Блог Артёма Краснова
Пятница, 26.04.2024, 19:34

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2012 » Февраль » 20 » Спутниковый транспортный налог
20:40
Спутниковый транспортный налог


Какой вид транспортного налога наиболее справедлив? Текущая схема, ставящая его в зависимость от мощности мотора, весьма косвенно отражает износ дорожного полотна и урон окружающей среде, а потому считается формальной и устаревшей.

Альтернативная схема – акциз, заложенный в топливо. С этого года он возрос до уровня 2,6 рублей с литра бензина, в следующем году допинают еще. При таком подходе более «вредоносные» машины (менее экономичные и с большими ежегодными пробегами), платят интенсивнее, и вроде бы, все справедливо.

Все, да не все. С одной стороны, чрезмерное увеличение акцизов может негативно сказаться на отдельных социальных группах, кроме того, нанести ущерб экономике, ведь акциз слеп – он одинаков для всех категорий пользователей. Еще хуже, что акциз совершенно не учитывает, где именно человек этот бензин сжигает, а это, вообще говоря, немаловажный фактор.  

На круглом столе в РБК научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин высказал идею заменить нынешние разношерстные платежи одним-единственным налогом, который платится в зависимости от реального пробега автомобиля. Как его вычислять? С помощью ГЛОНАСС или GPS треккеров.

Замечу, что еще в 2009 году подобные системы активно продвигались в США и Европе, причем заработать они должны были в нынешнем году. К сожалению, кризис смешал карты.

Минус такого подхода лежит на поверхности: сложно. Сам по себе GPS/ГЛОНАСС-треккер – устройство не такой уж дорогое, но вот стопроцентно надежный и защищенный от взлома может стоить немало. Сколько именно, сказать затрудняюсь, но 10-15 тысяч рублей кажется близким попаданием, а с учетом российских реалий – и все 50 (тут мне вспоминается забавный «Тетрис» для психологического тестирования водителей ценой в 130 тысяч рублей и обязательный к применению во всех автошколах. К счастью, идея быстро умерла, хотя некоторые школы успели купить эту поделку в железном корпусе за означенную сумму).

Но и плюсов у «спутниковых налогов» немало, и вот почему за нее держатся европейцы. Во-первых, тарифы можно регулировать для разных групп пользователей, не ущемляя малоимущие слои населения или владельцев компактных и экологичных машин. Можно установить увеличенный тариф на второй автомобиль в семье, или наоборот поощрять низкими налогами многодетные семьи.

Во-вторых, появляется возможность зонировать территорию страны и с помощью тарифов регулировать движение, а также финансировать содержание отдельных магистралей. В Европе, к примеру, увеличенный тариф планировалось установить для центров мегаполисов, причем, еще и с учетом времени суток – в часы пик дороже, в ночное время дешевле. «Спутниковые налоги» дают возможность собирать деньги на ремонт или реконструкцию отдельной трассы конкретно с ее пользователей. Скажем, по федеральной трассе М-5 идут автомобили самых разных регионов, и при новой системе оплата за пройденные 400 км по горному участку могла бы аккумулироваться в фонде этого участка.

Такой налог может быть эффективным регулятором транспортных потоков, заставляя людей более вдумчиво выбирать маршруты, а где-то и отказываться от автомобиля. Правда, сдается мне, что не все так гладко: чтобы выбирать оптимальный маршрут, придется на зубок знать все тарифы, но с учетом запутанности схемы, выучат ее разве что таксисты и коммерческие перевозчики. Впрочем, выбор оптимального маршрута можно доверить навигатору или он-лайн программе в сотовом телефоне.

Схема звучит устрашающе, и как будто сковывает автомобилистов по рукам и ногам. Но есть и поблажки. В Голландии, где планировалось запустить «спутниковые налоги» с нынешнего года, средний тариф должен был составить 0,03 евроцента за километр (1,2 рубля), но при этом автомобиль освобождался от остальных налогов полностью. За счет этого, цена новой машины должна была упасть примерно на четверть.

Прикиньте, выгодна ли для вас схема, при которой автомобиль гольф-класса, допустим, стоил бы на 120-150 тысяч дешевле, но каждый километр обходился бы вам в 1,2 налоговых рубля? Для сравнения, средние расходы на бензин для современной машины составляют порядка 2-3 рублей с километра, а общие (с учетом страховок и ТО) могут достигать 4-5 рублей с километра. Учтите, что после введения такой системы бензин бы немного подешевел (в теории), а город стал бы чуть свободнее (тоже в теории).

Можно посчитать примерную выгоду для дорожного строительства, допустим, при тарифе 1,2 рубля за километр. Так, по горному участку трассы М-5 проходит порядка 20 тысяч автомобилей в сутки, которые заплатят примерно 3,5 млрд рублей в год! Это примерно в два раза больше, чем вкладывается в М-5 сейчас, правда, даже при удвоенных вливаниях темпы строительства вряд ли превысят 8-10 км в год. При этом для рядового автомобилиста поездка Челябинск-Уфа и обратно будет стоить  на 960 рублей дороже, чем сейчас.

Даже в смелых мечтах новая система может заработать лишь через 10 лет. Тем не менее, транспортные налоги будут расти, потому что сфера дорожного строительства дефицитна. К примеру, в Челябинской области объем дорожного фонда в 2012 году составляет 3,6 млрд рублей (без учета просроченных платежей), тогда как в дорожную инфраструктуру уже который год инвестируется порядка 10 млрд в год. В августе прошлого года Минтранс посчитал, что акциз на топливо необходимо увеличить до 7-8 рублей с литра, а экспертная комиссия пришла к выводу, что общий размер налогов с автомобилистов должен составить от 20-50 тысяч рублей в год (последняя цифра для нас, жителей мегаполиса). 50 тысяч в год при среднем пробеге 30 тысяч км соответствует плате 1,7 рубля с километра, так что голландский вариант еще не самый «накуренный».

Если так пойдет, мы добровольно согласимся на «спутниковый налог»: пусть много, зато честно. А скрутить ГЛОНАСС-треккер легче, чем обмануть оператора на АЗС или налоговую службу.


Транспортный налог в Челябинской области

Категория: На злобу дня | Просмотров: 2032 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: Транспортный налог, ГЛОНАСС | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 10
1 PsKoT  
"а экспертная комиссия пришла к выводу, что общий размер налогов с автомобилистов должен составить от 20-50 тысяч рублей в год" А Кот пришел к экспертному выводу, что получая менее 200 тыс. руб. в месяц жизнь становится бесперспеткивно скучной и убыточной и ведет к летальному исходу. Даешь 200 тыров заработной платы всем и вся!!! Люди сами сведут себя в могилу, не надо инопланетных захватчиков и прочих катаклизмов... Люди сами усе сделают... Это талант человечества усложнять все и вся до таких невиданных размеров, чтобы самим потом искать из этого положения выход... Почему нельзя ввести тот же налог с бенза в его стоимость дифферинцировав его на потребителя? Хотя Кот аще не понимает смысл данного налога, если государство может напрямую влиять на производителей нефтепродуктов...

2 sad  
Цифры по Голландии наши пишут или из их источников? В последний раз когда общался там подробностей не знали налогов по GPS. Опять там же - налог в 30% при ввозе машины. 30% от каталожной стоимости. Т.е. даже если старую машину ввозишь то налог платится как за новую.
Тут про то что машины подешевеют сомневаюсь. Они просто приблизятся к ценам других стран Европы - где нет подобного налога. Это как при покупке С4 тебе сверху пришлось бы заплатить еще 30% от его стоимости налог.
Сам налог от веса (60-90 евро в месяц) и типа двигателя пока что у них. Вот налог на вес автомобиля может и простимулирует покупку маленьких легких машин.
По поводу учета налога по Глонасс/GPS врятли прям все так красочно будет - где ездишь, за то и платишь - тупо возьмут в общий котел и все.

3 odin  
Хрень всё это -налоги, налоги... Вопрос далеко не в том, как обобрать совсем до нитки население. Денег сейчас навалом! Вопрос как их тратить эффективно!!! Расстрелять всех вороватых чинушей biggrin ... Короче бред это всё. Это как обычно по-русски: чтобы такое придумать, лишь бы ничего не делать smile Тратить НОРМАЛЬНО без непомерного воровства и на всё хватить. А тут как обычно - это же куда сложнее, чем просто дополнительным налогом обложить...

4 Grizle  

О!! А я ии не знал что ВВП, еще и котировки по нефти двигает. surprised


7 synops  
Охренеть система. Чет я очень сомневаюсь, что она когда-нибудь нормально заработает. Слишком сложная. Да и кулибиных сразу найдется пол страны, которые будут эти трекеры перешивать (или еще хз, что научатся с ними делать). И в конце концов получится, что тот кто будет готов заплатить за взлом трекера, тот и останется в шоколаде.

8 Nana-hime  
да у нас нормальных баз данных нет, какой тут спутниковый налог...

9 Лёхин  
Утопия. У нас гаи с налоговой взаимодействие наладить не могут а вы про глонас треккеры

10 Уралыч  
Очень остро встала проблема, что нечего и не с чего больше воровать. Даешь новые схемы

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |