Когда-то несерьезным казался сам интернет. Газеты раздувались от пафоса. Сетевые публикации считались надписью на заборе. Постепенно интернет стал вполне самодостаточным, и сегодня газета без интернет-сайта почти немыслима (есть исключения, но общий тренд таков). Газета The Independent стала первым национальным изданием, которое отказалось от бумаги вообще. Но попутно появилась и угроза совершенно иного рода — соцсети и сайты с пользовательским контентом (Youtube).
Поначалу хотелось игнорировать и их. Ну что такое блогер в сравнении с матерым журналистом? Мальчишка. Дилетант. Паяц.
Как это часто бывает, недооценка соперника не позволила вовремя разглядеть угрозу. Сейчас об этом говорят вслух: соцсети уводят у традиционных СМИ и аудиторию, и рекламодателей, и ставят под вопросом само существование обычных газет/журналов. СМИ все чаще привлекают топ-блогеров к совместной работе, и неясно, кто кому делает одолжение.
Мамонты против саранчи — примерно так выглядит это сражение. Средний блогер — это гораздо меньше, чем среднее СМИ, но блогеров много и они шустрее. Они давят массой. То, что не заметил один, снимет другой. Казавшиеся безграничными пастбища гибнут под натиском ног и челюстей.
СМИ все труднее поспевать за бешеным темпом, который задают ребята со смартфонами, и все меньше остается незапятнанных ими тем. На планерках то и дело слышишь: а смысл нам это делать? Набери в youtube, сотня роликов вывалится. Они ответят на вопросы, которые нормальному редактору не придут в голову (а людям приходят). Как горит iPhone? Как сделать из бумаги пистолет? Что делать, когда скучно?
У блогеров больше эксклюзива, они смелее и разнообразнее в подходах. Они делают больше «лайфа». Они, как нефильтрованное пиво, кажутся более натуральными. На их фоне традиционные СМИ выглядят закомплексованными, ангажированными и чересчур медлительными.
Блогосфера вообще лучше соответствует потребностям современного человека, каким его лепит западное общество. Есть такое клише, мол, «журналистика факта уступает журналистике мнения». А блогеры — это именно мнение, оценка, способ не только узнать о событии, но и определиться со своим отношением.
Традиционная журналистика зажата в тиски собственных канонов: объем, глубина, композиция, качество, проверка фактов (ну, если мы говорим о серьезных изданиях)... В народном же творчестве хорошо потребляются короткие твитты или бесконечные водянистые видеоролики, где автор 15 минут только здоровается с публикой: «Всем привет! Вы на канале...». Здесь могут быть откровенные «утки» и домыслы-полуправда. Здесь можно стать популярным, будучи косноязычным, причем именно поэтому. Все это настолько не вписывается в рамки традиционных подходов, что СМИ проще игнорировать подобные явления, чем адаптироваться.
Люди уже не хотят вникать. Они ищут эмоционального катарсиса, а не расширения кругозора. Они хотят ощущать, что кто-то мыслит также, что они были правы, что все именно так плохо, как они думали (или так хорошо). Они хотят удивляться, смеяться и негодовать. Они хотят разнообразия.
Блогосфера всех сортов убивает множество традиционных форматов. Например, интервью с известными людьми до поры до времени были предметом гордости успешного СМИ, но сегодня известные люди ярче и честнее выступают в собственных блогах, поэтому интервью с ними потеряли флер эксклюзивности.
СМИ, вероятно, забывают и о том, что людей чаще всего интересуют сами люди, а не тексты о них. Блогосфера — это, по сути, авторская журналистика, где больше половины успеха обеспечивает личность автора, а не порождаемый им контент.
И конечно, традиционные СМИ раздражает попрание монополии на информацию. Когда-то они были мощным барьером на пути индивидов к гласности, а сегодня стать ведущим собственной передачи с миллионной аудиторией может, фактически, любой. Никогда еще в истории человечества распространение информации «по горизонтали» не было таким мощным.
Мне, в целом, близки оба подхода. И сам по себе феномен соцсетей я не рассматриваю как нечто непременно отрицательное, даже осознавая «вред» для традиционных СМИ. Надо делать скидку на молодость блогерства, как явления, но в целом оно хорошо тем, что дает выбор — в конце концов, слушать ли школоту или профессора, зависит от вас.
