Главная » 2012 » Июль » 28 » SolarWorld GT: хватит ли ему челябинского солнца?
20:15
SolarWorld GT: хватит ли ему челябинского солнца?
Фото с сайта http://www.solarworld-gt.de/
Сегодня, в субботу, 28 июля этот электромобиль, напоминающий картинку
из журнала «Наука и Жизнь» 1985 года, покинул Челябинскую область. Единственным
источником его энергии являются солнечные батареи, что не мешает двум студентам
из немецкого Бохума надеяться обогнуть Землю, преодолев 35 тысяч километров.
Челябинск – это как раз половина пути из Австралии в Австралию.
Вообще, я
завидую немецким студентам: вот оно, полноценная женитьба теории и практики.
Солнечные батареи на основе арсенида галлия площадью 3
квадратных метра довольно эффективны: КПД – 29,2%. На входе в
атмосферу солнечные лучи имеют мощность 1366 Вт/м2, так что в теории батареи
могли бы вырабатывать более 1 кВт энергии, однако с учетом реальной
освещенности около поверхности Земли их номинал составляет 875 Вт. И это без
учета снижения эффективности за счет облаков или сумерек.
Подвеска - как у спортивной машины. Салон, кстати, тоже
Впрочем, электромобиль имеет еще и аккумуляторную батарею
емкостью 4,9 кВт*ч, которая заряжается, например, на стоянках и позволяет
проехать без солнца еще 275 км на 50 км/час – для SolarWorldGT это крейсерская скорость,
хотя максималка составляет 120 км/час.
Кстати, его батареи позволяют запасать энергию,которая содержится в 400 граммах бензина, то есть перед нами машина с топливным баком объемом 0,6 литра )) Даже у "Оки" в 50 раз больше.
Как я понял из рассказов путешественников (по телевизору), в
крупных городах они возят свой «джи-ти» на трейлере.
Но самое удивительное – это не солнечные батареи, а достижения
в области сверхэкономичности электромобиля. Ведь когда в твоем распоряжении
всего 875 Вт (0,64 л.с.), а впереди 35 000 километров, хочешь не хочешь, а
задумаешься о снижении потерь.
SolarWorldGT
очень легкий: всего 260 кг, из которых 21 кг приходится на аккумуляторы, 44 кг –
на 1,5-килловатные мотор-колеса, 85 кг – на кузов. Автомобиль двухместный с
двумя полноценными дверями и полностью сертифицированный для использования на
дорогах общего пользования (то есть у него есть фары, стеклоочистители и другие
атрибуты настоящей машины).
Коэффициент аэродинамического сопротивления, измеренный в
аэродинамической трубе Audi-Windkanalzentrum,
составляет 0,14, что примерно в два раза ниже, чем у обычной машины. Конечно,
это достигнуто в ущерб практичности. Впрочем, по соотношению размеров к
вместимости электромобиль сравним с PorscheBoxter, так что не безнадежен. Ловя
блох, изобретатели отказались даже от зеркал заднего вида, которые заменили
камерой (а я что говорил?)
Колеса очень узкие – чуть больше велосипедных, а давление в
них аж 5 атмосфер, и вкупе с продвинутыми подшипниками это обеспечивает низкое
сопротивление качению.
В результате энергопотребление составляет 1,78 кВт*ч/100 км,
а если пересчитать в более привычный нам бензиновый эквивалент – 0.2 л/100 км.
Для сравнения, у электрического Mitsubishii-Miev
паспортный расход энергии 13,5 кВт*ч/100 км, тогда как замеренный «Авторевю»
реальный расход – 22 кВт*ч/100 км. Впрочем, сравнение не вполне корректно, ибо SolarWorldGT больше ездит по межгороду,
тогда как i-Miev тестировали в Москве.
И тем не менее, «мир Соляры» впечатляет. В конце концов, 18 000
км он преодолел, и пусть дневной пробег составляет 150-200 км, а все
путешествие займет примерно 13 месяцев, главное, Volvo– то бишь,
«я еду» (по латыни).
В какой мере SolarWorldGTможно считать приоткрытой страницей будущего? Что касается солнечной
составляющей, пожалуй, я остаюсь скептиком: проще установить батареи
стационарно и заряжать от них электромобиль. Если взять за эталон маленький Mitsubishii-Miev и предположить, что в день вы
проезжаете 60 км, вам понадобится порядка 10-20 квадратных метров батарей (в
зависимости от эффективности). Но это при условии жизнерадостной погоды, тогда
как в пасмурный день мощность солнечного света может падать в 10 раз. С другой стороны,
никто не мешает комбинировать зарядку от обычной сети и дозарядку от солнца:
пусть экономия составит даже 20% - это не так уж мало. В теплых странах так и
делают.
"Солнечные поля" в Чехии
Но вот в чем SolarWorldGT можно считать проектом
знаковым – это в области снижения потерь на качение. Сегодня электромобилизм уперся
в недостаточную емкость аккумуляторов. Но можно подойти к проблеме по-другому: снижать
расход энергии за счет более эффективных шасси. Более легких, более обтекаемых,
с меньшими потерями на трение, как SolarWorldGT.
Это не так просто. Солнцемобиль из Бохума все же не серийный
образец и нигде не афишируется его цена, но поскольку он построен на основе
космических технологий (без преувеличения), ценник, думаю, тоже космический.
Впрочем, все к этому и идет: композитные кузова, обтекаемые
формы, шины низкого сопротивления… Может быть, именно они, а не только
супер-аккумуляторы, дадут толчок развитию электромобилей?
Первая версия SolarWorld выглядела куда более стильной, но была недостаточно практична для кругосветок
PS: расположение
Челябинска весьма удачно с точки зрения разнообразных кругосветок: к примеру,
пару лет назад к нам наведался целый электрокараван.
Упомянутые 20 кв. м. стационарных солнечных батарей придётся каждый день протирать от пыли, иначе от и без того хилого уральского солнца останется совсем ничего. Бьюсь об заклад, очень скоро хозяин задолбается, и наймёт для этой цели проворного таджика, нивелировав всю экономию
А машинка прикольная. Прямая польза от неё нулевая, но побочные эффекты могут пригодиться.
Кстати, серийные электромобили неспроста делают тяжёлыми и прожорливыми. Рядовой обыватель упорно не хочет покупать футуристические углепластиковые космолёты с вместимостью полтора человека, и с 50-литровым багажником. Очень тяжело уйти от классической дико избыточной компоновки, ибо она - венец полуторавековой эволюции самобеглых тележек.
Да, согласен, впрочем дело не только в нежелании: пока жизнь неприспособлена для таких машин. Но давай представим, что налоги на автомобили стали экспоненциальными: условно говоря, Смарт - 5000 рублей в год, Фокус - 100 тысяч, Лексус - 800 тысяч. Давай представим, что появилось множество прокатных контор, которые освобождены от этого налога и выдают любые машины повышенной вместимости по требованию: к бабушке в Уссурийск съездить, шкаф перевезти. И ты естественным путем вместишь себя в "Смарт" и будешь счастлив )))))))
Ну, я не стал развивать мысль, почему такие налоги появятся. Представь город, где физически нет мест для парковки автомобиля с длиной более 3,5 метров, где в часы пик даже в холодную погоду от проспектов поднимается марево, где светофоры стоят даже во дворах ))))))
В последние десятилетия с этой проблемой борются другими способами - развитием общественного транспорта, расширением дорожной инфраструктуры, строительством многоуровневых парковок, в том числе подземных. Всегда есть множество вариантов развития ситуации, необязательно ограничиваться лишь одним из множества.
Хых стильная версия сего авто, как кажется Коту, была позаимствована у Черного плаща с его воздухолета А чего зимой-то на тест не поехали вумные студенты? Было бы гораздо информативнее! В общем Кот считает, что итоговое КПД этой машинки в реалиях жизни стремится к нулю. С тем же успехом по космоценникам можно было сделать по аналогии с компьютерными мышками и электроковриками (кстати, раньше долго смеялись на тему драйверов для ковриков... эвона как оказалось...): ставим кучу солнечных полей, рядом пруды разводим с "электроводорослями", сотворяем дороги с подпиткой по аналогии с ковриками - ну и машинки сами будут кататься и подзаряжаться от дорог, по аналогии с компомышами
Зажравшиеся немецкие мажоры захотели русской романтики - бабущка,яйки,млеко. Дорогами дедов прокатится решили. Забыли блин, как их дедов до самого дома проважали.
Согласен, есть у меня некое внутреннее неприятие немецкой нации. Немцы это надменная и очень высокомерная нация. Я уверен, что когда два этих придурка вернутся домой,будут рассказывать какие в России живут дикари и как они, два крутых перца, смогли всех победить.
30.07.2012. Олимпиада. Лондон. 3 день соревнований. У германии ни одной медали. Выдержка из комментария одного нем. спорт. обозревателя: ".....Германия по прежнему остаётся основным претендентом на золото в обще командном зачёте. Основным соперником по прежнему остаются США, ( сборная Китая просто не замечается). Но наши спортсмены настроены только на победу, и у нас всё впереди."
Артем, а как ты вообще видишь дальнейшую концепцию развития транспорта у нас...ну т.е. изложи свой вариант...по какому пути, на твой взгляд надо двигаться...у меня рисуется несколько вариантов: 1. Дальнейшее увеличение автопарка, без изменения его структуры, при этом сценарии лет через 20 наступит транспортный армагедец; 2.Дальнейшее увеличение автопарка, с изменением его структуры в пользу компактных авто (вне зависимости от типа силовой установки), в этом случае армагедец наступит на 5 лет позже, возможно иначе; 3.Законодательное ограничение покупки авто для жителей мегаполисов, с возможностью данного действия для льготных категории (это уже как-то терли), тут перспективы туманны, всё зависит от грамотной реализации с параллельным развитием общ. транспорта; 4. Свой вариант...
Интересный вопрос. Если говорить про Россию, то можно разделить два сценария: оптимистичный (нефть дорогая, кризиса нет) и пессимистичный. Во втором варианте продажу могут остановиться и зло автомобилизации накроет нас с оттяжечкой. Предположим, что спрос будет продолжать расти в тех же темпах, что рос в докризисные годы. Даже тогда средняя автомобилизация по России в среднем не скоро еще достигнет европейских показателей, хотя в означенный тобой срок 20 лет - наверняка. Но раньше, чем это случится, проблему гипер-автомобилизации почувствуют отдельные города, вроде Москвы и Екатеринбурга. В этих городах, я думаю, пойдут по традиционному пути: развитие общественного транспорта, платные стоянки, увеличение налогов. Немаловажным фактором скоро может стать цена топлива, что вкупе с трудностям парковки поднимет интерес к более компактным машинам, может быть, В-класса. С перспективой 20 лет я, думаю, что будет 1. Миниатюризация автомобилей 2. Разделение функций автомобиля на каждый день (компактный) и автомобиля для дальних выездов/грузоперевозок (прокатного) 3. Увеличение числа электромобилей. 4. Снижение числа поездок как таковых из-за развития компьютерных средств коммуникации. 5. Развитие новых видов общественного транспорта
Ну тут как посмотреть...мне кажется немного не так: 1. Миниатюризация автомобилей Не уверен что все на это поведутся, я вот точно не сяду в капсулу, ибо я и в седане среднеразмерном не совсем свободно себя чувствую; 2. Разделение функций автомобиля на каждый день (компактный) и автомобиля для дальних выездов/грузоперевозок (прокатного) Это не снижает кол-во авто, а даже наоборот следовательно проблему не решает а усугубляет... 3. Увеличение числа электромобилей. В перспективе 20 лет, не вижу прорыва в этой области, чтобы произошло увеличение их числа... 4. Снижение числа поездок как таковых из-за развития компьютерных средств коммуникации. Это вопрос философский, я смотрю на него иначе...пока что развитие информационных технологий никак не сказалось на количестве поездок, их число росло просто с развитием техники, пример...изобрели телеграф...число поездок увеличилось, изобрели телефон - тоже, изобрели телевидение, радиосвязь, интернет...только увеличение мобильности из-за увеличения транспортной доступности... 5. Развитие новых видов общественного транспорта Каких??? Пока этому нет предпосылок....
А вот Коту кажется, что армагедец не наступит по одной простой причине - рост цен на авто и снижение качества последнего (авто нынешнее далеко не так так надежны как в 90е, к примеру). Как итог невозможность всем и вся иметь авто. Плюс, занимаясь инфраструктурой, может быть компенсирован и некоторый рост автопарка. (А потом кончатся ресурсы и делать авто будет тупо не из чего ) Ну а уж если к реалиям, то Кот согласен с Володей по п.3 - запрещать и не пущать наше все!
учитывая, что путешествие длится 13 месяцев, где нибудь, да зима их застанет. другое дело, что они наверняка схитрили - подрассчитали, чтоб зима их застала где нибудь в африке или южной америке. конечно, в серию такая машина не пойдет, но это отличный способ обкатать "зеленые", "экологичные" технологии, которые можно будет применить на серийных авто. да и если аккумулятор помощней поставить, будет поинтересней. солнечно - подзаряжаемся, пасмурно или ночь - едем на аккумах. интересно кстати, а они на одной машине едут, или там еще караван машин тех помощи за ними?
Караван. И в больших городах машину на прицепе возят, якобы, ДТП боятся. Я думаю, просто она не приспособлена для рваного ритма движения, только для круиза по трассе.