Блог Артёма Краснова
Среда, 24.04.2024, 03:20

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2015 » Май » 26 » Сон ценою в жизнь
12:58
Сон ценою в жизнь

Несколько лет назад, собираясь в Самару, я выехал накануне вечером, чтобы переночевать в Миассе (и забрать там товарища). День получился шибко нервным, стартанул я часов в 11 вечера и где-то на полдороги к Миассу начал глючить. Перед глазами было одно и то же видение: машина вылетает с дороги, ветки громко хлещут по кузову... Вздрагиваю — фу, показалось. Я таки доехал до Миасса, но думаю, был в опасной близости от сна. Реалистичные виденья, полусон-полуявь — один из его симптомов.

Сон за рулем — коварная штука, потому что сваливает не враз, а с длительным переходным периодом. Это чем-то похоже на отравление угарным газом, когда в определенный момент человека еще жив, но уже не в состоянии спасти себя сам.

Опасная для вождения фаза наступает раньше сна в общепринятом смысле: водитель еще держит голову прямо, глаза открыты, но мозг уже погрузился в «самодельную» реальность, иногда, как в моем случае, отчасти коррелирующую с окружающей обстановкой. Бывает, начинаешь видеть то, чего нет. Или зрение становится пунктирным — кажется, что триста метров преодолел одним прыжком. Видишь заправку впереди — а она уже позади.

Далее уже все решают нюансы. Вздрогнул, проснулся, спасся. Или продолжил путешествие в страну вечных грез. От чего это зависит? Нужно спросить у психологов, но, по большому счету, не важно — мы сей процесс все равно не контролируем.

Ночная езда усыпляет, особенно если дорога пустая, прямая и монотонная. И по моему опыту, традиционные рецепты «как взбодриться» могут привести к обратному эффекту. Например, спящим на рабочем месте советуют включить музыку, мол, она активирует какие-то там центры мозга. Не уверен, что относится ко всем, но меня музыка чаще всего усыпляет покруче таблеток, причем вне зависимости от громкости. Тихая - гипнотизирует, а громкая отключает от внешнего мира. Дома иногда засыпаю под плеер на приличном звуке.

Собственно, все советы призваны отдалить фазу полуяви, и если облиться холодной водой, выпить кофе, пожевать лимона или завести вдумчивый разговор о разгуле ЛГБТ-сообществ в Европе, наверняка получишь отсрочку. Проблема в том, что когда все-таки накатит — пусть и на полчаса позже — советы опять окажутся бесполезными. Потому что в состоянии полуяви человек уже перестает себя контролировать.

По сути, единственным надежным вариантом остается смена водителей или перекур на обочине при первых же признаках одурманивания. У меня не слишком большой стаж ночной езды, может быть, Аяврик или другие читатели поделятся опытом, а я приведу цитату из поста Олега Радула, который показался мне весьма полезным.


Первоисточник

Итак, пять объективных признаков того, что вот-вот заснешь:

1) Замечаешь момент моргания. Это — самый явный и однозначный критерий. Попробуйте вспомнить момент, когда вы последний раз моргнули? То-то же! Дело в том, что в обычном состоянии человек совсем не замечает момент, когда моргает. Это происходит насколько быстро, что просто не обращаешь внимания. Зато когда это становится явным, то речь уже идет не об обычном моргании, а о начале отключения — немедленно на обочину!

2) Обман зрения: фигуры на обочине кажутся издалека чем-то одним, а при приближении либо оказываются чем-то совсем другим, либо исчезают вообще. Это пограничная стадия: глаза еще открыты, но мозг уже не успевает обработать всю поступающую информацию — он уже спит! Еще пара минут, и сознание совсем отключится.

3) Зрение не успевает фокусироваться. Я пробую перевести взгляд с дороги на приборы, и тут же вернуть его обратно на дорогу. Какой там был километраж? Еще раз: мгновение на приборы, и снова на дорогу. В нормальном состоянии, зрение успевает перестроиться, и все прекрасно видно. Но если засыпаешь, то взгляд становится стеклянным, глаза не успевает адаптироваться к условиям, становится невозможным окинуть приборы одним беглым взором, и тут же считать нужные показания.

4) Лень напрягать мозг. Попробуйте умножить 18 на 3. В нормальном состоянии это не проблема. А вот засыпающему человеку это не то что бы сложно ... ему это нафиг не нужно. Впадлу даже начинать. По той же причине лень разговаривать. Потому что для этого надо напрягаться, держать в уме нить разговора, подбирать слова. Кстати говоря, любое словесное общение, неплохо нагружает мозг, поэтому во-первых: кто болтает — тот не уснет; а во-вторых: если в салоне повисла тишина, значит скоро всех срубит. В этот момент тоже пора останавливаться, хотя кажется, что можно еще ехать. Вот у ребят именно так и произошло (по регистратору): сперва повисла тишина в салоне, а через некоторое время — авария. Кстати, сильнее всего бодрит не просто пустая болтовня, а беседы на какие-то волнующие темы, будь то секс, политика или какой-нибудь холивар. Так что запасаемся на дорожку больными темами.

5) Мелкие нарушения. Два-три раза подряд забыл переключиться на ближний? Пора спать. Не можешь вспомнить последний дорожный знак? А предпоследний? Никак? Спать! Остановился на мигающий желтый? На зеленый? Ну, вы поняли...


 

Наступил сезон отпусков, и подобную опасность нужно иметь в виду. Причем «иметь» ее лучше на стадии планирования поездки, ибо, как сказал мой коллега и автопутешественник Григорий Скабичевский, «наступает момент, когда от усталости даже Европа уже не в кайф».

Категория: На злобу дня | Просмотров: 750 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: вождение | Рейтинг: 5.0/5


Всего комментариев: 17
1 Аяврик  
Тема, что и говорить, актуальная, тем более, что сезон отпусков, а Сочи и модный Крым от нас далековато. Редкая птица долетит без приключений. В интернете можно найти миллион советов на тему "Как не уснуть за рулём", но не для всех они годятся. Пока опытным путём найдёшь подходящий - есть риск вообще не проснуться. Объективные признаки Олега Радула помогут отловить критический момент, ну а дальше - спать. Хотя бы час-полтора, как минимум. 
Не следует планировать непременно доехать именно до какого-то пункта, особенно если опыт дальних поездок небогат; дорога и самочувствие покажут, где пора ночевать. А уж мотелей, гостиниц, и даже частных домов для этой цели достаточно. На многих популярных трассах к вечеру появляются аборигены с табличками "Ночлег", вполне достойный вариант.
Что касается методов "взбадривания", то мне, например, помогает крепкий чай. Не пакетики с пылью цейлонских дорог и тёпленькая водичка из кулера, а хороший листовой, обязательно свежезаваренный, почти без сахара. Несколько часов бодряка  гарантированы. Но лучше, конечно же, отдохнуть.

2 Артем_КРАСНОВ  
0
А вообще интересно, у дальнобойщиков день как-то нормирован или чем больше проедешь, тем больше заработаешь? Или это от компании зависит?

3 Аяврик  
Полнейший разброд. Где-то есть ежедневные нормы пробега (км 800), где-то - строго по тахографу. Конечно, если з/п от пробега, выгоднее проехать побольше, но всему есть предел, иногда последний. С тахографами в России, боюсь, не скоро получится - куча всяких проблем, хотя дело хорошее.

4 Артем_КРАСНОВ  
0
800 км в день на фуре - по-моему, очень даже некисло, я на легковой от таких пробегов устаю. Это часов 16-18? Ну то есть при таком графике проблемы засыпания более чем актуальна, особенно если 2-3 дня ехать

А кстати, как меняется график при увеличении общей дистанции? Ну в том смысле, что за сутки можно и 1200 проехать, если потом три дня отсыпаться, а если общий пробег 5000 км, то и по 800 км каждый день многовато. Как это решается?

5 Аяврик  
По обстановке. Скажем, загрузился я с утра в понедельник, в Новосибе надо быть в четверг, иначе всякие санкции, неустойки и проч. Можно было выдвинуться после обеда и ехать потихоньку, но вчера у супруги был д.р., поэтому выехал сегодня с утра. Прошёл 840 км., ещё примерно столько же осталось. Погода хорошая, дорога ровная, машин  немного, почему бы нет. Если бы в сторону москвы - конечно, условия пожёстче, и кроить пришлось бы по-другому.

