Когда завелся трехцилиндровый мотор, я почувствовал себя
пилотом газонокосилки: тарахтение, вибрации, а через минуту - оцепенение от того,
насколько «неправильные» здесь органы управления.
Smart – автомобиль-парадокс. Его длина всего 2,5 метра и его можно
загнать в парковочный слот поперек, не притязая на территорию соседей. Но парковаться
на нем в некотором смысле сложнее, чем на моем «Ситроене» и даже на монстроузном
Infiniti QX56!
Когда мне сказали, что руль тут без гидроусилителя – я посмеялся:
машина весит 800 килограммов, двигатель сзади, так что отсутствие помощника не
должно ощущаться. Как бы не так: рулевая рейка «длинная», так что вертеть
баранку нужно на приличные углы, а на малом ходу она довольно тугая и требует
двух рук. Но это еще полбеды, а вот роботизированная коробка передач совершенно
не умеет дозировать движение мало-помалу: какое-то время машина тупит, а затем
берет с места достаточно бодро. Поэтому для действительно ювелирной парковки я
бы стократ предпочел механику и обычное сцепление, которым можно «подтравить»
любую скорость.
Конечно, «Смарт» спасает его миниатюрность: даже если
оставить до бордюра метр, вы не вылезете за габарит Chevrolet Spark, который притерся к
препятствию вплотную. Заднего парктроника нет, но и не надо: оглянувшись, можно
дотянуться до заднего стекла рукой.
Свесов у Smart практически нет,
колесная база – микроскопическая, а посему нужно выработать у себя привычку
крутить руль раньше и резче, чем на обычной машине – увод кузова почти не
чувствуется. В общем, в действительно тесных местах он может творить чудеса,
другое дело, где бы их найти, эти по-настоящему тесные места? За его рулем
любая парковка выглядит как квартира глазами ребенка: ухххх, раздолье!
Для водителя и единственного пассажира Smart не ощущается тесным, и сравним с малолитражкам
A- и B-класса. Я даже не использовал полный
вылет сиденья, что позволило чуть-чуть увеличить объем багажника. Оформление
салона, если честно, напоминает компакты 90-х годов, вроде Renault Twingo: вроде бы пытались
сделать с фантазией, но в целом ощущения шика или хай-тека нет. Панель приборов
обтянута тканью, пластик дешевенький, управление климатом напоминает недорогие
магнитофоны (тоже из 90-х).
Багажник, кстати, тоже не такой уж маленький: в него без
труда поместилось все съемочное оборудование, так что для повседневной поклажи
его достаточно. А вот схема открывания непривычная: сначала поднимается стекло,
а если получившегося лаза недостаточно, можно откинуть задний борт, но делать
это нужно двумя свободными руками. Неудобно.
А как он надрывно тарахтит на холостом ходу – это
обстоятельство, даже больше чем его габариты, навевает ассоциации с
мотороллером. Нас ждет испытание городом, а потом и загородной трассой. Сколько,
интересно, мы выжмем из этой блохи?
В городе Smart
король, и понятие «чувство локтя» обретает новый смысл. Ты как будто
протискиваешься через толпу, работая локтями, и всех раздражая. Многие его не
видят и стараются перестроиться перед ним, полагая, что четырехколесный мопед
все равно быстрее 60 км/час е поедет. Как бы не так: тут литровый турбомотор на
84 л.с., так что по динамике «Смарт» обставит большинство разморенных иномарок,
а дальше начинает работать его «узость». Он уверенно встает в правый ряд, и
едет, едет, едет… Слева мелькают борта троллейбусов и колеса грузовиков, а он
едет. Иногда образуется просвет слева, и «Смарт», словно черная шашка, делает
ход наискосок, потом обратно, и снова едет и едет. Его неуемную кинетику отрезвляет
лишь робот, который долго шурудит гидравликой, а иногда забавно раскачивает
короткобазную машину, словно детскую лошадку.
Конечно, не всем нравится его прыткость. Нет-нет, да и
повиснет на хвосте какой-нибудь ксеноновый монстр, и если появится приличный
прямик, непременно «дернет» тебя. Но в гуще потока обгонать Smart довольно тяжело. Это ведь «Ока»,
но еще более юркая и в два раза более мощная.
У разработчиков, видимо, не было иного варианта, как сделать
подвеску довольно жесткой, ведь машина «узкоколейная» и относительно высокая.
Поэтому на ходу «Смарт» напоминает шарик для настольного тенниса, реагируя на
любые трещинки, и боясь крупных неровностей, которые доводят его до судорог.
Но мы уже на границе города, и картина становится все более
сюрреалистичной. Представьте, как по загородной трассе между фур и «Газелей»
катится это сферическое тело. И катится, кстати, на удивление достойно:
скорость 100 км/час дается ему без напряжения, 120 км/час – тоже. Что еще
поразительней, в салоне довольно тихо.
Но на 140 км/час Андрей Винников уже спросил, не мщу ли я
ему за что-то, ибо стало страшновато. Smart реагирует на порывы ветра, колеи, но больше всего я опасался
выбоин, которые, кажется, уничтожат его подвеску и вышвырнут автомобиль с
дороги. Может быть, на деле оно не так критично, но подсознательно ты боишься таких
скоростей, несмотря на наличие неотключаемой системы стабилизации.
Ты вообще боишься отжигать, ведь Smart может перевернуться. А в поворотах
достает пустой и неинформативный руль, а еще – странная, тугая настойка педали
тормоза. Крены начинают пугать раньше скрипа шин, потом Smart скользит передком и моргает
лампочкой системы стабилизации. Признаться, я не стал слишком усердствовать –
страшновато. Ну и довершает картину работа «робота», который может затеять
переключение в середине поворота, полностью лишив тебя тяги. Нет, это полный
антоним тому, что мы привыкли называть «драйверской» машиной – «Жигули» и то
азартнее.
Впрочем, на 100-110 км/час он едет вполне уверенно, и мы
даже обогнали несколько автомобилей. Но рассчитывать дистанцию для маневра
нужно с особой тщательностью: каждое опережение Smart выполняет на пределе возможностей
и «доускориться» в середине обгона уже не удастся.
Скоро Smart
придет в России официально, и будет продавать свои машины через дилерскую сеть Mercedes-Benz. В целом, это хорошая новость – а почему
бы и нет?
Но после тест-драйва я спросил себя: если оставить только
два варианта ответов – «Да» или «Нет», чтобы я сказал про Smart? И я бы сказал… Я бы сказал… Вы
знаете, что я люблю компактные машины, но я бы сказал «Нет».
В нем есть какой-то непростительный парадокс. Маленькая
машина должна быть легкой, интуитивной, женственной в управлении. Чтобы в нее
можно было сесть, как в электрокар, нажать педаль и непринужденно унестись
вдаль. А Smart отнюдь
не такой: он требует усилий, сосредоточенности, внимательности, и это рушит концепцию.
Какой смысл покупать удобство габаритов, если оно не дополнено удобством управления?
Конечно, если бы проблемы с парковкой достигли бы таких
масштабов, что стандартный парковочный слот уменьшился бы до 1,5 х 3,5 м, в «Смарте»
появился бы резон, но пока минусы перевешивают.
Этот автомобиль 2007 года обошелся в 400 тысяч рублей: за эти
деньги можно взять почти новый Peugeot
107 или Citroen C1, свежую
Skoda Fabia и
много чего еще. Они чуть проиграют «Смарту» в компактности, но многократно
опередят его по остальным качествам, и не только за счет наличия второго ряда
сидений.
А новый Smart
будет стоить от 640 тысяч рублей. Наверняка найдутся фанаты, но если уж
выбирать второй автомобиль для жены или себя за эти деньги, я бы остановился на
Fiat 500 или топовом Kia Picanto. Потому что на них
действительно приятно ездит, а к «Смарт» я так и не привык. Увы.
_________________________________________________________________________
Такой минимализм можно простить действительно недорогой машине, но Smart отнюдь не бюджетен _________________________________________________________________________ Прозрачная крыша с тонировкой _________________________________________________________________________ Управление микроклиматом _________________________________________________________________________ Кресла вполне взрослые и вполне удобные _________________________________________________________________________ Шины разной размерности и отсутствие запаски - минус для российских условий _________________________________________________________________________ Машина маленькая, а двери - огромные _________________________________________________________________________ Вот так выглядит Smart в момент долива технических жидкостей (двигатель у него сздали, а под фальш-капотом - только бачки)
_________________________________________________________________________ Можно открыть только стекло...
_________________________________________________________________________ ... а можно и борт, но для этого нужно нажать на два стопора по краям одновременно
_________________________________________________________________________
Вот что стало с моей мечтой о "Смарте"
|