Главная » 2013»Февраль»13 » Автотракторный факультет ЮУрГУ и кое-что о российском инженерном образовании
09:41
Автотракторный факультет ЮУрГУ и кое-что о российском инженерном образовании
Старый двигатель Subaru, подаренный АТ-факультету, полагаю, будет одним из самых современных в коллекции
"Стоит ли идти на автотракторный факультет?" - спросила меня знакомая, имея в виду своего сына, который скоро закончит школу и бредит машинами. Когда-то такой же вопрос был у меня, но решился он за 5 секунд — стоит. А теперь?
А теперь вопрос спровоцировал целый сонм соображений, позитивных и не очень, так что я ответил так — смотря с какой целью.
Кафедра «Двигателей внутреннего сгорания» впечатлила олдскульной фундаментальностью. Никаких поблажек: высшая математика, термех, детали машин, сопромат, ВСТИ, теория рабочего процесса, газодинамика, гидравлика, материаловедение, технология, химмотология... Была, конечно, и какая-то бессмысленная ерунда, вроде «Этикета» и «Политологии», которые портило качество преподавания, но удельный вес этих «затычек» для минобра невелик.
ДВС и еще ряд автотракторных специальностей дают настолько серьезные теоретические познания, что выпускнику ничего не стоит переквалифицироваться в инженера любого профиля — даже авиационного. Как-то я увлекся физикой самолета, и не нашел ничего такого, с чем не был бы знаком со студенческой скамьи. После некоторой тренировки, хороший выпускник автотракторного факультета может проектировать системы вентиляции, тепловые станции или фермы несущих конструкций: базовой подготовки достаточно.
Но и проблем хватает, и главная из них — несоответствие образования современным реалиям. Спрос на специалистов с таким разносторонним познанием инженерного дела невелик, так что теоретическая подготовка оказывается избыточной. Допустим, выпускников автотракторного принимают дилерские центры на самые разные специальности (например, инженеры по гарантии), но знание высшей математики и сопромата если и нужны, то не в том объеме. Из всего нашего выпуска точно по специальности работает лишь один человек, Даниил (aka Daniel), инженер-испытатель УралАЗа. Остальные переквалифицировались, иногда очень далеко от первоначальной специальности (как я, например).
Вторая проблема — оторванность от реального производства. Современный инженер любого профиля помимо теоретических основ должен владеть современным инструментарием. Например, знать системы автоматического проектирования.
Многие расчеты на автотракторном факультете делаются, как встарь, по методикам 60-х с помощью эмпирических коэффициентов и толстых справочников, хотя современному инженеру полезнее освоить какую-нибудь систему, считающую методом конечных элементов с гораздо более высокой точностью и детальность. Для понимания физики процесса «ручные» расчеты отчасти полезны, но в любом случае инженер получается «полуподготовленным». Правда, мои контакты с автотракторным закончились в 2004 году, хотя вряд ли фундаментальное образование изменилось достаточно сильно.
Конечно, сказывается и неопределенное состояние главного потребителя выпускников ДВС — завода ЧТЗ. Я работал там на полставки несколько лет, и в начале нулевых впечатление было столь унылым, что я решил навсегда завязать с инженерным делом. И пока не жалею. Кульманы, двигатели с сорокалетней историей, опустевшие кабинеты и средний возраст сотрудников 50 лет — попав в журналистскую среду, я почувствовал себя дома.
Вообще, российское техническое образование сильно контрастирует с западным: в этом я убедился, посетив как-то Лондонский имперский колледж, который, несмотря на пафосное название, готовит в том числе инженеров.
На факультете Aeronautical Engineering есть аэродинамическая труба: в 70-х, когда у команд «Формулы 1» еще не было собственных аналогов, Williams продувала здесь свои чемпионские болиды с граунд-эффектом. Эта тесная взаимосвязь с реальным производством была и остается очень прочной: например, отличник-выпускник по имени Барни Гэрруд писал дипломную работу по заданию Ferrari, причем, исследование интересовало их в сугубо практическом аспекте. Я потерял контакт с Барни, но на тот момент он планировал закрепиться в «Формуле 1». Последний раз я видел его на коллективном снимке команды Brawn GP, которая в том году (2009) выиграла чемпионский титул. Предшественник Барни, другой отличник Имперского колледжа Николас Томбазис, теперь крупная шишка в Scuderia Ferrari.