6 Артем_КРАСНОВ  
0
Видимо, у Вас уже особое восприятие времени и расстояний, я бы от двух таких переездов потом недельку отдыха попросил )))

8 Аяврик  
Привычка. Я тоже пару-тройку статей за один день не осилю. Полгода минимум)))

10 Артем_КРАСНОВ  
0
На тест-драйвах за день обычно 200-300 км проезжаем, но под конец просто с ног валит. Правда, не столько из-за вождения, сколько из-за всей организационной суеты, поиска мест, попыток не испачкать машину и т.п.
Один раз за день 700 км проехали, постоянно меняясь машинам. Больше так не делаем ))))

7 Аяврик  
Обратил внимание: новые участники комментируют посты семилетней давности))). Сам иногда люблю в старых статьях покопаться, очень интересно бывает. Вот только комментировать их как-то в голову не приходило... wacko

9 Артем_КРАСНОВ  
0
Цитата
посты семилетней давности
Круть... Тем более что блог 5 лет существует smile
А вообще много заходов с поисковых систем, иногда люди не обращают внимание на дату. Плюс иногда спамеры так проверяют бдительность модеров. "Привет! У вас классный сайт. Случайно узнал об одном средстве... Сначала не поверил..."

12 Аяврик  

Цитата
Тем более что блог 5 лет существует

http://krasnov74.ru/publ....-1-0-31 На авточеле 6.03.08 г.

11 HQ74  
По опыту знаю что момент моргания ты не замечаешь. Ну это когда уже почти спишь. Хорошо если есть напарник который замечает, что глаза закрыты по несколько секунд.
Чаще замечаю что сваливаюсь в сон по затруднению перевода взгляда по приборам или на дорогу с приборов. В таком случае бесполезны все ухищрения, можно и прыгать и петь и есть и музыка громкая, все бесполезно. Сразу останавливаюсь на ближайшее место удобное, ставлю будильник на 15 минут и проваливаюсь в сон. После проснувшемуся еще можно долго ехать без проблем. Мне 15 минут хватает.

13 Аяврик  
 
Цитата
Мне 15 минут хватает.
Организм крепкий, но злоупотреблять не стоит. По опыту, всякие зарядки-пробежки ощутимого эффекта не дают, а сон - лекарство, у которого передоза не бывает)).

14 Графиня-2  
дело было на Украине в 2008 году в конце сентября. границу прошли в первом часу ночи по российскому времени. украинское время минус три часа. решили доехать до ближайшего мотеля и отдыхать. к обеду надо быть в Запорожье. мужики на радостях, что граница позади, берут выпивку. а я сажусь за руль. едем. темно. мотелей нет. доезжаем до Луганска. хоть бы одна гостиница по пути. нет. едем дальше. въезжаем в Донецк. наконец-то. паркуемся. заходим. нас готовы принять, но... необходимо заплатить гривнами. гривен у нас нет. пытаемя сторговаться за рубли. нет. за доллары. нет. обменники откроются только утром. выходим. садимся. трезвая только я. решаю ехать. есть вариант заехать к дальней родне в Покровское, что на пол-пути. поплутав по ночному Донецку, выезжаю на дорогу в сторону Запорожья. трассой назвать ее язык не поворачивается. ночь. темно. пустая догога, машин нет. мужики спят. глюки начались, когда до цели оставалось километров 15. вижу в свете фар перед машиной столб и резко торможу. душа за доли секуды ушла в пятки. машина стоит на пустой дороге, вререди ничего нет. от резкого торможения просыпается Андрей. все сразу понимает. под его чутким руководством 50-метровая пробежка, умывание холодной водой. сна как не бывало. спокойно доезжаем до места. 
этот "столб" у меня на всю жизнь в памяти.

17 Аяврик  
Вещий глюк. Скоро там пограничники действительно столб поставят.)))

15 YurySS  
Цитата
Или зрение становится пунктирным — кажется, что триста метров преодолел одним прыжком

Это значит, что триста метров проехал уже во сне. Я как-то тоже такие "пунктиры" словил - еду в своей полосе, а потом раз, и уже на разделительной.

16 PsKoT  
Спать ночью надо:-) Пусть даже и в машине.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |