Блог Артёма Краснова
Воскресенье, 05.05.2024, 01:27

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2011 » Март » 24 » А ты спасешь человека?
22:35
А ты спасешь человека?


Пресс-конференция в «Комсомолке» началась с неправильной ноты, и так же неправильно закончилась. Или я был не выспавшимся, или проблема слишком противоречивая, но все время хотелось спорить. Тема  касалась оказания доврачебной помощи при ДТП. Основная мысль выступавших - оказывать первую помощь водители не умеют и не хотят уметь. Вот такие мы скоты.

Наверное, это правда. Главный врач станции скорой помощи Елена Ершова заявила, что за время ее практики не было ни одного случая, чтобы водитель или сотрудник ГИБДД оказали доврачебную помощь пострадавшим в авариях. Я спросил: «Что, даже жгута ни разу никто не наложил?» Она ответила – ни разу. Стоят, курят, обсуждают виновность участников, с интересом разглядывают тела. И все.

Замначальника ГИБДД Максим Кулешов попытался защитить своих сотрудников, заявив, что во время ДТП на трассах они оказывают помощь. «Ну, максимум, что они делают – валик под голову подкладывают», - заявила Елена Ершова. Я, в свою очередь, озадачился другим вопросом: по теории вероятность, за много лет, что Елена Владимировна работает в области медицины катастроф, должны были быть случаи, когда участниками или очевидцами ДТП были профессиональные врачи. И что, даже они не оказывали помощь? Главврач была непреклонна – даже они. Дескать, многие врачи привыкли работать в  подготовленных условиях - свет, скальпель, тампон - а когда нужно сделать шину из подручных средств, теряются или не хотят брать ответственность. Верится с трудом, но главврачу видней.  

Снова захотелось спорить. Чего ж мы хотим от обычных водителей, если в ступор впадают даже врачи, подготовленные и привыкшие к виду крови и рвотных масс?

Присутствовавшие много рассуждали о необходимости усилить подготовку в автошколах, закупить манекены и ужесточить лицензирование, а меня занимал другой вопрос – не утопия ли это, возлагать подобные обязанности на водителей?

Не поймите меня превратно, я целиком и за квалифицированную первую помощь. Но может ли водитель, пусть даже идеально обученный в автошколе, справится с задачей? Даже в теории?

Медицина, мягко говоря, сложная наука. Наверное, посложнее вождения автомобиля. Инвертируем ситуацию. Вот человека учат в автошколе, он блестящий курсант, но у него нет машины. Он прекрасно сдает экзамен, но потом в течение 7 лет не садится за руль. Даже не думает об этом. И вдруг  ему требуется экстренно, в состоянии стресса прыгнуть  в машину и проехать пару часов в условиях переменчивой погоды и освещенности. Машина при этом далеко не новая, руль бьет, тормоза резкие, сцепления как будто вообще нет. В общем, условия далеки от академических. А он с трудом помнит, где какая педаль. При этом на нем груз ответственности, и любая ошибка может стоить кому-то жизни. Ну, сколько человек справится с задачей? Сколько вообще подпишутся на такой эксперимент, если у них есть возможность отказаться? Многие наблюдатели тяжелых ДТП ведут себя пассивно не потому, что мизантропы. Напротив, как и врачи, они руководствуются принципом «Не навреди». Кстати, за вред в таком случае, если не ошибаюсь, предусмотрена уголовная ответственность.  

Высказав такие суждения, я огреб массу критических замечаний со стороны медиков, которые настаивали, что первую помощь оказывать можно и нужно.

И кое в чем они меня убедили. Естественно, даже при высочайшей организации медслужб, скорая не приедет на каждое ДТП в течение четырех минут. А четыре минуты – это время, в течение которого мозг человека может сохраняться без кислорода. После этого человек становится овощем.