При этом я бы не идеализировал блогосферу в качестве полной замены СМИ. Блогерская среда отнюдь не так независима, как кажется. Большинство авторов размещаются на крупных коммерческих платформах (liveinternet, facebook, youtube), попадая под их влияние. Это касается, например, индексации контента в поисковиках и внутри самих сайтов.
Блогеры, понятно, могут быть ангажированы не меньше, чем СМИ, причем зачастую их «независимость» заключается лишь в занятии позиции, отличной от официальной (но не обязательно верной).
Блогосфера, на мой взгляд, редко является первоисточником инсайдерской информации, скорее — ретранслятором и фильтром. Тем более эта информация зачастую плохо верифицируема, поэтому остается либо верить всем вбросам, либо не верить ничему, что пишут в блогах — отделить зерна от плевел силами блогосферы как правило не удается. Недавно в Англии обсуждали информацию о том, что премьер-министр Британии Дэвид Кэмерон сношался с головой мертвой свиньи. При всей абсурдности этого открытия, почему-то ему поверили, и в лучших традициях блогосферы (а СМИ тут пошли на поводу), никто не стал проверять надежность источника. Все ссылались друг друга, пока автор вброса не признался, что просто процитировал аккаунт своего источника в соцсетях. Надежный пруф, чо.
Повестка блогов и традиционных СМИ не так сильно отличается по существу, и разница больше в скорости, форматах и оценках, чем фактуре.
Наконец, не покидает ощущение постепенного обыдления потребителей информации. Наверное, это естественно, потому что свобода чаще открывает перед человеком не столько горизонты, сколько перспективу опуститься. Школьники на выпускном становятся пьяной толпой, внезапно разбогатевший бизнесмен подсаживается на наркотики, а офисный узник, погруженный в информационное поле без редактуры, с удовольствием упрощается. Это создает почву для разговоров, будто современный читатель уже не хочет длинного и сложного чтива, дескать, у него на это вообще нет времени (на пиво есть, на чтение нет). А потом процесс становится самодостаточным: люди хотят попроще, а блогосфера и СМИ предлагают им простоту в квадрате (чтобы обогнать конкурентов).
Не блогосфера виновата в этом упрощении, она лишь катализатор. Мы имеем дело с переходным процессом, когда изменился способ дистрибьюции информации, и от внезапности возникло головокружение. Старая, централизованная система сменяется «феодальной раздробленностью», за которой, видимо, возникнет новая структура информационных потоков. И в ее рамках блогосфера уже перестанет быть некой альтернативой традиционным СМИ, а сольется с ней в новом качестве.
Кстати, попытки СМИ потрафить любителям народного творчества как правило выглядят комичными. Блогосфера — это колоссальный «кастинг», где на передний план все равно пробьется самый дерзкий или харизматичный, тогда как старые журналисты-тяжеловесы могут им только подражать.
Скоро новости будут писать и распределять роботы. О событиях мы и сейчас чаще узнаем из соцсетей. Лайфхаки и прикольные видео — это удел «частников». Материалы аналитического толка будут создавать узкопрофильные блогеры. Администрации соцсетей уже влиятельней большинства СМИ.
Традиционные медиа, наверное, не исчезнут, но сами начнут перетекать в ту среду, которую сейчас противопоставляют себе. Возможно, хороший журналист и хороший блогер станет единым понятием. Медиа — это лишь способ передачи информации, но не ее содержание. А СМИ, вероятно, будут работать по принципу диспетчерских служб такси: только у нас лучшая выборка фуд-блогеров России. И мы гарантируем, что вы не отравитесь.
И я надеюсь, что среди блогеров появятся такие же бренды, как среди газет в период их расцвета. Бренды, которые видят свою миссию не только в разгоне популярности. Популярность — это следствие, а не цель.
Обожаю эту постоянную недосказанность....понятно, что не цель...НО ЧТО ТОГДА ЦЕЛЬ??? Ты ж тоже блоггер... какая у тебя цель? Для чего тебе этот блог? У меня вот нет цели и нет блога...все логично...а твоя мотивация заниматься этим блогом мне пока не понятна...явно же не ради денег...или таки ради них?