Столь сказочная карьера возможна, потому что Имперский колледж работает в тесной связке с реальным производством: студенты учатся на тех же программах и стендах, с которыми им придется работать в будущем. Переход от учебы к работе настолько плавный, что его практически нет.
Наше техническое образование живет своей жизнью. Можно по своей инициативе изучить пиратский SolidWorks или вспенить мозги методом конечных элементов, но по большому счету, проблемы это не решит. С чем именно ты столкнешься на реальном производстве — большой вопрос. Важно ведь не многознание, а знание именно того, с чем работаешь.
Эта оторванность от реальной жизни чувствуется во всем: дипломные работы выпускники АТ выполняют по надуманным темам, не имеющим отношения к реальным заботам современного автопрома. Да и может ли быть по-другому, если современный автопром идет мимо нас? Сборочные производства в инженерах-проектировщиках пока не нуждаются.
Тем не менее, с точки зрения развития мозгов уровень образования на кафедре «Двигателей внутреннего сгорания» очень высок: отдельное спасибо хочу сказать преподавателям старой закалки. Если на должность журналиста будет устраиваться выпускник АТ и журналистики, при прочих равных выберу первого.
Трудности инженерного образования России — это проявление глубокого кризиса. Инженер — это созидатель, а мы в России практически ничего не создаем. Есть, конечно, востребованные инженеры: строители, металлурги, инженеры сервисных служб, отчасти - технологи. Но в широком смысле инженерное дело умерло, потому что современной России важнее торговать, судиться, считать деньги, рекламировать, управлять и красть. Но не создавать. И этот кризис длиться уже лет двадцать, что привело к вымыванию целой школы специалистов, так что когда (и если) спрос на инженером появится, возникнет обратная проблема.
Что касается АТ-факультета, остается надеяться, что усилия правительства по созданию в России совместных инженерных центров с мировыми концернами позволят выпускникам 2020 года работать по специальности. Если это так, завидую им.
PS: в этой теме предлагаю поделиться вашим впечатлением о полученном вами образовании и о том, насколько оно пригодилось.
Когда пришел на практику на ЧТЗ, в 89-90-91 годах, мне мой наставник сказал - забудь чему учили. И многому чему РЕАЛЬНО полезному научил. Хотя без теории, канеш никуда. Да и электрогазосварщик - не такая уж оторванная от реалий профессия.
ЮУрГУ - ПС - ЭВМ (программирование, железо) всем преподавателям - очень низкий поклон заставляют активно использовать мозг (а это больно - не ходите туда ;) ) дают отличную базу на основе которой можно за несколько месяцев разобраться в чём угодно Уже 6 лет работаю в США по специальности - очень благодарен за полученное образование
В 2004 закончил очно физико-металлургический факультет. Пошёл работать обычным техником в военное КБ и ещё пошёл параллельно учиться очно на МТ. В КБ проработал почти 5 лет и ушёл в должности "руководитель проектов-заместитель главного технолога". Конечно очень много знаний получил на первой работе от старых специалистов конструкторов военной техники, однако считаю инженерное образование очень важным. Это именно та база, которая просто необходима в жизни при ЛЮБЫХ обстоятельствах. Считаю, что ту форму мышления, которую прививают при инженерном образовании можно применить в любой сфере (я например с лёгкостью осваивал некоторые аспекты юриспруденции). А вот гуманитарная зубрёшка конкретных фактов и книг никогда не заменит логического инженерного мышления (пусть и менее информативно подготовленного). Как говорили все преподы: "...главное не знать что необходимо в данной конкретной ситуации! А знать, где искать эту информацию! Этому мы вас и учим..."
Ну и на опыте в подавляющем большинстве случаев именно человек с инженерным образованием всегда лучше ориентируется в любой новой ситуации, чем гуманитарий.
Кстати, частенько думал на эту тему, и ещё раз удивлялся чистой случайности, что и пошёл именно туда учиться (родители не настаивали, ни кто не подталкивал) - вот это повезло
З.Ы. А есть ещё одна деталь. Даже сейчас в век информационных технологий почему-то мне кажется, что важнее всё же "основательное" образование (АТ или ФМ или физмат), чем даже ПС... Ведь электроника - это всего лишь производное. И человек, обладающий базовым фундаментов в соответствующих областях, без особого труда освоит и специальности ПСа и подобных факультетов... Понимаю, что эт о не совсем рационально и снобизм, но ... вот так. Всё понимаю и ПС и подобные другие может намного сильнее остальных факов, но вот мысли, что это производное от основы у меня не отнять Хотя думаю, что остальные запросто помрут, а именно электронщики останутся просто потому, что прогресс такой.