Если в результате ДТП у пострадавшего остановилось дыхание, спасти его могут только добровольцы. Бывает, скорая приезжает на седьмой минуте, но уже поздно. Присутствовавший на конференции врач (не запомнил его имени, но как будто очень толковый спец) рассказал следующее: «Мы приезжаем, проводим реанимацию, сохраняем человеку жизнь. Доставляем его в больницу, проводим лечение, отключаем от искусственной вентиляции легких. Человек может сам дышать, питаться через трубку, оправляться. Но мозг фактически мертв. А потом наступает момент, когда реанимационные процедуру не нужны, и мы возвращаем человека родственникам. Представляете? Их жизнь на этом заканчивается. Их жизнь сводится к кормлению, подмыванию,  зарабатыванию денег на лекарства для тела, которое ничего не помнит и ничего не ощущает. А теперь представьте, что вовремя оказанная помощь могла избавить их от этого. Стоит оно того? То же самое с травмами шеи: произошел перелом шейных позвонков, начали переносить без фиксации шеи, например, воротником Шанца, порвали нервы. Все, человек полностью парализован – может говорить, жевать, но ходить и рисовать не сможет никогда. А решить проблему можно было элементарно» (от себя добавлю, что воротника Шанца в аптечке нет).

Впрочем, иногда помощь может быть элементарной. «Частная ситуация – осколки стекла порезали голову пострадавшего, течет кровь, - продолжил врач. - Достаточно просто прижать рану пальцем, и кровь остановится. Но люди стоят и смотрят, как человек умирает».

Получается так. Если пострадавший в сознании, дышит и из него не фонтанирует кровь, нужно ждать прибытия медиков. Первая помощь оказывается в ситуациях, когда другого выхода просто нет. Не важно, насколько квалифицирован оказывающий помощь, потому что пострадавший в любом случае рискует скончаться через несколько минут. Если остановилось сердце, нет дыхания, хлещет артериальная кровь – нужно пытаться.

И мы подходим к самому важному. Чтобы был хотя бы минимальный шанс спасти человека, необходимы практические навыки диагностики и оказания первой помощи. Не просто теория в картинках, а навыки. И я задал вопрос – где, кроме автошколы, эти навыки можно получить? К моему удивлению, присутствовавшие не знали, что ответить. Как это по-российски: поговорить о проблеме и даже не предложить вариантов решения.

Мне помогла Марина Костюченко, сев на телефон. Она выяснила, что курсы доврачебной помощи  проводятся в учебно-методическом центре медицины катастроф и доступны всем желающим, но они платны – 6 часов, 620 рублей.  Записаться можно по телефону (351) 237-33-32. Адрес: Челябинск, ул. Свободы, 145а.

Я попробую пройти их и потом расскажу. Поймал себя на мысли, что понятия не имею, как вести себя в подобных критических ситуациях.

Впрочем, проблема остается. Мы разместили анонс курсов на  autochel.ru, и кто-нибудь наверняка запишется. Один из тысячи. И я не виню людей: кому охота тратить личное время и деньги на весьма депрессивное обучение?  

Да и повышение качества обучения в автошколах – не панацея. Любой навык выветрится через пять-десять лет, тем более, работа в критической ситуации – это отдельное испытание.

Единственный вариант – это периодическое обучение водителей. Будь я депутатом, предложил бы ввести подобное обучение в качестве наказания за серьезные нарушения. Например, первый раз пересек двойную сплошную – и добро пожаловать на курсы медицины катастроф.

С одной стороны, хороший воспитательный эффект и практическая польза. С другой, на курсах очень доходчиво демонстрируются последствия отчаянной езды, а ведь именно неумение осознавать их – главная причина безголового лихачества. И пусть охват аудитории не стопроцентный, наиболее рисковая и активная часть общества основы первой помощи освоила бы. А это уже кое-что.

И все же государству не стоит уповать на сознательность водителей. Это запасной аэродром на случай безвыходных ситуаций. Нужно развивать мобильные посты скорой помощи, чтобы радикально сократить время прибытия на место. Даже очень умелый доброволец физически не сможет делать непрямой массаж сердца полтора часа…


Читайте также:

Выжившим не завидуйте

Здравоохренение

Категория: На злобу дня | Просмотров: 1176 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: авария, ДТП, медицина, гибдд | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 34
1 zemen  
Тоже записался бы на курсы. Лишним точно не будет.
Был в жизни очень печальный опыт: учился в автошколе и поехал с инструктором на его садовый участок (да, да, инструктор оказался тот еще козлина, прости господи, благо потом сменили его...). Там случайно оказался поблизости водоема - ямины с водой, куда тетка пьяная купаться полезла, да и утонула... Подружка ее, тоже кривая, шум подняла. Достали тетку с трудом местные парнишки...
Тут же вспомнился манекен на курсе ОБЖ (спасибо ЮУрГУ, хотя бы это), искусственное дыхание, непрямой массаж сердца... Попытался что-то сделать, но не смог... Поздно достали, минут 5 она точно там плавала, пока за ней нырять не стали... Не ожила...
Убило тогда многое: зевак человек 20 собралось, все только смотрели. Помочь и попытаться что-то сделать не кинулся никто. Больше всего убила фраза автоинструктора после моих попыток: поехали, мы не врачи... Возникло желание ушатать его прямо там... Долго в себя придти не мог, до сих пор помню, хотя уж почти 11 лет прошло.
Артем, отпишись, как и чего на курсах.

2 Партизан  
Лет 6 назад попал в автоаварию, дело было ранней весной, и на улице было ПРОХЛАДНО... Всё случилось между Челябинском и Екатеринбургом. Я отделался лёгким испугом, другу повезло меньше, позже, в больничке, определили перелом ребра и сотрясение. Нас, ( точнее другана моего ), доставал из машины гаишник, потом оказал первую помощь, и вызвал скорую. После этого вызвал эвакуатор, а меня усадил к себе в машину, и 2 часа до приезда эвакуатора поил горячим чаем.

9 Артем_КРАСНОВ  
Ну вот я тоже усомнился в словах главврача, что прямо никто и никогда. У меня дядя хирург, мне трудно представить, чтобы в подобной ситуации он ничего не сделал. На моей памяти был случай, когда он ребенка утонувшего реанимировать пытался, но было поздно.
И сотрудники ГИБДД, работающие на трассах, встречаются с тяжелыми пострадавшими регулярно, так что вряд ли они совсем ничего не умеют.

3 Paragon  
Нередки случаи, когда даже врачи скорой помощи неправильно диагностируют повреждения, и неправильно оказывают помощь. Кто-то реально верит, что обычный лошапед, офисная крыса, сможет правильно сработать в критической ситуации? Даже пройдя несколько лет назад некие медицинские курсы? По-моему, полный бред.

4 Сиплый  
Поддерживаю чела из поста №3 под именем тухлой и давно сгинувшей проги для виртуалки СД. Надо четко определить перечень повреждений, при которых любой полудурок сможет оказать помощь, и тех при которых запретить прикасаться к пострадавшему вообще чтобы не навредить. пример с фонтаном крови один из примеров, когда можно помочь пострадавшему, а вот при переломе шейных позвонков я бы не советовал соваться непрофессионалам...

5 Paragon  
Не понял, чо за наезд на ник. Откройте словарь, и посмотрите значение слова - вас ждёт немало открытий. Подчёркивать узость и ущербность своего кругозора как минимум глупо.

8 Артем_КРАСНОВ  
"Надо четко определить перечень повреждений, при которых любой полудурок сможет оказать помощь"

Удивлю вас, но такой список есть. Это список из 16 мероприятий, которые вы ОБЯЗАНЫ провести в случае обнаружения пострадавшего. Не совсем список повреждений (ибо кто и как их определит на месте), а именно список диагностических и реанимационных действий. В списке есть иммобилизация, непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция легких и т.д. Процедуры не требуют медицинского образования, чтобы выполнить их мог любой полудурок, однако подготовленный полудурок.


6 мда  
почему наши люди при первой удавшейся возможности козыряют корявыми знаниями перед сотрудником гибдд? истерично трясут выписками из кодексов? и при этом не могут запомнить элементарные правила первой помощи? или к кодексам бросить в бардачек брошюрку по оказанию первой мопощи с правилами наложения жгутов, искуственного дыхания, когда можно когда нельзя ворочить человека о чем спросить его в первую очередь как наложить шину?
почему в самолете вам рекомендуют ознакомится с брошюркой как себя вести в экстреной ситуации и она всегда под рукой?
можно дальше пойти давайте на обратной стороне страховки печатать эти правила с картинками? она всегда под рукой и в экстренной ситуации сможет спасти жизнь комуто
или еще круче вкладывать в аптечку обязательную для каждого автомобилиста

7 Paragon  
Можно стопицот раз прочитать и выучить наизусть алгоритм действий про сносе и заносе, но как только критичная ситуация возникнет, накосячить и прилететь в столб. Без наработанных и зашитых в рефлексы практических навыков вся эта теория - полная лажа.

10 Артем_КРАСНОВ  
Добавлю еще, что есть юридический аспект доврачебной помощи.
С одной стороны, неоказание ее - статья 125 "Оставление в опасности". Но статья в таких ситуациях не применяется.
А с другой, некачественная первая помощь, в результате которой пострадавший умер, это тоже статья.
Поэтому сейчас у людей прямой резон стоять в стороне.

11 Anry  
Вообщем приходим к выводу, что каждый из нас будет действовать по ситуации. Дай бог, в нее не попадать. Сам, часто задумываюсь о том как бы я действовал. Вилка об ответственности и сострадании к ближнем, пока не решена. Схожу на курсы, обязательно.

12 Paragon  
Я не верю в принципиальную выполнимость задачи - доведение медицинской компетентности ВСЕХ водителей до уровня фельдшера. Такой вариант неплохо согласуется с постепенным умиранием системы здравоохранения, но это утопия.

13 мда  
так то снос занос и первая помощь разные вещи
в одном случае должна быть реакция и действительно навык в первый раз можно и столб обнять
а вот с первой помощью иначе взял букажку где черным по белому написано если из шеи фантанирует кровь то не стоит жгутом душить человека а наложить на плечо или куда там
там написаны варианты из чего можно наложить шину и пойти крушить знаки и загародки

14 Paragon  
Да-да, фонтанирующая кровь и агонизирующий человек - это ни разу не критичная ситуация. Спокойно открываете книжку, спокойно не торопясь её листаете, так же без малейшего волнения начинаете корячить лежащего без сознания (или ещё хуже - находящегося в сознании) пострадавшего. Рука не дрогнет, глаз не моргнёт, ни малейшего повода для стресса нет.

15 мда  
а ну да пусть сдохнет
я схвачусь за голову и буду бегать вокруг кругами:)
боясь навредить:)))
он потом спасибо скажет:)

16 Артем_КРАСНОВ  
Возможно, вы очень хладнокровный человек. Я же, к примеру, в подобной ситуации вряд ли осилю комикс про первую помощь. Тем более, счет идет на минуты - банально, найти эту книжку в бардачке уже займет минуту, найти нужный раздел - еще минуту, потом минуту, прочитать и осмыслить, и о-па - реанимационные процедуры придется делать трупу.
Навык должен быть уже с вами, иначе бесполезно.

17 Артем_КРАСНОВ  
Кстати, вчера с врачами обсуждал идею, похожу на вашу - телефонные консультации врачей экстренной помощи. То есть, чтобы был горячий телефон, куда можно позвонить, описать симптомы и получить инструкции.
Но если мы говорим о ДТП, это почти бесполезно: слишком мало времени.