Можно блогом заниматься и ради денег, но в моем случае нет. Маловато я ему времени уделяю для полноценной коммерциализации. В остальном... Для чего Меркьюри пел, для чего Сенна побеждал, для чего писал Ван Гог, для чего княжил Владимир Мономах... Я думаю, в числе мотиваций есть и деньги, и слава, но вряд ли ограничивается только этим. Цели подобных людей связаны больше с осознанием того, что ты можешь что-то делать и это приносит тебе удовлетворение. В этом личная цель. В глобальном смысле такие люди становятся исполнителями/выразителями каких-то потребностей общества, не всегда, кстати, положительных. Ну и в целом к журналистам применима та же логика. Мы не одарены, как Меркьюри, но стремления примерно те же. И я всегда считал, что, например, спортсмен, у которого с детства единственной мотивацией являются слава и деньги, никогда не станет чемпионом. Отсюда последний абзац. Слава и деньги - это как бы побочный эффект стремления быть лучшим вообще, стремления выйти за рамки самого себя итд Те, кто зациклен на богатстве, могут продавать шедевры, но не создавать их
Ой не знаю...ощющение такое будто простоквашу и кисель в одну тару налили...намешено всего подряд...конкретики нет...значит и цели нет четкой...для всех вышеописанных товарищей дело, которое их прославило было основным по жизни...а для тебя же это не так...хобби можно сказать.
Печально, что ты не знаешь о чем я говорю...самовыражение это конечно хорошо, но то что нет цели-это проблема...хотя такое сейчас повсеместно...люди живут как бы по инерции...предки вроде так жили и я поживу...а зачем именно так....да шут его знает....сенна вон гонял...а я попишу....зачем?.....ну как зачем....сенна ведь гонял....
Владимир, если вы не принимаете систему ценностей Артема, это не значит, что у него нет цели. Со стороны ваш разговор выглядит примерно так: - Артем, ты зачем в магазин пошел? - Ну как... хлеба вот купить, посмотреть, завезли ли арбузы... - Разве за этим ходят в магазин? Нет у тебя конкретики, одна вода.
Согласен, у меня и самого получилось не конкретно, хотя систему ценностей вы зря приплели, она тут не при чем...видимо, чтобы объяснить развернуто что именно я имею ввиду надо написать что-то побольше каммента...постараюсь как-нибудь слелать...мне даже самому интересно как народ воспримет такие идеи...
Лично для меня бы, блог был бы способом заработать денег. Но,к счастью пользователей, осознание того, что Я не могу писать интересно и разнообразно присутствует. Короче я читатель. А соцсети дают возможность графоманам. Вот они и самовыражаются, как могут... к газетам их на пушечный выстрел не подпустят. Дали мне как-то пример. На серьезное производство взяли дебила. Нажали на них. И взяли его в конструкторский отдел. На мое удивление ответили, что там от него минимальный урон. Ну, кульман сломает или карандаш потеряет. Так и сграфоманами. Умные блоги на слуху, тупые тонут в сети. Но все довольны.
А соцсети дают возможность графоманам. Вот они и самовыражаются, как могут... к газетам их на пушечный выстрел не подпустят
К газетам-то их не подпустят, только они не рвутся, ибо аудитория активно уходит в соцсети. И если мы, старики уже (мы ведь помним время до интернета), то для нынешних подростков понятие газета - это что-то вроде патефона. Прикольно, да.
Понимаешь, газета-аналог издания. Неважно в сети оно, или на бумаги. Это официальное профессиональное сообщество. Блогер-личность. И тут уже все зависит от личности. Ты-уважаем. Тебе верят и тебя читают. И как минимум я не один такой. А прочитав новость о том, что какой-то блогер приехал в Челябинск и рассказал о том, как здесь плохо, причем рассказал челябинцам, я не кинулся читать его опусы. Ну, кто он такой? Архитектор? Мэр? Авторитет? Ну и так далее. Да что далеко ходить, у меня дочка ломится создавать канал на ютубе... Ну и смысл? Я вот представил, что сейчас заведу блог. О чем я буду писать? О автодороге меридиан? О листочках и бабочках? Неее, нужны личности и спецы. Их блоги интересны. Газета, журнал, это уже машина... бизнес. С более обширными возможностями. Я не против блогеров. Абсолютно. С удовольствием читаю. Но и к профессиональным новостным сайтам и изданиям обращаюсь.
