (271 млрд рублей за три года), в бюджете
может просто не остаться денег для масштабных акций.
С точки зрения социума ситуация не так плоха: кто хотел
купить машин, имел возможность сделать этом, в том числе с помощью госсубсидирования.
Но для производств на территории России это еще одно серьезное испытание. Они
постараются сгладить ее, но если ситуация станет слишком серьезной – могут приостановить
планы по развитию производств в России, а они весьма грандиозны. Построил
несколько заводов Ford,
планирует начать производство двигателей Volkswagen, Nissan
хочет делать машины самых разных классов под Питеров, в Тольятти и Ижевске. И
жаль, если какие-то проекты поставят на паузу из-за кризиса. Следим за
ситуацией.
|