18 Paragon  
Как у буржуев проблема решается? Сильно сомневаюсь, что все немцы или пиндосы поголовно являются спецами по реанимационным мероприятиям. А народу на дорогах у них умирает всё-таки меньше.

20 Артем_КРАСНОВ  
Интересный вопрос.
Вчера на прессухе главврач скорой помощи упомянула про закон добрых самаритян в США: человек, оказавший первую помощь, освобождается от ответственности за результат.

19 мда  
Артем я не про трупов говорю
учтите еще удар вы в лицо подушкой получили в непонятках минуты полторы
далее окинуть взором пасажиров услышать голоса еще секунд 30 выбраться из машины вот это пипец по времени может уйти несколько минут
тут реанимацию наверно уже поздно оказывать
но осановить кровь и помочь людям которым ничего не угражает можно

21 Артем_КРАСНОВ  
Так так оно и бывает. Авария, пока водитель в себя приходит, водители остановившихся попутных машин пытаются извлечь пассажира. А водитель сидит и губами шевелит, как рыба, которой воздуха не хватает. Сам был свидетелем такого ДТП и последствий.
Конечно, никакие курсы - не панацея. Просто если есть навык, то в одном случае из трех удастся спасти человека. Если навыка нет - в одном из трех тысяч.

22 тот чувачок  
вы еще один момент не учитываете - зачастую из искореженной машины человека просто так не вытащишь, распиливать надо стойки, двери. особенно у автопрома. как в таком случае человеку помощь оказать? опять же, вытащив человека из машины, можно ему навредить, в случае например с упомянутой травмой шеи.
учить навыкам оказания первой помощи надо конечно, но требовать ее от водителей нельзя. рекомендовать - можно и нужно.
про врачей скорой помощи, которые сами неправильно ставят диагноз, уже упоминалось выше.

23 Артем_КРАСНОВ  
Все правильно. На курсах, кстати, учат и основам эвакуации, а также признакам, при которых ее делать не стоит.

24 Чебурашка  
Все что вы можете сделать - это оказать помощь при не сильных поврежениях. А без сознательному да с разможденными внутренними органами и внутренним кровотечением ну-ну. Вот лежит это "мясо" и как хошь его спасай.
Единственным исключением для оказания доврачебной помощи имхо - проверка проходимости легочный путей и перевязка (и то уметь надо) артериальных кровотечений. Про венозные там имхо все просто.

25 тот чувачок  
и кстати, может быть начать уже ликвидировать не последствия, а причины аварий? несколько полос в одном направлении, разделение встречных полос бордюрами, строгий контроль за соблюдением правил, в частности скоростного режима, помогло бы уменьшить количество аварий с тяжелыми последствиями. какие бывают, например, после лобовых столкновений.

26 Лёхин  
был я 1 раз в неприятной ситуации , как то ночью на блюхера год назад обгонял меня лансер на повороте и перевернулся прямо передо мной раз 10. Полная машина обожраных малолеток. Первым делом я вызвал мчс скорую и дальше доставал их по одному. Все были живы. машины лежала на крыше...достал аптечку 1 девушке было очень херово была полувменяемая видимо от шока - дал нашатыря ну а тут и скорая подъехала и еще пара машин. А вот если бы кровь перекрыть жгутом я смог а искуственное дыхание врядли и не из-за того что не умею , а из-за брезгливости..хотя...молодой симпотичной девушке может и смог бы, а бомжу которого сбила машина уже врядли

27 Артем_КРАСНОВ  
Респект. Не проехал мимо, вызвал скорую, оказал посильную помощь. Это уже много стоит.