Спасибо на добром слове, но замечу, что у того приехавшего блогера изрядная аудитория, нравится нам это или нет. Это данность. В youtube полно блогов, где люди записывают, как играют в видеоигры. Посещаемость там такая, что 74.ру или газета "Комсомольская правда" рыдают горючими слезами. И смотрят эти блоги подростки, которые есть будущая аудитория. И она будет сидеть там, где ей удобно и привычно. Понятно, что за профессиональным советом хочется обратиться к более серьезному источнику. Допустим, нас интересуют бизнес старт-апы. И мы можем взять солидное издание, где журналист (все равно не спец в бизнесе) будет излагать свое видение в статье "10 советов, как начать свой бизнес". Или мы пойдем в соцсеть и подпишемся на профессионального блогера-бизнесмена, который на пальцах разъяснит, как и что делать. Причем тот наш журналист полтекста списал с блога этого бизнесмена. Журналисты, по большому счету - дилетанты. За редким исключением. Это не в укор нам всем, потому что специалист, как правило, имеет узкую направленность, а журналисту нужна широта охвата. И тем не менее в прямом противостоянии блогер-эксперт уложит на лопатки любого журналиста. Остается надеяться, что красноречивых спецов окажется не так много и журналисты смогут еще поработать некой такой медиа-прослойкой.
И тем не менее в прямом противостоянии блогер-эксперт уложит на лопатки любого журналиста.
А где на всех зубов найти? Значит безработица. Экспертов мало... До жути мало. Их искать надо. А еще тех, кто и готов о чем-то написать... Естественно эксперт уложит. Но! не каждый эксперт может писать. Симбиоз никто не отменял А у того блогера аудитория... И что? Ну и есть... Так я его не считаю специалистом. Его опусы-беллетристика. Для меня, как минимум. Короче, не читал, но осуждаю (с)
Насчет опусы - беллетристика. Так, может, и правильно. Внимание аудитории разодрано на части. Ты не можешь надеяться, что тебе уделят более нескольких минут в день. Запаса терпения почти нет. Чтобы не потерять и нарастить аудиторию в таких условиях ты не можешь себе позволить чего-то такого сложного. Раньше как было? На купеческой даче летом тоска. Тут вышла новая книга известного автора. Все кинулись читать. Ну, может, кому-то она скучноватой вообще показалась, но делать-то нечего и времени много, так что сиди и вникай. Там, глядишь, и слюбится. То же со статьями. Сейчас такого нет. Нужно хватать и сходу оглушать: фотками, дерзостью, юмором, прикольностью, злобой дня. Варламов выбрал свою нишу и преуспел. По меркам градостроителей, может быть, он полный профан, но читают-то его не градостроители. А аудитории и надо так, чтобы о наболевшем потереть, фотки поразглядывать, на жисть пожаловаться. Впрочем, хорошо что остались люди, вроде нас с тобой ))) Я вот думаю, мож наша миссия как раз в том, чтобы остаться "совками" и передать что-то из тех времен людям, которые не будет видеть дальше блогов)
Та я то причем? Я ж не блогер. я комментатор. И такой... так себе. А скоро сама жизнь все по местам расставит. Знаний не хватает людям катастрофически. Спецов нету!!!! нету!!!! На работу приходят либо амбициозные бараны с дипломом экономиста, либо просто бараны. А на начальное звено баранов учить бесперспективно, амбициозные просто не идут- з/п маленькая, отыскать материал, из которого вырастет спец-задача огого. А потом этот мпец научился, нахватался и сука пошел блогерством заниматься...
PS. Вспомнил, что где-то читал высказывание одного опытного моряка о Газманове. Он с сожалением произнес-вот ведь тоже в прыгалки ушел, а ведь мог человеком стать. Перспективный был моряк
лошьё, типа меня, скопировали этот знак в ворд, увеличили и выяснили, что это зачеркнутый знак (с). но и это не помогло расшифровать глубинный смысл послания...
Когда-то давно предсказывали, что театры и кино исчезнут с появлением телевидения. Не случилось) Так и тут, думаю, ничего страшного не произойдёт. О новостях я предпочитаю узнавать в официальных изданиях, стараюсь просматривать в нескольких, чтобы видеть разные точки зрения. А вот разным блогам я не очень доверяю, могу зайти единожды, если там есть какая-то актуальная информация по новым событиям, или узнать чьё-то стороннее мнение, но во второй раз зайду едва ли. Этот блог - единственный, который я просматриваю постоянно. Здесь душевно и очень интересно, хоть и стесняюсь часто что-то писать в комментариях) Соц.сети всё-таки для развлечения и от наличия большого количества свободного времени. Когда времени мало, хочется получить выжимку последних новостей и идти дальше. По мне, блоги всё-таки создаются в первую очередь для самого автора, чтобы было место, где можно высказаться или поделиться своим творчеством, услышать какую-то обратную связь. Когда страницы становятся только средством заработка, они перестают быть интересными. Для меня, по крайней мере)
Ну, заголовок я громковат сделал, привычка. Понятно, что винтажные газеты еще лет 100 будут существовать, но тот же театр взять: какова была его аудитория 200 лет назад и сейчас? Я думаю, в относительных цифрах там катастрофическое падение (я не говорю в данном случае про художественную ценность театра). Кино как жанр не исчезло, но тот же телек теряет аудитории стремительно.
Цитата
Этот блог - единственный, который я просматриваю постоянно.
Вот... А Сиплый там меня пытает, зачем я пишу))) Спасибо, Марина
Цитата
По мне, блоги всё-таки создаются в первую очередь для самого автора, чтобы было место, где можно высказаться или поделиться своим творчеством, услышать какую-то обратную связь. Когда страницы становятся только средством заработка, они перестают быть интересными
Ну в целом, можно выдерживать баланс, зависит, наверное, от жадности автора. Если выжимать из ситуации 100%, то да, читатели почувствуют, скурвился. Если зарабатывать на жисть без нахрапа, то по идее, ничто не мешает оставаться собой.
но тот же театр взять: какова была его аудитория 200 лет назад и сейчас? Я думаю, в относительных цифрах там катастрофическое падение (я не говорю в данном случае про художественную ценность театра)
Не знаю, как в других городах, но в Перми большинство спектаклей проходят при полных залах, а билеты на них расходятся как горячие пирожки. Это не смотря на то, что билет в театр стоит в разы дороже билета в кино или абон.платы за интернет. То есть люди осознанно туда идут, а не от отсутствия альтернативы. Сравнивать с тем, что было 200 лет назад мне сложно, т.к. возможностью сходить в театр обладали не все. Но и сейчас для многих сходить на спектакль - это определенное событие. Может быть, конечно, я сужу только по своему окружению, но заполненные залы говорят сами за себя)
Цитата
Если зарабатывать на жисть без нахрапа, то по идее, ничто не мешает оставаться собой.
Согласна, что может быть лучше, чем заниматься любимым делом, и получать за это деньги)
Не знаю, как в других городах, но в Перми большинство спектаклей проходят при полных залах, а билеты на них расходятся как горячие пирожк
Тут не спорю, в Москве такая же ерунда, просто в процентном отношении сколько часов средний житель России проводит в театре и сколько за просмотром сериалов и телека? Не знаю, но думаю там пропасть адская.
Артем, с театром не совсем удачный пример, потому что 200 лет назад в театры ходила только избранная публика. И если сравнивать проценты, то сейчас как раз показатели-то повыше будут. Что касается того, вытеснят ли блогеры СМИ? Думаю, нет. Люди быстро наиграются в фанатов личности. И "что я думаю" сместится в сторону "что случилось". И все вернется к тому, что блогеры разбегутся под крылья изданий.
Насчет театра не уверен, но кажется мне, что его общий культурный вклад за последнее время упал в разы. Театр не всегда только для избранных был, были и постановки попроще, и сельские театры, но даже если человек не мог попасть на спектакль, публиковались пьесы, их читали и они определяли умы. Больше это имел в виду. А сейчас, я думаю, умы формирует ютуб ) Не факт, что это фатально, может быть, действительно, наиграются и пойдут вглыбь и ширь, но ощущение некоторого обыдления присутствует
По поводу блогов: они тоже будут меняться. Когда люди устанут от личностей, будут писать более нейтрально, будут блоги, ведомые коллективами авторов, тематические, узкоспециализированные.
Тут дело-то вот в чем: раньше СМИ помимо создания материала имели почти монополию на его дистрибуцию. А сейчас это резко изменилось - любой может бросить им перчатку. И понятно, что большинство просто ведут дневник и графоманят, но ничто не мешает появлятсья и вполне серьезным ресурсам. Пример с бывшей Лентой.ру показателен: ушли в соцсети и все.
Ты считаешь, что это плохо? Я просто не могу уловить твой посыл. Чувствуется грусть и некоторое раздражение, хотя формально все гладко. Ты переживаешь за СМИ? Я вот, знаешь, даже хочу, чтобы они умерли, чтобы народ соскучился по ним, чтобы снова возникла потребность - и тогда они воскреснут. В новом формате и с новыми силами. Ну как перезагрузка.