Вот как-то так считаю инженерное образование одной из тех немногих счастливых карт, что вытащил в жизни
ЧелГУ, экономика, финансы и кредит. В целом преподаватели старой закалки неплохо учили предметам и кое что осталось. Но мое время учебы пришлось как раз на смутные годы когда все ударились в коммерцию, когда началось тупое подражание западу и в общем было много всякой хрени в учебе которая оставила неприятные впечатления. Но например попутное преподавание права нам хорошим преподом дало мне возможность работать какое то время юристом. И вообще по специальности поработал несколько лет и только тогда понял что все это не мое. Все эти бумажки, цифры, отчеты о количестве сделанных отчетов. И кредиты выдавал ,и инкассацией занимался, ездил в бронике на уазике. И ценными бумагами на рынке ГКО торговал, и мутные схемы с векселями в обход законодательства, валютные операции, акции, выбивание кулаками долгов и прочая хрень. Короче 90е годы были веселыми. Потом еще масса освоенных попутных профессий, по случаю или ради интереса. Но в итоге я занялся тем к чему тяготел с самого детства,( с программируемых калькуляторов электроника), короче к компам. А сразу на компы на ПС там или еще куданить в подобные места не рискнул податься, в школе у нас не было математики, черчения. Приходилось самому доходить как в области математики, так и в области программирования и железа. А вообще высшее образование пригодилось тому, что прежде всего научился учиться. А в остальном просто дает теперь понимание процессов в экономике, в политике, а для текущей работы не используется.
Закончил Архитектурно-Строительный факультет ЮУрГУ, так же приношу огромную благодарность всем преподавателям, думаю что по моему профилю наибольший процент выпускников идет работать по специальности и в ней остаются, потому как сфера очень обширная. В целом фундаментальное образование ни чем не заменить, основы сопромата, строймеха и т.д. универсальны, и прелесть в том, что их разработали 200-300 лет назад, после чего особо ничего нового не появлялось, для их изучения не нужны современные лаборатории, стенды, трубы и т.д. т.е. теоретическая часть образования не страдает, а прикладную и практическую вполне можно перенести на действующее производство, для этого и существует произв. практика. Я не могу судить о АТ-образовании, но знаю что например СКБ-Турбина была долгое время умирающим или мертвым предприятием, а теперь с 2011 года там проходит техническое перевооружение, реконструкция, покупаются японские станки и т.д. не знаю с чем это связано, может стране понадобились газотурбинные генераторы или просто танковые турбины, но процесс идет, есть гос.программа и гос. заказ...так что возможно скоро некоторые выпускники АТ, таки будут востребованы по специальности.
ЮУрГУ, ЭиУ, выпуск 2005, специальность "Экономика и управление в машиностроении". На 100% не уверен, но по-моему я один из двух выпущенных групп работаю строго по специальности. По крайней мере, все, с кем поддерживаю отношения сейчас, работают в других, а некоторые - совсем в других сферах. В связи с этим пребываю в уверенности, что высшее образование мне пригодилось. Конечно, многое подверглось переосмыслению и даже фильтрации, но тем ценнее оставшиеся знания и навыки. Они обогатились практическим пониманием и лишились ненужного теоретического идеализма. Кризисные процессы в системе образования, конечно, видны невооруженным глазом. И, наверное, одна из основных проблем в том, что поменялось само отношение к образованию. Не так давно имел беседу с бывшим дипломным руководителем. Она утверждает, что "раньше (в мое время) студентов можно было условно разделить на очень хороших (единицы), хороших (основная масса) и плохих (единицы), а сейчас остались только очень хорошие (единицы) и плохие (основная масса)". Проблема в том, очень хороших просто недостаточно для того, чтобы двигать систему вперед. Они получают базу и далее идут по пути саморазвития. Исчезает средний студенческий класс - исчезает мотивация - исчезает спрос на качественное образование. Сейчас просто некому усомнится в актуальности предлагаемых знаний, некому захотеть проверить их на практике. Грустно.
Оторванность вузовского образования от реального производства была большой проблемой ещё в советские времена, а сейчас этот отрыв многократно увеличился. Среди студентов львиная доля — случайные люди, не заинтересованные в непосредственной работе по специальности. И нельзя их винить за это — ситуация в стране печальная, их специальности нафик никому не нужны.
Есть и обратная проблема — редкие конторы, пытающиеся в этой стране вести ОКР (вопреки здравому смыслу), испытывают чудовищный дефицит кадров. Среди миллионов тонн пустой породы, ежегодно получающей дипломы в тысячах вузов, найти толковых сотрудников почти невозможно. Практическая польза от выпускника поначалу нулевая, его нужно долго и нудно натаскивать на конкретные задачи. Вот, вроде, нашёлся толковый пацанчик, начинаешь его обучать на практике — а через год-два он уходит торговать радиостанциями (ремонтировать холодильники, в автосервис электриком — вариантов было много, но все одинаково дурацкие). Ясен пень, инженегром без опыта много не заработаешь, а айфон купить хочется. Так что опыт работы с выпускниками вузов тоже весьма печальный.
Я в свое время планировал пойти на предприятие которое было во мне заинтересовано. Меня планировали как горячий пирожок выхватить и на работу. Но пока учился экономичческая и прочии ситуевины так часто и сильно менялись что в итоге получился пшик. Предприятие переименовалось, сменилось управление, форма собственности, разделилось, слилось и опять вс епо новой. Вопщем через несколько лет когда я туда обратился про меня никто не помнил, я уже был никому не нужен, короче мальчик гуляй отсюда.
Найти толковых можно. Трудно заинтерисовать их НИИОКР-зарплатами. По соотношению усилия-результат (денежно-материальный) прикладная наука не угонится за фундаментальной, образно говоря
Молодец. Кстати, читатели условно делятся на логиков и мистиков. Первым нужно все до соплей разжевать, иначе у них не замкнется. Вторые любят всякую ересь и тайну, пофиг что такого не бывает. Миша вот чистой воды логик. А ты мистик
Короче... мысль такая... ОКР по отношению к торговле чугуном с точки зрения материальных выгод примерно как фундаментальная наука к прикладной, хотя для славы и места в истории конечно лучше первые варианты.
Инженеров и так выпускают в 100 раз больше, чем их нужно индустрии. Куда их девать-то? Скоро уже в макдоналдс продавцом не возьмут без высшего образования.
А из таких гуманитариев как я чаще получаются те кто любит ловить рыбку в мутной воде. Не созидая чтото а делая деньги из воздуха, не прикладывая усилий,
+ многа!!!
Что то подобное хотел пИснуть, словей с утра не хватило.
Я вот, технарь по образованию, и гуманитарий по призванию.... Хоть порвись мля.....
Наверное, я в вашем дружном коллективе - белая ворона. Но уж как есть...
Закончила ДГУ (Ордена Трудового Красного Знамени Днепропетровский государственный университет имени 300-летия воссоединения Украины с Россией), кафедра ЭВМ, выпуск 81г. Оборонная специальность (+30% к стипендии). Красный диплом. Потом 12 лет оборонки с переравами на декрет. Могу смело сказать - уровень образования в данном учреждении был средненький. А, может, у меня завышенные требования к образованию. Отыгралась на детях. Когда они выросли и поступили в ЮУрГУ, готовить из них специалистов пришлось нам с мужем (у него три диплома - технический, экономический и аудиторский и талант педагога). Курсовые и диплом сначала "сдавались" нам. Сын нам диплом защитил только с шестого захода. По сравнению с такой "приемкой" защита в ЮУрГУ - профанация.
Я смотрю тут возникла нейкая эйфория горделивых инженеров - типа мы творцы, особенно в сравнении с гуманитариями. однако истинных творцов среди них - 2-3 %, и не только у нас, но и там, где сильна связь с производством и нет наших российских особенностей. остальные инженеры занимаются обычной рутиной. И это просто потому, что творцами могут быть в принципе только 2-3 % людей. А если сравнивать с гуманитариями... Вы - инженеры по железякам. А они - по человеческим душам (с). Не все конечно, те же 2-3%% . Что сложнее устроено?
Плюсую. Еще в институте бесила меня строчка из гимна кафедры ТерМеха: ... и на гуманитариев мы смотрим сверху вниз. Я все думал: и на Пушкина тоже? На Высоцкого?