28 Лёхин  
трудно было проехать мимо ..они меня чуть не угробили...а, бросить их как то даже не было мыслей...первое что подумал когда они кувыркались - это то что надо их ватащить а то рванет..машина то на крыше стояла

29 Nana  
для таких случаев, держава хочет заставить всех оборудовать авто тревожной кнопкой, чтобы скорая быстрее ехала, но это в теории так красиво

30 Paragon  
Далеко не всегда найдётся человек, способный эту кнопку нажать, когда нужно. Буржуи экспериментируют с автоматическим вызовом спасательных служб при чрезмерно резком замедлении автомобиля, но пока это всё на уровне опытов.

31 Nana  
я так поняла, машинка сама передает координаты в колл-центр и степень повреждения, но насколько точно - не знаю.
у вольво есть и у бмв

32 мда  
за пасажирами бмв семерок наверно передвижнйо госпиталь приезжает :)

33 Чебурашка  
Сейчас прочитал статью из япии из города возле фукусимы. два отрывка которые меня задели очень сильно
1.
! — Но почему вы не закупите побольше приборов? — спросил я.

— Зачем они нам? У нас нет никакой необходимости, — удивилась работница горадминистрации Эмико Хоцуми, приятная девушка лет 30 в маске. — Мы знаем, что уровень некритичен, и смотрим телевизор, где нам сообщат, если он пойдет вверх.

— Но если вам скажут неправду?

— О-о, — протянула Хоцуми и задумалась. — Наверное, лучше нам не думать об этом. Понимаете, мы должны быть спокойны."

2.
"— Я слышал, у вас с этим есть некоторые проблемы, — иронизирует Мутсухиро и с гордостью добавляет: — А у нас за десять лет сменилось восемь премьеров.

— У нас, — говорю, — одно время тоже было так.

— А должно быть всегда! — восклицает чиновник, сжимая ладонь в кулак. — Иначе, засидевшись, они начинают думать, что и вправду делают нечто неоценимое для народа…"

кстати эвакуацию не проводят из города, совсем... ох уж эти самураи...

Кстати сегодня набрел на "вброс" что на фукусиме в 2001 году перед приездом инспекции трещины в строениях станции заклеивали бумагой с распечатанной на ней рисунком бетона...


34 Парящий над дорогой  
Да уж, живая тема, животрепещущая. Не раз приходилось сталкиваться с этим на дороге.Можно долго и много про это рассказывать, и ругать кого то,кивать на скорую и на плохие дороги. Но как говорится:"Спасение утопающих, дело рук самих утопающих". Не раз при помощи, в ДТП, когда реально счет идет на минуты, когда все вокруг суетятся, наступает момент некой паузы. Когда стоишь, смотришь на кровавые тела, которые хрипят и конвульсивно дергаются, которые реально страшно трогать, дабы не причинить большего вреда.....Но даже это готов переломить, переступить так сказать....Но элементарное незнание что можно, а что нельзя.....и на вопрос по тел 112 "можно ли чем то помочь до приезда скорой? Есть ли возможность связаться с каким нибудь врачом для консультации?" - сухой ответ, "скорая выехала, ожидайте". А до места ДТП, 40-50 км от Ч. Вот в этот момент реально руки опускаются, реально страшно становится. От бессилия, от беспомощности.Пару месяцев еще было ощущение, что не все сделал. Что еще можно было что то предпринять. Понятно что это все в комплексе должно решаться. НО! Если бы в тот момент, были бы хоть какие нибудь знания по оказанию помощи, может кто нибудь и выжил из двух. Тут много здравых мыслей, идей сказали, но как это все сдвинуть с мертвой точки? Проговорить это одно, а вот дальше? Однозначно пойду на эти курсы, даже не знал что такие есть. Вот бы еще подумать над вариантом массового "обучения". Ну типа DVD, или снять полнометражный ролик, типа "Контраварийного вождения", и выложить на сайте авточела. Понятно что это капля в море.Но даже если эта капля, спасет хотя бы одну чью то жизнь, думаю "игра" стоит свеч.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |